- Очередная попытка остановить кровопролитие на Донбассе была предпринята усилиями Трехсторонней контактной группы. Стороны договорились о «полном и всеобъемлющем» прекращении огня начиная уже с 27 июля 2020 года по киевскому времени. Данным аспектом остались довольны все стороны — участники заседания, однако перемирие продержалось чуть больше двух суток. Помимо этого, на переговорах в Минске был поднят вопрос о проведении региональных выборов. Как известно, 25 октября на Украине будут избирать в местные органы самоуправления, за исключением территорий, подконтрольных Луганской и Донецкой республикам. То есть включая подконтрольные Киеву части ДНР и ЛНР. Стоит отметить, что Донецк и Луганск, де-факто следуя букве и духу Минских соглашений, собственные местные выборы не проводили. Именно из-за этого в ЛНР и ДНР до сих пор отсутствуют всенародно избранные городские, районные и сельские советы, нет избранных мэров, хотя имеются, например, всенародно избранные парламенты. В ЛНР роль органов местного самоуправления, по сути, выполняют назначенные главой государства руководители администраций и их аппарат на местах, которых законодательство определяет как «полномочных представителей главы ЛНР». Некоторые попытки избрать местные советы принимались в 2016 году: тогда в республиках были проведены праймериз, однако дальнейший процесс тормознули из-за того, что это, по сути, противоречило отдельным моментам подписанных в Минске соглашений. В целом Киев, несмотря на некоторые уступки, отказался фиксировать возможность участия представителей Луганска и Донецка в местных выборах. «Весь конструктив работы Контактной группы закончился, как только республики потребовали прокомментировать официальных представителей Киева принятое 15 июля Верховной Радой Украины постановление № 3809 „О назначении очередных местных выборов в 2020 году (25 октября 2020 г.)“, четвертый пункт которого полностью противоречит Минским соглашениям», — говорится в комментарии МИД ДНР. В упоминаемом постановлении Рады говорится о том, что выборы в местные советы на территории ЛДНР могут пройти только после «прекращения временной оккупации и вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, а именно: вывода всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины; восстановления полного контроля Украины по государственной границе Украины». В то же время спецпредставитель председателя ОБСЕ на Украине и ТКГ Хайди Грау утверждает, что участники заседания политической рабочей группы обсуждали юридические предпосылки обеспечения «особого статуса» Донбасса после проведения местных выборов, как предусмотрено Минскими соглашениями. Однако есть большие сомнения, что Украина прислушается даже к советам «старших товарищей». О каких юридических предпосылках идет речь, является ли нарушением заключённых договорённостей проведение местных выборов в Луганской и Донецкой областях Украины без участия ЛНР и ДНР, следует ли в таком случае республикам Донбасса самим избирать местные советы? «До официального заявления представителей Киева о полном признании своих обязательств по Минским соглашениям и пересмотра постановления Верховной рады никакого обсуждения деталей быть не может. И об этом, к сожалению, в своём итоговом заявлении забыла упомянуть госпожа Хайди Грау. Какой смысл обсуждать и согласовывать детали „особого статуса“, который из-за позиции Киева и не вступит в силу никогда? Ни о какой передаче контроля Киеву над участком российско-украинской границы, контролируемом ЛНР и ДНР, до всеобъемлющего урегулирования конфликта разговора не велось и вестись не может. Такие претензии Киева, тем более закреплённые в официальных документах, загоняют переговоры в глухой тупик. И об этом должна была сообщить общественности специальный представитель председателя ОБСЕ — госпожа Грау, но по каким-то причинам этого не сделала», — подчеркнул советник главы ЛНР по вопросам внешней политики, участник ТГК Родион Мирошник. Однако, отвечая на вопрос о том, следует ли республикам задуматься над выборами в органы местного самоуправления, раз Украина самостоятельно проводит аналогичные электоральные кампании, представитель ЛНР ответил негативно. «У ЛНР пока есть обязательства по Минским соглашениям, и республика их придерживается. Мы джентльмены и предоставим Киеву возможность первыми нарушить Минские соглашения и получить соответствующую реакцию международного сообщества», — отметил он. Председатель общественной организации «Патриотическая ассоциация Донбасса» Алексей Селиванов считает, что проведение местных выборов на Украине без участия республик говорит о фактическом отказе украинских властей от этих территорий. «Раз Украина отказывается от проведения выборов с участием ЛНР и ДНР, согласно Минским соглашениям, значит, де-факто она уже не претендует на территорию Луганской и Донецкой областей. То есть борьба русских людей Донбасса за свободу от русофобской Украины приносит свои результаты», — отметил он. Более того, собеседник обратил внимание на тот факт, что власти в ЛНР и ДНР были выбраны благодаря «волеизъявлению граждан», в отличие от Украины, в которой в 2014 году преступным путем был свергнут законно избранный украинцами президент. Говоря о возможном проведении региональных выборов на территориях Республик Новороссии, Селиванов отметил, что не считает это первоочередным вопросом. «ЛНР — воюющая республика. Здесь есть Народный совет, депутаты которого постоянно на связи со своими избирателями. Зачем плодить советы в каждом поселке, лично я не понимаю. Надо будет провести выборы — обязательно проведем. У жителей ЛНР для этого достанет и опыта плебисцита, и должного уровня самосознания», — подытожил Алексей Селиванов. По мнению председателя республиканского Союза журналистов Леонарда Свидовскова, руководству республик Донбасса, наоборот, следует задуматься над проведением выборов. «Я думаю, что настала пора и у нас проводить местные выборы. Все-таки в Конституции Луганской Народной Республики прописано положение местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления должны определять бюджет того или иного района, того или иного города. Должны определять стратегические задачи, и все это должны делать депутаты. Вопрос же не стоит в том, чтобы избрать глав городов и районов. Депутатский корпус — это представительская власть, и вот эти положения Луганской Народной Республики должны быть реализованы. И пришло время. Мы уже состоялись как республика, и нам сейчас срочно необходимо избирать представительские органы власти в Луганске, Стаханове, естественно, в Донецке, Макеевке, Горловке», — отметил эксперт. Как видим, мнение экспертов по поводу того, что украинское государство не собиралось выполнять комплекс дополнительных мер по прекращению огня на Донбассе в полной мере, оказалось единодушным. Но эксперты по-разному смотрят на проведение местных выборов в народных республиках. С одной стороны, ЛНР и ДНР не нужны лишние обвинения в срыве Минских соглашений, с другой — эффективная работа на местах невозможна без общемировой практики функционирования избираемых органов регионального самоуправления. В любом случае после избрания районных и городских советов в Луганской и Донецкой областях Украины грядущей осенью ЛДНР будут иметь полное моральное и политическое право на необходимые процессы для окончательного формирования государственности.Артем Бузила
- Очередная попытка остановить кровопролитие на Донбассе была предпринята усилиями Трехсторонней контактной группы. Стороны договорились о «полном и всеобъемлющем» прекращении огня начиная уже с 27 июля 2020 года по киевскому времени. Данным аспектом остались довольны все стороны — участники заседания, однако перемирие продержалось чуть больше двух суток. Помимо этого, на переговорах в Минске был поднят вопрос о проведении региональных выборов. Как известно, 25 октября на Украине будут избирать в местные органы самоуправления, за исключением территорий, подконтрольных Луганской и Донецкой республикам. То есть включая подконтрольные Киеву части ДНР и ЛНР. Стоит отметить, что Донецк и Луганск, де-факто следуя букве и духу Минских соглашений, собственные местные выборы не проводили. Именно из-за этого в ЛНР и ДНР до сих пор отсутствуют всенародно избранные городские, районные и сельские советы, нет избранных мэров, хотя имеются, например, всенародно избранные парламенты. В ЛНР роль органов местного самоуправления, по сути, выполняют назначенные главой государства руководители администраций и их аппарат на местах, которых законодательство определяет как «полномочных представителей главы ЛНР». Некоторые попытки избрать местные советы принимались в 2016 году: тогда в республиках были проведены праймериз, однако дальнейший процесс тормознули из-за того, что это, по сути, противоречило отдельным моментам подписанных в Минске соглашений. В целом Киев, несмотря на некоторые уступки, отказался фиксировать возможность участия представителей Луганска и Донецка в местных выборах. «Весь конструктив работы Контактной группы закончился, как только республики потребовали прокомментировать официальных представителей Киева принятое 15 июля Верховной Радой Украины постановление № 3809 „О назначении очередных местных выборов в 2020 году (25 октября 2020 г.)“, четвертый пункт которого полностью противоречит Минским соглашениям», — говорится в комментарии МИД ДНР. В упоминаемом постановлении Рады говорится о том, что выборы в местные советы на территории ЛДНР могут пройти только после «прекращения временной оккупации и вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, а именно: вывода всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины; восстановления полного контроля Украины по государственной границе Украины». В то же время спецпредставитель председателя ОБСЕ на Украине и ТКГ Хайди Грау утверждает, что участники заседания политической рабочей группы обсуждали юридические предпосылки обеспечения «особого статуса» Донбасса после проведения местных выборов, как предусмотрено Минскими соглашениями. Однако есть большие сомнения, что Украина прислушается даже к советам «старших товарищей». О каких юридических предпосылках идет речь, является ли нарушением заключённых договорённостей проведение местных выборов в Луганской и Донецкой областях Украины без участия ЛНР и ДНР, следует ли в таком случае республикам Донбасса самим избирать местные советы? «До официального заявления представителей Киева о полном признании своих обязательств по Минским соглашениям и пересмотра постановления Верховной рады никакого обсуждения деталей быть не может. И об этом, к сожалению, в своём итоговом заявлении забыла упомянуть госпожа Хайди Грау. Какой смысл обсуждать и согласовывать детали „особого статуса“, который из-за позиции Киева и не вступит в силу никогда? Ни о какой передаче контроля Киеву над участком российско-украинской границы, контролируемом ЛНР и ДНР, до всеобъемлющего урегулирования конфликта разговора не велось и вестись не может. Такие претензии Киева, тем более закреплённые в официальных документах, загоняют переговоры в глухой тупик. И об этом должна была сообщить общественности специальный представитель председателя ОБСЕ — госпожа Грау, но по каким-то причинам этого не сделала», — подчеркнул советник главы ЛНР по вопросам внешней политики, участник ТГК Родион Мирошник. Однако, отвечая на вопрос о том, следует ли республикам задуматься над выборами в органы местного самоуправления, раз Украина самостоятельно проводит аналогичные электоральные кампании, представитель ЛНР ответил негативно. «У ЛНР пока есть обязательства по Минским соглашениям, и республика их придерживается. Мы джентльмены и предоставим Киеву возможность первыми нарушить Минские соглашения и получить соответствующую реакцию международного сообщества», — отметил он. Председатель общественной организации «Патриотическая ассоциация Донбасса» Алексей Селиванов считает, что проведение местных выборов на Украине без участия республик говорит о фактическом отказе украинских властей от этих территорий. «Раз Украина отказывается от проведения выборов с участием ЛНР и ДНР, согласно Минским соглашениям, значит, де-факто она уже не претендует на территорию Луганской и Донецкой областей. То есть борьба русских людей Донбасса за свободу от русофобской Украины приносит свои результаты», — отметил он. Более того, собеседник обратил внимание на тот факт, что власти в ЛНР и ДНР были выбраны благодаря «волеизъявлению граждан», в отличие от Украины, в которой в 2014 году преступным путем был свергнут законно избранный украинцами президент. Говоря о возможном проведении региональных выборов на территориях Республик Новороссии, Селиванов отметил, что не считает это первоочередным вопросом. «ЛНР — воюющая республика. Здесь есть Народный совет, депутаты которого постоянно на связи со своими избирателями. Зачем плодить советы в каждом поселке, лично я не понимаю. Надо будет провести выборы — обязательно проведем. У жителей ЛНР для этого достанет и опыта плебисцита, и должного уровня самосознания», — подытожил Алексей Селиванов. По мнению председателя республиканского Союза журналистов Леонарда Свидовскова, руководству республик Донбасса, наоборот, следует задуматься над проведением выборов. «Я думаю, что настала пора и у нас проводить местные выборы. Все-таки в Конституции Луганской Народной Республики прописано положение местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления должны определять бюджет того или иного района, того или иного города. Должны определять стратегические задачи, и все это должны делать депутаты. Вопрос же не стоит в том, чтобы избрать глав городов и районов. Депутатский корпус — это представительская власть, и вот эти положения Луганской Народной Республики должны быть реализованы. И пришло время. Мы уже состоялись как республика, и нам сейчас срочно необходимо избирать представительские органы власти в Луганске, Стаханове, естественно, в Донецке, Макеевке, Горловке», — отметил эксперт. Как видим, мнение экспертов по поводу того, что украинское государство не собиралось выполнять комплекс дополнительных мер по прекращению огня на Донбассе в полной мере, оказалось единодушным. Но эксперты по-разному смотрят на проведение местных выборов в народных республиках. С одной стороны, ЛНР и ДНР не нужны лишние обвинения в срыве Минских соглашений, с другой — эффективная работа на местах невозможна без общемировой практики функционирования избираемых органов регионального самоуправления. В любом случае после избрания районных и городских советов в Луганской и Донецкой областях Украины грядущей осенью ЛДНР будут иметь полное моральное и политическое право на необходимые процессы для окончательного формирования государственности. Артем Бузила