Движение открыто, но недостатки бросаются в глаза С некоторых пор крымчане по-особому реагируют на слово «мост». Для нас он символизирует десятилетиями выстраданную долгожданную связь с исторической Родиной — Россией. Связь духовную, культурную, экономическую. Надёжной транспортной артерией стал Крымский мост через Керченский пролив. Десятки его малых и больших собратьев верно служат республике. За годы прежнего «хазяйнування» немалая часть их требует ремонта.Улица как надежда
Совсем обветшал и симферопольский мост через реку Салгир на улице Гагарина. Его долго приводили в порядок, отодвигали ранее намеченный срок сдачи. И, наконец, 21 апреля открыли автомобильное движение. Сказать, как приветствовали новость автомобилисты, — ничего не сказать. Заблокированный участок стал причиной изматывающих автомобильных пробок. Вышли на подготовку репортажа в приподнятом настроении и мы, журналисты.
Улица Гагарина (бывшая Перекопская), на которой расположен обновлённый объект, 60 лет назад после серьёзной реконструкции обрела современное лицо. В 1961-м недалеко от железнодорожного вокзала раскинулся жилой микрорайон. С больницей, кинотеатром и живописным парком.
В те времена у всех на устах было имя первого покорителя космоса. Казалось, эпоха войн и болезней миновала навсегда и предстоящие штурмы, битвы и завоевания будут вестись только за мирный космос. Не удивительно, что зелёная зона получила имя Гагарина, а один из крупнейших широкоформатных кинотеатров Крыма стал называться «Космос». Но если парк после недавнего благоустройства находится в относительно хорошем состоянии, то кинотеатр фактически уничтожен.
Впрочем, и вся улица Гагарина требует перезагрузки, хотя бы для того, чтобы вернуть ей былую красоту.
Первые вопросы
Напомним, мост планировали огородить и приступить к ремонту 15 ноября прошлого года. Через две недели работы обещали завершить. Этот отрезок соединяет вокзал с центральными районами Симферополя, ведёт на ЮБК, поэтому рабочие торопились, хотели справиться до 25 декабря, к началу движения поездов дальнего следования через железнодорожный вокзал Симферополя. Затягивать проект означало застопорить транспортный поток в новых пробках. Этого нельзя было допустить. К сожалению — допустили: сдача объекта затянулась на… пять месяцев!
Главной причиной волокиты стала странная «находка». Строители обнаружили старые грехи предшественников и поняли — косметикой не обойтись, нужны капитальные усилия. Так, оказалось, балки требуют замены. По новым ГОСТам прежние образцы использовать было нельзя, поэтому пришлось заказывать новые. Увы, об этом узнали только в процессе работы, а не на стадии экспертизы. Первое образование у автора этих слов техническое, и по «Искусственным сооружениям» у меня твёрдая пятёрка. Но тут не надо быть специалистом, чтобы задать очевидный вопрос о качестве экспертизы.
Движение налажено
Ну да ладно, проблемы позади, дорога открыта для автомобильного движения. Городской общественный транспорт Симферополя вернулся к прежним схемам. В частности, троллейбус № 6 снова ходит по маршруту Марьино—пл. Советская. Троллейбус № 5 — через ж/д вокзал по улице Гагарина в направлении Загородного и обратно. Троллейбус № 21 вернулся на маршрут Перевальное—ж/д вокзал. Троллейбусы «Симферополь—Алушта» следуют так: ж/д вокзал—ул. Гагарина—ул. Киевская—пр. Академика Вернадского—Ялтинское шоссе и в обратном направлении. К прежним схемам движения вернулись и муниципальные автобусы.
Неожиданные секреты
Ремонт тротуаров продолжается Мы оказались на месте, когда под мостом на лесах продолжались какие-то работы. Подошёл к бригаде с желанием похвалить ребят, которые в условиях пандемии так ударно трудятся. Но в подсобке нас встретили настороженно. Человек, которого назвали начальником, на вопросы корреспондента газеты крымского парламента (я представился) отвечать отказался. Себя он также не назвал. Лишь добавил:— Все вопросы к Борисову. Он у нас главный.
— Можно узнать его имя, отчество, записать рабочий телефон или электронный адрес?
— Нет.
— Ладно. Вот вам моя визитная карточка, передайте её Борисову, пусть он мне перезвонит. Задам вопросы по телефону.
— Хорошо. Сегодня же передам.
Мой двадцатитрёхлетний журналистский опыт показывает, когда возникают подобные диалоги, людям есть что скрывать. А что же скрывает подрядчик? И, кстати, какая организация выполняет фронт работ? На стройплощадке вокруг моста на покосившемся указателе название не написано. Над дверями бытовки заметил табличку с контактами… изготовителей бытовки (фирма «КрымТехКаркас»). Удивительно, но, прогуглив, я не обнаружил полного наименования фирмы подрядчика. Указан был только руководитель — Алексей Борисов. Уже имя известно, и то хорошо.
Засекреченный подрядчик
Прошло три дня, но Алексей Борисов не счёл нужным позвонить корреспонденту. В самом деле, кто я такой? И что для него газета Государственного Совета РК? Закон о средствах массовой информации, ст. 40 которого гласит: «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну»? Если таковая тайна при строительстве моста через речку есть — прошу прощения.
Из любопытства я решил довести дело до конца и выяснить хотя бы название подрядной организации. Оказалось, это ООО «Крым-Магистраль». В открытых источниках прочёл, что на октябрь 2019 года руководителем и генеральным директором организации являлся Пашиев Энвер Усеинович. В то же время на другом сайте управляющим ООО «Крым-Магистраль» значится Борисов Алексей Сергеевич. Почему так произошло? Это уже внутреннее дело организации. Но обратимся вновь к открытым источникам.
ООО «Крым-Магистраль». Основной вид деятельности: строительство автомобильных дорог и автомагистралей (а также 60 других видов деятельности). Найдены сведения о 33 рассматриваемых судебных делах с участием ООО, в качестве ответчика организация выступала в 17 из них (как правило, это экономические споры по гражданским правоотношениям). Сумма исковых требований к ней — около 300 млн рублей. Может, не хотел афишировать подрядчик? Так мы такими нюансами и не интересовались. Наше пожелание одно: чтобы мост простоял долго в целости и сохранности. Вопросы на эту тему и хотели задать.
Мнение эксперта
Ответ на вопрос нашёл у коллег из «Российской газеты», которые обратились за консультацией к члену Союза архитекторов Крыма Максиму Пивоварчику.
— Главная ошибка — маскировка реконструкции под капремонт, — категоричен Максим Алексеевич. — Отсюда и беды. Так уходят от экспертизы проектной документации и сокращают сроки разработки и согласования проекта. В Градостроительном кодексе РФ это противоречие уже урегулировано, и при прохождении экспертизы сметной стоимости обязательно должна проверяться проектная документация, но в Симферополе чиновники продолжают толковать его по-своему. Геологические изыскания и обследования фундаментов моста не проводились. Сейсмику тоже не учитывали, потому что капитальный ремонт мостового сооружения не относится к разряду работ в сложных инженерно-геологических условиях. В то же время, согласно результатам обследования, требуется увеличение грузоподъёмности моста, и эти работы по пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ подпадают под понятие «реконструкция». Но экспертиза проверяла только смету строительства, а техническая часть до неё не дошла. Стоит ли ездить по таким мостам после «капитального ремонта» — каждый решает сам.
То есть эксперту непонятно, на основании какой документации подрядчики заказали новые конструкции и отремонтировали старые, бетон какой марки при этом применялся, учитывались ли потенциальные нагрузки? По данным Министерства транспорта РК, полностью сдать объект подрядчик обязался к концу месяца. Ему предстоит благоустроить территорию вокруг моста, пешеходные зоны, расчистить русло реки, установить чугунные барьерные ограждения. Хочется верить, что приёмная комиссия строго отнесётся к приёмке готового объекта. А все недоговорки и тайны смоет в прошлое вода протекающего под мостом Салгира.
Алексей ВАСИЛЬЕВ.
Фото Валентина ГУСЕВА
Движение открыто, но недостатки бросаются в глазаС некоторых пор крымчане по-особому реагируют на слово «мост». Для нас он символизирует десятилетиями выстраданную долгожданную связь с исторической Родиной — Россией. Связь духовную, культурную, экономическую. Надёжной транспортной артерией стал Крымский мост через Керченский пролив. Десятки его малых и больших собратьев верно служат республике. За годы прежнего «хазяйнування» немалая часть их требует ремонта. Улица как надежда Совсем обветшал и симферопольский мост через реку Салгир на улице Гагарина. Его долго приводили в порядок, отодвигали ранее намеченный срок сдачи. И, наконец, 21 апреля открыли автомобильное движение. Сказать, как приветствовали новость автомобилисты, — ничего не сказать. Заблокированный участок стал причиной изматывающих автомобильных пробок. Вышли на подготовку репортажа в приподнятом настроении и мы, журналисты. Улица Гагарина (бывшая Перекопская), на которой расположен обновлённый объект, 60 лет назад после серьёзной реконструкции обрела современное лицо. В 1961-м недалеко от железнодорожного вокзала раскинулся жилой микрорайон. С больницей, кинотеатром и живописным парком. В те времена у всех на устах было имя первого покорителя космоса. Казалось, эпоха войн и болезней миновала навсегда и предстоящие штурмы, битвы и завоевания будут вестись только за мирный космос. Не удивительно, что зелёная зона получила имя Гагарина, а один из крупнейших широкоформатных кинотеатров Крыма стал называться «Космос». Но если парк после недавнего благоустройства находится в относительно хорошем состоянии, то кинотеатр фактически уничтожен. Впрочем, и вся улица Гагарина требует перезагрузки, хотя бы для того, чтобы вернуть ей былую красоту. Первые вопросы Напомним, мост планировали огородить и приступить к ремонту 15 ноября прошлого года. Через две недели работы обещали завершить. Этот отрезок соединяет вокзал с центральными районами Симферополя, ведёт на ЮБК, поэтому рабочие торопились, хотели справиться до 25 декабря, к началу движения поездов дальнего следования через железнодорожный вокзал Симферополя. Затягивать проект означало застопорить транспортный поток в новых пробках. Этого нельзя было допустить. К сожалению — допустили: сдача объекта затянулась на… пять месяцев! Главной причиной волокиты стала странная «находка». Строители обнаружили старые грехи предшественников и поняли — косметикой не обойтись, нужны капитальные усилия. Так, оказалось, балки требуют замены. По новым ГОСТам прежние образцы использовать было нельзя, поэтому пришлось заказывать новые. Увы, об этом узнали только в процессе работы, а не на стадии экспертизы. Первое образование у автора этих слов техническое, и по «Искусственным сооружениям» у меня твёрдая пятёрка. Но тут не надо быть специалистом, чтобы задать очевидный вопрос о качестве экспертизы. Движение налажено Ну да ладно, проблемы позади, дорога открыта для автомобильного движения. Городской общественный транспорт Симферополя вернулся к прежним схемам. В частности, троллейбус № 6 снова ходит по маршруту Марьино—пл. Советская. Троллейбус № 5 — через ж/д вокзал по улице Гагарина в направлении Загородного и обратно. Троллейбус № 21 вернулся на маршрут Перевальное—ж/д вокзал. Троллейбусы «Симферополь—Алушта» следуют так: ж/д вокзал—ул. Гагарина—ул. Киевская—пр. Академика Вернадского—Ялтинское шоссе и в обратном направлении. К прежним схемам движения вернулись и муниципальные автобусы. Неожиданные секреты Ремонт тротуаров продолжаетсяМы оказались на месте, когда под мостом на лесах продолжались какие-то работы. Подошёл к бригаде с желанием похвалить ребят, которые в условиях пандемии так ударно трудятся. Но в подсобке нас встретили настороженно. Человек, которого назвали начальником, на вопросы корреспондента газеты крымского парламента (я представился) отвечать отказался. Себя он также не назвал. Лишь добавил: — Все вопросы к Борисову. Он у нас главный. — Можно узнать его имя, отчество, записать рабочий телефон или электронный адрес? — Нет. — Ладно. Вот вам моя визитная карточка, передайте её Борисову, пусть он мне перезвонит. Задам вопросы по телефону. — Хорошо. Сегодня же передам. Мой двадцатитрёхлетний журналистский опыт показывает, когда возникают подобные диалоги, людям есть что скрывать. А что же скрывает подрядчик? И, кстати, какая организация выполняет фронт работ? На стройплощадке вокруг моста на покосившемся указателе название не написано. Над дверями бытовки заметил табличку с контактами… изготовителей бытовки (фирма «КрымТехКаркас»). Удивительно, но, прогуглив, я не обнаружил полного наименования фирмы подрядчика. Указан был только руководитель — Алексей Борисов. Уже имя известно, и то хорошо. Засекреченный подрядчик Прошло три дня, но Алексей Борисов не счёл нужным позвонить корреспонденту. В самом деле, кто я такой? И что для него газета Государственного Совета РК? Закон о средствах массовой информации, ст. 40 которого гласит: «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну»? Если таковая тайна при строительстве моста через речку есть — прошу прощения. Из любопытства я решил довести дело до конца и выяснить хотя бы название подрядной организации. Оказалось, это ООО «Крым-Магистраль». В открытых источниках прочёл, что на октябрь 2019 года руководителем и генеральным директором организации являлся Пашиев Энвер Усеинович. В то же время на другом сайте управляющим ООО «Крым-Магистраль» значится Борисов Алексей Сергеевич. Почему так произошло? Это уже внутреннее дело организации. Но обратимся вновь к открытым источникам. ООО «Крым-Магистраль». Основной вид деятельности: строительство автомобильных дорог и автомагистралей (а также 60 других видов деятельности). Найдены сведения о 33 рассматриваемых судебных делах с участием ООО, в качестве ответчика организация выступала в 17 из них (как правило, это экономические споры по гражданским правоотношениям). Сумма исковых требований к ней — около 300 млн рублей. Может, не хотел афишировать подрядчик? Так мы такими нюансами и не интересовались. Наше пожелание одно: чтобы мост простоял долго в целости и сохранности. Вопросы на эту тему и хотели задать. Мнение эксперта Ответ на вопрос нашёл у коллег из «Российской газеты», которые обратились за консультацией к члену Союза архитекторов Крыма Максиму Пивоварчику. — Главная ошибка — маскировка реконструкции под капремонт, — категоричен Максим Алексеевич. — Отсюда и беды. Так уходят от экспертизы проектной документации и сокращают сроки разработки и согласования проекта. В Градостроительном кодексе РФ это противоречие уже урегулировано, и при прохождении экспертизы сметной стоимости обязательно должна проверяться проектная документация, но в Симферополе чиновники продолжают толковать его по-своему. Геологические изыскания и обследования фундаментов моста не проводились. Сейсмику тоже не учитывали, потому что капитальный ремонт мостового сооружения не относится к разряду работ в сложных инженерно-геологических условиях. В то же время, согласно результатам обследования, требуется увеличение грузоподъёмности моста, и эти работы по пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ подпадают под понятие «реконструкция». Но экспертиза проверяла только смету строительства, а техническая часть до неё не дошла. Стоит ли ездить по таким мостам после «капитального ремонта» — каждый решает сам. То есть эксперту непонятно, на основании какой документации подрядчики заказали новые конструкции и отремонтировали старые, бетон какой марки при этом применялся, учитывались ли потенциальные нагрузки? По данным Министерства транспорта РК, полностью сдать объект подрядчик обязался к концу месяца. Ему предстоит благоустроить территорию вокруг моста, пешеходные зоны, расчистить русло реки, установить чугунные барьерные ограждения. Хочется верить, что приёмная комиссия строго отнесётся к приёмке готового объекта. А все недоговорки и тайны смоет в прошлое вода протекающего под мостом Салгира. Алексей ВАСИЛЬЕВ. Фото Валентина ГУСЕВА