Это не должно повториться 18 августа — траурная дата. В этот день в 1941 году из Крыма депортировали более 50 тысяч немцев, а в 1944-м провели «зачистку» и вывезли в северные районы страны ещё около 4 тысяч представителей этого народа. Учитывая смешанные браки, общее число пострадавших составило 62 тысячи. Практически всех взрослых, начиная с 16 лет, зачислили в трудовую армию. Смертность в её рядах достигала от 40 до 60%.Эту трагическую статистику напомнил вчера после возложения цветов к памятному знаку «Народам, депортированным из Крыма» у Ботанического сада КФУ им. В. Вернадского председатель Комитета Госсовета РК по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель. «Крымские немцы своим трудом внесли вклад в победу над фашистской Германией», — добавил он.
Как это принято у нас в республике, в памятной акции участвовали официальные лица, представляющие все ветви власти. От Госсовета РК также — вице-спикер Эдип Гафаров, депутат Иван Шонус. Выразить солидарность с немцами пришли их друзья из армянской, болгарской и греческой общин, крымские татары — все, кто неравнодушен и кому близка эта боль.
Пантелей Пацель Чтобы понять, насколько глубоки нанесённые депортацией раны, достаточно выслушать хотя бы одну историю человека, которому довелось это пережить. Это Пантелей Николаевич Пацель. В августе 1941-го, вспоминает он, мама (немка по национальности) посадила в телегу семерых своих детей (Пантелею было тогда три года), увезла далеко в степь и таким образом спасла от депортации. Когда началась оккупация, односельчане оскорбляли её за то, что разговаривает с немецкими солдатами, хотя в это время она прятала на чердаке своего дома раненых красноармейцев. Да и отец (он русский) тоже был на фронте — защищал Севастополь, затем воевал в партизанском отряде, попал в плен и сидел в симферопольской тюрьме на улице Дзюбанова. Когда в 1944-м Крым освободили, им всё равно не удалось избежать депортации: всю семью отправили на Урал вместе с армянами, болгарами и греками. Везли в телячьих вагонах до места ссылки (Новолялинский район Свердловской области), разместили прямо среди тайги. В Крым они смогли вернуться только в 1976 году.
Немецкого языка Пантелей Николаевич не знает: в депортации мама им сказала, чтобы забыли о своём происхождении. С детства и до 90-х годов он носил фамилию отца — Палочкин, а затем всё-таки взял мамину, чтобы подчеркнуть свою причастность к её трагической судьбе...
Возрождение крымской немецкой общины происходило достаточно сложно. Сегодня, по официальным данным, в республике проживает около двух тысяч представителей этого народа. Но после вхождения Крыма в состав Российской Федерации на полуостров стали возвращаться российские немцы из Германии, выехавшие туда в 90-х годах. Этот процесс Юрий Гемпель объяснил несколькими факторами. Многих заставляет так поступать ностальгия, поскольку исторически и ментально эти люди связаны с Россией. К тому же в Германии на правительственном уровне разрушаются христианские и семейные ценности. Тех, кто не готов с этим мириться, достаточно много, утверждает Ю. Гемпель. Среди них, по его словам, и коренные немцы, также выбирающие сегодня Крым для постоянного места жительства, как это было более 200 лет назад. Тогда немцы присягнули на служение Российской империи и внесли значительный вклад в её развитие, подчеркнул Ю. Гемпель, и современные российские немцы остаются верны этой присяге.
Возложение цветов в память о жертвах депортации — крымских немцах. Отметил Ю. Гемпель и то, какое огромное внимание к проблемам репатриантов уделяется со стороны власти. Президентский указ о реабилитации появился через месяц после воссоединения Крыма с Россией (на Украине этот вопрос игнорировался многие годы). Сейчас активно реализуется программа возрождения репрессированных народов. На обустройство мест проживания репатриантов выделено более 10 млрд рублей. Новые дороги, детские сады, другие социальные объекты, возводимые на эти средства, способствуют повышению уровня жизни и благосостояния всех крымчан, отметил Ю. Гемпель, и все представители реабилитированных народов — неотъемлемая часть крымского сообщества.
Людмила РАДЕВА
Фото Игоря ОХРИМЕНКО .
Это не должно повториться18 августа — траурная дата. В этот день в 1941 году из Крыма депортировали более 50 тысяч немцев, а в 1944-м провели «зачистку» и вывезли в северные районы страны ещё около 4 тысяч представителей этого народа. Учитывая смешанные браки, общее число пострадавших составило 62 тысячи. Практически всех взрослых, начиная с 16 лет, зачислили в трудовую армию. Смертность в её рядах достигала от 40 до 60%. Эту трагическую статистику напомнил вчера после возложения цветов к памятному знаку «Народам, депортированным из Крыма» у Ботанического сада КФУ им. В. Вернадского председатель Комитета Госсовета РК по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель. «Крымские немцы своим трудом внесли вклад в победу над фашистской Германией», — добавил он. Как это принято у нас в республике, в памятной акции участвовали официальные лица, представляющие все ветви власти. От Госсовета РК также — вице-спикер Эдип Гафаров, депутат Иван Шонус. Выразить солидарность с немцами пришли их друзья из армянской, болгарской и греческой общин, крымские татары — все, кто неравнодушен и кому близка эта боль. Пантелей ПацельЧтобы понять, насколько глубоки нанесённые депортацией раны, достаточно выслушать хотя бы одну историю человека, которому довелось это пережить. Это Пантелей Николаевич Пацель. В августе 1941-го, вспоминает он, мама (немка по национальности) посадила в телегу семерых своих детей (Пантелею было тогда три года), увезла далеко в степь и таким образом спасла от депортации. Когда началась оккупация, односельчане оскорбляли её за то, что разговаривает с немецкими солдатами, хотя в это время она прятала на чердаке своего дома раненых красноармейцев. Да и отец (он русский) тоже был на фронте — защищал Севастополь, затем воевал в партизанском отряде, попал в плен и сидел в симферопольской тюрьме на улице Дзюбанова. Когда в 1944-м Крым освободили, им всё равно не удалось избежать депортации: всю семью отправили на Урал вместе с армянами, болгарами и греками. Везли в телячьих вагонах до места ссылки (Новолялинский район Свердловской области), разместили прямо среди тайги. В Крым они смогли вернуться только в 1976 году. Немецкого языка Пантелей Николаевич не знает: в депортации мама им сказала, чтобы забыли о своём происхождении. С детства и до 90-х годов он носил фамилию отца — Палочкин, а затем всё-таки взял мамину, чтобы подчеркнуть свою причастность к её трагической судьбе. Возрождение крымской немецкой общины происходило достаточно сложно. Сегодня, по официальным данным, в республике проживает около двух тысяч представителей этого народа. Но после вхождения Крыма в состав Российской Федерации на полуостров стали возвращаться российские немцы из Германии, выехавшие туда в 90-х годах. Этот процесс Юрий Гемпель объяснил несколькими факторами. Многих заставляет так поступать ностальгия, поскольку исторически и ментально эти люди связаны с Россией. К тому же в Германии на правительственном уровне разрушаются христианские и семейные ценности. Тех, кто не готов с этим мириться, достаточно много, утверждает Ю. Гемпель. Среди них, по его словам, и коренные немцы, также выбирающие сегодня Крым для постоянного места жительства, как это было более 200 лет назад. Тогда немцы присягнули на служение Российской империи и внесли значительный вклад в её развитие, подчеркнул Ю. Гемпель, и современные российские немцы остаются верны этой присяге. Возложение цветов в память о жертвах депортации — крымских немцах. Отметил Ю. Гемпель и то, какое огромное внимание к проблемам репатриантов уделяется со стороны власти. Президентский указ о реабилитации появился через месяц после воссоединения Крыма с Россией (на Украине этот вопрос игнорировался многие годы). Сейчас активно реализуется программа возрождения репрессированных народов. На обустройство мест проживания репатриантов выделено более 10 млрд рублей. Новые дороги, детские сады, другие социальные объекты, возводимые на эти средства, способствуют повышению уровня жизни и благосостояния всех крымчан, отметил Ю. Гемпель, и все представители реабилитированных народов — неотъемлемая часть крымского сообщества. Людмила РАДЕВА Фото Игоря ОХРИМЕНКО .