А. Маляр дарит свои книги Главе Республики С. Аксёнову В каждом селе есть человек, дом которого без труда укажут местные жители. В Чернозёмном Советского района это Антон Михайлович Маляр . Его называют певцом Присивашья. Многие годы трудился на благо района, а после выхода на заслуженный отдых издал две большие книги, которые посвятил его истории. От начальства подальше, к народу — поближе
Комсомольский вожак, партийный активист, успешный председатель колхоза, общественный деятель. Креативный редактор газеты «Приазовская звезда». Краевед. Сложно представить, что можно добиться успеха на каждом из этих поприщ — всё требует полной самоотдачи. Но Антону Михайловичу Маляру это удалось.
— Для меня никогда не было невыполнимой задачи — поставлю цель и реализую её. Жил всегда работой и от других требовал дисциплины и ответственности. Не любил подхалимов, старался держаться подальше от начальства: мог неделями не звонить, пока руководство само о себе не напоминало. А чего звонить? Работать надо. Вся моя жизнь была открыта — на виду односельчан, направлена на созидание. Награждён десятками грамот, правительственными знаками отличия, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», «Ветеран труда», — коротко охарактеризовал трудовой путь и жизненные ориентиры мой собеседник. Сейчас ему 80 лет.
Зарабатывать на хлеб А. Маляр начал рано. В шесть лет пошёл в пастухи в соседнее село. Это было тяжёлое послевоенное время, 1946 год. Потом, также пастушеским трудом, добывал деньги четырнадцатилетним подростком — нужно было кормить себя и больную мать. В 16 лет он — рабочий райпотребсоюза. На смену ежедневно добирался на велосипеде — 10 километров туда и 10 — обратно. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая трудовая судьба, но через год с диагнозом «туберкулёз коленного сустава» его помещают в Золотоношскую районную больницу (Черкасская область), практически полностью гипсуют, оставив частично открытыми грудь и правую ногу: ни встать, ни сесть, ни опереться на локоть, ни повернуться на бок. По словам А. Маляра, тогда была такая тактика лечения — создать полный покой и неподвижность повреждённого и других суставов. В таком состоянии направляют в республиканский детский санаторий в Умань, где он три года пролежал без движения. Но даже в столь тяжёлом положении Антон не сдавался, хотя на его месте многие опустили бы руки и смирились с участью инвалида. Гнал прочь серую обыденность — продолжил обучение в школе, вступил в комсомол, начал писать стихи, научился лёжа играть на баяне и мандолине.
— На мандолине исполняю достаточно серьёзные произведения: полонез Огинского, «Соловей» Алябьева, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, марш «Прощание славянки» Агапкина, — гордится маленькими победами Антон Михайлович.
Под крышей дома своего После снятия гипса ещё почти год передвигался на костылях. Но это не мешало заниматься общественной работой: его избрали секретарём комсомольской организации санатория. После окончания лечения и одновременно — средней школы вышел за ограду здравницы и поломал костыли. Порвал справку об инвалидности, чтобы ничто не напоминало о болезни. И поехал в поисках места в жизни в Крым. Это был 1961 год. Устроился работать в совхоз «Приморье» Нижнегорского района учётчиком тракторно-полеводческой бригады. Здесь его избирают секретарём комсомольской организации совхоза, принимают в партию. Под его началом местная молодёжь участвовала в посадке садов и виноградников, озеленении с. Изобильного. Районное руководство обратило внимание на незаурядные способности Антона, добросовестный подход к делу, умение воплощать в жизнь новаторские идеи и предложило возглавить организационный отдел Нижнегорского райкома комсомола. На этой должности он проработал полтора года, после чего отправился поднимать одно из самых отстающих хозяйств Нижнегорья — колхоз «Рассвет» (который в декабре 1966 г. вошёл в состав Советского района). Без отрыва от производства окончил Крымский сельскохозяйственный институт по специальности «учёный-агроном».— Семнадцать лет руководил колхозом, вывел его в крепкие середняки, а по экономике — на первую ступень. Начал с укрепления дисциплины, искоренения пьянства. Иногда приходилось действовать радикально: некоторые коммунисты лишились партбилетов, в том числе и бригадир овцеводов. В то время это было довольно смело с моей стороны. Но я не думал о возможных последствиях — нужно было обеспечить людям достойный заработок и поднять социальную инфраструктуру в сёлах. Без ложной скромности скажу, и старожилы это подтвердят: Чернозёмное за годы моей работы превратилось, пожалуй, в самое благоустроенное в районе село. А какие праздники у нас были: танцы, концерты, спортивные игры, выступление хора, художественной самодеятельности! Никогда не относился к людям свысока, всегда и во всём помогал по возможности. Человек должен чувствовать, что нужен, от его работы зависит конечный результат, тогда будет стараться. Не приближал тех, кто что-то нашёптывал, льстил. Работал много, как говорится, без выходных и проходных. Вставал в четыре утра. Заеду на ферму, потом — на поля, оценю обстановку до утреннего наряда со специалистами и бригадирами. Я и сейчас позже 5 часов не встаю. Правда, днём могу позволить себе пару часиков передохнуть — болят нога и спина. Но это не мешает мне работать на своём большом огороде. Даже залезаю на дерево, ветки пилю. Потом на дрова их рублю. Не сидится на месте, — признаётся Антон Михайлович. — В 1993 году меня назначили начальником Советского управления сельского хозяйства. За 7 лет работы в этой должности район впервые в своей истории вышел на лидирующие позиции в Крыму по урожайности зерновых культур. В 1997-м занял 2-е место, а затем и вовсе стал передовым.
Поэт, редактор, автор книг
Ставшая родной присивашская земля Выйдя на пенсию, Антон Михайлович недолго отдыхал. Через год его пригласили возглавить районную газету «Приазовская звезда», жизнь которой в то время едва теплилась: тираж резко упал, сотрудники три месяца не получали зарплату, типография отказывалась её печатать из-за накопившихся долгов.— За полтора года все долги были погашены, люди стали получать нормальную зарплату. Тираж газеты благодаря новым интересным рубрикам, которые я ввёл, превысил 3100 экземпляров. Это при том, что в те годы издавались ещё две районные газеты — «Присивашье» и «Эпицентр». Сейчас «Приазовская звезда» — единственная в районе, её тираж — в пределах 1600 экземпляров, — рассказывает А. Маляр.
В 2004 году он уходит с работы и полностью отдаётся творчеству: участвует в литературных проектах, пишет стихи. В 2010-м приступает к главному своему литературному труду под названием «След на земле». Это две большие книги, где собраны малоизвестные сведения об истории Крыма и Присивашья, на землях которого расположен Советский район.
— Над первой книгой я работал четыре года. В ней отражены главные события истории Великой Отечественной, советско-финской, советско-японской и афганской войн, участие в них местных жителей, а также в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Во второй книге, в частности, указан перечень всех этнических названий поселений, существовавших на территории района с 1793 года. На её страницах читатель может узнать, как развивались колхозы и совхозы, крупные предприятия. В обоих изданиях около 2000 снимков, более 150 биографических очерков и зарисовок об известных людях, которые внесли большой вклад в развитие района, его трудовую, спортивную и творческую славу. А ещё — много моих стихов. Один из них — «Гимн присивашской земле», — уточнил ветеран труда.
Подытожил работу над книгами А. Маляр поэтическими строками: «Окончив труд свой, с грустью закрываю последнюю страницу второпях. В душе надеюсь, нет — я твёрдо знаю: мой труд переживёт меня в веках! И в том далёком будущем потомки, через десятки или сотни лет, просматривая эти зарисовки, увидят своих предков давний след. И этот след раскроет сердце — душу, напомнит им: откуда, кто они…».
Елена ШАСТУН
Фото Валентина ГУСЕВА .
А. Маляр дарит свои книги Главе Республики С. АксёновуВ каждом селе есть человек, дом которого без труда укажут местные жители. В Чернозёмном Советского района это Антон Михайлович Маляр . Его называют певцом Присивашья. Многие годы трудился на благо района, а после выхода на заслуженный отдых издал две большие книги, которые посвятил его истории. От начальства подальше, к народу — поближе Комсомольский вожак, партийный активист, успешный председатель колхоза, общественный деятель. Креативный редактор газеты «Приазовская звезда». Краевед. Сложно представить, что можно добиться успеха на каждом из этих поприщ — всё требует полной самоотдачи. Но Антону Михайловичу Маляру это удалось. — Для меня никогда не было невыполнимой задачи — поставлю цель и реализую её. Жил всегда работой и от других требовал дисциплины и ответственности. Не любил подхалимов, старался держаться подальше от начальства: мог неделями не звонить, пока руководство само о себе не напоминало. А чего звонить? Работать надо. Вся моя жизнь была открыта — на виду односельчан, направлена на созидание. Награждён десятками грамот, правительственными знаками отличия, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», «Ветеран труда», — коротко охарактеризовал трудовой путь и жизненные ориентиры мой собеседник. Сейчас ему 80 лет. Зарабатывать на хлеб А. Маляр начал рано. В шесть лет пошёл в пастухи в соседнее село. Это было тяжёлое послевоенное время, 1946 год. Потом, также пастушеским трудом, добывал деньги четырнадцатилетним подростком — нужно было кормить себя и больную мать. В 16 лет он — рабочий райпотребсоюза. На смену ежедневно добирался на велосипеде — 10 километров туда и 10 — обратно. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая трудовая судьба, но через год с диагнозом «туберкулёз коленного сустава» его помещают в Золотоношскую районную больницу (Черкасская область), практически полностью гипсуют, оставив частично открытыми грудь и правую ногу: ни встать, ни сесть, ни опереться на локоть, ни повернуться на бок. По словам А. Маляра, тогда была такая тактика лечения — создать полный покой и неподвижность повреждённого и других суставов. В таком состоянии направляют в республиканский детский санаторий в Умань, где он три года пролежал без движения. Но даже в столь тяжёлом положении Антон не сдавался, хотя на его месте многие опустили бы руки и смирились с участью инвалида. Гнал прочь серую обыденность — продолжил обучение в школе, вступил в комсомол, начал писать стихи, научился лёжа играть на баяне и мандолине. — На мандолине исполняю достаточно серьёзные произведения: полонез Огинского, «Соловей» Алябьева, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, марш «Прощание славянки» Агапкина, — гордится маленькими победами Антон Михайлович. Под крышей дома своегоПосле снятия гипса ещё почти год передвигался на костылях. Но это не мешало заниматься общественной работой: его избрали секретарём комсомольской организации санатория. После окончания лечения и одновременно — средней школы вышел за ограду здравницы и поломал костыли. Порвал справку об инвалидности, чтобы ничто не напоминало о болезни. И поехал в поисках места в жизни в Крым. Это был 1961 год. Устроился работать в совхоз «Приморье» Нижнегорского района учётчиком тракторно-полеводческой бригады. Здесь его избирают секретарём комсомольской организации совхоза, принимают в партию. Под его началом местная молодёжь участвовала в посадке садов и виноградников, озеленении с. Изобильного. Районное руководство обратило внимание на незаурядные способности Антона, добросовестный подход к делу, умение воплощать в жизнь новаторские идеи и предложило возглавить организационный отдел Нижнегорского райкома комсомола. На этой должности он проработал полтора года, после чего отправился поднимать одно из самых отстающих хозяйств Нижнегорья — колхоз «Рассвет» (который в декабре 1966 г. вошёл в состав Советского района). Без отрыва от производства окончил Крымский сельскохозяйственный институт по специальности «учёный-агроном». — Семнадцать лет руководил колхозом, вывел его в крепкие середняки, а по экономике — на первую ступень. Начал с укрепления дисциплины, искоренения пьянства. Иногда приходилось действовать радикально: некоторые коммунисты лишились партбилетов, в том числе и бригадир овцеводов. В то время это было довольно смело с моей стороны. Но я не думал о возможных последствиях — нужно было обеспечить людям достойный заработок и поднять социальную инфраструктуру в сёлах. Без ложной скромности скажу, и старожилы это подтвердят: Чернозёмное за годы моей работы превратилось, пожалуй, в самое благоустроенное в районе село. А какие праздники у нас были: танцы, концерты, спортивные игры, выступление хора, художественной самодеятельности! Никогда не относился к людям свысока, всегда и во всём помогал по возможности. Человек должен чувствовать, что нужен, от его работы зависит конечный результат, тогда будет стараться. Не приближал тех, кто что-то нашёптывал, льстил. Работал много, как говорится, без выходных и проходных. Вставал в четыре утра. Заеду на ферму, потом — на поля, оценю обстановку до утреннего наряда со специалистами и бригадирами. Я и сейчас позже 5 часов не встаю. Правда, днём могу позволить себе пару часиков передохнуть — болят нога и спина. Но это не мешает мне работать на своём большом огороде. Даже залезаю на дерево, ветки пилю. Потом на дрова их рублю. Не сидится на месте, — признаётся Антон Михайлович. — В 1993 году меня назначили начальником Советского управления сельского хозяйства. За 7 лет работы в этой должности район впервые в своей истории вышел на лидирующие позиции в Крыму по урожайности зерновых культур. В 1997-м занял 2-е место, а затем и вовсе стал передовым. Поэт, редактор, автор книг Ставшая родной присивашская земляВыйдя на пенсию, Антон Михайлович недолго отдыхал. Через год его пригласили возглавить районную газету «Приазовская звезда», жизнь которой в то время едва теплилась: тираж резко упал, сотрудники три месяца не получали зарплату, типография отказывалась её печатать из-за накопившихся долгов. — За полтора года все долги были погашены, люди стали получать нормальную зарплату. Тираж газеты благодаря новым интересным рубрикам, которые я ввёл, превысил 3100 экземпляров. Это при том, что в те годы издавались ещё две районные газеты — «Присивашье» и «Эпицентр». Сейчас «Приазовская звезда» — единственная в районе, её тираж — в пределах 1600 экземпляров, — рассказывает А. Маляр. В 2004 году он уходит с работы и полностью отдаётся творчеству: участвует в литературных проектах, пишет стихи. В 2010-м приступает к главному своему литературному труду под названием «След на земле». Это две большие книги, где собраны малоизвестные сведения об истории Крыма и Присивашья, на землях которого расположен Советский район. — Над первой книгой я работал четыре года. В ней отражены главные события истории Великой Отечественной, советско-финской, советско-японской и афганской войн, участие в них местных жителей, а также в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Во второй книге, в частности, указан перечень всех этнических названий поселений, существовавших на территории района с 1793 года. На её страницах читатель может узнать, как развивались колхозы и совхозы, крупные предприятия. В обоих изданиях около 2000 снимков, более 150 биографических очерков и зарисовок об известных людях, которые внесли большой вклад в развитие района, его трудовую, спортивную и творческую славу. А ещё — много моих стихов. Один из них — «Гимн присивашской земле», — уточнил ветеран труда. Подытожил работу над книгами А. Маляр поэтическими строками: «Окончив труд свой, с грустью закрываю последнюю страницу второпях. В душе надеюсь, нет — я твёрдо знаю: мой труд переживёт меня в веках! И в том далёком будущем потомки, через десятки или сотни лет, просматривая эти зарисовки, увидят своих предков давний след. И этот след раскроет сердце — душу, напомнит им: откуда, кто они…». Елена ШАСТУН Фото Валентина ГУСЕВА.