Деятельность некоммерческих организаций-«грантоедов», признанных иностранными агентами, как известно, находится под строгим контролем государства. В то же время не меньше внимания уделяется и социально ориентированным НКО. В отличие от первых они вправе рассчитывать на государственную поддержку. Кто и как может ее получить в Крыму, должен определить специальный закон. Его проект сейчас активно обсуждается в крымском парламенте в нулевом чтении. Головным в подготовке законопроекта выступает Комитет Государственного Совета РК по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления. Его председатель Ефим Фикс провел совещание с участием представителей Общественной палаты РК, Прокуратуры Крыма, Правового управления Государственного Совета РК, которые вынесли свой вердикт документу. Правки, предложенные Государственно-правовым управлением РФ, в него уже внесены, и положительное заключение получено, отметил Е. Фикс. Тем не менее обсуждение законопроекта в Госсовете РК вылилось в интересную дискуссию.
В Крыму зарегистрировано 1517 некоммерческих общественных организаций. В уставе практически каждой из них есть положения, дающие основания рассчитывать на государственную поддержку. В законопроекте предусмотрено, что она может быть имущественной, информационной, консультационно-методической, профессиональной (повышение квалификации и подготовка кадров), а также финансовой. Желающих воспользоваться этим, судя по практике прошлых лет, окажется немало. В то же время хорошо известно, из общественных организаций реальную деятельность ведут только 3—5%, но гранты, как правило, хотят получать все.
Участники совещания приводили примеры, как зарегистрированная тремя гражданами организация, не имеющая ни офиса, ни имущества и ведущая какую-то деятельность только «на бумаге», получала бюджетные средства, которые оседали в карманах учредителей. Чтобы исключить в будущем такую возможность, законопроект предусматривает создание реестра социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки. Порядок его ведения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ст. 5 проекта закона четко определены виды деятельности, которые поддерживаются государством. К ним относятся социальная защита граждан; охрана окружающей среды и защита животных; оказание юридической помощи и правовое просвещение населения; проекты в области образования, науки, культуры, здравоохранения, патриотического воспитания; развитие межнационального сотрудничества; социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов и др.
Действие закона не распространяется на государственные корпорации и компании, политические партии, религиозные организации и профсоюзы.
Важно, что помощь государства выражается и в предоставлении льгот по налогам, сборам как социально ориентированным организациям, так и юридическим лицам, оказывающим им материальную поддержку.
И все же у участников совещания возник вопрос, как будет решаться, кому именно из более чем полутора тысяч организаций оказывать поддержку? Большинство выступило за то, что решение о финансировании должно приниматься на конкурсной основе.
Зашла речь и о необходимости общественного контроля, но пока неясны его механизмы. Остается немало и других нюансов, которые еще предстоит детально обсудить.
Л. РАДЕВА
Фото А. ШЕМЕТАСА.
Деятельность некоммерческих организаций-«грантоедов», признанных иностранными агентами, как известно, находится под строгим контролем государства. В то же время не меньше внимания уделяется и социально ориентированным НКО. В отличие от первых они вправе рассчитывать на государственную поддержку. Кто и как может ее получить в Крыму, должен определить специальный закон. Его проект сейчас активно обсуждается в крымском парламенте в нулевом чтении. Головным в подготовке законопроекта выступает Комитет Государственного Совета РК по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления. Его председатель Ефим Фикс провел совещание с участием представителей Общественной палаты РК, Прокуратуры Крыма, Правового управления Государственного Совета РК, которые вынесли свой вердикт документу. Правки, предложенные Государственно-правовым управлением РФ, в него уже внесены, и положительное заключение получено, отметил Е. Фикс. Тем не менее обсуждение законопроекта в Госсовете РК вылилось в интересную дискуссию. В Крыму зарегистрировано 1517 некоммерческих общественных организаций. В уставе практически каждой из них есть положения, дающие основания рассчитывать на государственную поддержку. В законопроекте предусмотрено, что она может быть имущественной, информационной, консультационно-методической, профессиональной (повышение квалификации и подготовка кадров), а также финансовой. Желающих воспользоваться этим, судя по практике прошлых лет, окажется немало. В то же время хорошо известно, из общественных организаций реальную деятельность ведут только 3—5%, но гранты, как правило, хотят получать все. Участники совещания приводили примеры, как зарегистрированная тремя гражданами организация, не имеющая ни офиса, ни имущества и ведущая какую-то деятельность только «на бумаге», получала бюджетные средства, которые оседали в карманах учредителей. Чтобы исключить в будущем такую возможность, законопроект предусматривает создание реестра социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки. Порядок его ведения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В ст. 5 проекта закона четко определены виды деятельности, которые поддерживаются государством. К ним относятся социальная защита граждан; охрана окружающей среды и защита животных; оказание юридической помощи и правовое просвещение населения; проекты в области образования, науки, культуры, здравоохранения, патриотического воспитания; развитие межнационального сотрудничества; социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов и др. Действие закона не распространяется на государственные корпорации и компании, политические партии, религиозные организации и профсоюзы. Важно, что помощь государства выражается и в предоставлении льгот по налогам, сборам как социально ориентированным организациям, так и юридическим лицам, оказывающим им материальную поддержку. И все же у участников совещания возник вопрос, как будет решаться, кому именно из более чем полутора тысяч организаций оказывать поддержку? Большинство выступило за то, что решение о финансировании должно приниматься на конкурсной основе. Зашла речь и о необходимости общественного контроля, но пока неясны его механизмы. Остается немало и других нюансов, которые еще предстоит детально обсудить. Л. РАДЕВА Фото А. ШЕМЕТАСА.