- Указы глав ДНР и ЛНР об использовании советских названий Донецка(Сталино), и Луганска (Ворошиловград)на мероприятиях к памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной – вызвали бурную реакцию в социальных сетях. Впрочем, обсуждением в сетях реально занимается всего лишь несколько десятков человек, а подавляющее большинство населения Республик об этих указах любо вообще не слышало, либо относится к ним абсолютно равнодушно, занятое более насущными заботами. Кроме того, с практической точки зрения в этих указах, собственно, и не было никакой необходимости, поскольку на этих мероприятиях (а их всего два в году – дни освобождения городов и 9 мая) и раньше употреблялись эти названия. Цель этих указов – не практическая, а идеологическая – развитие «исторической памяти», как говорится в текстах указов. Но это выглядит, мягко говоря, странно: ведь узнать, как назывались их города в период сталинизма, люди должны из школьного курса истории, а вовсе не на «мероприятиях». Главный же факт состоит в том, что эти указы дают огромные козыри в руки украинской пропаганды; ведь теперь у них появились новые весомые аргументы для раскручивания мифа о том, что ЛНР и ДНР – это якобы дикий «заповедник совка» и некое подобие Северной Кореи. Миф этот фактически совершенно лживый, поскольку в Республиках просоветски настроенных людей мизерное количество – каких-нибудь несколько процентов населения, т.е. не больше, чем на самой Украине и даже меньше, чем в России. Если бы у нас была проведена декоммунизация, как на Украине, то большинство населения восприняло ее позитивно, а памятники Ленину, Артему и др. убийцам России вышла бы защищать только лишь кучка невменяемых коммунистов в количестве полтора десятка человек. Но важный факт состоит также и в том, что в отличие от Украины, где людям внушается четкая идеологическая доктрина, в ЛНР и ДНР образовался идеологический вакуум, который как-то неуклюже пытаются заполнить всем, что под руку подвернется. А в силу исторического невежества подворачивает под руку в первую очередь то, что ближе всего лежит – в первую очередь, Великая Отечественная война. И в силу того же самого исторического невежества трактуется эта война в рамках советской идеологии – как победа «советского народа». Людям даже не приходит в голову та элементарная мысль, что если это была победа «советского народа», то с какой стати мы ее празднуем, ведь никакого «советского народа» давным-давно уже нет? А если мы ее чтим и празднуем, значит, это была победа вовсе не «советского народа», а того народа, который есть и сейчас – то есть русского народа и братских ему народов исторической России. «Советским» был лишь политический режим, который захватил власть в России в 1917 году, а народ оставался тем же, каким он был и в Отечественных войнах 1914-1917, 1812, 1612 годов. Таким образом, такое бездумное повторение советской идеологии в трактовке Великой Отечественной войны на самом деле лишает народ и исторической памяти, и исторической преемственности с предками.Новые поколения уже не имеют никакого представления о «советском прошлом», и поэтому все советское вызывает у них либо равнодушие, либо отторжение. И если Великая Победа трактуется как победа «советская», да еще во главе с «великим вождем» Сталиным – это как раз самый верный путь к тому, чтобы эта Победа стала абсолютно чужой для новых поколений и была ими забыта. Как показывает мой многолетний опыт общения со студентами, абсолютное их большинство и так давно уже воспринимает Великую Отечественную войну примерно так же, как Отечественную войну 1812 года или Куликовскую битву – то есть как нечто далекое и неинтересное. И это во многом – именно результат пропаганды «советского» понимания войны. Я помню времена поздней «перестройки» и 1990-х, когда много было молодежи, которая вообще рассуждала подобно Смердякову: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки». Только теперь вместо Наполеона упоминался Гитлер. И это совершенно очевидно была реакция на советскую пропаганду, когда Победа трактовалась как защита советского «светлого будущего» и советского строя. Но когда будущее побежденной Германии оказалось намного светлее,чем в СССР, и ее экономический строй намного эффективнее, люди сразу же стали сомневаться в смысле такой победы.И в этом была виновата советская идеология, которая говорила не о подлинном смысле войны – как войны Запада против русского народа, войне на истребление, а о якобы войне «фашизма» против «социализма». И сейчас и в России, и в ЛНР, ДНР официозная трактовка Войны снова «наступает на те же грабли». Молодежь и так уже о Войне ничего не знает и знать не хочет – к тому же последние ветераны умерли и произошел обрыв исторической памяти, и неосоветская идеология уже добивает эту память окончательно, делая Войну чужой и непонятной для новых поколений. Чтобы действительно возродить память о Войне, нужно опираться не на советскую мифологию, а на русскоеисторическое сознание, на русское понимание сущности той Войны и сущности истории ХХ века в целом. В чем оно состоит? Остановимся на этом подробнее в просветительских целях. Революция 1917-го года по своим последствиям является одним из самых катастрофических событий в мировой истории. Только одна лишь Гражданская война (включая Крестьянскую войну против большевиков 1921-1922 годов), унесла жизни более 20 миллионов человек, большинство из которых погибли в результате голода и эпидемий как следствия преступной экономической политики большевиков. В 1914 году более 80 % пахотной земли в Европейской России оказалось в руках крестьян. К 1917 году никакого «помещичьего землевладения» уже почти не существовало – оно превратилось в маргинальное явление. «За землю» крестьяне могли воевать только друг с другом. Более массовой, чем ее противников, Красную армию сделал искусственный голод, который большевики создавали у себя в тылу, запретив свободную продажу хлеба и переведя всех на «паек», как на зоне. Мобилизация в Красную армию спасала людей от голода и была хоть какой-то гарантией от репрессии их семей. Создавать таким абсолютно аморальным и бандитским способом массовую армию белым даже и в голову не могло прийти. А это и был главный «секрет» победы красных. Красная армия была уникальным примером рабской армии, воевавшей за скудный паек и перед угрозой расстрела. Вторым таким примером стали армии Мао Цзедуна и «красные кхмеры», уничтожившие более половины населения своей страны. Как известно, Д.И. Менделеев прогнозировал, что даже и с учетом резкого падения рождаемости вследствие урбанизации в 1950 году в России должно было проживать 282,7 млн. человек, а в 2000 году – 594,3 млн. человек. По его же подсчетам, в США к середине XX века население достигнет почти 180 млн. человек, и этот прогноз сбылся с высокой точностью, поскольку в 1959 году в США проживало 179 млн. человек. Эта огромная разница с Россией объясняется тем, чтов США не было революции и войн, которые обрушились на Россию в первой половине XX века. Вот главный результат и «цена» революции 1917-го года для России. Когда же говорят о достижениях СССР в технической сфере, то это является в первую очередь признаком примитивности и инфантильности мышления. В этих достижениях ничего специфически «советского» не было, такие же достижения были во многих других странах мира. Если хвалиться «полетом Гагарина», то тогда нужно точно так же восхвалять и первый полет ракеты в космос, который осуществила гитлеровская Германия в 1944 году. Причем советские ракеты потом создавались на основе гитлеровской ФАУ-2. Если мы так гордимся Гагариным, то тогда будем последовательными и будем точно так же восхвалять Вернера фон Брауна – любимца фюрера. Это они на самом деле «открыли дорогу в космос», а СССР лишь воспользовался их достижениями. Но больше всего СССР воспользовался традициями науки и техники Российской Империи. За 30 лет перед 1917 годом царская Россия дала 2/3 всех важнейших мировых открытий и достижений в науке и технике, то есть стала самой передовой страной мира в этой сфере. И в СССР наука и техника развивались лишь «по инерции» – до тех пор, пока не вымерли старые ученые, бывшие царские профессора либо их прямые ученики. А когда к 1960-м годам им пришли на смену уже «советские» люди, сразу началось обвальное отставание от Запада. Это естественно, поскольку советский образ жизни примитивизирует человека, делает интеллектуально ущербным. Разница была в цене этих «достижений». В СССР все достижения были основаны на нищете и нещадной эксплуатации государством основной массы населения, которое вернулось к дореволюционному уровню жизни только к 1970-м годам, да и то далеко не все. Простодушный Н. Хрущов возмущался, что в 1960-е годы советские рабочие в целом живут хуже, чем он сам, будучи рабочим, жил до революции. Как раз в годы официозных торжеств по поводу полета Гагарина – в 1961-1962 – многие регионы СССР жили на грани голода, о чем массово рассказывают люди, жившие в то время. Расстрел голодного бунта в Новочеркасске в 1962 году – это всего лишь «верхушка айсберга» всего того, что тогда творилось. Поэтому «открытие космоса» у большинства людей не только не вызывало энтузиазма, а часто, наоборот, вызывало приступы озлобления: «На кой черт нам этот космос, когда на земле жрать нечего!». А современному человеку, привыкшему к изобилию супермаркетов, очень трудно себе представить тотально пустые магазины, в которые завозили какой-нибудь один товар раз в сутки, и чтобы его купить,нужно было занимать очередь с ночи. Исключения составляла лишь Москва и несколько привилегированных регионов, но и там всегда стояли длинные очереди за каждой мелочью. Это двойное издевательство: советского человека заставили забыть о Боге и жить только материальными потребностями, как животное – но при этом даже самое элементарное удовлетворение этих потребностей превратили в унижение. Очевидно, что люди, которые ныне защищают такой «строй», являются либо мазохистами, привыкшими к абсолютному рабству, либо клиническими идиотами. Основные потери населения в советский период относятся даже не к «репрессиям», в результате которых погибло несколько миллионов человек, а в первую очередь были результатом самого советского строя, создавшего на несколько десятилетий «концлагерные» условия жизни для основной массы населения, в результате чего рождаемость просто обвалилась в несколько раз по сравнению с дореволюционным периодом. От искусственного голода 1920-40-х годов погибло в несколько раз больше людей, чем от репрессий. Чудовищные потери в Великой Отечественной войне – это также результат действий советской власти. Потери во Второй Отечественной войне 1914-1917 гг. – немногим более 1 миллиона человек; потери же в Великой Отечественной, по последним официальным данным, озвученным в Госдуме – чуть более 40 миллионов. И это при том, что в 1914-1917 гг. против России воевал более многочисленный враг в лице трех империй. Такая колоссальная разница в потерях объясняется разными способами ведения войны: советский способ состоял в том, что человеческая жизнь абсолютно не ценилась, и командование было соответствующим. Тем, кто не имеет об этом никакого представления, стоит хотя бы для начала прочитать «Прокляты и убиты» В. Астафьава и «Воспоминания о войне» профессора Н. Никулина. Из последних все-таки стоит процитировать один фрагмент:«Кадровая армия погибла на границе. У новых формирований оружия было в обрез, боеприпасов и того меньше. Опытных командиров – наперечет. Шли в бой необученные новобранцы... – Атаковать! – звонит Хозяин из Кремля. – Атаковать! – телефонирует генерал из теплого кабинета. – Атаковать! – приказывает полковник из прочной землянки. И встает сотня Иванов, и бредет по глубокому снегу под перекрестные трассы немецких пулеметов. А немцы в теплых дзотах, сытые и пьяные, наглые, все предусмотрели, все рассчитали, все пристреляли и бьют, бьют, как в тире. Однако и вражеским солдатам было не так легко. Недавно один немецкий ветеран рассказал мне о том, что среди пулеметчиков их полка были случаи помешательства: не так просто убивать людей ряд за рядом – а они все идут и идут, и нет им конца». Стоит спросить: что здесь советское, а что русское? Русские здесь – это «сотня Иванов», которые шли на смерть. И поскольку этих Иванов была не сотня, я десятки миллионов, то они все равно дошли до Берлина. А советские здесь – те, кто преступно посылал их на заведомую и бесполезную смерть. И сейчас наследники этих убийц кричат; «Мы победили Гитлера!». Нет, победил русский Иван вопреки этим убийцам. И поэтому если сейчас мы будем называть эту победу «советской», то станем наследниками этих убийц собственного народа, а не победителей. Царская армия, воюя против более многочисленного врага на двух разных фронтах, не отступала до Волги и Москвы, а стояла на пороге победы в 1917 году, но эта победа была украдена «революцией». При этом если в 1941-1945 годах в советском тылу был такой же тотальный голод, как и под немецкой оккупацией (часть жертв мирного населения – от этого голода), то в 1914-1917-м годах в тылу вообще война мало ощущалась. Продолжался рост экономики, инфляция компенсировалась ростом зарплат рабочих, накопились огромные запасы продовольствия из-за прекращения экспорта. Огромных усилий стоило заговорщикам февраля 1917 создать искусственный «дефицит» хлеба в Петербурге – в то время как он пропадал на складах. В число советских «достижений» записывают и восстановление после войны – но это выглядит вообще смешно по сравнению с экономикой царской России, которая развивалась и во время войны и никакого «восстановления» ей не требовалось. Разруху потом создали большевики Гражданской войной. В царской России последний голод с массовой смертью людей был при Петре Первом, а потом «голодом» называли просто неурожайные годы, когда люди недоедали, но уже никто не умирал. Причем в XIX веке царская власть боролась с таким голодом очень оперативно, безвозмездно завозя хлеб из государственных запасов. А после 1892 года уже даже и такие «голоды» прекратились навсегда. Но большевикам удалось совершить неслыханное злодеяние – создать голод с гибелью миллионов людей уже в ХХ веке! Кстати, во время Второй Отечественной войны в 1914-1917 гг. были свои «власовцы», служившие врагам России. Это были большевики. Они с самого начала были за поражение России в войне, а потом сыграли главную роль в разложении Русской армии. Потом по Брестскому миру они отдали Германии даже больше территорий, чем та когда-либо мечтала завоевать. По сравнению с таким успехом этих предателей Родины генерал А. Власов выглядит мелким безобидным дилетантом. И если у нас стоят памятники Ленину, то в таком случае памятники А. Власову можно тоже ставить на каждом шагу – его преступление перед Россией не идет ни в какое сравнение с чудовищными преступлениями Ленина, с которыми может сравниться только татаро-монгольское нашествие. К тому же у А. Власова было хоть какое-то оправдание – он боролся со сталинской диктатурой, в то время как большевики сознательно уничтожали самое святое – саму Россию как православный народ и священное царство. Мало кто знает, что А. Власов, перейдя на сторону врага, вовсе не стал «фашистом» – он так и остался большевиком, и официальной идеологией его формирований была «защита завоеваний Революции от сталинской диктатуры». Это примерно такая же идеология, какая потом стала официальной в СССР при Н. Хрущове. То есть его предательство – это, по сути, обычная грызня большевиков между собой. Еще более катастрофическим преступлением 1917 года было даже не колоссальное количество жертв последовавших событий, но духовное убийство народа, совершавшееся атеистическим режимом. Души людей, лишенных Православной веры, обрекались на посмертные страшные муки. Остается лишь надежда, что Господь будет милостив к ним как к мученикам, которых сделали атеистами путем обмана и насилия, а не по собственному выбору.В свою очередь, СССР распался в 1991 году из-за внутренних причин – в первую очередь, из-за формирования здесь «потребительского общества» людей, ориентированных на «западные ценности» и поэтому ненавидевших собственную страну. Поэтому саморазрушение СССР, как это ни парадоксально, было также самым прямым следствием 1917 года, когда были уничтожены религиозно-нравственные основы жизни русского народа. Материалистическая идеология, пришедшая к власти в результате событий 1917 года, сделала неизбежным становление «потребительского общества» в СССР и низкопоклонство перед Западом основной массы его населения.Революция 1917 года была цивилизационной катастрофой не только по количеству своих жертв, но и в качественном отношении – она привела к разрушению духовного и культурного «кода» русского народа, что и сделало абсолютно неизбежным последующий крах СССР, существование которого стало казаться бессмысленным большинству его одичавшего населения. И вот теперь есть люди, которые мечтают реанимировать этот труп. Это естественный результат той примитивизации мышления людей, которая шла в советское время, уничтожения исторической памяти и моральных понятий. Люди, которые оправдывают геноцид своего народа в советский период, оправдывая его какими-то людоедскими «достижениями» – лишены ума, совести и памяти.В.Ю. Даренский, профессор Луганского национального университета, специально для
- Указы глав ДНР и ЛНР об использовании советских названий Донецка(Сталино), и Луганска (Ворошиловград)на мероприятиях к памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной – вызвали бурную реакцию в социальных сетях. Впрочем, обсуждением в сетях реально занимается всего лишь несколько десятков человек, а подавляющее большинство населения Республик об этих указах любо вообще не слышало, либо относится к ним абсолютно равнодушно, занятое более насущными заботами. Кроме того, с практической точки зрения в этих указах, собственно, и не было никакой необходимости, поскольку на этих мероприятиях (а их всего два в году – дни освобождения городов и 9 мая) и раньше употреблялись эти названия. Цель этих указов – не практическая, а идеологическая – развитие «исторической памяти», как говорится в текстах указов. Но это выглядит, мягко говоря, странно: ведь узнать, как назывались их города в период сталинизма, люди должны из школьного курса истории, а вовсе не на «мероприятиях». Главный же факт состоит в том, что эти указы дают огромные козыри в руки украинской пропаганды; ведь теперь у них появились новые весомые аргументы для раскручивания мифа о том, что ЛНР и ДНР – это якобы дикий «заповедник совка» и некое подобие Северной Кореи. Миф этот фактически совершенно лживый, поскольку в Республиках просоветски настроенных людей мизерное количество – каких-нибудь несколько процентов населения, т.е. не больше, чем на самой Украине и даже меньше, чем в России. Если бы у нас была проведена декоммунизация, как на Украине, то большинство населения восприняло ее позитивно, а памятники Ленину, Артему и др. убийцам России вышла бы защищать только лишь кучка невменяемых коммунистов в количестве полтора десятка человек. Но важный факт состоит также и в том, что в отличие от Украины, где людям внушается четкая идеологическая доктрина, в ЛНР и ДНР образовался идеологический вакуум, который как-то неуклюже пытаются заполнить всем, что под руку подвернется. А в силу исторического невежества подворачивает под руку в первую очередь то, что ближе всего лежит – в первую очередь, Великая Отечественная война. И в силу того же самого исторического невежества трактуется эта война в рамках советской идеологии – как победа «советского народа». Людям даже не приходит в голову та элементарная мысль, что если это была победа «советского народа», то с какой стати мы ее празднуем, ведь никакого «советского народа» давным-давно уже нет? А если мы ее чтим и празднуем, значит, это была победа вовсе не «советского народа», а того народа, который есть и сейчас – то есть русского народа и братских ему народов исторической России. «Советским» был лишь политический режим, который захватил власть в России в 1917 году, а народ оставался тем же, каким он был и в Отечественных войнах 1914-1917, 1812, 1612 годов. Таким образом, такое бездумное повторение советской идеологии в трактовке Великой Отечественной войны на самом деле лишает народ и исторической памяти, и исторической преемственности с предками.Новые поколения уже не имеют никакого представления о «советском прошлом», и поэтому все советское вызывает у них либо равнодушие, либо отторжение. И если Великая Победа трактуется как победа «советская», да еще во главе с «великим вождем» Сталиным – это как раз самый верный путь к тому, чтобы эта Победа стала абсолютно чужой для новых поколений и была ими забыта. Как показывает мой многолетний опыт общения со студентами, абсолютное их большинство и так давно уже воспринимает Великую Отечественную войну примерно так же, как Отечественную войну 1812 года или Куликовскую битву – то есть как нечто далекое и неинтересное. И это во многом – именно результат пропаганды «советского» понимания войны. Я помню времена поздней «перестройки» и 1990-х, когда много было молодежи, которая вообще рассуждала подобно Смердякову: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки». Только теперь вместо Наполеона упоминался Гитлер. И это совершенно очевидно была реакция на советскую пропаганду, когда Победа трактовалась как защита советского «светлого будущего» и советского строя. Но когда будущее побежденной Германии оказалось намного светлее,чем в СССР, и ее экономический строй намного эффективнее, люди сразу же стали сомневаться в смысле такой победы.И в этом была виновата советская идеология, которая говорила не о подлинном смысле войны – как войны Запада против русского народа, войне на истребление, а о якобы войне «фашизма» против «социализма». И сейчас и в России, и в ЛНР, ДНР официозная трактовка Войны снова «наступает на те же грабли». Молодежь и так уже о Войне ничего не знает и знать не хочет – к тому же последние ветераны умерли и произошел обрыв исторической памяти, и неосоветская идеология уже добивает эту память окончательно, делая Войну чужой и непонятной для новых поколений. Чтобы действительно возродить память о Войне, нужно опираться не на советскую мифологию, а на русскоеисторическое сознание, на русское понимание сущности той Войны и сущности истории ХХ века в целом. В чем оно состоит? Остановимся на этом подробнее в просветительских целях. Революция 1917-го года по своим последствиям является одним из самых катастрофических событий в мировой истории. Только одна лишь Гражданская война (включая Крестьянскую войну против большевиков 1921-1922 годов), унесла жизни более 20 миллионов человек, большинство из которых погибли в результате голода и эпидемий как следствия преступной экономической политики большевиков. В 1914 году более 80 % пахотной земли в Европейской России оказалось в руках крестьян. К 1917 году никакого «помещичьего землевладения» уже почти не существовало – оно превратилось в маргинальное явление. «За землю» крестьяне могли воевать только друг с другом. Более массовой, чем ее противников, Красную армию сделал искусственный голод, который большевики создавали у себя в тылу, запретив свободную продажу хлеба и переведя всех на «паек», как на зоне. Мобилизация в Красную армию спасала людей от голода и была хоть какой-то гарантией от репрессии их семей. Создавать таким абсолютно аморальным и бандитским способом массовую армию белым даже и в голову не могло прийти. А это и был главный «секрет» победы красных. Красная армия была уникальным примером рабской армии, воевавшей за скудный паек и перед угрозой расстрела. Вторым таким примером стали армии Мао Цзедуна и «красные кхмеры», уничтожившие более половины населения своей страны. Как известно, Д.И. Менделеев прогнозировал, что даже и с учетом резкого падения рождаемости вследствие урбанизации в 1950 году в России должно было проживать 282,7 млн. человек, а в 2000 году – 594,3 млн. человек. По его же подсчетам, в США к середине XX века население достигнет почти 180 млн. человек, и этот прогноз сбылся с высокой точностью, поскольку в 1959 году в США проживало 179 млн. человек. Эта огромная разница с Россией объясняется тем, чтов США не было революции и войн, которые обрушились на Россию в первой половине XX века. Вот главный результат и «цена» революции 1917-го года для России. Когда же говорят о достижениях СССР в технической сфере, то это является в первую очередь признаком примитивности и инфантильности мышления. В этих достижениях ничего специфически «советского» не было, такие же достижения были во многих других странах мира. Если хвалиться «полетом Гагарина», то тогда нужно точно так же восхвалять и первый полет ракеты в космос, который осуществила гитлеровская Германия в 1944 году. Причем советские ракеты потом создавались на основе гитлеровской ФАУ-2. Если мы так гордимся Гагариным, то тогда будем последовательными и будем точно так же восхвалять Вернера фон Брауна – любимца фюрера. Это они на самом деле «открыли дорогу в космос», а СССР лишь воспользовался их достижениями. Но больше всего СССР воспользовался традициями науки и техники Российской Империи. За 30 лет перед 1917 годом царская Россия дала 2/3 всех важнейших мировых открытий и достижений в науке и технике, то есть стала самой передовой страной мира в этой сфере. И в СССР наука и техника развивались лишь «по инерции» – до тех пор, пока не вымерли старые ученые, бывшие царские профессора либо их прямые ученики. А когда к 1960-м годам им пришли на смену уже «советские» люди, сразу началось обвальное отставание от Запада. Это естественно, поскольку советский образ жизни примитивизирует человека, делает интеллектуально ущербным. Разница была в цене этих «достижений». В СССР все достижения были основаны на нищете и нещадной эксплуатации государством основной массы населения, которое вернулось к дореволюционному уровню жизни только к 1970-м годам, да и то далеко не все. Простодушный Н. Хрущов возмущался, что в 1960-е годы советские рабочие в целом живут хуже, чем он сам, будучи рабочим, жил до революции. Как раз в годы официозных торжеств по поводу полета Гагарина – в 1961-1962 – многие регионы СССР жили на грани голода, о чем массово рассказывают люди, жившие в то время. Расстрел голодного бунта в Новочеркасске в 1962 году – это всего лишь «верхушка айсберга» всего того, что тогда творилось. Поэтому «открытие космоса» у большинства людей не только не вызывало энтузиазма, а часто, наоборот, вызывало приступы озлобления: «На кой черт нам этот космос, когда на земле жрать нечего!». А современному человеку, привыкшему к изобилию супермаркетов, очень трудно себе представить тотально пустые магазины, в которые завозили какой-нибудь один товар раз в сутки, и чтобы его купить,нужно было занимать очередь с ночи. Исключения составляла лишь Москва и несколько привилегированных регионов, но и там всегда стояли длинные очереди за каждой мелочью. Это двойное издевательство: советского человека заставили забыть о Боге и жить только материальными потребностями, как животное – но при этом даже самое элементарное удовлетворение этих потребностей превратили в