Русская культура – одно из самых чистых зеркал, когда-либо созданных человечеством для постижения своего места, своей судьбы в бесконечном мире. В ней человек – микрокосм, созданный бесконечностью мира и способный быть ее голосом в своем ограниченном и, увы, очень кратком существовании - заявил известный луганский писатель и публицист, члена Союза писателей ЛНР, заведующий Русского центра Луганской Республиканской универсальной научной библиотеки Сергей Прасолов.– Сергей Николаевич, почему именно Русский центр стал достаточно серьезной дискуссионной, информационной и образовательной площадкой, действующей сегодня в крупнейшей библиотеке Республики? – Библиотеки, эти традиционные хранилища вековой мудрости, зафиксированной в письменных источниках, в нынешнее время превращаются в открытые площадки для общественного диалога. Сегодня стала практически общепринятой идея, что без него развитие человека и общества невозможно. Это верно, но с одним уточнением. Люди, пытающиеся услышать друг друга, могут обогатить себя через понимание другого только в том случае, если между ними – реальность, которая по своему объективному содержанию превосходит их личный взгляд на мир и открывает им возможность совместно постичь ее. Иначе диалог яйца выеденного не стоит. Это пикирование непроницаемых субъектов, когда каждый остается при своих интересах. Ну, или побеждает тот, у кого в данный момент больше сторонников. Русская культура – одно из самых чистых зеркал, когда-либо созданных человечеством для постижения своего места, своей судьбы в бесконечном мире. В ней человек – микрокосм, созданный бесконечностью мира и способный быть ее голосом в своем ограниченном и, увы, очень кратком существовании. Удивительным образом эта идея, рожденная античностью и развитая европейским Возрождением, сохранилась и приобрела классическую ясность именно в русской культуре. В отличие от самой Европы. Ее история, с сильно выраженной идеей партикуляризма (стремление к частным моментам, обособлению – примечание ЛИЦ), превосходства частного интереса над общим, к нашему времени превратила человека в частичное существо, для которого весь мир ограничивается его личной свободой. Современный либерализм говорит: «либо ты исповедуешь наши ценности и принципы, основанные на свободе частного интереса, либо ты – варвар, враг цивилизации и прогресса». Но можно ли достичь взаимопонимания, когда для диалога нет почвы, предмета, когда убеждения людей состоят только в том, что выше их убеждений ничего нет? Во всяком случае, согласитесь, есть разница между хуторянским ханжеством нынешней западной цивилизации и нашей культурой с ее трагическим, но одновременно возвышенным и поразительно гуманным отношением к человеку. Она неисчерпаема в своем предметном содержании. Только опираясь на нее, мы можем вести битву за человека, понимая, что поле этой битвы – разум и сердца людей, а результаты – судьба всего человечества. Фонд «Русский мир», создавая в разных странах центры русской культуры, открывает для всех желающих возможность приобщиться к удивительной, цивилизационной по своим масштабам культуре через изучение языка и творчества тех, кто ее создавал. Русский центр в луганской библиотеке появился в 2009 году и с тех пор успешно работает, став своеобразным форпостом изучения и продвижения русского языка, литературы, искусства. Сегодня Русский центр «Горьковки» – это, прежде всего, открытая площадка для дискуссий, общественного диалога на основе исторического опыта русской культуры и серьезный информационный модуль, где посетители могут получить практически любую интересующую их информацию. РАВНОПРАВНЫЕ УЧАСТНИКИ: ОТ УЧЕНЫХ ДО ШКОЛЬНИКОВ– Кто чаще всего приходит в Русский центр, каков контингент ваших гостей? Какие темы чаще всего обсуждаются? – Мы, сотрудники библиотеки, особое внимание уделяем организации и проведению дискуссий, круглых столов, литературных чтений, конференций. Как правило, участники мероприятий или, я бы сказал, событий – не только ученые, но и учителя, писатели, работники библиотек, музеев, студенты. А главное – школьники. Мы пытаемся их разговорить, создать условия, чтобы они почувствовали себя равноправными участниками общественного диалога и ощутили потребность в познании того Русского мира, частью которого являются. Принципиальную идею Русского мира, на мой взгляд, с предельной полнотой выразил Федор Достоевский в своей пушкинской речи: всемирная отзывчивость, всечеловечность как идеал русского человека, ставший реальностью русской культуры в Пушкине и его творчестве. Этот идеал так или иначе светится в литературе ХIХ – ХХ столетий. Почему, как, в чем? Эти вопросы сегодня требуют ответа, как никогда, и мы совместно пытаемся их найти.– И все же, наверное, есть постоянные, наиболее активные участники ваших дискуссий? – Конечно, и я хотел бы сказать им за это отдельные слова благодарности. Это ученые Лариса Черниенко (и ее студенты), Виталий Даренский, Нина Ищенко, Олег Помников, писатели Елена Заславская и Глеб Бобров, учителя Елена Фомина, Георгий Заец, учащиеся луганских школ №№ 30, 5, 1, 11, 26. Мы рады, что нашей общественной площадке уделяют внимание депутаты Народного Совета ЛНР Жанна Марфина, Юрий Теликанов, Олег Попов. Очень важно, что в законодательной власти понимают значимость общественного диалога, организованного главной библиотекой Республики. ЖИВОЕ В ПРИВЫЧНОМ– Обсуждение всем знакомой по школьной программе, иногда «затертой» русской классики получается интересным? Если да, то благодаря чему? – Мы исходим из того, что любая истина живет до тех пор, пока ее подвергают сомнению или, как минимум, поверяют на собственном опыте. Например, нынешний год мы открыли дискуссией о комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Казалось бы, признанная классика, что можно сказать о ней, кроме того, что уже вошло в школьные учебники? Какое отношение почти семейный конфликт в той Москве, которой давным-давно нет, имеет к нам? Но обратите внимание на одно обстоятельство. Фабула комедии – переворачивание ума и глупости. Герои, уверенные в проницательности своего ума, оказываются в щекотливых, смешных, а кое-кто и в печальных положениях не из-за чьих-то происков, а именно потому, что слишком доверяют собственному уму. Не желают видеть того, что он расходится с реальностью. Они высмеивают друг друга, сыплют колкостями, но над всеми смеется жизнь, ставя их в глупые ситуации. Главный герой Грибоедова – ирония жизни, которая всегда, во все времена – тут как тут, когда надо посрамить человека с его зазнавшимся умишком. Да, тот же Чацкий вызывает больше сочувствия (хотя во время дискуссии озвучивались разные позиции), но и он не может избежать этой иронии. Потому что она не придумана автором комедии, а составляет особый закон жизни. Как повседневной, так и исторической. И мы его не можем отменить. Правда, можем понять, чтобы наш ум не ставил нас в глупые ситуации. Сколько этой исторической водицы утекло со времени создания комедии, а фабула ее жива. Правда, самоуверенное умничанье приобретает для нас, для мира скорее трагический, чем комический характер. Но все это – живые, касающиеся и волнующие всех вопросы. В этом году очень живо, органично у нас прошли круглые столы и дискуссии, посвященные Антону Чехову, Всеволоду Гаршину, к сожалению, малоизвестному сегодня и удивительно талантливому поэту пушкинской эпохи – Евгению Баратынскому. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ– Что в планах у Русского центра? – К сожалению, обстоятельства, связанные с пандемией вируса нового типа, на время притормозили работу, но мы готовы стартовать в любую минуту. И темы, и желание, и, самое важное, потребность живо обсуждать важнейшие проблемы современности у людей есть. На очереди темы: Гегель в русской философии, Данте в русской культуре, Александр Твардовский, Иван Бунин, Иосиф Бродский и другие. Приглашаем и ждем всех, надеемся, что вам будет интересно.ЛуганскИнформЦентр
Русская культура – одно из самых чистых зеркал, когда-либо созданных человечеством для постижения своего места, своей судьбы в бесконечном мире. В ней человек – микрокосм, созданный бесконечностью мира и способный быть ее голосом в своем ограниченном и, увы, очень кратком существовании - заявил известный луганский писатель и публицист, члена Союза писателей ЛНР, заведующий Русского центра Луганской Республиканской универсальной научной библиотеки Сергей Прасолов. – Сергей Николаевич, почему именно Русский центр стал достаточно серьезной дискуссионной, информационной и образовательной площадкой, действующей сегодня в крупнейшей библиотеке Республики? – Библиотеки, эти традиционные хранилища вековой мудрости, зафиксированной в письменных источниках, в нынешнее время превращаются в открытые площадки для общественного диалога. Сегодня стала практически общепринятой идея, что без него развитие человека и общества невозможно. Это верно, но с одним уточнением. Люди, пытающиеся услышать друг друга, могут обогатить себя через понимание другого только в том случае, если между ними – реальность, которая по своему объективному содержанию превосходит их личный взгляд на мир и открывает им возможность совместно постичь ее. Иначе диалог яйца выеденного не стоит. Это пикирование непроницаемых субъектов, когда каждый остается при своих интересах. Ну, или побеждает тот, у кого в данный момент больше сторонников. Русская культура – одно из самых чистых зеркал, когда-либо созданных человечеством для постижения своего места, своей судьбы в бесконечном мире. В ней человек – микрокосм, созданный бесконечностью мира и способный быть ее голосом в своем ограниченном и, увы, очень кратком существовании. Удивительным образом эта идея, рожденная античностью и развитая европейским Возрождением, сохранилась и приобрела классическую ясность именно в русской культуре. В отличие от самой Европы. Ее история, с сильно выраженной идеей партикуляризма (стремление к частным моментам, обособлению – примечание ЛИЦ), превосходства частного интереса над общим, к нашему времени превратила человека в частичное существо, для которого весь мир ограничивается его личной свободой. Современный либерализм говорит: «либо ты исповедуешь наши ценности и принципы, основанные на свободе частного интереса, либо ты – варвар, враг цивилизации и прогресса». Но можно ли достичь взаимопонимания, когда для диалога нет почвы, предмета, когда убеждения людей состоят только в том, что выше их убеждений ничего нет? Во всяком случае, согласитесь, есть разница между хуторянским ханжеством нынешней западной цивилизации и нашей культурой с ее трагическим, но одновременно возвышенным и поразительно гуманным отношением к человеку. Она неисчерпаема в своем предметном содержании. Только опираясь на нее, мы можем вести битву за человека, понимая, что поле этой битвы – разум и сердца людей, а результаты – судьба всего человечества. Фонд «Русский мир», создавая в разных странах центры русской культуры, открывает для всех желающих возможность приобщиться к удивительной, цивилизационной по своим масштабам культуре через изучение языка и творчества тех, кто ее создавал. Русский центр в луганской библиотеке появился в 2009 году и с тех пор успешно работает, став своеобразным форпостом изучения и продвижения русского языка, литературы, искусства. Сегодня Русский центр «Горьковки» – это, прежде всего, открытая площадка для дискуссий, общественного диалога на основе исторического опыта русской культуры и серьезный информационный модуль, где посетители могут получить практически любую интересующую их информацию. РАВНОПРАВНЫЕ УЧАСТНИКИ: ОТ УЧЕНЫХ ДО ШКОЛЬНИКОВ – Кто чаще всего приходит в Русский центр, каков контингент ваших гостей? Какие темы чаще всего обсуждаются? – Мы, сотрудники библиотеки, особое внимание уделяем организации и проведению дискуссий, круглых столов, литературных чтений, конференций. Как правило, участники мероприятий или, я бы сказал, событий – не только ученые, но и учителя, писатели, работники библиотек, музеев, студенты. А главное – школьники. Мы пытаемся их разговорить, создать условия, чтобы они почувствовали себя равноправными участниками общественного диалога и ощутили потребность в познании того Русского мира, частью которого являются. Принципиальную идею Русского мира, на мой взгляд, с предельной полнотой выразил Федор Достоевский в своей пушкинской речи: всемирная отзывчивость, всечеловечность как идеал русского человека, ставший реальностью русской культуры в Пушкине и его творчестве. Этот идеал так или иначе светится в литературе ХIХ – ХХ столетий. Почему, как, в чем? Эти вопросы сегодня требуют ответа, как никогда, и мы совместно пытаемся их найти. – И все же, наверное, есть постоянные, наиболее активные участники ваших дискуссий? – Конечно, и я хотел бы сказать им за это отдельные слова благодарности. Это ученые Лариса Черниенко (и ее студенты), Виталий Даренский, Нина Ищенко, Олег Помников, писатели Елена Заславская и Глеб Бобров, учителя Елена Фомина, Георгий Заец, учащиеся луганских школ №№ 30, 5, 1, 11, 26. Мы рады, что нашей общественной площадке уделяют внимание депутаты Народного Совета ЛНР Жанна Марфина, Юрий Теликанов, Олег Попов. Очень важно, что в законодательной власти понимают значимость общественного диалога, организованного главной библиотекой Республики. ЖИВОЕ В ПРИВЫЧНОМ – Обсуждение всем знакомой по школьной программе, иногда «затертой» русской классики получается интересным? Если да, то благодаря чему? – Мы исходим из того, что любая истина живет до тех пор, пока ее подвергают сомнению или, как минимум, поверяют на собственном опыте. Например, нынешний год мы открыли дискуссией о комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Казалось бы, признанная классика, что можно сказать о ней, кроме того, что уже вошло в школьные учебники? Какое отношение почти семейный конфликт в той Москве, которой давным-давно нет, имеет к нам? Но обратите внимание на одно обстоятельство. Фабула комедии – переворачивание ума и глупости. Герои, уверенные в проницательности своего ума, оказываются в щекотливых, смешных, а кое-кто и в печальных положениях не из-за чьих-то происков, а именно потому, что слишком доверяют собственному уму. Не желают видеть того, что он расходится с реальностью. Они высмеивают друг друга, сыплют колкостями, но над всеми смеется жизнь, ставя их в глупые ситуации. Главный герой Грибоедова – ирония жизни, которая всегда, во все времена – тут как тут, когда надо посрамить человека с его зазнавшимся умишком. Да, тот же Чацкий вызывает больше сочувствия (хотя во время дискуссии озвучивались разные позиции), но и он не может избежать этой иронии. Потому что она не придумана автором комедии, а составляет особый закон жизни. Как повседневной, так и исторической. И мы его не можем отменить. Правда, можем понять, чтобы наш ум не ставил нас в глупые ситуации. Сколько этой исторической водицы утекло со времени создания комедии, а фабула ее жива. Правда, самоуверенное умничанье приобретает для нас, для мира скорее трагический, чем комический характер. Но все это – живые, касающиеся и волнующие всех вопросы. В этом году очень живо, органично у нас прошли круглые столы и дискуссии, посвященные Антону Чехову, Всеволоду Гаршину, к сожалению, малоизвестному сегодня и удивительно талантливому поэту пушкинской эпохи – Евгению Баратынскому. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ – Что в планах у Русского центра? – К сожалению, обстоятельства, связанные с пандемией вируса нового типа, на время притормозили работу, но мы готовы стартовать в любую минуту. И темы, и желание, и, самое важное, потребность живо обсуждать важнейшие проблемы современности у людей есть. На очереди темы: Гегель в русской философии, Данте в русской культуре, Александр Твардовский, Иван Бунин, Иосиф Бродский и другие. Приглашаем и ждем всех, надеемся, что вам будет интересно. ЛуганскИнформЦентр