«Олеиз», 1 октября 1893 года История маленького посёлка Кореиз тесно связана с именем мецената, российского купца Ивана Токмакова. В начале 1880-х годов он переехал в Крым, приобрёл вблизи Кореиза значительное имение и основал поместье «Олеиз». Строительство было завершено в 1885 году, и Иван Фёдорович поселился там вместе с женой, тремя сыновьями и тремя дочерьми.В Кореизе он построил школу и больницу, родильный приют, амбулаторию, прачечную, дом для врачей, проложил водопровод и канализацию. В Ялте — корпуса для сестёр милосердия, в Алуште — пансионат для отдыхающих, а в самом «Олеизе» — Народный дом для спектаклей и концертов, который с успехом работает и сейчас. Оплатил установку в Мисхоре мраморной русалки с младенцем. На даче в его имении собирались и отдыхали известные литераторы, артисты, политические и общественные деятели — Лев Толстой, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Мария Ермолова.
В семейном архиве нашей читательницы Ирины Корнелюк хранится несколько фотографий, сделанных в имении Токмаковых. Ирина — москвичка, но очень тепло относится к Крыму. Она провела небольшой научный поиск в архивах и решила рассказать о людях, запечатлённых на этих фотографиях — гостях «Олеиза», проводивших в Крыму осень 1893 года. Предлагаем и вам познакомиться с «отдыхающими» конца XIX века.
Семью моего прадеда Николая Сахарова и семью Ивана Токмакова связывали тесные дружеские и деловые отношения. Прадед проработал доверенным и управляющим торговыми домами фирмы «Молотков, Токмаков и Ко » более 25 лет. С женой Ивана Фёдоровича, Варварой Ивановной, дружил практически с детства.
Ранней осенью 1893 года Сахаровы наконец-то решили принять предложение Ивана Фёдоровича и всем семейством выехали в «Олеиз». Причём ещё в январе Токмаков беспокоился о здоровье дочек Николая Гавриловича и настойчиво приглашал Сахаровых в Крым. «…Снова повторяю и горячо благодарю Вас за заботы Ваши отеческие и за приглашение моей семьи приехать к Вам в Крым. Но так как благодаря Богу детки мои не требуют пока такого экстраординарного, так сказать, средства для их здоровья, как поездка в Крым на зиму, и пользуются относительно достаточными удобствами и здесь, для охраны их здоровья, то мы и порешили с Надеждой Николаевной несколько отдалить ещё такое удовольствие, как поездку к Вам в «Олеиз», и тем самым как бы ещё более сделать её желанной…», — отвечал Сахаров своему патрону.
О. М. Берг (Токмакова) с племянниками Колей и Гали Токмаковыми С семейством Сахаровых приехали и другие родственники: тёща Мария Николаевна Софонова, сестра жены Екатерина Федотьева с сыном Павлом, няня двухлетней Наденьки Сахаровой (моей бабушки) Аграфена Куданова.1893 год для семьи Токмаковых был непростым. Произошли события хорошие и не очень. Из первых — Мария Токмакова вышла замуж за публициста Николая Водовозова, который только что окончил юридический факультет Дерптского (Юрьевского) университета. Сразу после свадьбы молодожёны отправились в свадебное путешествие в Париж. Позже, в сентябре, к ним присоединилась Варвара Ивановна.
Омрачало же жизнь Токмаковых то, что обе дочери, Мария и Елена, состояли под негласным надзором полиции. Их мать из-за «неблагонадёжности» дочерей тоже была под наблюдением. Агентурным путём департамент полиции СПб получает сведения, что осенью 1893 года «в имении «Олеиз» Ялтинского уезда в семействе В. Токмаковой сгруппировалось в качестве рабочих и гостей значительное число неблагонадёжных лиц».
Что же за лица проживали в «Олеизе» одновременно с моими родственниками? Это стало ясно из отчёта полиции, который я нашла в архиве: «В принадлежащих Токмаковым бараках для приезжающих проживали летом 1893 г. 60 лиц, в числе которых студент Юрьевского университета Владимир Молянтович, бывший поднадзорный Аггей Христофорович Лебеши и профессор Юрьевского университета Николай Алексеевич Карышев». Очень интересно, что за бараки были в имении? Надеюсь, дача «Нюра» к их числу не относилась.
Также из отчёта полиции следует, что тогда же в «Олеизе» отдыхали капитан артиллерии Иван Жеребятьев с женой Марией (урождённой Красильниковой), дочерью Женей и сестрой Марией (в замужестве Тиц), которая привлекалась вместе с Еленой Токмаковой к дознанию по делу о пропаганде среди рабочих. Есть в отчёте и выдержка из письма М. Тиц к приятельнице в Петербург, которая вот как характеризует атмосферу, царившую в доме Токмаковых: «Мы теперь живём в «Олеизе» у Токмаковых. В. И. Токмакова уехала за границу к Водовозовым. Народу у нас садится за стол пропасть, все свои, служащие и гости».
Супруги Жеребятьевы, как Токмаковы и Сахаровы, были активными членами Общества учащихся в Петербурге сибиряков и сибирячек. В 1886 г. Жеребятьев состоял членом Союза землячеств СПб, объединившего почти полторы тысячи студентов столицы. Членом совета был также А. Ульянов, брат Ленина, с которым он часто общался. Тогда же Жеребятьев попал под наблюдение полиции.
Мария Жеребятьева умерла в 1908 году от туберкулёза, в том же году её дочь Евгения вышла замуж за коллежского асессора Николая Иванова. В ЦГИА СПб есть дело 1914—1919 гг. «Об опеке над дочерью и имуществом генерал-майора Жеребятьевой Е. И.», но мне ещё только предстоит его посмотреть. И. Ф. Жеребятьев в 1910 году женился второй раз. Последние сведения о нём: во время Первой мировой войны — генерал-майор, начальник Самарского завода взрывчатых веществ.
Все эти люди присутствуют на публикуемых фотографиях, семью Жеребятьевых–Тиц даже удалось идентифицировать.
Справа налево: И. Токмаков, А. Деспот-Зенович, В. Сабашников, М. Жеребятьева (Тиц), И. Жеребятьев, неизвестный, М. Софонова, Е. Федотьева, неизвестная, В. Токмаков Той осенью в «Олеизе», как обычно, гостили и близкие родственники Токмаковых. Сын Вячеслав с женой Оттилией Берг тоже проводил это лето в Крыму. Вячеслав, пожалуй, самый неблагополучный из детей Ивана Фёдоровича: образование так и не смог получить, был отчислен сначала из Московского университета, затем — из Казанского, родители пытались приобщить его к семейному бизнесу, но безуспешно. Вот цитата из дела, хранящегося в архиве: «О студенте Московского университета В. Токмакове. Большую часть времени проводит в кутежах, а за последнее время склонность его к употреблению спиртных напитков настолько увеличилась, что жена вынуждена была покинуть Токмакова, а университетская инспекция исключила из университета». Вячеслав, как многие мужчины в семье Токмаковых, отличался слабым здоровьем, в 1902 году он умер от туберкулёза. Оттилия до конца жизни прожила со свекровью, воспитывая многочисленных детей Токмаковых. Своих детей у неё не было. Её можно заметить почти на всех олеизских фотографиях рядом с Варварой Ивановной — как на наших семейных, так и других, опубликованных в различных источниках.
Василий Сабашников — предприниматель, чаеторговец, родственник Токмаковых, дядя братьев книгоиздателей Собашниковых, и Александр Деспот-Зенович, бывший кяхтинский градоначальник и губернатор Тобольска, тоже проводили осень 1893 г. на полуострове.
Вот таких разных людей собрал гостеприимный «Олеиз». Многие из них ещё не один раз возвращались на Южный берег Крыма. «Благословенным «Олеизом» называла это чудесное место Майя Водовозова, правнучка Ивана и Варвары Токмаковых. И, конечно, она была права.
Ирина КОРНЕЛЮК.
В статье использованы материалы из Государственного архива РФ, Государственного исторического архива СПб и семейного архива
«Олеиз», 1 октября 1893 годаИстория маленького посёлка Кореиз тесно связана с именем мецената, российского купца Ивана Токмакова. В начале 1880-х годов он переехал в Крым, приобрёл вблизи Кореиза значительное имение и основал поместье «Олеиз». Строительство было завершено в 1885 году, и Иван Фёдорович поселился там вместе с женой, тремя сыновьями и тремя дочерьми. В Кореизе он построил школу и больницу, родильный приют, амбулаторию, прачечную, дом для врачей, проложил водопровод и канализацию. В Ялте — корпуса для сестёр милосердия, в Алуште — пансионат для отдыхающих, а в самом «Олеизе» — Народный дом для спектаклей и концертов, который с успехом работает и сейчас. Оплатил установку в Мисхоре мраморной русалки с младенцем. На даче в его имении собирались и отдыхали известные литераторы, артисты, политические и общественные деятели — Лев Толстой, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Мария Ермолова. В семейном архиве нашей читательницы Ирины Корнелюк хранится несколько фотографий, сделанных в имении Токмаковых. Ирина — москвичка, но очень тепло относится к Крыму. Она провела небольшой научный поиск в архивах и решила рассказать о людях, запечатлённых на этих фотографиях — гостях «Олеиза», проводивших в Крыму осень 1893 года. Предлагаем и вам познакомиться с «отдыхающими» конца XIX века. Семью моего прадеда Николая Сахарова и семью Ивана Токмакова связывали тесные дружеские и деловые отношения. Прадед проработал доверенным и управляющим торговыми домами фирмы «Молотков, Токмаков и Ко» более 25 лет. С женой Ивана Фёдоровича, Варварой Ивановной, дружил практически с детства. Ранней осенью 1893 года Сахаровы наконец-то решили принять предложение Ивана Фёдоровича и всем семейством выехали в «Олеиз». Причём ещё в январе Токмаков беспокоился о здоровье дочек Николая Гавриловича и настойчиво приглашал Сахаровых в Крым. «…Снова повторяю и горячо благодарю Вас за заботы Ваши отеческие и за приглашение моей семьи приехать к Вам в Крым. Но так как благодаря Богу детки мои не требуют пока такого экстраординарного, так сказать, средства для их здоровья, как поездка в Крым на зиму, и пользуются относительно достаточными удобствами и здесь, для охраны их здоровья, то мы и порешили с Надеждой Николаевной несколько отдалить ещё такое удовольствие, как поездку к Вам в «Олеиз», и тем самым как бы ещё более сделать её желанной…», — отвечал Сахаров своему патрону. О. М. Берг (Токмакова) с племянниками Колей и Гали ТокмаковымиС семейством Сахаровых приехали и другие родственники: тёща Мария Николаевна Софонова, сестра жены Екатерина Федотьева с сыном Павлом, няня двухлетней Наденьки Сахаровой (моей бабушки) Аграфена Куданова. 1893 год для семьи Токмаковых был непростым. Произошли события хорошие и не очень. Из первых — Мария Токмакова вышла замуж за публициста Николая Водовозова, который только что окончил юридический факультет Дерптского (Юрьевского) университета. Сразу после свадьбы молодожёны отправились в свадебное путешествие в Париж. Позже, в сентябре, к ним присоединилась Варвара Ивановна. Омрачало же жизнь Токмаковых то, что обе дочери, Мария и Елена, состояли под негласным надзором полиции. Их мать из-за «неблагонадёжности» дочерей тоже была под наблюдением. Агентурным путём департамент полиции СПб получает сведения, что осенью 1893 года «в имении «Олеиз» Ялтинского уезда в семействе В. Токмаковой сгруппировалось в качестве рабочих и гостей значительное число неблагонадёжных лиц». Что же за лица проживали в «Олеизе» одновременно с моими родственниками? Это стало ясно из отчёта полиции, который я нашла в архиве: «В принадлежащих Токмаковым бараках для приезжающих проживали летом 1893 г. 60 лиц, в числе которых студент Юрьевского университета Владимир Молянтович, бывший поднадзорный Аггей Христофорович Лебеши и профессор Юрьевского университета Николай Алексеевич Карышев». Очень интересно, что за бараки были в имении? Надеюсь, дача «Нюра» к их числу не относилась. Также из отчёта полиции следует, что тогда же в «Олеизе» отдыхали капитан артиллерии Иван Жеребятьев с женой Марией (урождённой Красильниковой), дочерью Женей и сестрой Марией (в замужестве Тиц), которая привлекалась вместе с Еленой Токмаковой к дознанию по делу о пропаганде среди рабочих. Есть в отчёте и выдержка из письма М. Тиц к приятельнице в Петербург, которая вот как характеризует атмосферу, царившую в доме Токмаковых: «Мы теперь живём в «Олеизе» у Токмаковых. В. И. Токмакова уехала за границу к Водовозовым. Народу у нас садится за стол пропасть, все свои, служащие и гости». Супруги Жеребятьевы, как Токмаковы и Сахаровы, были активными членами Общества учащихся в Петербурге сибиряков и сибирячек. В 1886 г. Жеребятьев состоял членом Союза землячеств СПб, объединившего почти полторы тысячи студентов столицы. Членом совета был также А. Ульянов, брат Ленина, с которым он часто общался. Тогда же Жеребятьев попал под наблюдение полиции. Мария Жеребятьева умерла в 1908 году от туберкулёза, в том же году её дочь Евгения вышла замуж за коллежского асессора Николая Иванова. В ЦГИА СПб есть дело 1914—1919 гг. «Об опеке над дочерью и имуществом генерал-майора Жеребятьевой Е. И.», но мне ещё только предстоит его посмотреть. И. Ф. Жеребятьев в 1910 году женился второй раз. Последние сведения о нём: во время Первой мировой войны — генерал-майор, начальник Самарского завода взрывчатых веществ. Все эти люди присутствуют на публикуемых фотографиях, семью Жеребятьевых–Тиц даже удалось идентифицировать. Справа налево: И. Токмаков, А. Деспот-Зенович, В. Сабашников, М. Жеребятьева (Тиц), И. Жеребятьев, неизвестный, М. Софонова, Е. Федотьева, неизвестная, В. Токмаков Той осенью в «Олеизе», как обычно, гостили и близкие родственники Токмаковых. Сын Вячеслав с женой Оттилией Берг тоже проводил это лето в Крыму. Вячеслав, пожалуй, самый неблагополучный из детей Ивана Фёдоровича: образование так и не смог получить, был отчислен сначала из Московского университета, затем — из Казанского, родители пытались приобщить его к семейному бизнесу, но безуспешно. Вот цитата из дела, хранящегося в архиве: «О студенте Московского университета В. Токмакове. Большую часть времени проводит в кутежах, а за последнее время склонность его к употреблению спиртных напитков настолько увеличилась, что жена вынуждена была покинуть Токмакова, а университетская инспекция исключила из университета». Вячеслав, как многие мужчины в семье Токмаковых, отличался слабым здоровьем, в 1902 году он умер от туберкулёза. Оттилия до конца жизни прожила со свекровью, воспитывая многочисленных детей Токмаковых. Своих детей у неё не было. Её можно заметить почти на всех олеизских фотографиях рядом с Варварой Ивановной — как на наших семейных, так и других, опубликованных в различных источниках. Василий Сабашников — предприниматель, чаеторговец, родственник Токмаковых, дядя братьев книгоиздателей Собашниковых, и Александр Деспот-Зенович, бывший кяхтинский градоначальник и губернатор Тобольска, тоже проводили осень 1893 г. на полуострове. Вот таких разных людей собрал гостеприимный «Олеиз». Многие из них ещё не один раз возвращались на Южный берег Крыма. «Благословенным «Олеизом» называла это чудесное место Майя Водовозова, правнучка Ивана и Варвары Токмаковых. И, конечно, она была права. Ирина КОРНЕЛЮК. В статье использованы материалы из Государственного архива РФ, Государственного исторического архива СПб и семейного архива