А. Аксаков, И. Кивико и А. Рудяков Онлайн-конференция на тему финансовой грамотности россиян прошла в МИА «Россия сегодня» на редкость живо и непринуждённо. Её участниками стали заместитель Председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Ирина Кивико, заместитель председателя Общественной палаты РК, ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Александр Рудяков и председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Последний организовал доставку в школы Крыма 5300 учебников по финансовой грамотности, которые получат учащиеся 10—11-х классов 375 учебных заведений. Данный благотворительный проект реализован в соответствии с правительственной программой «Стратегия повышения финансовой грамотности населения и уровня финансового образования в Российской Федерации на 2017—2023 годы», в крымские школы пособия переданы Ассоциацией банков России по инициативе А. Аксакова и Министерства финансов Крыма. Новый предмет пока не внесён в обязательную школьную программу, факультативен, но крайне важен, считают участники беседы. Программы просвещения реализуются в России давно, занимается этим Минфин и Центробанк. И результаты обнадёживают: по словам А. Аксакова, сейчас РФ находится на девятом месте в соответствующем рейтинге «большой двадцатки», и с каждым годом коэффициент повышается. Люди более вовлечены в процесс, они всё чаще при своих расчётах используют различные банковские карты и прочие электронные сервисы. Если, к примеру, пять лет назад 90% граждан пользовались исключительно наличкой, то сейчас в товарообороте уже более 60% безналичных платежей. А вот число людей, обманутых мошенниками, при этом заметно сокращается: ещё пару лет назад жертв, потерявших таким образом свои деньги, были миллионы, теперь — сотни тысяч. «Люди начинают понимать, что надо вести себя аккуратно», — говорит А. Аксаков.
Данную позицию полностью поддерживает И. Кивико. Мошенники есть, признаёт она, и они пользуются финансовой безграмотностью населения, значит, знания в данной области нужны каждому, не только школьникам.
При этом, анализируя данные исследований, вице-премьер отмечает: именно старшеклассники, наряду с пенсионерами, жителями маленьких городов и сёл, наиболее открыты для махинаций и не заботятся о сохранности своих персональных данных. Всего в России граждан с низким уровнем финграмотности сегодня около 40%. При этом 12,4% владеют необходимыми знаниями отлично, а 48,6% — на достаточно высоком уровне; любопытно, что в основном это люди 35—45 лет, с высшим образованием, состоящие в браке и имеющие одного или более детей.
Кстати, по поводу 60% пользователей картами: как уточнила И. Кивико, все возможности для электронных расчётов у этих людей действительно есть, однако примерно половина из них всё равно предпочитает «кэш». Между тем мир не стоит на месте, и скоро без таких платежей будет не обойтись. На реплику журналистов относительно того, что недостаточно терминалов, через которые можно оплатить товар безналичным способом, министр отметила: ситуация меняется на глазах, и тут тоже можно говорить об уровне финансовой грамотности — на сей раз в предпринимательской среде. «А если в магазине у меня не хотят взять карту, я из этого магазина выхожу», — поделилась И. Кивико.
Таким образом, начиная с этого года многие крымские старшеклассники приступят к изучению основ финграмотности. Оценок и экзаменов курс не предполагает, однако для стимулирования учебного процесса организаторы придумали различные конкурсы и соревнования с призами; лучшие школы также будут отмечены.
Пока остался открытым вопрос, кто будет финансовую грамотность преподавать. По словам А. Рудякова, у КРИППО есть актив — 150 учителей, прошедших необходимую подготовку, и это направление переподготовки будет развиваться дальше. Вообще же определять того или иного предметника будет директор школы — скорее всего, преподавать финграмотность смогут математики, учителя по ОБЖ, географы.
«Я забочусь о тех, кто заботится о вашей грамотности», — заявил ректор института. И подчеркнул: речь идёт о функциональной грамотности, то есть о возможности использовать полученные знания на практике.
Как вспоминает А. Рудяков, в своё время, когда не было банковских карт и всевозможных гаджетов, именно на уроках математики в школе тоже закладывались основы финансовой грамотности в её тогдашнем понимании. Александр Николаевич даже задачку из учебника вспомнил: «Кузнец Иванов зарабатывает в месяц столько-то, пропивает столько-то, сколько времени потребуется ему, чтобы скопить на лошадь?».
Ох, боюсь, так и остался тот кузнец безлошадным… Была ли в действительности такая задачка в советском учебнике, кто знает, а ведь представление о финансовой грамотности она и вправду закладывает. И нынешним школьникам неплохо было бы научиться не только расплачиваться картой или телефоном, пользоваться банкоматом, терминалом и приложениями, но и планировать расходы в соответствии с доходами, иметь представление о деятельности банков, десятках предоставляемых и активно рекламирующихся ими услуг. Чтобы суметь избежать не только общения с мошенниками, но и проблем, связанных с закредитованностью, иной финансовой зависимостью и прочими вопросами в данной сфере.
Отметим, что авторы инициативы полагают: курс финансовой грамотности для школьников мог бы стать предметом обязательной учебной программы — тогда и отношение к нему было бы более ответственным.
В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ
А. Аксаков, И. Кивико и А. РудяковОнлайн-конференция на тему финансовой грамотности россиян прошла в МИА «Россия сегодня» на редкость живо и непринуждённо. Её участниками стали заместитель Председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Ирина Кивико, заместитель председателя Общественной палаты РК, ректор Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования Александр Рудяков и председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Последний организовал доставку в школы Крыма 5300 учебников по финансовой грамотности, которые получат учащиеся 10—11-х классов 375 учебных заведений. Данный благотворительный проект реализован в соответствии с правительственной программой «Стратегия повышения финансовой грамотности населения и уровня финансового образования в Российской Федерации на 2017—2023 годы», в крымские школы пособия переданы Ассоциацией банков России по инициативе А. Аксакова и Министерства финансов Крыма. Новый предмет пока не внесён в обязательную школьную программу, факультативен, но крайне важен, считают участники беседы. Программы просвещения реализуются в России давно, занимается этим Минфин и Центробанк. И результаты обнадёживают: по словам А. Аксакова, сейчас РФ находится на девятом месте в соответствующем рейтинге «большой двадцатки», и с каждым годом коэффициент повышается. Люди более вовлечены в процесс, они всё чаще при своих расчётах используют различные банковские карты и прочие электронные сервисы. Если, к примеру, пять лет назад 90% граждан пользовались исключительно наличкой, то сейчас в товарообороте уже более 60% безналичных платежей. А вот число людей, обманутых мошенниками, при этом заметно сокращается: ещё пару лет назад жертв, потерявших таким образом свои деньги, были миллионы, теперь — сотни тысяч. «Люди начинают понимать, что надо вести себя аккуратно», — говорит А. Аксаков. Данную позицию полностью поддерживает И. Кивико. Мошенники есть, признаёт она, и они пользуются финансовой безграмотностью населения, значит, знания в данной области нужны каждому, не только школьникам. При этом, анализируя данные исследований, вице-премьер отмечает: именно старшеклассники, наряду с пенсионерами, жителями маленьких городов и сёл, наиболее открыты для махинаций и не заботятся о сохранности своих персональных данных. Всего в России граждан с низким уровнем финграмотности сегодня около 40%. При этом 12,4% владеют необходимыми знаниями отлично, а 48,6% — на достаточно высоком уровне; любопытно, что в основном это люди 35—45 лет, с высшим образованием, состоящие в браке и имеющие одного или более детей. Кстати, по поводу 60% пользователей картами: как уточнила И. Кивико, все возможности для электронных расчётов у этих людей действительно есть, однако примерно половина из них всё равно предпочитает «кэш». Между тем мир не стоит на месте, и скоро без таких платежей будет не обойтись. На реплику журналистов относительно того, что недостаточно терминалов, через которые можно оплатить товар безналичным способом, министр отметила: ситуация меняется на глазах, и тут тоже можно говорить об уровне финансовой грамотности — на сей раз в предпринимательской среде. «А если в магазине у меня не хотят взять карту, я из этого магазина выхожу», — поделилась И. Кивико. Таким образом, начиная с этого года многие крымские старшеклассники приступят к изучению основ финграмотности. Оценок и экзаменов курс не предполагает, однако для стимулирования учебного процесса организаторы придумали различные конкурсы и соревнования с призами; лучшие школы также будут отмечены. Пока остался открытым вопрос, кто будет финансовую грамотность преподавать. По словам А. Рудякова, у КРИППО есть актив — 150 учителей, прошедших необходимую подготовку, и это направление переподготовки будет развиваться дальше. Вообще же определять того или иного предметника будет директор школы — скорее всего, преподавать финграмотность смогут математики, учителя по ОБЖ, географы. «Я забочусь о тех, кто заботится о вашей грамотности», — заявил ректор института. И подчеркнул: речь идёт о функциональной грамотности, то есть о возможности использовать полученные знания на практике. Как вспоминает А. Рудяков, в своё время, когда не было банковских карт и всевозможных гаджетов, именно на уроках математики в школе тоже закладывались основы финансовой грамотности в её тогдашнем понимании. Александр Николаевич даже задачку из учебника вспомнил: «Кузнец Иванов зарабатывает в месяц столько-то, пропивает столько-то, сколько времени потребуется ему, чтобы скопить на лошадь?». Ох, боюсь, так и остался тот кузнец безлошадным… Была ли в действительности такая задачка в советском учебнике, кто знает, а ведь представление о финансовой грамотности она и вправду закладывает. И нынешним школьникам неплохо было бы научиться не только расплачиваться картой или телефоном, пользоваться банкоматом, терминалом и приложениями, но и планировать расходы в соответствии с доходами, иметь представление о деятельности банков, десятках предоставляемых и активно рекламирующихся ими услуг. Чтобы суметь избежать не только общения с мошенниками, но и проблем, связанных с закредитованностью, иной финансовой зависимостью и прочими вопросами в данной сфере. Отметим, что авторы инициативы полагают: курс финансовой грамотности для школьников мог бы стать предметом обязательной учебной программы — тогда и отношение к нему было бы более ответственным. В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ