На минувшей сессии Государственного Совета Крыма принят Закон РК «Об образовании». Однако споры в обществе не утихают. Крымчане продолжают дискутировать — нужно ли изучать три государственных языка (русский, крымско-татарский, украинский) или достаточно знать один. Окончательный вариант редакции закона продиктован здравым смыслом и результатами социологических опросов — три четверти родителей школьников высказались за свободный выбор, без навязывания. Не обошлось без полемики и общение членов Комитета Госсовета РК по образованию, науке, молодежной политике и спорту. Ни его глава Владимир Бобков, ни депутаты Госсовета, ни приглашенные на заседание чиновники и общественники не отрицают того факта, что государственные языки Крыма необходимо популяризировать. Издавать книги на украинском и крымско-татарском, открывать курсы и факультативы для желающих изучить язык ближайших соседей, готовить педагогов, которые смогут преподавать эти предметы, знакомить подрастающее поколение с культурой основных народов республики. Но на государственном уровне заставлять учить несколько языков? Это не только бессмысленно и вызовет неприятие у большинства жителей полуострова, но и противоречит нормам Конституции РФ и федеральных законов, в которых четко прописано право на свободный выбор языка обучения. Владимир Бобков привел результаты опроса, проведенного среди родителей во время последних собраний в школах Крыма. 74% респондентов высказались однозначно — изучать государственные языки необходимо на добровольной основе, и только 8% родителей выступили за обязательное введение этих предметов в школьную программу. 16% посчитали, что учить, конечно, надо, но на выбор — либо украинский, либо крымско-татарский, и уж точно не все одновременно.
В. Бобков: "Три четверти родителей школьников высказались за добровольное изучение государственных языков"Еще один аргумент профильного комитета — и без того немалая нагрузка, которая легла на плечи крымских школьников. «Мы сейчас стремимся компенсировать разницу в изучении русского языка и литературы, чтобы наши ученики достигли уровня школьников из других регионов РФ и смогли наравне с ними сдавать ЕГЭ. Более того, добиваемся изменений в федеральное законодательство, чтобы и в следующем году наши выпускники могли поступать в российские вузы, не сдавая единый экзамен — просто еще не готовы. Нагрузить их при этом еще и обязательным изучением украинского и крымско-татарского — значит усложнить жизнь своим же детям», — убежден Владимир Бобков.
Детские лагеря Крыма будут курировать парламентарииАналогичную позицию заняли и представители Минобразования, и общественники. Руководитель Крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева подчеркнула, что мы зачастую неправильно трактуем само понятие государственного языка, в качестве примера привела опыт как зарубежных стран, так и российских регионов. «В обществе бытует ошибочное мнение, что если язык государственный, то все госслужащие обязаны его знать — независимо от количества таких языков в отдельно взятой стране или регионе. На самом деле подразумевается лишь то, что гражданин может общаться с госструктурами на любом из этих языков. Возьмем, к примеру, Дагестан — там порядка трех десятков языков имеют официальный статус, не могут же все чиновники ими владеть! В той же Швейцарии — четыре, в ЮАР — двенадцать государственных языков. Что касается образования, я сравнила законодательство в российских республиках. Схемы действуют самые разные. Где-то изучение государственных языков предполагает добровольный характер, где-то — обязательный, но только для носителей языка, в каких-то субъектах абсолютно все обязаны учить предмет. Мы должны учитывать этот опыт и настроения, которые царят в крымском обществе», — отметила Наталья Киселева. В результате членами комитета принято решение оставить в окончательной редакции закона норму добровольного изучения государственных языков, несмотря на стремление отдельных политиков и общественных деятелей принудительно сделать из крымчан полиглотов.
Кроме того, парламентарии обсудили такой актуальный вопрос, как летнее оздоровление и отдых детей в крымских лагерях. На оздоровительную кампанию-2015 выделено 108,26 миллиона рублей, за счет этих средств более ста тысяч юных жителей полуострова от 7 до 17 лет смогут провести смену у моря или в лесу, отдохнуть в лагерях дневного пребывания и на тематических площадках. Более полутысячи талантливых и одаренных детей получат путевки в МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок» и «Смена». Владимир Бобков предложил закрепить за каждым депутатом парламента республики один из лагерей для постоянного контроля за качеством отдыха его обитателей.
Анастасия ТИМОФЕЕВА
Фото Арвидаса ШЕМЕТАСА.
На минувшей сессии Государственного Совета Крыма принят Закон РК «Об образовании». Однако споры в обществе не утихают. Крымчане продолжают дискутировать — нужно ли изучать три государственных языка (русский, крымско-татарский, украинский) или достаточно знать один. Окончательный вариант редакции закона продиктован здравым смыслом и результатами социологических опросов — три четверти родителей школьников высказались за свободный выбор, без навязывания. Не обошлось без полемики и общение членов Комитета Госсовета РК по образованию, науке, молодежной политике и спорту. Ни его глава Владимир Бобков, ни депутаты Госсовета, ни приглашенные на заседание чиновники и общественники не отрицают того факта, что государственные языки Крыма необходимо популяризировать. Издавать книги на украинском и крымско-татарском, открывать курсы и факультативы для желающих изучить язык ближайших соседей, готовить педагогов, которые смогут преподавать эти предметы, знакомить подрастающее поколение с культурой основных народов республики. Но на государственном уровне заставлять учить несколько языков? Это не только бессмысленно и вызовет неприятие у большинства жителей полуострова, но и противоречит нормам Конституции РФ и федеральных законов, в которых четко прописано право на свободный выбор языка обучения. Владимир Бобков привел результаты опроса, проведенного среди родителей во время последних собраний в школах Крыма. 74% респондентов высказались однозначно — изучать государственные языки необходимо на добровольной основе, и только 8% родителей выступили за обязательное введение этих предметов в школьную программу. 16% посчитали, что учить, конечно, надо, но на выбор — либо украинский, либо крымско-татарский, и уж точно не все одновременно. В. Бобков: