- Карантин в связи с пандемией коронавируса, который, как известно, в адаптивной форме продлен на Украине до 31 июля, стал неким духовным маркером. Православные прихожане поняли ценность вещей, казавшихся обыденными и для кого-то привычными: посещение храма, участие в богослужении и, конечно же, причащение святых Христовых Тайн, Евхаристия. Пока в богословском мире разворачивалась дискуссия о том, каким это Таинство может быть в условиях пандемии, особым образом отличилось украинское новообразование под эгидой Фанара – СПЦУ – похоже, украинские журналисты, наконец, определились, как называть эту структуру, не путаясь в аббревиатурах ПЦУ или СЦУ. Некто Игорь Савва, бывший клирик УПЦ МП, перешедший в СПЦУ, на своей странице в Facebook поделился удивительным, даже поразительным опытом причащения on line с помощью видеоконференции Hangouts: «Каждый из участников богослужения приготовил перед монитором хлеб, вино и воду. После виртуального освящения даров все участники причастились, каждый в своем жилище». Сразу же вспоминается экстрасенс из начала 90-х Алан Чумак, который через экран телевизора «заряжал» доверчивым гражданам воду… Наверное, пан Савва рассчитывал, что его если не наградят, то повысят за такое нововведение, решающее, по сути, все проблемы его, с позволения сказать, церкви. Однако поднялся такой шум, что эспэцеушники не на шутку перепугались и вдруг заявили, что вообще не знают никакого Игоря Савву и что якобы в их рядах такого гражданина никогда не было и нет. Просто поразительно! Ведь общеизвестно, что это «клирик» их структуры. В принципе, понятно, для кого старался пан Савва: по признаниям «священников» СПЦУ из их постов во все том же Facebook, за все время карантина у них не было ни одного (!) причастника, несмотря на созданные условия. «Такое ощущение, что нам сказали, что можно не ходить в храм, ну и слава Богу», – сетовали они. И добавляли: «Никто не запрещал молиться во дворе за церковной оградой. Полицейские требовали только наличия масок и соблюдения расстояния между присутствующими. И ВСЁ!!! Но люди в церковь не пришли … Даже выносная акустическая аппаратура не улучшала ситуации – молиться на свежем воздухе было некому… Особенно довольны были те, кто не очень хотел приходить на службу, но должен это делать вследствие традиции – они теперь “законно” отдыхали дома …щёлкая с кресла пультом у экрана телевизора и наливая “горячительное” “за (дежурный) праздник”!» Однако и после того, как карантинные ограничения на посещения храмов были сняты, храмы СПЦУ оставались пустыми. Даже на такой великий и более чем популярный, а потому многолюдный праздник, как День Святой Троицы. Так, например, на сайте Волынской епархии УПЦ сообщается о том, что «7 июня, когда вся полнота Православной церкви празднует один из двунадесятых праздников – День Святой Троицы, сторонники ПЦУ села Садов не совершали богослужения в отобранном ими храме. Как сообщили в общине ПЦУ, богослужения не произошло в связи с тем, что местный «священник» ПЦУ находится на больничном. Между тем старожилы-садовцы вспоминают, что их храм не закрывался даже во времена гонений Советского Союза, и богослужения в нем происходили всегда». В то же время насильно изгнанные из храма представители общины УПЦ МП вынуждены были молиться в приспособленном помещении, которое на Троицу было полностью заполнено людьми, как и прилегающая территория. Также интересно совпадение между больничным этого «священника» СПЦУ Назара Партыки с его допросом в рамках досудебного расследования по делу о незаконном переоформлении права собственности на жилой дом, в котором проживает семья протоиерея УПЦ МП Владимира Мелеся. Ещё 13 мая Луцкий районный суд рассмотрел заявление этого священника в связи с закрытием уголовного производства по фактам ночных атак на его дом, битья окон и угроз членам его семьи со стороны представителей СПЦУ и отменил постановление следователя как незаконное, а материалы уголовного производства направил на продолжение досудебного расследования. Казалось бы, наконец, забрезжила робкая надежда на то, что законность в этом деле все же восторжествует. Но в этот же день частный нотариус Луцкого городского нотариального округа Наталья Курта лишила священника права собственности на дом. Теперь разбирается полиция. Выгнать из собственного дома пытаются и семью настоятеля прихода УПЦ МП Сергея Слисаренко из присёлка Ясиня/Лопушанка Раховского района Закарпатской области. А ведь в этой семье трое несовершеннолетних детей. Местный Свято-Ильинский храм УПЦ МП в 2019 году перерегистрировали в СПЦУ. Теперь раскольники намерены выгнать и семью священника. На Троицу активисты этого новообразования и вовсе перекрыли прихожанам и священнику канонической церкви доступ к часовне святого Трифона, в которой верующие собирались после захвата их храма. А ведь сегодня каноническую церковь поддерживает более половины жителей приселка. Несмотря на пустые храмы ввиду отсутствия прихожан, раскольники не прекращают попыток захватить собственность УПЦ МП. Так, 14 мая была пресечена очередная попытка захвата Свято-Покровского храма села Чечелиевка Петровского района Кировоградской области. «По требованию представителей СЦУ отдать ключи от храма настоятель и присутствующие отреагировали решительным отказом: предложили “новым рейдерам” обратиться в суд для решения их претензий, – сообщили в епархиальной пресс-службе, – благодаря активной позиции членов местной религиозной общины, неравнодушного духовенства и верующих провокационная попытка передачи храмового здания и материальных ценностей новообразованной религиозной организации “ПЦУ” не увенчалась успехом». На место происшествия прибыл и архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп. 30 мая агрессивные сторонники СПЦУ совершили очередную попытку захвата Спасо-Преображенского храма УПЦ МП в селе Лука-Мелешковская Винницкой области. Рейдеры повесили замок на двери храма в то время, когда внутри находились прихожане. Члены этой общины на протяжении года вынуждены защищать свой храм, совершая в нем непрерывное молитвенное стояние. Напомним, митрополит Винницкий и Барский Варсонофий обращался с открытым письмом к президенту Зеленскому в связи с беззаконием, которое происходит вокруг Спасо-Преображенского храма. Однако и за предыдущие попытки силового захвата храма в Луке-Мелешковской никто никакой ответственности не понес. «Безнаказанность порождает новое зло», – констатирует пресс-служба Винницкой епархии. Неспокойно и в Задубровке. В этом селе в Черновицкой области также не прекращаются попытки СПЦУ прибрать к рукам местный Архангело-Михайловский храм. 31 мая силами полиции и нацгвардии была пресечена очередная провокация со стороны раскольников. Всего 27 дней прошло после штурма храма адептами СПЦУ, когда прихожан избивали арматурой… 10 июня, в день, когда община Покрова Пресвятой Богородицы села Земляное Сумской области подтвердила свою верность канонической церкви Московского патриархата, раскольники ворвались в её богослужебное помещение и с оскорблениями, переходящими в угрозы физической расправы, потребовали от верующих перейти в СПЦУ. Причём в группу хулиганов входили «священники Сумской епархии СПЦУ» Иван Малюк и Игорь Ханюков, а также правосеки. А происходило это беззаконие в алтаре. Это уже вторая попытка захвата помещения, предыдущая была 3 июня. На помощь верующим вовремя подоспела полиция, которая и зафиксировала очередное правонарушение. Продолжаются попытки незаконной перерегистрации религиозной общины Украинской православной церкви Покровского храма с. Ковпыта Черниговской области. В день, когда Кассационный хозяйственный суд Верховного суда Украины вынес постановление о возвращении захваченного раскольниками храма законным владельцам, в областной газете «Черниговщина» вдруг появилось сообщение о якобы утере регистрационного свидетельства общины и, следовательно, его недействительности. Что на самом деле является не просто ложью, а попыткой фальсификации, так как 14 мая нынешнего года Кассационный хозяйственный суд Верховного суда Украины вынес окончательное решение о принадлежности Покровского храма с. Ковпыта общине УПЦ МП. Уголовные и судебные производства открыты и по факту незаконной перерегистрации Свято-Николаевского храма УПЦ в селе Будятичи Иваничевского района Волынской области. Помимо активистов СПЦУ, к ответу призовут регистратора Волынской ОГА Эльвиру Захарченко и государственного регистратора Гороховской РГА Наталию Степанюк, которые незаконно внесли изменения в Единый государственный реестр. Ну а пока суд да дело, многочисленные прихожане собираются на богослужения перед входом на территорию храма. Сам храм пустует. А 12 июня стало известно о том, что прихожане общины УПЦ МП в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», которую в феврале 2019 года выселили из помещения Луцкого военного госпиталя, получили новое помещение для совершения богослужений. Теперь им не нужно ездить за город на дом настоятеля храма протоиерея Евгения Полищука, во дворе которого верующие более года вынуждены были совершать богослужения за неимением другого помещения. В то же время на Тернопольщине продолжает разрушаться местная историческая достопримечательность – Червоногородский замок, расположенный под селом Нырков Залещицкого района Тернопольской области, который был передан СПЦУ со стороны УАПЦ. Памятник частично обвалился еще в 2013 году, а СПЦУ, по словам местных жителей, ничего не делает для его спасения. А после обвала стены этот памятник оказался в ещё худшем состоянии…Вера Надеждина
- Карантин в связи с пандемией коронавируса, который, как известно, в адаптивной форме продлен на Украине до 31 июля, стал неким духовным маркером. Православные прихожане поняли ценность вещей, казавшихся обыденными и для кого-то привычными: посещение храма, участие в богослужении и, конечно же, причащение святых Христовых Тайн, Евхаристия. Пока в богословском мире разворачивалась дискуссия о том, каким это Таинство может быть в условиях пандемии, особым образом отличилось украинское новообразование под эгидой Фанара – СПЦУ – похоже, украинские журналисты, наконец, определились, как называть эту структуру, не путаясь в аббревиатурах ПЦУ или СЦУ. Некто Игорь Савва, бывший клирик УПЦ МП, перешедший в СПЦУ, на своей странице в Facebook поделился удивительным, даже поразительным опытом причащения on line с помощью видеоконференции Hangouts: «Каждый из участников богослужения приготовил перед монитором хлеб, вино и воду. После виртуального освящения даров все участники причастились, каждый в своем жилище». Сразу же вспоминается экстрасенс из начала 90-х Алан Чумак, который через экран телевизора «заряжал» доверчивым гражданам воду… Наверное, пан Савва рассчитывал, что его если не наградят, то повысят за такое нововведение, решающее, по сути, все проблемы его, с позволения сказать, церкви. Однако поднялся такой шум, что эспэцеушники не на шутку перепугались и вдруг заявили, что вообще не знают никакого Игоря Савву и что якобы в их рядах такого гражданина никогда не было и нет. Просто поразительно! Ведь общеизвестно, что это «клирик» их структуры. В принципе, понятно, для кого старался пан Савва: по признаниям «священников» СПЦУ из их постов во все том же Facebook, за все время карантина у них не было ни одного (!) причастника, несмотря на созданные условия. «Такое ощущение, что нам сказали, что можно не ходить в храм, ну и слава Богу», – сетовали они. И добавляли: «Никто не запрещал молиться во дворе за церковной оградой. Полицейские требовали только наличия масок и соблюдения расстояния между присутствующими. И ВСЁ!!! Но люди в церковь не пришли … Даже выносная акустическая аппаратура не улучшала ситуации – молиться на свежем воздухе было некому… Особенно довольны были те, кто не очень хотел приходить на службу, но должен это делать вследствие традиции – они теперь “законно” отдыхали дома …щёлкая с кресла пультом у экрана телевизора и наливая “горячительное” “за (дежурный) праздник”!» Однако и после того, как карантинные ограничения на посещения храмов были сняты, храмы СПЦУ оставались пустыми. Даже на такой великий и более чем популярный, а потому многолюдный праздник, как День Святой Троицы. Так, например, на сайте Волынской епархии УПЦ сообщается о том, что «7 июня, когда вся полнота Православной церкви празднует один из двунадесятых праздников – День Святой Троицы, сторонники ПЦУ села Садов не совершали богослужения в отобранном ими храме. Как сообщили в общине ПЦУ, богослужения не произошло в связи с тем, что местный «священник» ПЦУ находится на больничном. Между тем старожилы-садовцы вспоминают, что их храм не закрывался даже во времена гонений Советского Союза, и богослужения в нем происходили всегда». В то же время насильно изгнанные из храма представители общины УПЦ МП вынуждены были молиться в приспособленном помещении, которое на Троицу было полностью заполнено людьми, как и прилегающая территория. Также интересно совпадение между больничным этого «священника» СПЦУ Назара Партыки с его допросом в рамках досудебного расследования по делу о незаконном переоформлении права собственности на жилой дом, в котором проживает семья протоиерея УПЦ МП Владимира Мелеся. Ещё 13 мая Луцкий районный суд рассмотрел заявление этого священника в связи с закрытием уголовного производства по фактам ночных атак на его дом, битья окон и угроз членам его семьи со стороны представителей СПЦУ и отменил постановление следователя как незаконное, а материалы уголовного производства направил на продолжение досудебного расследования. Казалось бы, наконец, забрезжила робкая надежда на то, что законность в этом деле все же восторжествует. Но в этот же день частный нотариус Луцкого городского нотариального округа Наталья Курта лишила священника права собственности на дом. Теперь разбирается полиция. Выгнать из собственного дома пытаются и семью настоятеля прихода УПЦ МП Сергея Слисаренко из присёлка Ясиня/Лопушанка Раховского района Закарпатской области. А ведь в этой семье трое несовершеннолетних детей. Местный Свято-Ильинский храм УПЦ МП в 2019 году перерегистрировали в СПЦУ. Теперь раскольники намерены выгнать и семью священника. На Троицу активисты этого новообразования и вовсе перекрыли прихожанам и священнику канонической церкви доступ к часовне святого Трифона, в которой верующие собирались после захвата их храма. А ведь сегодня каноническую церковь поддерживает более половины жителей приселка. Несмотря на пустые храмы ввиду отсутствия прихожан, раскольники не прекращают попыток захватить собственность УПЦ МП. Так, 14 мая была пресечена очередная попытка захвата Свято-Покровского храма села Чечелиевка Петровского района Кировоградской области. «По требованию представителей СЦУ отдать ключи от храма настоятель и присутствующие отреагировали решительным отказом: предложили “новым рейдерам” обратиться в суд для решения их претензий, – сообщили в епархиальной пресс-службе, – благодаря активной позиции членов местной религиозной общины, неравнодушного духовенства и верующих провокационная попытка передачи храмового здания и материальных ценностей новообразованной религиозной организации “ПЦУ” не увенчалась успехом». На место происшествия прибыл и архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп. 30 мая агрессивные сторонники СПЦУ совершили очередную попытку захвата Спасо-Преображенского храма УПЦ МП в селе Лука-Мелешковская Винницкой области. Рейдеры повесили замок на двери храма в то время, когда внутри находились прихожане. Члены этой общины на протяжении года вынуждены защищать свой храм, совершая в нем непрерывное молитвенное стояние. Напомним, митрополит Винницкий и Барский Варсонофий обращался с открытым письмом к президенту Зеленскому в связи с беззаконием, которое происходит вокруг Спасо-Преображенского храма. Однако и за предыдущие попытки силового захвата храма в Луке-Мелешковской никто никакой ответственности не понес. «Безнаказанность порождает новое зло», – констатирует пресс-служба Винницкой епархии. Неспокойно и в Задубровке. В этом селе в Черновицкой области также не прекращаются попытки СПЦУ прибрать к рукам местный Архангело-Михайловский храм. 31 мая силами полиции и нацгвардии была пресечена очередная провокация со стороны раскольников. Всего 27 дней прошло после штурма храма адептами СПЦУ, когда прихожан избивали арматурой… 10 июня, в день, когда община Покрова Пресвятой Богородицы села Земляное Сумской области подтвердила свою верность канонической церкви Московского патриархата, раскольники ворвались в её богослужебное помещение и с оскорблениями, переходящими в угрозы физической расправы, потребовали от верующих перейти в СПЦУ. Причём в группу хулиганов входили «священники Сумской епархии СПЦУ» Иван Малюк и Игорь Ханюков, а также правосеки. А происходило это беззаконие в алтаре. Это уже вторая попытка захвата помещения, предыдущая была 3 июня. На помощь верующим вовремя подоспела полиция, которая и зафиксировала очередное правонарушение. Продолжаются попытки незаконной перерегистрации религиозной общины Украинской православной церкви Покровского храма с. Ковпыта Черниговской области. В день, когда Кассационный хозяйственный суд Верховного суда Украины вынес постановление о возвращении захваченного раскольниками храма законным владельцам, в областной газете «Черниговщина» вдруг появилось сообщение о якобы утере регистрационного свидетельства общины и, следовательно, его недействительности. Что на самом деле является не просто ложью, а попыткой фальсификации, так как 14 мая нынешнего года Кассационный хозяйственный суд Верховного суда Украины вынес окончательное решение о принадлежности Покровского храма с. Ковпыта общине УПЦ МП. Уголовные и судебные производства открыты и по факту незаконной перерегистрации Свято-Николаевского храма УПЦ в селе Будятичи Иваничевского района Волынской области. Помимо активистов СПЦУ, к ответу призовут регистратора Волынской ОГА Эльвиру Захарченко и государственного регистратора Гороховской РГА Наталию Степанюк, которые незаконно внесли изменения в Единый государственный реестр. Ну а пока суд да дело, многочисленные прихожане собираются на богослужения перед входом на территорию храма. Сам храм пустует. А 12 июня стало известно о том, что прихожане общины УПЦ МП в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», которую в феврале 2019 года выселили из помещения Луцкого военного госпиталя, получили новое помещение для совершения богослужений. Теперь им не нужно ездить за город на дом настоятеля храма протоиерея Евгения Полищука, во дворе которого верующие более года вынуждены были совершать богослужения за неимением другого помещения. В то же время на Тернопольщине продолжает разрушаться местная историческая достопримечательность – Червоногородский замок, расположенный под селом Нырков Залещицкого района Тернопольской области, который был передан СПЦУ со стороны УАПЦ. Памятник частично обвалился еще в 2013 году, а СПЦУ, по словам местных жителей, ничего не делает для его спасения. А после обвала стены этот памятник оказался в ещё худшем состоянии… Вера Надеждина