Если первый год после возвращения Крыма в Россию, по вполне понятным причинам, прошел для местных жителей в очередях в Федеральную миграционную службу, пенсионный фонд, территориальные социальные центры и прочие структуры, то 2015 стал годом очередей в медицинские учреждения. Даже сотрудники скорой помощи отмечают резкий рост количества обращений.
Внедрение совершенно новой для крымских медиков системы обязательного медицинского страхования совпало с реформированием отрасли во всей стране, обнажив многие болезненные вопросы. О насущных проблемах и будущих перспективах корреспонденты Крыминформа побеседовали с министром здравоохранения Республики Крым Александром Могилевским.
Оцените, пожалуйста, как руководитель всей медицинской отрасли республики, насколько медучреждения Крыма уже адаптированы к системе ОМС?
Система обязательного медицинского страхования в России действует уже больше 20 лет. Но все еще остаются болезненные вопросы – и очереди, и неразбериха. Мы же в этой системе работаем 5 месяцев. И конечно, за это время мы сделали титаническую работу: во-первых, организационную, связанную с тем, чтобы каждый гражданин нашей республики по желанию мог получить страховой полис – за это время полисы, дающие право на бесплатную медицинскую помощь, получили 1,7 млн крымчан.
В настоящее время 85 медицинских учреждений, подведомственных минздраву Республики Крым, работают в системе ОМС. При том, что у нас было всего полгода, чтобы научить врачей правильно оформлять документы по системе ОМС. И если есть трудности – это вопрос и к министру, и к обществу. Менталитет нашего общества таков, что, какую бы работу мы ни проводили, и она и сами нововведения воспринимаются по-разному – кто-то действует, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то отвергает любые изменения. В начале года, в январе, когда мы начали запускать программу ОМС, конечно, она сильно буксовала, но на сегодняшний день законченные случаи лечения выполняются медицинскими организациями, работающими по ОМС, на 99%.
Сейчас я вижу значительные улучшения в работе этой системы, хотя много есть и недостатков, связанных с огромным количеством документации и теми требованиями, которые предъявляет система ОМС. Мы совместно с территориальным фондом ОМС предпринимаем комплексные меры, чтобы выровнять все временные перекосы. Пытаемся сейчас всё выровнять, но это очень сложно.
Тем не менее, до сих пор отмечаются случаи, когда гражданам отказывают в оказании медицинской помощи на основании того, что у них нет при себе оригинала полиса или он был оформлен в другом субъекте федерации. Об этом, в частности, говорят туристы и командировочные. С чем это связано?
Что касается приезжих из других субъектов россиян, да – они имеют право получать медицинскую помощь, как и все граждане РФ.
Для иностранных граждан бесплатна только экстренная медицинская помощь. Она вообще всем оказывается безоплатно. Есть у человека полис или нет, есть паспорт или нет, отказать в этом виде помощи не имеет права никто – это международное право. А вот что касается отсроченной и плановой помощи – тут действуют уже те законодательные акты, которые разработаны для оказания помощи по ОМС. При оказании помощи по системе ОМС человек должен иметь полис, паспорт и все необходимые документы. Если необоснованные отказы и происходят, несмотря на нашу разъяснительную работу и контроль качества, они не носят системный характер – это, скорее всего, недоработки персонала на местах.
Большая часть недовольств и претензий со стороны крымчан в адрес системы здравоохранения связаны с очередями практически во все медучреждения – поликлиники, лаборатории, на плановые обследования. В чем их причина и какое решение видите Вы?
Действительно, раньше было совершенно по-другому: человек пришел, записался в регистратуре к специалисту и получил к нему талончик. Теперь, чтобы попасть, например, к онкологу, пациент проходит все бюрократические проволочки, что порой невыносимо для больного человека, однако система требует четкой организации маршрута пациента. Она требует, чтобы прежде, чем человек попадет к специалисту, он получил талон, прошел главного «диспетчера» системы – терапевта или семейного врача, что в дальнейшем даст возможность оплатить законченный случай лечения за счет средств ОМС, потом сдал анализы с определенным периодом ожидания, и только потом он попадает к «узкому специалисту». Сейчас так везде – по всей Российской Федерации. Усилия, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, предпринимаются, и у нас есть результаты организационных мер – мы сократили количество очередей по всем лечебным учреждениям за счет организации столов справок, выделения из очереди потока льготников, увеличения количества регистраторов и т.д.
Что касается работы лабораторий, решение проблемы, по моему мнению, в укрупнении лечебных учреждений и создании мощных централизованных лабораторий, которые будут проводить не только простые, но и сложнейшие исследования. С помощью такого укрупнения можно будет увеличить мощности и возможности лабораторий, повысить доступность для населения, снизить емкость затрат. Сейчас у медицины есть возможность развиваться на основе государственно-частного партнерства.
Какая цель преследуется при укрупнении, о котором вы говорили ранее?
Централизация управления и ресурсов в решении проблем. Многое зависит от самого руководителя, а не от системы здравоохранения, и здесь присутствует некоторая инертность. Что делать до тех пор? Я не отвечу вам предметно. Сейчас распорядителями средств являются главные врачи. Считает главный врач необходимым в пределах бюджета, он закупает пробирки, хочет – бинты, и так далее. Министерство здравоохранения – орган управления, координирует и контролирует работу по всем направлениям в отрасли, в том числе, сюда относится и проведение организационных мероприятий – собраний, совещаний, круглых столов по разным проблемам и так далее.
Оцените, пожалуйста, объемы документооборота, с которым приходится сталкиваться работникам медучреждений и самим пациентам?
Я могу сказать о себе! В прошлом году министр за первый квартал подписал 782 документа, а я в этом году подписал 3 тысячи! Вот так же документооборот увеличился и в лечебных учреждениях. Это отражается на всем – на очередях, на времени. Решение проблемы мы видим в информатизации и радикальной перестройке оказания медицинской помощи населению. Я думаю, что не только технически, но и в сознании как медиков, так и пациентов, это будет не раньше, чем через три-пять лет.
Можно ли ввести в систему отдельного обученного человека, который будет правильно заполнять документы, пока врач будет лечить, а не писать?
Это требование Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы всю документацию вел лечащий врач. Кроме того, имеет место дефицит кадров, в частности, помощников врача, мероприятия по увеличению численности которых мы сможем предпринять по результатам анализа работы в системе ОМС, хотя бы через один год.
Тогда почему наши участковые из десяти минут приема семь отводят на заполнение документов и только три – на постановку диагноза и назначения?
Я бы хотел, чтобы эти вопросы вы задали своему участковому врачу. Эти вопросы в ведении главного врача лечебного учреждения. Чем я могу помочь? Только вместе с вами ожидать итогов информатизации и внедрения электронного документооборота.
То есть вы на главных врачей влияния не имеете?
Имеем. Огромная подготовительная работа проведена с руководителями лечебных учреждений. Но влиять на то, чтобы они взяли в штат человека, который будет заполнять документацию, мы не можем. Почему так происходит? Идет борьба за денежные средства, и меньшим количеством персонала нужно выполнить большой объем работы – с системе ОМС деньги зарабатывают, а не получают.
Сколько нормативно-правовых актов подготовило министерство под вашим руководством? И каким образом руководители медицинских учреждений узнают об изменениях в профильном законодательстве?
За последние полгода министерством здравоохранения на правах законодательной инициативы было подготовлено и подано на рассмотрение 4 нормативно-правовых акта (законопроекта). Кроме этого, с начала 2015 года наше ведомство подготовило около 25 распоряжений и постановлений Совета министров Республики Крым и около полутора тысяч ведомственных приказов.
В частности, министерством подготовлен и подан на рассмотрение проект закона Республики Крым «О здравоохранении в Республике Крым», инициировано внесение изменений в республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения», предусматривающие механизм перечисления средств на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и другие.
Все нормативно-правовые акты, которые принимает министерство, доводятся до сведения подведомственных учреждений на электронных и бумажных носителях. Множество разъяснительных документов, касающихся работы министерства здравоохранения, размещено на сайте министерства.
Одна из проблем республиканской системы здравоохранения, которую вы озвучивали ранее, – кадровый голод. С чем связана такая нехватка специалистов?
Когда у нас было выездное заседание Совета министров в Красноперекопске, мне, как министру, задали такой же вопрос. Я говорю: а сколько вы выделили жилья, чтобы поселить докторов? Вы дали хоть одну квартиру в течение последних 5 лет? Не дали. Ну а кто туда поедет? Мы же все живые люди. И такая ситуация у нас в Красноперекопске, в Кировском районе, Первомайском и так далее.
Первомайский и Раздольненский районы делят одного окулиста между собой. Какое качество может быть? Но специалистов физически нет. Потому что дети, выпускники медицинского вуза, не хотят туда ехать, а заставить их мы, по международному праву, не можем. Если раньше было распределение, то сейчас человек выбирает себе место сам. И у нас эти перекосы везде. В Симферополе укомплектованность врачами около 70-80 процентов. А выпускников медвуза, во-первых, недостаточно, а во-вторых, качество подготовки очень слабое. Вместе с тем, одним из залогов решения этой проблемы является целевое направление на учебу по заявкам непосредственно учреждений.
Те трудности, которые мы уже обсудили – очереди, нехватка специалистов и сложности с прохождением лабораторных исследований, заставляют людей все чаще обращаться в частные клиники…
Я министр – я представляю интересы государственные. Задача – сделать государственные учреждения здравоохранения конкурентоспособными. А частные клиники нам даже не подчиняются, по сути, - только в вопросах реализации лицензионных требований и все. Что касается диагностики, рассматривается вопрос реорганизации одной из поликлиник, вероятно, городской поликлиники №2 на ул. Лермонтова, 3 в Симферополе, в диагностический центр. Чтобы человек мог прийти и получить полностью все необходимые медицинские услуги, провести диспансеризацию.
Почему сегодня медицине тяжело? Потому что никто в нее ничего не вкладывал последние 20 лет. Ни одна отрасль жизнедеятельности не пострадала так, как пострадало здравоохранение. Поэтому тяжело сейчас без разгона запрыгнуть в давно разогнавшийся поезд российского здравоохранения, но колоссальная работа уже проведена, и на положительные результаты мы рассчитываем к концу этого года.
Если первый год после возвращения Крыма в Россию, по вполне понятным причинам, прошел для местных жителей в очередях в Федеральную миграционную службу, пенсионный фонд, территориальные социальные центры и прочие структуры, то 2015 стал годом очередей в медицинские учреждения. Даже сотрудники скорой помощи отмечают резкий рост количества обращений. Внедрение совершенно новой для крымских медиков системы обязательного медицинского страхования совпало с реформированием отрасли во всей стране, обнажив многие болезненные вопросы. О насущных проблемах и будущих перспективах корреспонденты Крыминформа побеседовали с министром здравоохранения Республики Крым Александром Могилевским. Оцените, пожалуйста, как руководитель всей медицинской отрасли республики, насколько медучреждения Крыма уже адаптированы к системе ОМС? Система обязательного медицинского страхования в России действует уже больше 20 лет. Но все еще остаются болезненные вопросы – и очереди, и неразбериха. Мы же в этой системе работаем 5 месяцев. И конечно, за это время мы сделали титаническую работу: во-первых, организационную, связанную с тем, чтобы каждый гражданин нашей республики по желанию мог получить страховой полис – за это время полисы, дающие право на бесплатную медицинскую помощь, получили 1,7 млн крымчан. В настоящее время 85 медицинских учреждений, подведомственных минздраву Республики Крым, работают в системе ОМС. При том, что у нас было всего полгода, чтобы научить врачей правильно оформлять документы по системе ОМС. И если есть трудности – это вопрос и к министру, и к обществу. Менталитет нашего общества таков, что, какую бы работу мы ни проводили, и она и сами нововведения воспринимаются по-разному – кто-то действует, кто-то занимает выжидательную позицию, а кто-то отвергает любые изменения. В начале года, в январе, когда мы начали запускать программу ОМС, конечно, она сильно буксовала, но на сегодняшний день законченные случаи лечения выполняются медицинскими организациями, работающими по ОМС, на 99%. Сейчас я вижу значительные улучшения в работе этой системы, хотя много есть и недостатков, связанных с огромным количеством документации и теми требованиями, которые предъявляет система ОМС. Мы совместно с территориальным фондом ОМС предпринимаем комплексные меры, чтобы выровнять все временные перекосы. Пытаемся сейчас всё выровнять, но это очень сложно. Тем не менее, до сих пор отмечаются случаи, когда гражданам отказывают в оказании медицинской помощи на основании того, что у них нет при себе оригинала полиса или он был оформлен в другом субъекте федерации. Об этом, в частности, говорят туристы и командировочные. С чем это связано? Что касается приезжих из других субъектов россиян, да – они имеют право получать медицинскую помощь, как и все граждане РФ. Для иностранных граждан бесплатна только экстренная медицинская помощь. Она вообще всем оказывается безоплатно. Есть у человека полис или нет, есть паспорт или нет, отказать в этом виде помощи не имеет права никто – это международное право. А вот что касается отсроченной и плановой помощи – тут действуют уже те законодательные акты, которые разработаны для оказания помощи по ОМС. При оказании помощи по системе ОМС человек должен иметь полис, паспорт и все необходимые документы. Если необоснованные отказы и происходят, несмотря на нашу разъяснительную работу и контроль качества, они не носят системный характер – это, скорее всего, недоработки персонала на местах. Большая часть недовольств и претензий со стороны крымчан в адрес системы здравоохранения связаны с очередями практически во все медучреждения – поликлиники, лаборатории, на плановые обследования. В чем их причина и какое решение видите Вы? Действительно, раньше было совершенно по-другому: человек пришел, записался в регистратуре к специалисту и получил к нему талончик. Теперь, чтобы попасть, например, к онкологу, пациент проходит все бюрократические проволочки, что порой невыносимо для больного человека, однако система требует четкой организации маршрута пациента. Она требует, чтобы прежде, чем человек попадет к специалисту, он получил талон, прошел главного «диспетчера» системы – терапевта или семейного врача, что в дальнейшем даст возможность оплатить законченный случай лечения за счет средств ОМС, потом сдал анализы с определенным периодом ожидания, и только потом он попадает к «узкому специалисту». Сейчас так везде – по всей Российской Федерации. Усилия, чтобы как-то улучшить эту ситуацию, предпринимаются, и у нас есть результаты организационных мер – мы сократили количество очередей по всем лечебным учреждениям за счет организации столов справок, выделения из очереди потока льготников, увеличения количества регистраторов и т.д. Что касается работы лабораторий, решение проблемы, по моему мнению, в укрупнении лечебных учреждений и создании мощных централизованных лабораторий, которые будут проводить не только простые, но и сложнейшие исследования. С помощью такого укрупнения можно будет увеличить мощности и возможности лабораторий, повысить доступность для населения, снизить емкость затрат. Сейчас у медицины есть возможность развиваться на основе государственно-частного партнерства. Какая цель преследуется при укрупнении, о котором вы говорили ранее? Централизация управления и ресурсов в решении проблем. Многое зависит от самого руководителя, а не от системы здравоохранения, и здесь присутствует некоторая инертность. Что делать до тех пор? Я не отвечу вам предметно. Сейчас распорядителями средств являются главные врачи. Считает главный врач необходимым в пределах бюджета, он закупает пробирки, хочет – бинты, и так далее. Министерство здравоохранения – орган управления, координирует и контролирует работу по всем направлениям в отрасли, в том числе, сюда относится и проведение организационных мероприятий – собраний, совещаний, круглых столов по разным проблемам и так далее. Оцените, пожалуйста, объемы документооборота, с которым приходится сталкиваться работникам медучреждений и самим пациентам? Я могу сказать о себе! В прошлом году министр за первый квартал подписал 782 документа, а я в этом году подписал 3 тысячи! Вот так же документооборот увеличился и в лечебных учреждениях. Это отражается на всем – на очередях, на времени. Решение проблемы мы видим в информатизации и радикальной перестройке оказания медицинской помощи населению. Я думаю, что не только технически, но и в сознании как медиков, так и пациентов, это будет не раньше, чем через три-пять лет. Можно ли ввести в систему отдельного обученного человека, который будет правильно заполнять документы, пока врач будет лечить, а не писать? Это требование Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы всю документацию вел лечащий врач. Кроме того, имеет место дефицит кадров, в частности, помощников врача, мероприятия по увеличению численности которых мы сможем предпринять по результатам анализа работы в системе ОМС, хотя бы через один год. Тогда почему наши участковые из десяти минут приема семь отводят на заполнение документов и только три – на постановку диагноза и назначения? Я бы хотел, чтобы эти вопросы вы задали своему участковому врачу. Эти вопросы в ведении главного врача лечебного учреждения. Чем я могу помочь? Только вместе с вами ожидать итогов информатизации и внедрения электронного документооборота. То есть вы на главных врачей влияния не имеете? Имеем. Огромная подготовительная работа проведена с руководителями лечебных учреждений. Но влиять на то, чтобы они взяли в штат человека, который будет заполнять документацию, мы не можем. Почему так происходит? Идет борьба за денежные средства, и меньшим количеством персонала нужно выполнить большой объем работы – с системе ОМС деньги зарабатывают, а не получают. Сколько нормативно-правовых актов подготовило министерство под вашим руководством? И каким образом руководители медицинских учреждений узнают об изменениях в профильном законодательстве? За последние полгода министерством здравоохранения на правах законодательной инициативы было подготовлено и подано на рассмотрение 4 нормативно-правовых акта (законопроекта). Кроме этого, с начала 2015 года наше ведомство подготовило около 25 распоряжений и постановлений Совета министров Республики Крым и около полутора тысяч ведомственных приказов. В частности, министерством подготовлен и подан на рассмотрение проект закона Республики Крым «О здравоохранении в Республике Крым», инициировано внесение изменений в республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения», предусматривающие механизм перечисления средств на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» и другие. Все нормативно-правовые акты, которые принимает министерство, доводятся до сведения подведомственных учреждений на электронных и бумажных носителях. Множество разъяснительных документов, касающихся работы министерства здравоохранения, размещено на сайте министерства. Одна из проблем республиканской системы здравоохранения, которую вы озвучивали ранее, – кадровый голод. С чем связана такая нехватка специалистов? Когда у нас было выездное заседание Совета министров в Красноперекопске, мне, как министру, задали такой же вопрос. Я говорю: а сколько вы выделили жилья, чтобы поселить докторов? Вы дали хоть одну квартиру в течение последних 5 лет? Не дали. Ну а кто туда поедет? Мы же все живые люди. И такая ситуация у нас в Красноперекопске, в Кировском районе, Первомайском и так далее. Первомайский и Раздольненский районы делят одного окулиста между собой. Какое качество может быть? Но специалистов физически нет. Потому что дети, выпускники медицинского вуза, не хотят туда ехать, а заставить их мы, по международному праву, не можем. Если раньше было распределение, то сейчас человек выбирает себе место сам. И у нас эти перекосы везде. В Симферополе укомплектованность врачами около 70-80 процентов. А выпускников медвуза, во-первых, недостаточно, а во-вторых, качество