Каждому, кто приезжает в Коктебель, хорошо знакомо мозаичное панно на стене автостанции. Теперь оно исчезло.Святослав КаверинСразу после Великой Отечественной войны поселок Коктебель получил новое название – Планерской. Прежнее название было возвращено в 1992 году – Коктебель вновь стал Коктебелем.
Именно с периодом Планерского связано появление этой мозаики, символизирующей связь Коктебеля с историей отечественного воздухоплавания. Неподалеку, на горе Узун-Сырт - горе Клементьева зарождался отечественный планерный спорт, там же расположен аэродром и Центр планерного спорта (ЦПС).
На мозаичном панно, в бело-серо-синей гамме, изображены парень-пилот и девушка, окрестные коктебельские пейзажи и гордо парящие в небе планеры. Подобные мозаичные панно стали появляться на крымских автобусных остановках в 60-70-х годах прошлого века в связи с развитием автотранспортного сообщения.
Осенью прошлого года в ряде СМИ появилось несколько публикаций, посвященных необходимости спасения таких мозаичных панно – уникальной летописи прошлого. По сути, эти панно – произведения искусства. Так на Южнобережье от первоначальных авторских проектов мало что сохранилось, мозаики погребены под слоем штукатурки и краски, разрушаются, частично утрачены. Появление обезличенных типовых конструкций у многих крымчан и гостей полуострова вызывает шок.
И как тут не согласиться с мнением крымчанки Лилии Корк: «Это нужно сохранять, потому что это натуральный материал, потому что это хорошая художественная вещь. Хорошая работа мастера, художника, профессионала. Выходит человек на остановку из троллейбуса или автобуса, видит красивое место, у него хорошее впечатление. А сейчас здесь все грязное, заброшенное, разрушающееся».
Над каждым мозаичным панно трудились архитектор и художник. Уникальные мозаики из кусочков смальты и натурального камня выполняли заслуженные и народные мастера.
В октябре прошлого года в Симферополе был презентован проект «Крымская остановка». Крымские дизайнеры предложили отреставрировать старые мозаичные панно на остановках, включить их в туристические маршруты – своеобразный музей под открытым небом. Советские художники отображали в этих своих работах то, с чем ассоциируется Крым: море, дельфины, виноград, цветы. Поэтому для Планерского была выбрана тема планерного спорта, гор и моря. Дизайнеры надеялись, что проектом «Крымская остановка» заинтересуются местные власти, планировали презентовать его «Крымавтодору».
Как оказалось, проще закрасить, чем восстанавливать коктебельскую визитку. Павильон автостанции в Коктебеле является собственностью «Крымавтотранса». Видимо, руководство решило не возиться с восстановлением мозаичного панно, а просто дало команду работникам автостанции закрасить его, лишив Коктебель одной из визиток.
В Фейсбуке блогер Александр Горный возмущенно написал: «Автостанции Коктебеля хана, уничтожили уникальную историческую мозаику! Только что прислали из Коктебеля. Неужели местные [censored] пошли на такое варварство?.. Друзья! Это правда? Объясните, что у нас в регионе происходит?».
Жительница Коктебеля Елена написала в комментариях, что разговаривала с работниками автостанции: «Плевать им на эту мозаику. Нужна была, то взяли бы и восстановили. Защитники [censored], нашли ценность великую». По словам Елены, мозаика на месте, ее просто закрасили. Теперь неравнодушные жители Коктебеля думают, что же делать дальше, но едины во мнении, что историческое панно необходимо сохранить.
Каждому, кто приезжает в Коктебель, хорошо знакомо мозаичное панно на стене автостанции. Теперь оно исчезло.Святослав Каверин Сразу после Великой Отечественной войны поселок Коктебель получил новое название – Планерской. Прежнее название было возвращено в 1992 году – Коктебель вновь стал Коктебелем. Именно с периодом Планерского связано появление этой мозаики, символизирующей связь Коктебеля с историей отечественного воздухоплавания. Неподалеку, на горе Узун-Сырт - горе Клементьева зарождался отечественный планерный спорт, там же расположен аэродром и Центр планерного спорта (ЦПС). На мозаичном панно, в бело-серо-синей гамме, изображены парень-пилот и девушка, окрестные коктебельские пейзажи и гордо парящие в небе планеры. Подобные мозаичные панно стали появляться на крымских автобусных остановках в 60-70-х годах прошлого века в связи с развитием автотранспортного сообщения. Осенью прошлого года в ряде СМИ появилось несколько публикаций, посвященных необходимости спасения таких мозаичных панно – уникальной летописи прошлого. По сути, эти панно – произведения искусства. Так на Южнобережье от первоначальных авторских проектов мало что сохранилось, мозаики погребены под слоем штукатурки и краски, разрушаются, частично утрачены. Появление обезличенных типовых конструкций у многих крымчан и гостей полуострова вызывает шок. И как тут не согласиться с мнением крымчанки Лилии Корк: «Это нужно сохранять, потому что это натуральный материал, потому что это хорошая художественная вещь. Хорошая работа мастера, художника, профессионала. Выходит человек на остановку из троллейбуса или автобуса, видит красивое место, у него хорошее впечатление. А сейчас здесь все грязное, заброшенное, разрушающееся». Над каждым мозаичным панно трудились архитектор и художник. Уникальные мозаики из кусочков смальты и натурального камня выполняли заслуженные и народные мастера. В октябре прошлого года в Симферополе был презентован проект «Крымская остановка». Крымские дизайнеры предложили отреставрировать старые мозаичные панно на остановках, включить их в туристические маршруты – своеобразный музей под открытым небом. Советские художники отображали в этих своих работах то, с чем ассоциируется Крым: море, дельфины, виноград, цветы. Поэтому для Планерского была выбрана тема планерного спорта, гор и моря. Дизайнеры надеялись, что проектом «Крымская остановка» заинтересуются местные власти, планировали презентовать его «Крымавтодору». Как оказалось, проще закрасить, чем восстанавливать коктебельскую визитку. Павильон автостанции в Коктебеле является собственностью «Крымавтотранса». Видимо, руководство решило не возиться с восстановлением мозаичного панно, а просто дало команду работникам автостанции закрасить его, лишив Коктебель одной из визиток. В Фейсбуке блогер Александр Горный возмущенно написал: «Автостанции Коктебеля хана, уничтожили уникальную историческую мозаику! Только что прислали из Коктебеля. Неужели местные _