Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам! Ну кто из нас не помнит школьную столовую, куда мы неслись на большой переменке, чтобы успеть первыми? Приятные ностальгические нотки детства. Что-то нравилось, что-то нет. Но в целом это было недорого и весьма доступно.Сразу после первого урока (я тогда училась в начальной школе) дежурные по классу приносили подносы с молоком и булочками. Одни дети брали стаканы с удовольствием, другие воротили нос и ели всухомятку. А на большой перемене мы гурьбой отправлялись на обед. Не скажу, что уплетали всё подчистую. Как для меня, по-настоящему вкусным был только омлет: нежный, пышный. Но его почему-то делали редко. Из гарниров давали гречку, макароны (часто переваренные), пюре (почти всегда остывшее). Все хотели сосиску или сардельку. Поэтому и бежали, расталкивая друг друга. Рыбные и мясные котлеты с подливой как-то не шли. Да и салаты, винегрет и капустный, частенько оставались нетронутыми. Среди напитков выбор тоже был не ахти: безвкусный чай (его можно было взять свободно), какао с пенкой (бррр! — вообще не могла смотреть), компот (доставался не всем) и когда-никогда кисель.
А этот устойчивый запах из столовой! Как сейчас помню. Казалось, он был везде, во всех уголках и коридорах. Иногда пахло свежеиспечённой сдобой, и тогда мы не могли дождаться перемены, но чаще — кашами, кислым рассольником и жарено-варёными овощами.
Но особо притягательным, конечно же, был буфет. Его школьники брали штурмом. Курабье, песочные кольца, коржики, котлеты в тесте… Это было небезопасное место для тех, кто помладше или не вышел ростом — всегда клубилась беспорядочная толпа. И прорваться сквозь неё было непросто.
С тех пор пролетело не одно десятилетие. Другое время, другие дети, другие предпочтения. Но школьная столовая, похоже, осталась прежней. Те же запахи и те же блюда. И проблемы, кажется, те же. Что любят нынешние ученики, а что терпеть не могут? Каким должно быть меню, чтобы тарелки оставались пустыми, приготовленная еда не перекочёвывала в мусорные контейнеры? Вот что говорят сегодня родители и ученики о школьном питании.
«В первую очередь из буфетов надо убрать чипсы и сухарики. А ещё в столовых дают холодную еду. Одно название — горячая. Остывшее пюре и слипшиеся макароны. Кто это будет есть?» (М. Журавлёва, мама).
«Думаю, надо начинать с семьи. Чем питаются мамы и папы, что готовят дома? Если там фастфуд, чипсы и сухарики, дети привыкают, правильной едой плеваться будут. К салатам надо приучать. Свежие овощи и фрукты — обязательно!» (Л. Нестерова, учительница и мама).
«В нашей столовой противно пахнет тушёной капустой. Даже одежда пропитывается. Одно хорошо — насильно есть не заставляют. А иногда дают какую-то кашу-размазню. Фууу, гадость! Тут уж все начинают морщиться» (И. Фирсова, старшеклассница).
Начальную школу в столовой кормят бесплатно «У нас в буфете продают булочки, соки и конфеты-жвачки. Пробовала дочери давать деньги. Но она, похоже, булочки не покупает, а только конфеты, что гораздо дороже и бесполезнее» (И. Маркина, мама). «Не так уж и ужасно в нашей школьной столовке. Просто это дело вкуса. Неинтересно питаться всякими там овощными супами, гречкой. А вот пирожки, сосиски, спагетти — люблю! Особенно если вкусно» (О. Меркулов, старшеклассник).
«Я своего сына приучаю есть то, что дают. Но только некоторые моменты смущают. Деньги, по сути, выбрасываются на ветер. Почему дети покупают чипсы, сухарики, шоколадки в буфете или в ближайшем магазине и обходят столовую?» (В. Ситников, папа).
Правильное питание — тема большая и весьма важная. И разбираться в ней наверняка придётся детально и не спеша. Мы все учились в школе и знаем, что самый верный показатель работы столовой — шумная ватага ребят на перемене, довольные, улыбчивые лица, пустые тарелки. А что делать, если не так?
Всерьёз задумались над этим вопросом члены инициативной рабочей группы Общественной палаты Крыма совместно с Роспотребнадзором по РК и Севастополю и Министерством образования, науки и молодёжи Крыма. Участники совещания, которое прошло как раз в преддверии учебного года, подробно обсудили выявленные нарушения, упущения в работе школьных столовых и утвердили специальную дорожную карту — проверок и контроля за организацией сбалансированного детского питания. Член Общественной палаты Анжелика Лучинкина, в частности, отметила, что крымские школьники младших классов горячими обедами обеспечены, но они «совершенно несъедобные, поэтому большая часть продуктов «уходит в ведро». Она также сообщила, что опубликовала соответствующее обращение в социальных сетях и получила множество откликов. Родители школьников жалуются на плохое качество продуктов, антисанитарию некоторых пищеблоков и отсутствие в них ремонта.
Члены инициативной группы определились с главными задачами сегодняшнего дня: привести все пищеблоки в соответствие с санитарными требованиями, укомплектовать штаты профессиональными специалистами, отдать предпочтение поставщикам, имеющим опыт работы с учебными заведениями. И, думается, разговор этот будет продолжен.
Что мы едим? Какие продукты видим на прилавках магазинов? В большинстве своём это химия, консерванты и добавки. От одного взгляда можно заработать кучу болячек. Взрослые, следуя своим убеждениям, ещё как-то могут сориентироваться и от чего-то отказаться. Но по силам ли это ребёнку? Какой выбор он делает, если в школьном буфете завлекательно красуются разрекламированные вкусняшки, а рядом — всё те же пресные макароны, запах варёного лука и вязкая серая каша… Давно пора понять и принять: перестройка в питании, особенно детском, неизбежна. Еда для школьников должна быть вкусной, полезной, красивой и даже модной, если хотите. Да и внешний вид современных столовых часто и густо вызывает уныние. Мало чем изменился с тех пор, когда в школах учились мы. Так почему бы не создать приятный, располагающий интерьер и для обеда, и для общения — поставить яркие столы и стулья, изобразить что-то ультрамодное на стенах? Да мало ли… Глядишь, и науки станут восприниматься иначе: легче, радостнее, интереснее. Ведь ещё мудрый Авиценна сказал: «Какова пища — таков и ум».
Елена ЗОРИНА
Фото Валентины КРАСНОПОЛЬСКОЙ и из открытых источников .
Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам!Ну кто из нас не помнит школьную столовую, куда мы неслись на большой переменке, чтобы успеть первыми? Приятные ностальгические нотки детства. Что-то нравилось, что-то нет. Но в целом это было недорого и весьма доступно. Сразу после первого урока (я тогда училась в начальной школе) дежурные по классу приносили подносы с молоком и булочками. Одни дети брали стаканы с удовольствием, другие воротили нос и ели всухомятку. А на большой перемене мы гурьбой отправлялись на обед. Не скажу, что уплетали всё подчистую. Как для меня, по-настоящему вкусным был только омлет: нежный, пышный. Но его почему-то делали редко. Из гарниров давали гречку, макароны (часто переваренные), пюре (почти всегда остывшее). Все хотели сосиску или сардельку. Поэтому и бежали, расталкивая друг друга. Рыбные и мясные котлеты с подливой как-то не шли. Да и салаты, винегрет и капустный, частенько оставались нетронутыми. Среди напитков выбор тоже был не ахти: безвкусный чай (его можно было взять свободно), какао с пенкой (бррр! — вообще не могла смотреть), компот (доставался не всем) и когда-никогда кисель. А этот устойчивый запах из столовой! Как сейчас помню. Казалось, он был везде, во всех уголках и коридорах. Иногда пахло свежеиспечённой сдобой, и тогда мы не могли дождаться перемены, но чаще — кашами, кислым рассольником и жарено-варёными овощами. Но особо притягательным, конечно же, был буфет. Его школьники брали штурмом. Курабье, песочные кольца, коржики, котлеты в тесте… Это было небезопасное место для тех, кто помладше или не вышел ростом — всегда клубилась беспорядочная толпа. И прорваться сквозь неё было непросто. С тех пор пролетело не одно десятилетие. Другое время, другие дети, другие предпочтения. Но школьная столовая, похоже, осталась прежней. Те же запахи и те же блюда. И проблемы, кажется, те же. Что любят нынешние ученики, а что терпеть не могут? Каким должно быть меню, чтобы тарелки оставались пустыми, приготовленная еда не перекочёвывала в мусорные контейнеры? Вот что говорят сегодня родители и ученики о школьном питании. «В первую очередь из буфетов надо убрать чипсы и сухарики. А ещё в столовых дают холодную еду. Одно название — горячая. Остывшее пюре и слипшиеся макароны. Кто это будет есть?» (М. Журавлёва, мама). «Думаю, надо начинать с семьи. Чем питаются мамы и папы, что готовят дома? Если там фастфуд, чипсы и сухарики, дети привыкают, правильной едой плеваться будут. К салатам надо приучать. Свежие овощи и фрукты — обязательно!» (Л. Нестерова, учительница и мама). «В нашей столовой противно пахнет тушёной капустой. Даже одежда пропитывается. Одно хорошо — насильно есть не заставляют. А иногда дают какую-то кашу-размазню. Фууу, гадость! Тут уж все начинают морщиться» (И. Фирсова, старшеклассница). Начальную школу в столовой кормят бесплатно«У нас в буфете продают булочки, соки и конфеты-жвачки. Пробовала дочери давать деньги. Но она, похоже, булочки не покупает, а только конфеты, что гораздо дороже и бесполезнее» (И. Маркина, мама). «Не так уж и ужасно в нашей школьной столовке. Просто это дело вкуса. Неинтересно питаться всякими там овощными супами, гречкой. А вот пирожки, сосиски, спагетти — люблю! Особенно если вкусно» (О. Меркулов, старшеклассник). «Я своего сына приучаю есть то, что дают. Но только некоторые моменты смущают. Деньги, по сути, выбрасываются на ветер. Почему дети покупают чипсы, сухарики, шоколадки в буфете или в ближайшем магазине и обходят столовую?» (В. Ситников, папа). Правильное питание — тема большая и весьма важная. И разбираться в ней наверняка придётся детально и не спеша. Мы все учились в школе и знаем, что самый верный показатель работы столовой — шумная ватага ребят на перемене, довольные, улыбчивые лица, пустые тарелки. А что делать, если не так? Всерьёз задумались над этим вопросом члены инициативной рабочей группы Общественной палаты Крыма совместно с Роспотребнадзором по РК и Севастополю и Министерством образования, науки и молодёжи Крыма. Участники совещания, которое прошло как раз в преддверии учебного года, подробно обсудили выявленные нарушения, упущения в работе школьных столовых и утвердили специальную дорожную карту — проверок и контроля за организацией сбалансированного детского питания. Член Общественной палаты Анжелика Лучинкина, в частности, отметила, что крымские школьники младших классов горячими обедами обеспечены, но они «совершенно несъедобные, поэтому большая часть продуктов «уходит в ведро». Она также сообщила, что опубликовала соответствующее обращение в социальных сетях и получила множество откликов. Родители школьников жалуются на плохое качество продуктов, антисанитарию некоторых пищеблоков и отсутствие в них ремонта. Члены инициативной группы определились с главными задачами сегодняшнего дня: привести все пищеблоки в соответствие с санитарными требованиями, укомплектовать штаты профессиональными специалистами, отдать предпочтение поставщикам, имеющим опыт работы с учебными заведениями. И, думается, разговор этот будет продолжен. Что мы едим? Какие продукты видим на прилавках магазинов? В большинстве своём это химия, консерванты и добавки. От одного взгляда можно заработать кучу болячек. Взрослые, следуя своим убеждениям, ещё как-то могут сориентироваться и от чего-то отказаться. Но по силам ли это ребёнку? Какой выбор он делает, если в школьном буфете завлекательно красуются разрекламированные вкусняшки, а рядом — всё те же пресные макароны, запах варёного лука и вязкая серая каша… Давно пора понять и принять: перестройка в питании, особенно детском, неизбежна. Еда для школьников должна быть вкусной, полезной, красивой и даже модной, если хотите. Да и внешний вид современных столовых часто и густо вызывает уныние. Мало чем изменился с тех пор, когда в школах учились мы. Так почему бы не создать приятный, располагающий интерьер и для обеда, и для общения — поставить яркие столы и стулья, изобразить что-то ультрамодное на стенах? Да мало ли… Глядишь, и науки станут восприниматься иначе: легче, радостнее, интереснее. Ведь ещё мудрый Авиценна сказал: «Какова пища — таков и ум». Елена ЗОРИНА Фото Валентины КРАСНОПОЛЬСКОЙ и из открытых источников.