На днях пришла печальная для Киева новость. В МВФ отказались от трёхлетней программы расширенного финансирования EFF, которая была принята ранее и оценивалась в 8 млрд. долларов. Вместо неё принята другая программа длительностью 18 месяцев и объёмом 3,5 млрд. долларов. В ближайшие полтора года — это максимум, на что могут рассчитывать украинские власти. Это омрачает и без того мрачные перспективы, которые рисует текущая ситуация с пандемией и ее последствиями для экономики. Для Киева был крайне важен каждый доллар, и ради него власти пошли на беспрецедентный шаг – запустили земельную реформу. Правда исказили ее суть так, что выпал главный интерес МВФ, который заключался в снятии ограничений на покупку земли иностранцами. Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется демарш фонда с урезанием кредитной программы. Дескать, в обмен на половинчатые реформы будут выданы и половинчатые кредиты. А, возможно, причина на самом деле кроется в ухудшении глобальной экономической обстановки и кредиторам уже не до украинских проблем. Впрочем, для Киева это уже не так важно, потому что решение МВФ принято, и чтобы его переиграть в любом случае потребуются месяцы, переходящие в годы. Между тем, крайне тяжелая ситуация в экономике складывается уже сейчас. И сокращение кредитной программы, безусловно, огромный удар. И еще один удар представляют собой косвенные последствия решения МВФ: Украине станет еще труднее занять что-либо на внешнем рынке капитала посредством выпуска гособлигаций. Этот источник валюты и так существенно усох из-за паники на мировых финансовых биржах. Теперь, когда снижена поддержка со стороны МВФ, еще больше упадет доверие к украинскому долговому рынку, для которого отношения с западными кредиторами являются важнейшим индикатором. Однако сдаваться украинские власти пока не собираются. Владимир Зеленский и его новый премьер Денис Шмыгаль считают, что порох в пороховницах еще остался. А точнее – деньги в закромах. Ведь их начинает катастрофически не хватать, учитывая растущие убытки в экономике и следующий за этим дефицит бюджета. В частности, по итогам апреля недобор бюджетных поступлений составил без малого 16%. Недобор уже сказывается на расходах бюджета. Так, по итогам января-апреля расходы общего фонда госбюджета профинансированы лишь на 84,4%. И это уже в рамках новой, урезанной версии бюджета. Но это только начало, потому что худшие месяцы, когда будут аккумулированы все экономические убытки, – еще впереди. Понятно, что такими темпами даже ранее скорректированный бюджет окажется невыполнимым. Главная спасительная соломинка в этой ситуации – выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) – уже надломилась и неспособна вынести на себе все тяготы бюджета. План по долговым заимствованиям, на который ранее делалась чуть ли не главная ставка, уже сильно подорван. Начиная с января по 6 мая этого года аукционы по размещению облигаций привлекли в бюджет 73,8 млрд. гривен. Любопытно, что из этого числа бумаги на сумму 800 млн. долларов (около 20 млрд. грн.) были куплены «Нафтогазом Украины» за счет денег, ранее отсуженных у «Газпрома» в Стокгольме. Но даже с учетом судебного выигрыша, этого малого. Для сравнения, в январе-апреле 2019 года за счет ОВГЗ было заимствовано больше 132 млрд. грн. Тогда Зеленский и команда решили задействовать весь арсенал оставшихся инструментов. Чтобы устоять перед апрельскими ветрами, Нацбанк Украины принял решение о перечислении прошлогодней прибыли в размере 42,7 млрд. гривен в бюджет. И только благодаря этому решению апрельский итог доходов госбюджета оказался удвоен – до 90, 9 млрд. гривен, что оказалось «всего лишь» на 16% меньше плана. Но этот трюк можно показать один раз, а впереди, возможно, еще более трудный май и далее не менее простое лето. Для дальнейшего затыкания дыр в бюджете было решено задействовать, во-первых, оставшиеся деньги от «стокгольмсокго арбитража» и, во-вторых, печатный станок. В частности, еще 8 мая в ответ на предательство со стороны МВФ в Киеве объявили о включении печатного станка – то, чего по заветам МВФ делать как бы нельзя, но Киев с 2014 года проворачивал подобное регулярно. Главная хитрость заключается в том, под что формально печатается гривна. В 2014-2015 годы власти в лице НБУ печатали гривну под выкуп облигаций Минфина, которые передавались на баланс НБУ. Однако затем в Киеве пообещали больше так не делать, потому как западные кредиторы этой хитростью были крайне недовольны. Поэтому взамен старой схемы рождается новая: Нацбанк объявляет выдачу кредитов рефинансирования для коммерческих банков под небывало низкий процент – 8% годовых. Затем банки приобретают на эти средства у государства облигации, ставка по которым 11-12% годовых. Разница, конечно же, оседает в кармане у банкиров, а Минфин получает свеженапечатанные гривны для финансирования бюджета. На этот час Киев планирует таким образом напечатать 50 млрд. гривен. А чтобы свежими гривнами не давить на курс, планируется разбавлять валютный рынок продажами «газпромовских» долларов из копилки «Нафтогаза». Надо отметить, что с учетом текущей экономической обстановки и фактически полного отсутствия реальных валютных резервов, схема неплохая. Однако проблема в том, что схема крайне неустойчивая и рискованная. Запланированные 50 млрд. гривен в лучшем случае покроют майскую бюджетную недостачу. Но если схожая ситуация будет складываться в последующие месяцы? Ресурс печатного станка не безграничен. Тем более, что гривна и так будет слабеть из-за обвала экспортной выручки, который уже наблюдается. Причем падение валютных поступлений может оказаться существенно хуже любых прогнозов и будет исчисляться многими миллиардами долларов. Тогда никакие резервы «Нафтогаза» уже не помогут. Еще меньше поможет «лайт-версия» кредитной программы МВФ, если она начнется в текущем году. В свою очередь, если гривна резко упадет, она быстро сорвет выплаты по внешним долгам, что обернется дефолтом и спровоцирует новый виток инфляции с последующим падением экономики.Дмитрий Заворотный
На днях пришла печальная для Киева новость. В МВФ отказались от трёхлетней программы расширенного финансирования EFF, которая была принята ранее и оценивалась в 8 млрд. долларов. Вместо неё принята другая программа длительностью 18 месяцев и объёмом 3,5 млрд. долларов. В ближайшие полтора года — это максимум, на что могут рассчитывать украинские власти. Это омрачает и без того мрачные перспективы, которые рисует текущая ситуация с пандемией и ее последствиями для экономики. Для Киева был крайне важен каждый доллар, и ради него власти пошли на беспрецедентный шаг – запустили земельную реформу. Правда исказили ее суть так, что выпал главный интерес МВФ, который заключался в снятии ограничений на покупку земли иностранцами. Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется демарш фонда с урезанием кредитной программы. Дескать, в обмен на половинчатые реформы будут выданы и половинчатые кредиты. А, возможно, причина на самом деле кроется в ухудшении глобальной экономической обстановки и кредиторам уже не до украинских проблем. Впрочем, для Киева это уже не так важно, потому что решение МВФ принято, и чтобы его переиграть в любом случае потребуются месяцы, переходящие в годы. Между тем, крайне тяжелая ситуация в экономике складывается уже сейчас. И сокращение кредитной программы, безусловно, огромный удар. И еще один удар представляют собой косвенные последствия решения МВФ: Украине станет еще труднее занять что-либо на внешнем рынке капитала посредством выпуска гособлигаций. Этот источник валюты и так существенно усох из-за паники на мировых финансовых биржах. Теперь, когда снижена поддержка со стороны МВФ, еще больше упадет доверие к украинскому долговому рынку, для которого отношения с западными кредиторами являются важнейшим индикатором. Однако сдаваться украинские власти пока не собираются. Владимир Зеленский и его новый премьер Денис Шмыгаль считают, что порох в пороховницах еще остался. А точнее – деньги в закромах. Ведь их начинает катастрофически не хватать, учитывая растущие убытки в экономике и следующий за этим дефицит бюджета. В частности, по итогам апреля недобор бюджетных поступлений составил без малого 16%. Недобор уже сказывается на расходах бюджета. Так, по итогам января-апреля расходы общего фонда госбюджета профинансированы лишь на 84,4%. И это уже в рамках новой, урезанной версии бюджета. Но это только начало, потому что худшие месяцы, когда будут аккумулированы все экономические убытки, – еще впереди. Понятно, что такими темпами даже ранее скорректированный бюджет окажется невыполнимым. Главная спасительная соломинка в этой ситуации – выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) – уже надломилась и неспособна вынести на себе все тяготы бюджета. План по долговым заимствованиям, на который ранее делалась чуть ли не главная ставка, уже сильно подорван. Начиная с января по 6 мая этого года аукционы по размещению облигаций привлекли в бюджет 73,8 млрд. гривен. Любопытно, что из этого числа бумаги на сумму 800 млн. долларов (около 20 млрд. грн.) были куплены «Нафтогазом Украины» за счет денег, ранее отсуженных у «Газпрома» в Стокгольме. Но даже с учетом судебного выигрыша, этого малого. Для сравнения, в январе-апреле 2019 года за счет ОВГЗ было заимствовано больше 132 млрд. грн. Тогда Зеленский и команда решили задействовать весь арсенал оставшихся инструментов. Чтобы устоять перед апрельскими ветрами, Нацбанк Украины принял решение о перечислении прошлогодней прибыли в размере 42,7 млрд. гривен в бюджет. И только благодаря этому решению апрельский итог доходов госбюджета оказался удвоен – до 90, 9 млрд. гривен, что оказалось «всего лишь» на 16% меньше плана. Но этот трюк можно показать один раз, а впереди, возможно, еще более трудный май и далее не менее простое лето. Для дальнейшего затыкания дыр в бюджете было решено задействовать, во-первых, оставшиеся деньги от «стокгольмсокго арбитража» и, во-вторых, печатный станок. В частности, еще 8 мая в ответ на предательство со стороны МВФ в Киеве объявили о включении печатного станка – то, чего по заветам МВФ делать как бы нельзя, но Киев с 2014 года проворачивал подобное регулярно. Главная хитрость заключается в том, под что формально печатается гривна. В 2014-2015 годы власти в лице НБУ печатали гривну под выкуп облигаций Минфина, которые передавались на баланс НБУ. Однако затем в Киеве пообещали больше так не делать, потому как западные кредиторы этой хитростью были крайне недовольны. Поэтому взамен старой схемы рождается новая: Нацбанк объявляет выдачу кредитов рефинансирования для коммерческих банков под небывало низкий процент – 8% годовых. Затем банки приобретают на эти средства у государства облигации, ставка по которым 11-12% годовых. Разница, конечно же, оседает в кармане у банкиров, а Минфин получает свеженапечатанные гривны для финансирования бюджета. На этот час Киев планирует таким образом напечатать 50 млрд. гривен. А чтобы свежими гривнами не давить на курс, планируется разбавлять валютный рынок продажами «газпромовских» долларов из копилки «Нафтогаза». Надо отметить, что с учетом текущей экономической обстановки и фактически полного отсутствия реальных валютных резервов, схема неплохая. Однако проблема в том, что схема крайне неустойчивая и рискованная. Запланированные 50 млрд. гривен в лучшем случае покроют майскую бюджетную недостачу. Но если схожая ситуация будет складываться в последующие месяцы? Ресурс печатного станка не безграничен. Тем более, что гривна и так будет слабеть из-за обвала экспортной выручки, который уже наблюдается. Причем падение валютных поступлений может оказаться существенно хуже любых прогнозов и будет исчисляться многими миллиардами долларов. Тогда никакие резервы «Нафтогаза» уже не помогут. Еще меньше поможет «лайт-версия» кредитной программы МВФ, если она начнется в текущем году. В свою очередь, если гривна резко упадет, она быстро сорвет выплаты по внешним долгам, что обернется дефолтом и спровоцирует новый виток инфляции с последующим падением экономики. Дмитрий Заворотный