Джаз — вне политики, времени и пространства. Это, как говорит Дмитрий Киселев, некий виртуальный мост, объединяющий все слои общества. В Коктебеле он протянулся вдоль всей бухты: с восточной стороны распространяется звук, на западе его невидимые волны отражает резная громада Карадага, а посередине — десятки тысяч людей, в любом случае становящихся адептами музыкального искусства, впитывающих флюиды Киммерии, свет волшебной оранжевой луны, бирюзовую гладь моря и фиолетовые реинкарнации отстраненного Хамелеона. Про атмосферу бархатного сезона в Коктебеле написано, рассказано, нарисовано и сфотографировано великое множество раз самыми разными людьми, от признанных гениев до случайных гостей. И всегда как минимум на протяжении последнего десятилетия эти впечатления связаны с джазовой музыкой, фестивалями, проводящимися здесь в конце августа или начале сентября. Сейчас вот снова, после трех дней участия в международном джазовом фестивале Koktebel Jazz Party, понимаешь: подробно рассказать обо всем, что произошло здесь за это время, невозможно, зато правильно будет расставить акценты.
Если вы не занимаетесь политикой, политика займется вами
Д. КиселевФестиваль, организованный МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства культуры РФ, проходил с 28 по 30 августа. Его основатель Дмитрий Киселев с удовольствием вспоминает: начиналось все в свое время как дружеская шутка, сродни потешным войскам, а превратилось в крупнейший джазовый фестиваль на постсоветском пространстве. «В результате мы имеем 13-й сезон джаза в Коктебеле. Поскольку 13-й, естественно, мы ожидали каких-то шероховатостей, и они были», — рассказал он на пресс-конференции. «Шутят» теперь, правда, где-то в Госдепе: в США и Западной Европе начали «прессовать» артистов. Пошли письма с предупреждениями о возможном применении штрафов в случае выступления на фестивале — в частности в адрес Артуро Сандоваля — выдающегося трубача и группы De-Phazz. «Мы относимся к этому с юмором, потому что слоган советских времен «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!» теперь относится к Соединенным Штатам Америки и Евросоюзу, решившим политизировать мероприятие», — подчеркивает Д. Киселев.
«У меня есть и российский, и американский паспорта. Я также получил письмо, в котором говорится, что мне не рекомендуется приезжать на Koktebel Jazz Party, — рассказывает хедлайнер третьего дня фестиваля, народный артист России Игорь Бутман. — Но джаз — музыка свободы. Я первый начал проводить большие джазовые фестивали в России. Поэтому посчитал неправильным отказываться от приглашения на Koktebel Jazz Party-2015. Написал письмо Бараку Обаме и хочу написать Петру Порошенко. Ведь то, чем мы занимаемся, — не бизнес, а страсть и любовь к музыке», — пояснил легендарный саксофонист.
Л. Долина и И. Бутман - хэдлайнеры третьего дня«Я убежден, сегодня будут выступать настоящие джазмены, а те, кто сюда не приехал, об этом пожалеют», — это была, конечно, не угроза, а простая констатация факта от председателя Общественной палаты Крыма Григория Иоффе, который, кстати, как истинный любитель джаза провел в поселке все три дня музыкального праздника. Коктебель, уверен он, особое место, и уж если в Крыму и следует организовывать мероприятия, связанные с джазом, то это — самое подходящее место.
Надо отметить, бренд «Джаз Коктебель» остался в собственности украинских организаторов фестиваля, тогда как право на Koktebel Jazz Party зарегистрировано за МИА «Россия сегодня». После воссоединения Крыма с Россией Украина стала препятствовать проведению фестиваля, вот он и «размножился», говорит Д. Киселев. В результате параллельно с крымским под Одессой проходит фестиваль, который называется «Джаз Коктебель», но это, как уверены организаторы коктебельской музыкальной тусовки, неплохо. В какой-то мере Коктебель на Украине служит как раз популяризации Крыма и крымского фестиваля, а для музыкантов наличие лишней площадки для выступлений — только во благо.
Не разбираетесь в музыке? музыка заставит обратить на нее внимание!
Глава Крыма Сергей Аксенов даже не старался предстать перед многочисленными журналистами, в том числе, кстати, иностранными, в образе специалиста или ценителя жанра. «Вынужден сознаться в своем невежестве — не был поклонником джаза и был далек от искусства, — признался он. — Не разбираюсь ни в течениях, ни в направлениях, не знаю, кто стоял у истоков этого музыкального жанра. Но буду заниматься самообразованием тут, на фестивале». Этим С. Аксенов заслужил уважительные реплики: хоть нашему премьеру ближе политика, нежели искусство, он с искренним интересом смотрит вокруг и обещает поддержку творческим инициативам.
Сергей Аксенов поблагодарил организаторов фестиваля. «Это люди, которые неравнодушны к тому, что происходит в Крыму. Дмитрий Киселев традиционно поддерживал проведение джаз-фестиваля на территории республики. Я не сомневаюсь, это для всех полезное дело, в том числе для творческих людей, у которых есть возможность продемонстрировать свои достижения», — сказал Глава Крыма и отметил особую атмосферу фестиваля. Кстати, он считает возможным в недалекой перспективе совместить джазовый фестиваль в Коктебеле с винным. «Вино с джазом совместим на следующий год без сомнений», — заявил премьер.
Не будет ни разлук, ни расстояний
Три вечера подряд на сцене, установленной на пляже знаменитого крымского поселка, под девизом «Джаз пяти континентов» выступали ведущие джазмены со всех концов планеты. Например, с биг-бэндом Игоря Бутмана пела Лариса Долина. Four Tenor Sax объединили замечательных тенор-саксофонистов Антона Залетаева, Сергея Головню, Константина Горшкова и Романа Соколова. Настоящей африканской фольклорной программой удивили зрителей участники группы Afromania. Прекрасных музыкантов в один интернациональный квинтет собрал на сцене на свой jam session Яков Окунь. Программу, посвященную знаменитым женщинам, представил итальянский квартет Stefano di Battista; прекрасная половина Коктебеля оценила профессиональное мастерство и природный шарм этой группы по достоинству. А вечером третьего дня джаз «ушел в сеть»: по прямому мосту проходило выступление квартета Сергея Головни на пляже Коктебеля и ведущих джазовых исполнителей под руководством Роберта Анчиполовского, находившихся в этот момент в Тель-Авиве.
Vip-зона фестиваляВсего за время фестиваля прозвучало в общей сложности более сотни джазовых композиций, выступили исполнители из Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. Особо хочу отметить техническое оснащение концертов: для монтажа главной сцены использовали 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового и 15 тонн светового оборудования. Получилась одна из лучших открытых джазовых площадок России — об этом говорили все музыканты. А вот зрители говорили о другом — о четком формате телевизионного проекта. По сути, в приоритете здесь — вип-зона фестиваля, располагающаяся непосредственно перед сценой, и многомиллионная телевизионная аудитория, когда прямо к дивану в прямой трансляции приходят замечательные картинка и звук, созданные специалистами ВГТРК. От остальных зрителей артисты отделены экраном — да, прекрасно показывающим, но создающим при этом определенную дистанцию.
Конечно, без этого нынче нельзя: напротив, если б ничего не было видно, люди возмущались бы куда больше. И тем не менее… За тринадцать лет фестиваль многое приобрел, набрал силу и обороты, стал профессиональным в самом широком смысле этого слова. А что-то, наверное, и потерял — ту самую дружескую тусовку, игру, потешность, о которой с удовольствием вспоминает сам Киселев. Наверное, просто дело в том, что фестивали нужны разные: большие и маленькие, распиаренные на весь мир и рассчитанные на более узкую аудиторию. Джаза много не бывает, и Коктебель, к счастью, способен вместить самые разные формы и стили, форматы и направления. Его атмосфера от этого только больше насытится флюидами счастья и гармонии, упорно концентрирующимися у подножья древнего вулкана.
В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Джаз — вне политики, времени и пространства. Это, как говорит Дмитрий Киселев, некий виртуальный мост, объединяющий все слои общества. В Коктебеле он протянулся вдоль всей бухты: с восточной стороны распространяется звук, на западе его невидимые волны отражает резная громада Карадага, а посередине — десятки тысяч людей, в любом случае становящихся адептами музыкального искусства, впитывающих флюиды Киммерии, свет волшебной оранжевой луны, бирюзовую гладь моря и фиолетовые реинкарнации отстраненного Хамелеона. Про атмосферу бархатного сезона в Коктебеле написано, рассказано, нарисовано и сфотографировано великое множество раз самыми разными людьми, от признанных гениев до случайных гостей. И всегда как минимум на протяжении последнего десятилетия эти впечатления связаны с джазовой музыкой, фестивалями, проводящимися здесь в конце августа или начале сентября. Сейчас вот снова, после трех дней участия в международном джазовом фестивале Koktebel Jazz Party, понимаешь: подробно рассказать обо всем, что произошло здесь за это время, невозможно, зато правильно будет расставить акценты. Если вы не занимаетесь политикой, политика займется вами Д. Киселев Фестиваль, организованный МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства культуры РФ, проходил с 28 по 30 августа. Его основатель Дмитрий Киселев с удовольствием вспоминает: начиналось все в свое время как дружеская шутка, сродни потешным войскам, а превратилось в крупнейший джазовый фестиваль на постсоветском пространстве. «В результате мы имеем 13-й сезон джаза в Коктебеле. Поскольку 13-й, естественно, мы ожидали каких-то шероховатостей, и они были», — рассказал он на пресс-конференции. «Шутят» теперь, правда, где-то в Госдепе: в США и Западной Европе начали «прессовать» артистов. Пошли письма с предупреждениями о возможном применении штрафов в случае выступления на фестивале — в частности в адрес Артуро Сандоваля — выдающегося трубача и группы De-Phazz. «Мы относимся к этому с юмором, потому что слоган советских времен «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!» теперь относится к Соединенным Штатам Америки и Евросоюзу, решившим политизировать мероприятие», — подчеркивает Д. Киселев. «У меня есть и российский, и американский паспорта. Я также получил письмо, в котором говорится, что мне не рекомендуется приезжать на Koktebel Jazz Party, — рассказывает хедлайнер третьего дня фестиваля, народный артист России Игорь Бутман. — Но джаз — музыка свободы. Я первый начал проводить большие джазовые фестивали в России. Поэтому посчитал неправильным отказываться от приглашения на Koktebel Jazz Party-2015. Написал письмо Бараку Обаме и хочу написать Петру Порошенко. Ведь то, чем мы занимаемся, — не бизнес, а страсть и любовь к музыке», — пояснил легендарный саксофонист. Л. Долина и И. Бутман - хэдлайнеры третьего дня «Я убежден, сегодня будут выступать настоящие джазмены, а те, кто сюда не приехал, об этом пожалеют», — это была, конечно, не угроза, а простая констатация факта от председателя Общественной палаты Крыма Григория Иоффе, который, кстати, как истинный любитель джаза провел в поселке все три дня музыкального праздника. Коктебель, уверен он, особое место, и уж если в Крыму и следует организовывать мероприятия, связанные с джазом, то это — самое подходящее место. Надо отметить, бренд «Джаз Коктебель» остался в собственности украинских организаторов фестиваля, тогда как право на Koktebel Jazz Party зарегистрировано за МИА «Россия сегодня». После воссоединения Крыма с Россией Украина стала препятствовать проведению фестиваля, вот он и «размножился», говорит Д. Киселев. В результате параллельно с крымским под Одессой проходит фестиваль, который называется «Джаз Коктебель», но это, как уверены организаторы коктебельской музыкальной тусовки, неплохо. В какой-то мере Коктебель на Украине служит как раз популяризации Крыма и крымского фестиваля, а для музыкантов наличие лишней площадки для выступлений — только во благо. Не разбираетесь в музыке? музыка заставит обратить на нее внимание! Глава Крыма Сергей Аксенов даже не старался предстать перед многочисленными журналистами, в том числе, кстати, иностранными, в образе специалиста или ценителя жанра. «Вынужден сознаться в своем невежестве — не был поклонником джаза и был далек от искусства, — признался он. — Не разбираюсь ни в течениях, ни в направлениях, не знаю, кто стоял у истоков этого музыкального жанра. Но буду заниматься самообразованием тут, на фестивале». Этим С. Аксенов заслужил уважительные реплики: хоть нашему премьеру ближе политика, нежели искусство, он с искренним интересом смотрит вокруг и обещает поддержку творческим инициативам. Сергей Аксенов поблагодарил организаторов фестиваля. «Это люди, которые неравнодушны к тому, что происходит в Крыму. Дмитрий Киселев традиционно поддерживал проведение джаз-фестиваля на территории республики. Я не сомневаюсь, это для всех полезное дело, в том числе для творческих людей, у которых есть возможность продемонстрировать свои достижения», — сказал Глава Крыма и отметил особую атмосферу фестиваля. Кстати, он считает возможным в недалекой перспективе совместить джазовый фестиваль в Коктебеле с винным. «Вино с джазом совместим на следующий год без сомнений», — заявил премьер. Не будет ни разлук, ни расстояний Три вечера подряд на сцене, установленной на пляже знаменитого крымского поселка, под девизом «Джаз пяти континентов» выступали ведущие джазмены со всех концов планеты. Например, с биг-бэндом Игоря Бутмана пела Лариса Долина. Four Tenor Sax объединили замечательных тенор-саксофонистов Антона Залетаева, Сергея Головню, Константина Горшкова и Романа Соколова. Настоящей африканской фольклорной программой удивили зрителей участники группы Afromania. Прекрасных музыкантов в один интернациональный квинтет собрал на сцене на свой jam session Яков Окунь. Программу, посвященную знаменитым женщинам, представил итальянский квартет Stefano di Battista; прекрасная половина Коктебеля оценила профессиональное мастерство и природный шарм этой группы по достоинству. А вечером третьего дня джаз «ушел в сеть»: по прямому мосту проходило выступление квартета Сергея Головни на пляже Коктебеля и ведущих джазовых исполнителей под руководством Роберта Анчиполовского, находившихся в этот момент в Тель-Авиве. Vip-зона фестиваля Всего за время фестиваля прозвучало в общей сложности более сотни джазовых композиций, выступили исполнители из Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. Особо хочу отметить техническое оснащение концертов: для монтажа главной сцены использовали 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звукового и 15 тонн светового оборудования. Получилась одна из лучших открытых джазовых площадок России — об этом говорили все музыканты. А вот зрители говорили о другом — о четком формате телевизионного проекта. По сути, в приоритете здесь — вип-зона фестиваля, располагающаяся непосредственно перед сценой, и многомиллионная телевизионная аудитория, когда прямо к дивану в прямой трансляции приходят замечательные картинка и звук, созданные специалистами ВГТРК. От остальных зрителей артисты отделены экраном — да, прекрасно показывающим, но создающим при этом определенную дистанцию. Конечно, без этого нынче нельзя: напротив, если б ничего не было видно, люди возмущались бы куда больше. И тем не менее… За тринадцать лет фестиваль многое приобрел, набрал силу и обороты, стал профессиональным в самом широком смысле этого слова. А что-то, наверное, и потерял — ту самую дружескую тусовку, игру, потешность, о которой с удовольствием вспоминает сам Киселев. Наверное, просто дело в том, что фестивали нужны разные: большие и маленькие, распиаренные на весь мир и рассчитанные на более узкую аудиторию. Джаза много не бывает, и Коктебель, к счастью, способен вместить самые разные формы и стили, форматы и направления. Его атмосфера от этого только больше насытится флюидами счастья и гармонии, упорно концентрирующимися у подножья древнего вулкана. В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ