Уважаемые коллеги! Хочу напомнить вам, что вчера, 26 апреля, мы прожили очередную годовщину Чернобыльской катастрофы, случившейся 34 года назад, последствия которой ещё далеко не изжиты. Если бы не героизм пожарных и ликвидаторов, эти последствия могли бы быть неизмеримо тяжелее. Потому мы всегда будем помнить подвиг советских людей, своими телами прикрывших человечество от ядерной бури, наших соотечественников, жертв Чернобыля. Другое событие, пришедшееся на вчерашний день, не так известно. О ней нам напомнил думский Комитет по делам СНГ. 26 апреля 1954 года Верховным Советом СССР был принят закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», который завершал процесс незаконного отторжения Крыма из состава Российской федерации и его передачи в состав Украинской ССР. Окончательно была оформлена и юридически закреплена вопиющая несправедливость, конец которой был положен нами только в 2014 году. Оба эти события, на первый взгляд, ничем между собой не связанные, таили в себе мощный разрушительный потенциал. Чернобыль стал одним из детонаторов разрушения СССР, а передача Крыма — заложила бомбу замедленного действия под российско-украинские отношения. Конечно, скорее всего, и Советский Союз распался бы даже без Чернобыля, и современная Украина нашла бы повод поссориться с Россией не из-за Крыма, а из-за чего-нибудь другого — из-за тех же Ростовской области и Краснодарского края, например. Но оба эти события, несомненно, носили деструктивный характер, полностью проявившийся не сразу, а спустя годы. Но это всё - вчера. Сегодня же наше заседание проходит в День российского парламентаризма. Этот день мы имеем полное право считать своим профессиональным праздником. Ведь мы с вами хорошо знаем, что законодатель, парламентарий - это важная и ответственная профессия. И должны делать всё от нас зависящее, чтобы и наши граждане в этом не сомневались. День парламентаризма — хороший повод для того, чтобы вспомнить о наших предшественниках, заложивших основы нашей деятельности, отметить те вехи, которые прошло в своём развитии народное представительство в России и, в частности, в Крыму, посмотреть на его дальнейшие перспективы. Народоправство и народное представительство имеют в нашей стране глубокие корни. Предтечей современного российского парламентаризма можно считать вечевые собрания и Земские соборы, характерные для киевского и московского периодов средневековой Руси. В условиях господства крепостного права эти традиции оказались прерваны, но они не были забыты. И практически сразу же после того, как крепостничество было упразднено, видное место в социально-политической жизни Российской империи заняли органы всесословного представительства — земства. Именно земства стали школойместного самоуправления, в их недрах во второй половине XIX – начале XX веков зарождались основы современного отечественного парламентаризма. Следующим этапом его развития стала деятельность в 1906-1917 годах дореволюционной Государственной Думы- первого российского парламента. Отмечу, что во всех четырёх созывах Госдумы имперского периода активно работали депутаты-крымчане, такие как выдающиеся общественные и политические деятели Соломон Крым и Владимир Оболенский,директор Феодосийского общественного банка Александр Новиков, народоволец Владимир Винберг и многие другие. Депутаты Государственной думы, представлявшие Таврическую губернию, внесли немалый вклад в дело развития российского парламентаризма. Революционные события 1917 года прервали эту эволюцию, кардинально перелицевали политическую систему страны. Были преобразованы и принципы организации и функционирования законодательной власти, формой которых стали Советы. Но и в рамках советских представительных органов традиции парламентаризма продолжали существовать и развиваться. Это был оригинальный путь развития, но именно он придал современному российскому парламентаризму ту уникальную специфику, которая отличает его от классических парламентов. В условиях назревшего в мире кризиса парламентаризма, это, скорее, позитивное качество, открывающее перед отечественным народным представительством перспективы для дальнейшего совершенствования. Оно недоступно законодателям из тех стран, которые принято называть «передовыми». Они по инерции всё пытаются нас поучать, а им впору у нас учиться, пока ещё не поздно. Современная Государственная Дума Российской Федерации была учреждена в 1993 году. На её долю выпал свой, непростой и во многом неповторимый, этап развития российского парламентаризма. Он совпал с глубочайшим политическим и экономическим кризисом, поставившим на повестку дня вопрос о дальнейшем существовании единого и независимого российского государства. И ответ был дан утвердительный: Россия преодолела тенденцию к сползанию в пропасть и сейчас, несмотря на яростные попытки затормозить её движение, уверенно наращивает свою мощь и влияние в мире. Этот этап далеко не исчерпан. И мы с вами видим, как на наших глазах, при нашем непосредственном участии, Госдума получает второе дыхание, становится полноценным центром политической жизни страны. Начатая в России политическая реформа должна поднять авторитет представительных органов власти, укрепить их связь с обществом, вызвать всплеск социально-политической активности российских граждан. Именно эти моменты обрисовывают дальнейшие перспективы развития российского парламентаризма. Уважаемые коллеги, в этот праздничный день нам следует вспомнить и о том, что у нас свой уникальный опыт в деле организации и осуществления народного представительства. Нам есть чем гордиться и чем поделиться со своими коллегами-депутатами из других субъектов Федерации, а также — федеральных органов власти. Начну с того, что ещё на излёте существования СССР Крымский областной Совет стал инициатором первого в советской истории всенародного голосования. Именно с момента всекрымского голосования 20 января 1991 года, в результате которого крымчане восстановили свою автономию, слово «Крым» стало неотрывно связано со словом «референдум». Наша современная республика родилась предельно демократическим и легитимным образом: на основании всеобщего, свободного и равного волеизъявления крымчан. Это дало нам возможность отбросить изживший себя принцип «каждой национальности — по государственности». В крымских условиях его применение означало бы политическое распыление общества и поставило бы нас на порог межнационального конфликта. Мы пошли другим путём, что позволило нам сохранить Крым целостным и избежать его превращение в «горячую точку». Процесс, начатый в январе 1991 года, привёл к складыванию уникального, многонационального, политически монолитного крымского регионального сообщества, подтвердившего на практике свою способность выступать как субъект политики, отстаивать свои интересы, защищать свои принципы, доводить до реализации свои политические цели. Для нас с вами, особенно в контексте сегодняшней памятной даты, принципиально важно, что политическая деятельность крымского регионального сообщества осуществлялась исключительно правовым путём, преимущественно парламентскими методами. Поскольку украинскую страницу крымской истории мы решительно и бесповоротно перевернули, можно подвести итог развития крымского парламентаризма в этот период. За 23 «украинских» года у нас было всякое: менялся кадровый состав Верховного Совета, его формировали представители различных партий и общественно-политических движений, менялся, и не раз, порядок комплектования крымского парламента. Но главное — удалось сохранить связь со своими избирателями, умение поступать в соответствии с их наказами, с их политической волей.
Несомненно, наивысшей точкой развития крымского парламентаризма, его проверкой на прочность, стали события Крымской весны, и крымские парламентарии её выдержали.
Чего, кстати, нельзя сказать о наших коллегах из областных Советов украинских регионов, а также - депутатах Верховной Рады Украины. Ни одна из этих структур не осталась верна Основному Закону страны. А если речь идёт о региональных парламентах юго-восточных областей, то они ещё и фактически предали своих избирателей, поскольку лишили их легитимной возможности Сопротивления антигосударственному перевороту, осуществлённому экстремистами и неонацистами в Киеве.
Только Верховный Совет Автономной Республики Крым и городской совет Севастополя сумели занять в той кризисной ситуации принципиальную позицию. Именно этот путь позволил нам сохранить мир и стабильность в Крыму и, в итоге, привёл нас в состав Российской Федерации. Нам удалось обеспечить легитимный процесс возвращения нашего полуострова в Россию, что соответствовало желаниям нескольких поколений крымчан, всегда считавших, что наше отторжение от Российской Федерации — результат глупого случая, несуразного стечения обстоятельств. Мы исправили эту ошибку. И вновь — важную роль в этом сыграл республиканский парламент.
В 2014 году опыт крымского парламентаризма приобрёл всемирно-историческое значение. За нами тогда, без преувеличения, наблюдал весь мир. И пусть многие наблюдали за крымскими событиями сквозь искривлённые линзы, в которых белое виделось чёрным и наоборот. Правда о Крымской весне, рано или поздно, обязательно восторжествует. Этого не хотят и боятся те, для кого крымский опыт подлинного демократизма, следования исторической справедливости, способности народа самому решать свою судьбу — смертельно опасен. Но мы видим, как слабеет их хватка, как всё чаще и настойчивее мировые процессы выскальзывают из-под их контроля. Развитие мировых политических процессов ускоряется.
И мы с вами должны чутко ощущать веление времени, чтобы достойно продолжать лучшие традиции крымского парламентаризма. Теперь — как парламентаризма российского. Наша интеграция в российское политико-правовое пространство прошла стремительно как в силу нашего горячего желания поскорее полноценно вернуться в Россию, так и в виду того огромного политического опыта, который был накоплен крымскими парламентариями за предшествующие годы и десятилетия.
Теперь, как полноценный и полноправный субъект Российской Федерации, мы активно участвуем в стартовавшей в стране политической реформе, воздействуем на принятие решений, определяющих то, какой быть России завтра и послезавтра в неспокойном, быстро меняющемся мире. Нам ещё немало предстоит сделать, немало трудностей преодолеть. Наша уверенность в том, что всё у нас получится, базируется на прочной связи наших представительных органов с обществом, приобретённом за последние годы умении объединять усилия для достижения поставленных целей. Так было в дни Крымской весны,так мы преодолевали энергоблокаду, так боремся с коронавирусом. И эту напасть обязательно победим, после чего — вернёмся к полноценной работе по преобразованию Крыма, превращению его в образцовый российский регион. Убеждён, что опираясь на отечественный опыт парламентаризма, в том числе и наработанный в Крыму, мы сумеем построить общество, в котором социальная активность граждан будет сочетаться с высоким профессионализмом власти, с общим чувством ответственности людей перед законом и народных избранников — перед своими избирателями, перед своей страной, её будущим. В этом направлении нам с вами развивать народное представительство, таким содержанием его наполнять. С Днём российского парламентаризма, дорогие коллеги!
Уважаемые коллеги! Хочу напомнить вам, что вчера, 26 апреля, мы прожили очередную годовщину Чернобыльской катастрофы, случившейся 34 года назад, последствия которой ещё далеко не изжиты. Если бы не героизм пожарных и ликвидаторов, эти последствия могли бы быть неизмеримо тяжелее. Потому мы всегда будем помнить подвиг советских людей, своими телами прикрывших человечество от ядерной бури, наших соотечественников, жертв Чернобыля. Другое событие, пришедшееся на вчерашний день, не так известно. О ней нам напомнил думский Комитет по делам СНГ. 26 апреля 1954 года Верховным Советом СССР был принят закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», который завершал процесс незаконного отторжения Крыма из состава Российской федерации и его передачи в состав Украинской ССР. Окончательно была оформлена и юридически закреплена вопиющая несправедливость, конец которой был положен нами только в 2014 году. Оба эти события, на первый взгляд, ничем между собой не связанные, таили в себе мощный разрушительный потенциал. Чернобыль стал одним из детонаторов разрушения СССР, а передача Крыма — заложила бомбу замедленного действия под российско-украинские отношения. Конечно, скорее всего, и Советский Союз распался бы даже без Чернобыля, и современная Украина нашла бы повод поссориться с Россией не из-за Крыма, а из-за чего-нибудь другого — из-за тех же Ростовской области и Краснодарского края, например. Но оба эти события, несомненно, носили деструктивный характер, полностью проявившийся не сразу, а спустя годы. Но это всё - вчера. Сегодня же наше заседание проходит в День российского парламентаризма. Этот день мы имеем полное право считать своим профессиональным праздником. Ведь мы с вами хорошо знаем, что законодатель, парламентарий - это важная и ответственная профессия. И должны делать всё от нас зависящее, чтобы и наши граждане в этом не сомневались. День парламентаризма — хороший повод для того, чтобы вспомнить о наших предшественниках, заложивших основы нашей деятельности, отметить те вехи, которые прошло в своём развитии народное представительство в России и, в частности, в Крыму, посмотреть на его дальнейшие перспективы. Народоправство и народное представительство имеют в нашей стране глубокие корни. Предтечей современного российского парламентаризма можно считать вечевые собрания и Земские соборы, характерные для киевского и московского периодов средневековой Руси. В условиях господства крепостного права эти традиции оказались прерваны, но они не были забыты. И практически сразу же после того, как крепостничество было упразднено, видное место в социально-политической жизни Российской империи заняли органы всесословного представительства — земства. Именно земства стали школойместного самоуправления, в их недрах во второй половине XIX – начале XX веков зарождались основы современного отечественного парламентаризма. Следующим этапом его развития стала деятельность в 1906-1917 годах дореволюционной Государственной Думы- первого российского парламента. Отмечу, что во всех четырёх созывах Госдумы имперского периода активно работали депутаты-крымчане, такие как выдающиеся общественные и политические деятели Соломон Крым и Владимир Оболенский,директор Феодосийского общественного банка Александр Новиков, народоволец Владимир Винберг и многие другие. Депутаты Государственной думы, представлявшие Таврическую губернию, внесли немалый вклад в дело развития российского парламентаризма. Революционные события 1917 года прервали эту эволюцию, кардинально перелицевали политическую систему страны. Были преобразованы и принципы организации и функционирования законодательной власти, формой которых стали Советы. Но и в рамках советских представительных органов традиции парламентаризма продолжали существовать и развиваться. Это был оригинальный путь развития, но именно он придал современному российскому парламентаризму ту уникальную специфику, которая отличает его от классических парламентов. В условиях назревшего в мире кризиса парламентаризма, это, скорее, позитивное качество, открывающее перед отечественным народным представительством перспективы для дальнейшего совершенствования. Оно недоступно законодателям из тех стран, которые принято называть «передовыми». Они по инерции всё пытаются нас поучать, а им впору у нас учиться, пока ещё не поздно. Современная Государственная Дума Российской Федерации была учреждена в 1993 году. На её долю выпал свой, непростой и во многом неповторимый, этап развития российского парламентаризма. Он совпал с глубочайшим политическим и экономическим кризисом, поставившим на повестку дня вопрос о дальнейшем существовании единого и независимого российского государства. И ответ был дан утвердительный: Россия преодолела тенденцию к сползанию в пропасть и сейчас, несмотря на яростные попытки затормозить её движение, уверенно наращивает свою мощь и влияние в мире. Этот этап далеко не исчерпан. И мы с вами видим, как на наших глазах, при нашем непосредственном участии, Госдума получает второе дыхание, становится полноценным центром политической жизни страны. Начатая в России политическая реформа должна поднять авторитет представительных органов власти, укрепить их связь с обществом, вызвать всплеск социально-политической активности российских граждан. Именно эти моменты обрисовывают дальнейшие перспективы развития российского парламентаризма. Уважаемые коллеги, в этот праздничный день нам следует вспомнить и о том, что у нас свой уникальный опыт в деле организации и осуществления народного представительства. Нам есть чем гордиться и чем поделиться со своими коллегами-депутатами из других субъектов Федерации, а также — федеральных органов власти. Начну с того, что ещё на излёте существования СССР Крымский областной Совет стал инициатором первого в советской истории всенародного голосования. Именно с момента всекрымского голосования 20 января 1991 года, в результате которого крымчане восстановили свою автономию, слово «Крым» стало неотрывно связано со словом «референдум». Наша современная республика родилась предельно демократическим и легитимным образом: на основании всеобщего, свободного и равного волеизъявления крымчан. Это дало нам возможность отбросить изживший себя принцип «каждой национальности — по государственности». В крымских условиях его применение означало бы политическое распыление общества и поставило бы нас на порог межнационального конфликта. Мы пошли другим путём, что позволило нам сохранить Крым целостным и избежать его превращение в «горячую точку». Процесс, начатый в январе 1991 года, привёл к складыванию уникального, многонационального, политически монолитного крымского регионального сообщества, подтвердившего на практике свою способность выступать как субъект политики, отстаивать свои интересы, защищать свои принципы, доводить до реализации свои политические цели. Для нас с вами, особенно в контексте сегодняшней памятной даты, принципиально важно, что политическая деятельность крымского регионального сообщества осуществлялась исключительно правовым путём, преимущественно парламентскими методами. Поскольку украинскую страницу крымской истории мы решительно и бесповоротно перевернули, можно подвести итог развития крымского парламентаризма в этот период. За 23 «украинских» года у нас было всякое: менялся кадровый состав Верховного Совета, его формировали представители различных партий и общественно-политических движений, менялся, и не раз, порядок комплектования крымского парламента. Но главное — удалось сохранить связь со своими избирателями, умение поступать в соответствии с их наказами, с их политической волей. Несомненно, наивысшей точкой развития крымского парламентаризма, его проверкой на прочность, стали события Крымской весны, и крымские парламентарии её выдержали. Чего, кстати, нельзя сказать о наших коллегах из областных Советов украинских регионов, а также - депутатах Верховной Рады Украины. Ни одна из этих структур не осталась верна Основному Закону страны. А если речь идёт о региональных парламентах юго-восточных областей, то они ещё и фактически предали своих избирателей, поскольку лишили их легитимной возможности Сопротивления антигосударственному перевороту, осуществлённому экстремистами и неонацистами в Киеве. Только Верховный Совет Автономной Республики Крым и городской совет Севастополя сумели занять в той кризисной ситуации принципиальную позицию. Именно этот путь позволил нам сохранить мир и стабильность в Крыму и, в итоге, привёл нас в состав Российской Федерации. Нам удалось обеспечить легитимный процесс возвращения нашего полуострова в Россию, что соответствовало желаниям нескольких поколений крымчан, всегда считавших, что наше отторжение от Российской Федерации — результат глупого случая, несуразного стечения обстоятельств. Мы исправили эту ошибку. И вновь — важную роль в этом сыграл республиканский парламент. В 2014 году опыт крымского парламентаризма приобрёл всемирно-историческое значение. За нами тогда, без преувеличения, наблюдал весь мир. И пусть многие наблюдали за крымскими событиями сквозь искривлённые линзы, в которых белое виделось чёрным и наоборот. Правда о Крымской весне, рано или поздно, обязательно восторжествует. Этого не хотят и боятся те, для кого крымский опыт подлинного демократизма, следования исторической справедливости, способности народа самому решать свою судьбу — смертельно опасен. Но мы видим, как слабеет их хватка, как всё чаще и настойчивее мировые процессы выскальзывают из-под их контроля. Развитие мировых политических процессов ускоряется. И мы с вами должны чутко ощущать веление времени, чтобы достойно продолжать лучшие традиции крымского парламентаризма. Теперь — как парламентаризма российского. Наша интеграция в российское политико-правовое пространство прошла стремительно как в силу нашего горячего желания поскорее полноценно вернуться в Россию, так и в виду того огромного политического опыта, который был накоплен крымскими парламентариями за предшествующие годы и десятилетия. Теперь, как полноценный и полноправный