Иллюстрированные журналы начала ХХ века: «Весы» (Москва) и «Аполлон» (Санкт-Петербург), представленные в мини-выставке галереи Айвазовского, познакомят зрителей с расцветом мира русского символизма. Константин ЛеперВ феодосийской картинной галерее имени Айвазовского открылась небольшая, но по-своему уникальная выставка. Безусловно заслуживающая интерес, экспозиция расположилась в двух выставочных витринах. Здесь вниманию посетителей представлено несколько номеров иллюстрированных журналов начала прошлого века «Аполлон» и «Весы».
С выставкой все желающие смогут ознакомиться в ближайшее время в часы работы галереи.
Справочная информация. «Весы» - научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с 1904 по 1909 год. Основной орган русского символизма. Редактором-издателем его бессменно был меценат Сергей Поляков, но фактическим руководителем журнала был Валерий Брюсов. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Василий Розанов, Максимилиан Волошин, Александр Блок, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб, Зинаида Гипиус, Михаил Кузьмин, Эллис и другие символисты. Кроме того сотрудничали: сотрудничали: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Всеволод Мейерхольд и многие другие, в том числе иностранные авторы, например француз Рене Гиль.
Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода, но с конца 1905 года в нем начали помещать беллетристику, и таким образом он превратился в журнал обычного для России типа. Идейно «Весы» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях.
«Весы» выступали с попытками критики марксизма (статья Корнея Чуковского «Циферблат господина Бельтова», 1906). Как орган художественных и религиозных исканий «Весы» имели своих предшественников и преемников («Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета, и обширной библиографии по всем литературам.
«Аполлон» - русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издавался в Санкт-Петербурге с 1909 по 1917 годы. Инициатором создания журнала выступил поэт Сергей Маковский. Первый номер вышел в октябре 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского, позже его творчеству был посвящен специальный выпуск «Аполлона». Сначала журнал выходил с обложками, выполненными Львом Бакстом, затем около восьми десятков журналов оформил Мстислав Добужинский. В 1909—1910 годах журнал выпускал приложение - «Литературный альманах», а в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появилось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала.
«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах. Освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощренными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к «передвижничеству», и к официально-государственному направлению.
Раздел «Письма о русской поэзии» вел в журнале Николай Гумилев, рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузьмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауследер. В «Аполлоне» выступали представители различных течений (символисты, акмеисты, формалисты) в русском искусстве начала ХХ века, кроме крайних левых. Здесь печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Александр Блок, Валерий Брюсов и многие другие таланты своего времени. В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные «Анна Ахматова». Печатались репродукции картин большого формата.
Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни, послужили поводом для сатирического рассказа 1910 года Аркадия Аверченко «Аполлон». Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года.
Иллюстрированные журналы начала ХХ века: «Весы» (Москва) и «Аполлон» (Санкт-Петербург), представленные в мини-выставке галереи Айвазовского, познакомят зрителей с расцветом мира русского символизма. Константин Лепер В феодосийской картинной галерее имени Айвазовского открылась небольшая, но по-своему уникальная выставка. Безусловно заслуживающая интерес, экспозиция расположилась в двух выставочных витринах. Здесь вниманию посетителей представлено несколько номеров иллюстрированных журналов начала прошлого века «Аполлон» и «Весы». С выставкой все желающие смогут ознакомиться в ближайшее время в часы работы галереи. Справочная информация. «Весы» - научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с 1904 по 1909 год. Основной орган русского символизма. Редактором-издателем его бессменно был меценат Сергей Поляков, но фактическим руководителем журнала был Валерий Брюсов. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Василий Розанов, Максимилиан Волошин, Александр Блок, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Федор Сологуб, Зинаида Гипиус, Михаил Кузьмин, Эллис и другие символисты. Кроме того сотрудничали: сотрудничали: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Всеволод Мейерхольд и многие другие, в том числе иностранные авторы, например француз Рене Гиль. Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода, но с конца 1905 года в нем начали помещать беллетристику, и таким образом он превратился в журнал обычного для России типа. Идейно «Весы» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. «Весы» выступали с попытками критики марксизма (статья Корнея Чуковского «Циферблат господина Бельтова», 1906). Как орган художественных и религиозных исканий «Весы» имели своих предшественников и преемников («Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета, и обширной библиографии по всем литературам. «Аполлон» - русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издавался в Санкт-Петербурге с 1909 по 1917 годы. Инициатором создания журнала выступил поэт Сергей Маковский. Первый номер вышел в октябре 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского, позже его творчеству был посвящен специальный выпуск «Аполлона». Сначала журнал выходил с обложками, выполненными Львом Бакстом, затем около восьми десятков журналов оформил Мстислав Добужинский. В 1909—1910 годах журнал выпускал приложение - «Литературный альманах», а в 1911—1912 годах 2 раза в месяц появилось приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 года частью отдела хроники журнала. «Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах. Освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощренными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к «передвижничеству», и к официально-государственному направлению. Раздел «Письма о русской поэзии» вел в журнале Николай Гумилев, рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузьмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауследер. В «Аполлоне» выступали представители различных течений (символисты, акмеисты, формалисты) в русском искусстве начала ХХ века, кроме крайних левых. Здесь печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Александр Блок, Валерий Брюсов и многие другие таланты своего времени. В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные «Анна Ахматова». Печатались репродукции картин большого формата. Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни, послужили поводом для сатирического рассказа 1910 года Аркадия Аверченко «Аполлон». Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года.