Спецпредставитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин предложил поправки, позволяющие получать гражданство РФ без отказа от иностранного гражданства не только уже находящимся в России или собирающимся переезжать в Россию соотечественникам, но и тем, кто остается за рубежом. Государственная дума Российской Федерации во вторник, 14 апреля, рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Законопроектом предлагается: - отменить для всех категорий соискателей российского гражданства требования об отказе от имеющегося у них гражданства иностранного государства, - исключить условия о трехлетием сроке проживания в Российской Федерации и о подтверждении наличия средств к существованию для тех иностранных граждан, которые приобретают российское гражданство в упрощенном порядке, - сократить с 3 лет до 1 года обязательный срок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации до подачи заявления о приеме в российское гражданство для лиц, получивших профессиональное образование на территории Российской Федерации после 1 июля 2002 года, - предоставить право подачи заявления о приеме в российское гражданство в упрошенном порядке постоянно проживающим в Российской Федерации гражданам Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины, исключить для таких заявителей условия о непрерывном сроке проживания в стране и подтверждение наличия средств к существованию. В ходе обсуждения законопроекта состоялась дискуссия. В частности, спецпредставитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин предложил важные поправки ко второму чтению, позволяющие получать гражданство РФ без отказа от иностранного гражданства не только уже находящимся в России или собирающимся переезжать в Россию соотечественникам, но и тем, кто остается за рубежом.Приводим полную стенограмму обсуждения: Калашников Л.И., председатель Комитета ГД по делам Содружества. Независимых. Государств, евразийской интеграции, и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. В самом деле, уважаемые коллеги, это я хочу просто обратить ваше внимание, мы договорились долго не говорить, но это революционный законопроект, которого мы все, многие, сидящие здесь в зале, добивались на протяжении последних 20 с лишним лет. Самая главная норма, о которой здесь было сказано, помните, ЛНР и ДНР, ее получили не так давно – 24 апреля. Я хорошо запомнил эту дату, потому что именно тогда я обратился на Совете законодателей к Президенту Путину с предложением распространить эту норму, чтобы они не отказывались от украинского гражданства, вступая в российское. Когда-то мы здесь добились с вами в зале отмены справки. Тогда еще и справку надо было с Украины представить. Ты отказался от гражданства, ну и справку принеси. Кто же ее даст вам? Вот тогда мы пошли по этому пути, добились этого для ЛДНР, а сегодня мы принимаем этот законопроект для всего мира. Вот во всем мире любой, кто хочет вступить в гражданство Российской Федерации, не должен отказываться от имеющегося гражданства. Это, правда, не означает, что он может быть государственным служащим. Ну а все остальные нормы, гам Игорь Николаевич о них рассказывал. Я хотел бы вас поблагодарить, поприветствовать за этот закон. Он не лишен там некоторых, на наш взгляд, недостатков, есть там некоторые вопросы, которые будут при обсуждении его во втором чтении, наверное, учтены, и будут поданы необходимые поправки. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Уважаемые коллеги, можно вопрос всем? У нас есть те, кто против этого законопроекта? Коллеги, все мы понимаем важность принятия этого законопроекта. Правильно? На встрече с президентом этот вопрос поднимали. Владимир Владимирович услышал парламент, поддержал. Сегодня мы рассматриваем законопроект. Нужно нам свою позицию дополнительно заявлять? Коллеги, настаиваете на выступлении? Вопросы можно обсудить ко второму чтению. Если мы примем законопроект сегодня, было бы правильно его рассмотреть во втором чтении, а, может быть, и в третьем 17-го. Вот так задачу надо ставить.Нилов Олег Анатольевич. Фракция «Справедливая Россия». Вячеслав Викторович, если бы вы не сказали о том, что будем в пятницу голосовать во втором, в третьем чтении, я бы не стал выступать, не стал бы возражать. Возражения есть только по этому предложению. Не гоните лошадей. Вопрос гражданства – суперважный вопрос, и какое отношение он имеет к антикризисным...Председательствующий. Прямое. Это наши соотечественники. Потому что процедура, которая предлагается сегодня в этом законе, касается именно наших соотечественников. Вы границы тогда считаете надо по отношению к ним закрыть? Но пока они оформят гражданство, а нам это необходимо, и им необходимо. Пожалуйста, Затулин Константин Федорович, ответьте, пожалуйста, Нилову.Затулин Константин Федорович, фракция «Единая Россия». Прежде всего, мы, безусловно, поддерживаем принятие законопроекта – я выбрасываю всю часть своего выступления, которую предполагал сделать в поддержку законопроекта. Это очевидно. Но я хотел бы обратить внимание на следующее. Речь идет о людях, которые уже находятся в России, и тех, которые будут находиться в России. Речь не идет о том, что мы это право – упрощенное получение гражданства без выхода из иностранного гражданства – предоставляем людям, которые живут за рубежом, и находятся за рубежом. И в этом одновременно есть определенный изъян этого законопроекта, потому что в нем, как мы считаем, необходимо было бы обозначить такую категорию как соотечественник. Это слово там не употребляется. Поэтому ко второму чтению мы намерены внести поправки, которые позволили бы нашим соотечественникам за рубежом, даже если они не находятся в России, претендовать на право упрощенного получения гражданства, как им было обещано принятым в 1999 году и действующим законом о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. Что касается вопроса Олега Анатольевича о том, что они в ближайшее время не станут, не будут и так далее, вы же сами, фракция «Справедливая Россия», насколько я понимаю, вносите сегодня протокольное поручение (справедливое) о том, что необходимо продлить на время карантина, особых мер, сроки рассмотрений, мораторий наложить на всякое предоставление документов, связанных с разными этапами получения гражданства, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее. Я с этой просьбой 10 апреля обратился как ваш специальный представитель по гражданству и миграции к Председателю Правительства Российской Федерации. Речь идет о людях, которые здесь в России сейчас в еще более сложном положении, чем граждане России, потому что они не являются гражданами, но живут среди нас на основе разрешений, вида на жительство и так далее. Но работа по упрощению получения гражданства для соотечественников не должна прекращаться. Она будет вестись. Никакого отложения, отсрочки просьб людей, которые давно рвутся быть гражданами Российской Федерации. не должно быть. Спасибо.Председательствующий. Спасибо Константин Федорович. Ставится на голосование ставится на голосование 23-й вопрос нашей повестки – о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».По результатам голосования 324 голосами «За» законопроект был принят в первом чтении. 1 человек воздержался. Рассмотрение законопроекта во втором чтении и в целом пройдёт 17 апреля. Константин Затулин последовательно выступает за упрощение получения гражданства для соотечественников за рубежом, и за отмену условия отказа от иного гражданства при получении российского. Приводим его выступление на заседании научного совета при Совете Безопасности России в марте 2018 г:«Многолетний опыт деятельности Института стран СНГ говорит о необходимости сосредоточить внимание на двух главных проблемах: максимально широком употреблении русского языка, а также возможности получения российского гражданства в целях сохранения устойчивой связи с Россией, не только теми, кто желает перебраться в Россию, но в особенности теми, кто остался жить за рубежом. Содействуя этому, мы по сути выводим из процесса ассимиляции, превращения в манкуртов и янычар людей, представляющих значительную часть населения государств Содружества. Пример тому – все, что произошло после переворота на Украине. К нам в Россию хлынул поток украинских беженцев. И вот тут встал вопрос: а в какой мере мы оказались к этому готовы, насколько правильно реагировали на такое вот цивилизационное размежевание людей с нынешним украинским режимом? Хочу акцентировать внимание на том, что у нас на сегодняшний день существуют противоречия, в первую очередь в законах. В законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятом в 1999 году, прописано, что всем соотечественникам вне зависимости от того, живут они в России, собираются перебраться в Россию или, допустим, намерены остаться в своих государствах проживания, дано право на приобретение гражданства российского гражданства в упрощенном порядке. Кто такие «соотечественники»? Согласно закону, это выходцы с территории бывшего Советского Союза и Российской империи, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. В 2010 году, при подготовке новой редакции закона, я предлагал уточнить, что не просто к «исторически проживающим», а к тем народам, которые «не имеют никакого национально-культурного и государственного самоопределения за пределами Российской Федерации». Потому что у нас живут украинцы, но государством самоопределения украинского народа является Украина. То же самое – Казахстан. А вот когда дело касается русских, когда дело касается якутов, татар, адыгов, – у них нет другого национального очага, кроме как России. Меня не поддержали, но право на упрощенное получение гражданства было обещано соотечественникам декларативно в законе, принятом в 1999 году, и подтверждено в редакции закона 2010 года. Но есть гораздо более конкретные и операциональные законы – закон «О гражданстве Российской Федерации» и закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002 год). Само слово «соотечественник» практически в них не употребляется. В законе «О гражданстве Российской Федерации» оно появилось только в 2007 году в связи с принятием Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006 год). Но одно дело – переселение, а другое дело – гражданство для всех соотечественников вне зависимости от переселения. Для огромного числа наших соотечественников, проживающих в странах СНГ, такая возможность оказалась заблокирована требованием о выходе из гражданства страны проживания в случае обращения с заявлением о приеме в гражданство России».
Спецпредставитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин предложил поправки, позволяющие получать гражданство РФ без отказа от иностранного гражданства не только уже находящимся в России или собирающимся переезжать в Россию соотечественникам, но и тем, кто остается за рубежом. Государственная дума Российской Федерации во вторник, 14 апреля, рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Законопроектом предлагается: - отменить для всех категорий соискателей российского гражданства требования об отказе от имеющегося у них гражданства иностранного государства, - исключить условия о трехлетием сроке проживания в Российской Федерации и о подтверждении наличия средств к существованию для тех иностранных граждан, которые приобретают российское гражданство в упрощенном порядке, - сократить с 3 лет до 1 года обязательный срок осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации до подачи заявления о приеме в российское гражданство для лиц, получивших профессиональное образование на территории Российской Федерации после 1 июля 2002 года, - предоставить право подачи заявления о приеме в российское гражданство в упрошенном порядке постоянно проживающим в Российской Федерации гражданам Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины, исключить для таких заявителей условия о непрерывном сроке проживания в стране и подтверждение наличия средств к существованию. В ходе обсуждения законопроекта состоялась дискуссия. В частности, спецпредставитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин предложил важные поправки ко второму чтению, позволяющие получать гражданство РФ без отказа от иностранного гражданства не только уже находящимся в России или собирающимся переезжать в Россию соотечественникам, но и тем, кто остается за рубежом. Приводим полную стенограмму обсуждения: Калашников Л.И., председатель Комитета ГД по делам Содружества. Независимых. Государств, евразийской интеграции, и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. В самом деле, уважаемые коллеги, это я хочу просто обратить ваше внимание, мы договорились долго не говорить, но это революционный законопроект, которого мы все, многие, сидящие здесь в зале, добивались на протяжении последних 20 с лишним лет. Самая главная норма, о которой здесь было сказано, помните, ЛНР и ДНР, ее получили не так давно – 24 апреля. Я хорошо запомнил эту дату, потому что именно тогда я обратился на Совете законодателей к Президенту Путину с предложением распространить эту норму, чтобы они не отказывались от украинского гражданства, вступая в российское. Когда-то мы здесь добились с вами в зале отмены справки. Тогда еще и справку надо было с Украины представить. Ты отказался от гражданства, ну и справку принеси. Кто же ее даст вам? Вот тогда мы пошли по этому пути, добились этого для ЛДНР, а сегодня мы принимаем этот законопроект для всего мира. Вот во всем мире любой, кто хочет вступить в гражданство Российской Федерации, не должен отказываться от имеющегося гражданства. Это, правда, не означает, что он может быть государственным служащим. Ну а все остальные нормы, гам Игорь Николаевич о них рассказывал. Я хотел бы вас поблагодарить, поприветствовать за этот закон. Он не лишен там некоторых, на наш взгляд, недостатков, есть там некоторые вопросы, которые будут при обсуждении его во втором чтении, наверное, учтены, и будут поданы необходимые поправки. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Уважаемые коллеги, можно вопрос всем? У нас есть те, кто против этого законопроекта? Коллеги, все мы понимаем важность принятия этого законопроекта. Правильно? На встрече с президентом этот вопрос поднимали. Владимир Владимирович услышал парламент, поддержал. Сегодня мы рассматриваем законопроект. Нужно нам свою позицию дополнительно заявлять? Коллеги, настаиваете на выступлении? Вопросы можно обсудить ко второму чтению. Если мы примем законопроект сегодня, было бы правильно его рассмотреть во втором чтении, а, может быть, и в третьем 17-го. Вот так задачу надо ставить. Нилов Олег Анатольевич. Фракция «Справедливая Россия». Вячеслав Викторович, если бы вы не сказали о том, что будем в пятницу голосовать во втором, в третьем чтении, я бы не стал выступать, не стал бы возражать. Возражения есть только по этому предложению. Не гоните лошадей. Вопрос гражданства – суперважный вопрос, и какое отношение он имеет к антикризисным. Председательствующий. Прямое. Это наши соотечественники. Потому что процедура, которая предлагается сегодня в этом законе, касается именно наших соотечественников. Вы границы тогда считаете надо по отношению к ним закрыть? Но пока они оформят гражданство, а нам это необходимо, и им необходимо. Пожалуйста, Затулин Константин Федорович, ответьте, пожалуйста, Нилову. Затулин Константин Федорович, фракция «Единая Россия». Прежде всего, мы, безусловно, поддерживаем принятие законопроекта – я выбрасываю всю часть своего выступления, которую предполагал сделать в поддержку законопроекта. Это очевидно. Но я хотел бы обратить внимание на следующее. Речь идет о людях, которые уже находятся в России, и тех, которые будут находиться в России. Речь не идет о том, что мы это право – упрощенное получение гражданства без выхода из иностранного гражданства – предоставляем людям, которые живут за рубежом, и находятся за рубежом. И в этом одновременно есть определенный изъян этого законопроекта, потому что в нем, как мы считаем, необходимо было бы обозначить такую категорию как соотечественник. Это слово там не употребляется. Поэтому ко второму чтению мы намерены внести поправки, которые позволили бы нашим соотечественникам за рубежом, даже если они не находятся в России, претендовать на право упрощенного получения гражданства, как им было обещано принятым в 1999 году и действующим законом о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. Что касается вопроса Олега Анатольевича о том, что они в ближайшее время не станут, не будут и так далее, вы же сами, фракция «Справедливая Россия», насколько я понимаю, вносите сегодня протокольное поручение (справедливое) о том, что необходимо продлить на время карантина, особых мер, сроки рассмотрений, мораторий наложить на всякое предоставление документов, связанных с разными этапами получения гражданства, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее. Я с этой просьбой 10 апреля обратился как ваш специальный представитель по гражданству и миграции к Председателю Правительства Российской Федерации. Речь идет о людях, которые здесь в России сейчас в еще более сложном положении, чем граждане России, потому что они не являются гражданами, но живут среди нас на основе разрешений, вида на жительство и так далее. Но работа по упрощению получения гражданства для соотечественников не должна прекращаться. Она будет вестись. Никакого отложения, отсрочки просьб людей, которые давно рвутся быть гражданами Российской Федерации. не должно быть. Спасибо. Председательствующий. Спасибо Константин Федорович. Ставится на голосование ставится на голосование 23-й вопрос нашей повестки – о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». По результатам голосования 324 голосами «За» законопроект был принят в первом чтении. 1 человек воздержался. Рассмотрение законопроекта во втором чтении и в целом пройдёт 17 апреля. Константин Затулин последовательно выступает за упрощение получения гражданства для соотечественников за рубежом, и за отмену условия отказа от иного гражданства при получении российского. Приводим его выступление на заседании научного совета при Совете Безопасности России в марте 2018 г: «Многолетний опыт деятельности Института стран СНГ говорит о необходимости сосредоточить внимание на двух главных проблемах: максимально широком употреблении русского языка, а также возможности получения российского гражданства в целях сохранения устойчивой связи с Россией, не только теми, кто желает перебраться в Россию, но в особенности теми, кто остался жить за рубежом. Содействуя этому, мы по сути выводим из процесса ассимиляции, превращения в манкуртов и янычар людей, представляющих значительную часть населения государств Содружества. Пример тому – все, что произошло после переворота на Украине. К нам в Россию хлынул поток украинских беженцев. И вот тут встал вопрос: а в какой мере мы оказались к этому готовы, насколько правильно реагировали на такое вот цивилизационное размежевание людей с нынешним украинским режимом? Хочу акцентировать внимание на том, что у нас на сегодняшний день существуют противоречия, в первую очередь в законах. В законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятом в 1999 году, прописано, что всем соотечественникам вне зависимости от того, живут они в России, собираются перебраться в Россию или, допустим, намерены остаться в своих государствах проживания, дано право на приобретение гражданства российского гражданства в упрощенном порядке. Кто такие «соотечественники»? Согласно закону, это выходцы с территории бывшего Советского Союза и Российской империи, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. В 2010 году, при подготовке новой редакции закона, я предлагал уточнить, что не просто к «исторически проживающим», а к тем народам, которые «не имеют никакого национально-культурного и государственного самоопределения за пределами Российской Федерации». Потому что у нас живут украинцы, но государством самоопределения украинского народа является Украина. То же самое – Казахстан. А вот когда дело касается русских, когда дело касается якутов, татар, адыгов, – у