В Феодосии, зале заседаний городской администрации прошел семинар на тему феодосийских музеев и подготовки к курортному сезону. В семинаре приняли участие депутаты феодосийского горсовета, а также Глава муниципалитета Анжела Владимировна Сердюкова, которая инициировала пригласить на встречу с депутатами директора Феодосийской Картинной галереи им. Айвазовского Татьяну Викторовну Гайдук и заслушать её доклад о ситуации в галерее, её нуждах и планах в связи с реставрацией и предстоящим курортным сезоном.
Татьяна Викторовна начала выступление с того, что рассказала немного истории.
- ФКГА - это первая в России периферийная публичная картинная галерея, была открыта Айвазовским в 1880 году (Третьяковская галерея и Русский музей были открыты позже). По завещанию галерея перешла городу.
Айвазовский был очень состоятельным человеком, поэтому его завещание представляло собой пухлую папку, в которой было подробно расписано что кому предназначалось. На двух отдельных листах бумаги было оформлено так называемое «духовное завещание» (то есть не имеющее имущественного аспекта, служащее своего рода напутствием для потомков), согласно которому городу перешел главный выставочный зал, площадью 260 кв.м. (на сегодняшний день площадь помещений галереи составляет 3320 кв.м) и 49 работ Айвазовского, которые хранились в зале в момент смерти художника (сейчас коллекция галереи насчитывает более 10 000 единиц хранения).
В 1923 году Картинная галерея, как и все музеи на территории Советской России, вошла в государственную сеть музеев. Её коллекция стала частью Государственного музейного фонда России, в последствии Государственного музейного фонда СССР. В украинский период стала частью государственного музейного фонда Украины. После возвращения Крыма в Россию, в связи с постоянным поползновением на коллекцию галереи с украинской стороны, в 2014 году было принято постановление Госсовета Республики о том, что фондовые коллекции всех музеев Крыма являются собственностью Республики Крым. То есть городу коллекция галереи не принадлежит — это собственность Республики Крым.
И теперь Галерея, как и все муниципальные музеи Крыма, получила в пользование свою коллекцию на десять лет по трехстороннему договору — между Министерством культуры РК, Администрацией города и Картинной галереей. Этот договор предусматривает субсидиарную ответственность Администрации за обеспечение мер по охране и сохранности коллекции.
Доклад также включал темы о необходимых мерах по сохранению коллекции галереи.
-В настоящее время наша галерея — это самое полное и крупное собрание маринистической живописи в стране и одно из самых крупных в мире. В нем представлены все этапы развития русской марины и творчество всех выдающихся русских художников-маринистов. В том числе у нас хранится самая большая в мире коллекция произведений Айвазовского — 416 единиц, самая крупная коллекция произведений Богаевского — более 500 единиц, прекрасная большая коллекция произведений Волошина, а также коллекция западно-европейской марины 18-19 веков, коллекция русской марины 19 века, рубежа веков и коллекция русской маринистической живописи 20-21 веков.
Содержание коллекции сопряжено в некоторыми сложностями. Живописное произведение — это органика, органические вещества, которые имеют потенцию к разрушению. Поскольку система музейного микроклимата в галерее будет восстановлена только в ходе капитального ремонта, работники галереи справляются самостоятельно: дважды в день производятся замеры температуры и влажности. Из необходимого оборудования имеется собственная газовая котельная, кондиционеры, мощные увлажнители воздуха. С помощью всего этого и поддерживаются оптимальные значения температуры и влажности.
Мы также сотрудничаем с реставраторами. За период с 2014 года было отреставрировано в мастерский Третьяковской галереи 18 единиц графики Айвазовского, 1 единица живописи Айвазовского в мастерский Государственного Русского музея, в реставрационных мастерских имени Грабаря произведен профилактический осмотр наших коллекций с принятием привентивных мер на трех живописных работах Айвазовского. Председатель нашего попечительского совета, бывший Министр культуры Мединский обещал нам помочь с реставрацией. Но ситуация изменилась, необходимо искать новую поддержку, так как реставрация Айвазовского и других художников 19 века и первой трети 20-го — это весьма дорогостоящее мероприятие (реставрация одной живописной работы Айвазовского среднего размера, 80х100 см, включая расходы на страховку и транспортировку будет составлять приблизительно 1 миллион рублей). Кроме мер по сохранности коллекции сотрудники галереи принимают меры и по её охране. Стоимость всех охранных мероприятий в галерее составляет 8 миллионов рублей в год.
Татьяна Викторовна рассказала и о работе самой галереи — её коллективе, посещаемости, организации различного типа выставок.
-Руководит работой галереи, помимо отдела по вопросам культуры городской администрации, Попечительский совет (Председатель — Советник Президента Мединский В.Р.
Сопредседатель — Глава Республики Крым. Члены Попечительского совета: Министр культуры РК, Глава муниципалитета г.Феодосия, Глава Администрации г.Феодосия и др.).
В галерее работает слаженный коллектив профессионалов, в составе которого три искусствоведа, два эксперта Министерства культуры РФ. Поскольку в мире специалистов по Айвазовскому очень мало, к нам часто обращаются музеи, коллекционеры, идёт сотрудничество с аукционными домами, в том числе с крупными.
В данный момент коллектив галереи насчитывает 46 человек, в летнее время он вырастает почти до 80-ти, весной-осенью — почти 60 человек. Примечательно, что только три с половиной ставки находятся на бюджете, это самые низкооплачиваемые должности — смотритель зала, остальные, в том числе директор, работают за счет ПДД.
Галерея — популярный музей, сюда приходят много посетителей (в 2019 году галерею посетило 313 000 человек). Если посмотреть динамику российского периода, то в 2014 году посещаемость составляла 165944 человека, то есть за эти годы она выросла на 88 процентов, доходы выросли на 187 процентов и в 2019 году составили почти 39 миллионов. По рейтингу посещаемости за 2018 год галерея на третьем месте среди региональных художественных музеев.
Понятно, что такой существенный приток посетителей не возникает сам по себе, за это время мы предприняли ряд мер широкомасштабной популяризации галереи: приняли участие в шести выездных выставках в музеях материковой России, в том числе таких резонансных как выставки, посвященные 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. В одной передвижной выставке, которая путешествовала по четырем городам РФ. Совсем недавно завершили обменную выставку с Саратовским художественным музеем. Обменные выставки имеют высокий рейтинг в Министерстве культуры РФ, но требуют огромного количества усилий и средств (выставка с Саратовским художественным музеем обошлась почти в 900 тыс. руб).
Были также сняты два фильма о галерее Московскими киностудиями, два фильма в жанре «Ожившие картины», которые демонстрируются по всей России, а англоязычная версия одного из них готовится к экранизации в Австралии (уже заявлено об участии этого фильма в австралийском кинофестивале русских фильмов).
На семинаре от участников прозвучали вопросы к Татьяне Викторовне, касающиеся реставрационных работ в галерее и их финансирования.
-Как вы знаете почти 800 миллионов предусматривается ФЦП на реставрацию основных зданий галереи. Вся эта сумма будет потрачена на приведение здания в порядок с соблюдением всех музейных норм. Помимо тех двух зданий, которые уже есть, во дворе галереи будет возведено довольно большое здание фондохранилища, в котором будут все современные условия для хранения наших коллекций. Галерея закрываться не будет, это невозможно,так как бюджетное финансирование составляет всего 1,5 млн. На данный момент утверждено ТЭО и заложены деньги в бюджете, ведутся работы по проектно-сметной документации, именно сейчас у нас работают геологи, изучающие грунты и почвы.
По предварительным планам сначала будет отреставрирован главный выставочный зал и ряд помещений первого этажа главного корпуса галереи, затем со второго этажа мы переедем туда, и реставрация затронет помещения второго этажа. Мы надеемся, что в третью очередь будет отреставрирован второй корпус галереи. К тому времени будет возведено новое здание фондохранилища, где и будут размещены те вещи, которые сейчас находятся во втором корпусе.
Но к сожалению, картина не такая благостная. К тому же окончание реставрационных работ запланировано на 2022 год, мы понимаем, что это нереально. Если в 2021-м работы только начнутся, то по завершению первой очереди необходимо определенное время на то, чтобы дождаться пока высохнут стены, а затем перенести в отреставрированные помещения картины. Вопросов, касающихся капремонта, очень много.
Татьяна Викторовна затронула тему подготовки к предстоящему курортному сезону, при этом отметила, что прошлый сезон был для галереи очень хорошим.
-Если учесть, что сейчас вход и выход у нас через одну и ту же дверь, то это крайне неудобно. Мы нашли возможность самостоятельно приспособить второй выход к тому, чтобы им можно было пользоваться, однако есть нюансы с гардеробом, выдачей вещей посетителям, но эту проблему мы, хоть и довольно нестандартно, решим. Вторая немаловажная проблема в том, что пока в галерее нет туалета для посетителей, он есть напротив. Просьба к администрации обеспечить возможность людям, желающим посетить галерею, иметь возможность воспользоваться туалетом, и также иметь возможность поставить экскурсионный автотранспорт на стоянку неподалеку от галереи.
Присутствующие задали вопросы о цене на билеты на данный момент и в курортный сезон.
-Разницы в цене на билеты нет. 150 рублей стоит входной билет в первый корпус, 100 рублей — во второй корпус, 50 руб — цена экскурсионного билета. Однако не все из посетителей платят заявленную стоимость, существует список льготников, и в прошлом году по списку льготников бесплатно посетили галерею 38 процентов.
Прозвучали вопросы о максимальной пропускной способности музея.
-После капремонта, когда вход будет через главный выставочный зал с улицы Галерейной, а выход — на проспект Айвазовского, я думаю, что мы вполне сможем вернуться к цифрам советского периода, а именно — до 600 тысяч посетителей. Но это в том случае, если и сам город постарается и станет привлекательным для туристов.
В заключении встречи слово взял депутат горсовета Онищенко Максим Викторович.
-Уважаемые коллеги, я был одним из инициаторов сегодняшней встречи. И наблюдал у присутствующих здесь подобные некогда моим настроения. Поясню. Еще будучи депутатом первого созыва, когда вставали вопросы о галерее, я думал примерно следующее: «Вот они там зарабатывают деньги, сумасшедшие суммы...», тоже хватался за калькулятор, перемножал, вроде как умею, как никак двадцать лет бизнесом занимаюсь, знаю что на что умножить и от чего отнять. Приходил к выводу, что галерея — золотое дно! Надо убрать Татьяну Викторовну, поставить туда нормального менеджера... Но когда стали подниматься вопросы, и по Коктебелю, и по Галерее , вызывающие неоднозначный резонанс в обществе, решил всё же разобраться в этом вопросе, что есть такое галерея. Главная её задача — сохранение музейных фондов, а потом уже зарабатывание денег и всего остального. Моё отношение в корне поменялось, когда я начал интересоваться темой музеев вообще. Известны яркие примеры, когда в небольшом городе есть музей, куда приезжают в большом количестве экскурсионные группы, местные жители отдают определенный процент музею за то, что в результате заработали в кафе, ресторанах и так далее. Есть более цивилизованный метод — бюджетное финансирование города, сумма, которого, в нашем случае, сегодня была озвучена (около 1,5 млн в год). И мы понимаем, что это достаточно смешные цифры. Поэтому наша задача, второго созыва (и хорошо, что тема затронута практически в начале его работы) — сделать всё возможное, чтобы галерея стала своего рода точкой притяжения, местом, куда будут приезжать люди, а мы, как горожане, грамотно, с точки зрения коммерции, к этому подойти. Первое, ставить указатели где необходимо с полезной информацией о музеях, разрабатывать маршруты, чтобы те 330 тысяч человек принудить не добежать от автобуса до галереи, а пройтись по нашему городу, где они смогли бы по копеечке оставить.
Правда о музеях в Феодосии Вторая задача — увеличивать средний чек, а также количество приезжающих, тем более, что тенденции для этого есть. Большая просьба к депутатам внимательно в эти вопросы вникать, так как это очень важные вопросы, которые решают дальнейшую судьбу города. Мы крайне мало занимаемся стратегией и планированием. А этот тот вопрос, решать который на эмоциях, своих субъективных представлениях, неразумно и это неминуемо отразится негативно на будущем нашего города. Со своей стороны я это понял, каюсь, что четыре предыдущих года не уделял этой теме должного внимания.
Места: Картинная галерея Айвазовского
Феодосийский городской совет
В Феодосии, зале заседаний городской администрации прошел семинар на тему феодосийских музеев и подготовки к курортному сезону. В семинаре приняли участие депутаты феодосийского горсовета, а также Глава муниципалитета Анжела Владимировна Сердюкова, которая инициировала пригласить на встречу с депутатами директора Феодосийской Картинной галереи им. Айвазовского Татьяну Викторовну Гайдук и заслушать её доклад о ситуации в галерее, её нуждах и планах в связи с реставрацией и предстоящим курортным сезоном. Татьяна Викторовна начала выступление с того, что рассказала немного истории. - ФКГА - это первая в России периферийная публичная картинная галерея, была открыта Айвазовским в 1880 году (Третьяковская галерея и Русский музей были открыты позже). По завещанию галерея перешла городу. Айвазовский был очень состоятельным человеком, поэтому его завещание представляло собой пухлую папку, в которой было подробно расписано что кому предназначалось. На двух отдельных листах бумаги было оформлено так называемое «духовное завещание» (то есть не имеющее имущественного аспекта, служащее своего рода напутствием для потомков), согласно которому городу перешел главный выставочный зал, площадью 260 кв.м. (на сегодняшний день площадь помещений галереи составляет 3320 кв.м) и 49 работ Айвазовского, которые хранились в зале в момент смерти художника (сейчас коллекция галереи насчитывает более 10 000 единиц хранения). В 1923 году Картинная галерея, как и все музеи на территории Советской России, вошла в государственную сеть музеев. Её коллекция стала частью Государственного музейного фонда России, в последствии Государственного музейного фонда СССР. В украинский период стала частью государственного музейного фонда Украины. После возвращения Крыма в Россию, в связи с постоянным поползновением на коллекцию галереи с украинской стороны, в 2014 году было принято постановление Госсовета Республики о том, что фондовые коллекции всех музеев Крыма являются собственностью Республики Крым. То есть городу коллекция галереи не принадлежит — это собственность Республики Крым. И теперь Галерея, как и все муниципальные музеи Крыма, получила в пользование свою коллекцию на десять лет по трехстороннему договору — между Министерством культуры РК, Администрацией города и Картинной галереей. Этот договор предусматривает субсидиарную ответственность Администрации за обеспечение мер по охране и сохранности коллекции. Доклад также включал темы о необходимых мерах по сохранению коллекции галереи. -В настоящее время наша галерея — это самое полное и крупное собрание маринистической живописи в стране и одно из самых крупных в мире. В нем представлены все этапы развития русской марины и творчество всех выдающихся русских художников-маринистов. В том числе у нас хранится самая большая в мире коллекция произведений Айвазовского — 416 единиц, самая крупная коллекция произведений Богаевского — более 500 единиц, прекрасная большая коллекция произведений Волошина, а также коллекция западно-европейской марины 18-19 веков, коллекция русской марины 19 века, рубежа веков и коллекция русской маринистической живописи 20-21 веков. Содержание коллекции сопряжено в некоторыми сложностями. Живописное произведение — это органика, органические вещества, которые имеют потенцию к разрушению. Поскольку система музейного микроклимата в галерее будет восстановлена только в ходе капитального ремонта, работники галереи справляются самостоятельно: дважды в день производятся замеры температуры и влажности. Из необходимого оборудования имеется собственная газовая котельная, кондиционеры, мощные увлажнители воздуха. С помощью всего этого и поддерживаются оптимальные значения температуры и влажности. Мы также сотрудничаем с реставраторами. За период с 2014 года было отреставрировано в мастерский Третьяковской галереи 18 единиц графики Айвазовского, 1 единица живописи Айвазовского в мастерский Государственного Русского музея, в реставрационных мастерских имени Грабаря произведен профилактический осмотр наших коллекций с принятием привентивных мер на трех живописных работах Айвазовского. Председатель нашего попечительского совета, бывший Министр культуры Мединский обещал нам помочь с реставрацией. Но ситуация изменилась, необходимо искать новую поддержку, так как реставрация Айвазовского и других художников 19 века и первой трети 20-го — это весьма дорогостоящее мероприятие (реставрация одной живописной работы Айвазовского среднего размера, 80х100 см, включая расходы на страховку и транспортировку будет составлять приблизительно 1 миллион рублей). Кроме мер по сохранности коллекции сотрудники галереи принимают меры и по её охране. Стоимость всех охранных мероприятий в галерее составляет 8 миллионов рублей в год. Татьяна Викторовна рассказала и о работе самой галереи — её коллективе, посещаемости, организации различного типа выставок. -Руководит работой галереи, помимо отдела по вопросам культуры городской администрации, Попечительский совет (Председатель — Советник Президента Мединский В.Р. Сопредседатель — Глава Республики Крым. Члены Попечительского совета: Министр культуры РК, Глава муниципалитета г.Феодосия, Глава Администрации г.Феодосия и др.). В галерее работает слаженный коллектив профессионалов, в составе которого три искусствоведа, два эксперта Министерства культуры РФ. Поскольку в мире специалистов по Айвазовскому очень мало, к нам часто обращаются музеи, коллекционеры, идёт сотрудничество с аукционными домами, в том числе с крупными. В данный момент коллектив галереи насчитывает 46 человек, в летнее время он вырастает почти до 80-ти, весной-осенью — почти 60 человек. Примечательно, что только три с половиной ставки находятся на бюджете, это самые низкооплачиваемые должности — смотритель зала, остальные, в том числе директор, работают за счет ПДД. Галерея — популярный музей, сюда приходят много посетителей (в 2019 году галерею посетило 313 000 человек). Если посмотреть динамику российского периода, то в 2014 году посещаемость составляла 165944 человека, то есть за эти годы она выросла на 88 процентов, доходы выросли на 187 процентов и в 2019 году составили почти 39 миллионов. По рейтингу посещаемости за 2018 год галерея на третьем месте среди региональных художественных музеев. Понятно, что такой существенный приток посетителей не возникает сам по себе, за это время мы предприняли ряд мер широкомасштабной популяризации галереи: приняли участие в шести выездных выставках в музеях материковой России, в том числе таких резонансных как выставки, посвященные 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. В одной передвижной выставке, которая путешествовала по четырем городам РФ. Совсем недавно завершили обменную выставку с Саратовским художественным музеем. Обменные выставки имеют высокий рейтинг в Министерстве культуры РФ, но требуют огромного количества усилий и средств (выставка с Саратовским художественным музеем обошлась почти в 900 тыс. руб). Были также сняты два фильма о галерее Московскими киностудиями, два фильма в жанре «Ожившие картины», которые демонстрируются по всей России, а англоязычная версия одного из них готовится к экранизации в Австралии (уже заявлено об участии этого фильма в австралийском кинофестивале русских фильмов). На семинаре от участников прозвучали вопросы к Татьяне Викторовне, касающиеся реставрационных работ в галерее и их финансирования. -Как вы знаете почти 800 миллионов предусматривается ФЦП на реставрацию основных зданий галереи. Вся эта сумма будет потрачена на приведение здания в порядок с соблюдением всех музейных норм. Помимо тех двух зданий, которые уже есть, во дворе галереи будет возведено довольно большое здание фондохранилища, в котором будут все современные условия для хранения наших коллекций. Галерея закрываться не будет, это невозможно,так как бюджетное финансирование составляет всего 1,5 млн. На данный момент утверждено ТЭО и заложены деньги в бюджете, ведутся работы по проектно-сметной документации, именно сейчас у нас работают геологи, изучающие грунты и почвы. По предварительным планам сначала будет отреставрирован главный выставочный зал и ряд помещений первого этажа главного корпуса галереи, затем со второго этажа мы переедем туда, и реставрация затронет помещения второго этажа. Мы надеемся, что в третью очередь будет отреставрирован второй корпус галереи. К тому времени будет возведено новое здание фондохранилища, где и будут размещены те вещи, которые сейчас находятся во втором корпусе. Но к сожалению, картина не такая благостная. К тому же окончание реставрационных работ запланировано на 2022 год, мы понимаем, что это нереально. Если в 2021-м работы только начнутся, то по завершению первой очереди необходимо определенное время на то, чтобы дождаться пока высохнут стены, а затем перенести в отреставрированные помещения картины. Вопросов, касающихся капремонта, очень много. Татьяна Викторовна затронула тему подготовки к предстоящему курортному сезону, при этом отметила, что прошлый сезон был для галереи очень хорошим. -Если учесть, что сейчас вход и выход у нас через одну и ту же дверь, то это крайне неудобно. Мы нашли возможность самостоятельно приспособить второй выход к тому, чтобы им можно было пользоваться, однако есть нюансы с гардеробом, выдачей вещей посетителям, но эту проблему мы, хоть и довольно нестандартно, решим. Вторая немаловажная проблема в том, что пока в галерее нет туалета для посетителей, он есть напротив. Просьба к администрации обеспечить возможность людям, желающим посетить галерею, иметь возможность воспользоваться туалетом, и также иметь возможность поставить экскурсионный автотранспорт на стоянку неподалеку от галереи. Присутствующие задали вопросы о цене на билеты на данный момент и в курортный сезон. -Разницы в цене на билеты нет. 150 рублей стоит входной билет в первый корпус, 100 рублей — во второй корпус, 50 руб — цена экскурсионного билета. Однако не все из посетителей платят заявленную стоимость, существует список