Владимирский собор в Херсонесе — один из объектов, восстановленных при участии работников «Крымреставрации» Как хорошо у бюрократов получается «водить хороводы», когда нет желания решить жизненно важный вопрос. Наша история об этом. Сотрудники некогда одного из крупных крымских предприятий — «Крымреставрация» — после его ликвидации остались и без работы, и без средств к существованию. За целый год больше восьмидесяти человек не могут получить деньги. Пишут во все инстанции, откуда их «отфутболивают». В результате — ни возвращения долга по зарплате, ни конкретной информации по этому поводу.Вот такой хоровод
В своём последнем обращении, отправленном в августе этого года уже на имя Главы Крыма Сергея Аксёнова, комитет кредиторов обанкротившегося десять лет назад АО «Крымреставрация» пишет: «Имущественный комплекс предприятия находится в ведении Минимущества РК в соответствии с распоряжением Совета министров РК от 23.12.2014 г. № 1481-р. В связи с этим просим дать ответ: кто, каким образом и в какие сроки будет погашать кредиторскую задолженность по заработной плате перед бывшими работниками, которая образовалась с 2009-го по 2010 год?».
На протяжении последних двух лет отправлены десятки подобных писем в профильные министерства и ведомства, однако решение вопроса с мёртвой точки не сдвигается.
В 2018-м, после многолетнего ожидания, о причине которого расскажу позже, коллектив обратился в Совет министров РК. Оттуда письмо было адресовано в Инспекцию по труду, её ответ: в наши функции ваш вопрос не входит, поэтому направляем обращение в Министерство строительства и архитектуры и в Мин-экономразвития. В начале нынешнего года уже Минимущества, куда люди тоже написали, ответило, что проблема не в их компетенции, и сбросило его опять в Мин-экономразвития, откуда на этот раз пришёл основательный ответ, из которого следует: оно тоже без механизмов и рычагов.
«Информация доведена до Минимущества», — добавляет в письме первый заместитель министра экономического развития РК А. Агаджанян, отправляя людей с их бедой восвояси.
Не выдержав этой круговерти, комитет кредиторов должника обратился в городскую прокуратуру. И вот каков ответ: «Минэкономразвития не имеет правовых оснований для решения вопроса о погашении задолженности по заработной плате перед бывшими сотрудниками предприятия».
А помните, с чего я начала? С обращения к С. Аксёнову уже в августе нынешнего года. И что делает аппарат Главы Республики? Направляет вопрос для рассмотрения… да-да, вновь в Минэкономразвития!
Так кто же должник?
Чтобы в этом разобраться, надо, пожалуй, рассказать предысторию. АО «Крымреставрация» образовалось в 1996 году, правда, тогда оно фигурировало как ЗАО. Бывшие сотрудники вспоминают: до 2005 года это было большое предприятие, на котором трудилось не менее тысячи человек, филиалы существовали в Феодосии, Керчи, Евпатории, Бахчисарае, Севастополе и Ялте. В основном занимались реставрацией памятников архитектуры.
Судя по внешнему виду, жизнь в зданиях теплится «Всё было хорошо до 2004 года, когда скончался наш руководитель, на котором, как впоследствии выяснилось, всё держалось. Он благодаря своим связям находил объекты для реставрации, заключал договоры, организовывал весь процесс. Так, например, наше предприятие реставрировало Бахчисарайский дворец, картинную галерею им. И. Айвазовского в Феодосии. А помните руины Свято-Владимирского собора в Херсонесе? Так вот, после приезда туда Владимира Путина и Леонида Кучмы было принято решение воссоздать уникальный памятник истории, и эту работу поручили нам. Так что были масштабные заказы, были деньги», — с гордостью вспоминают хорошие времена бывшие работники АО.И вот руководителя не стало. Несколько лет всё ещё шло по накатанной, однако вскоре полетело в тартарары. Номинально предприятие существовало, но сотрудники остались без работы и без зарплаты, начали массово увольняться, а держатели акций принялись продавать ценные бумаги.
«Основной пакет выкупила корпорация «Укрреставрация», в состав которой входило и наше ЗАО», — уточняет один из работников «Крымреставрации».
В 2007 году дело передали в суд, начался процесс ликвидации предприятия. Однако люди продолжали ходить на работу, с коллективом встречались «большие» начальники, приезжавшие из Киева, уверяли, что спасут предприятие. Но ничего путного не вышло. В 2010-м за долги отключили от электроэнергии все цеха, административное здание. В тот же год предприятие полностью прекращает свою деятельность. С 2009-го по 2010-й по заработной плате набежал долг в размере (в пересчёте на рубли) больше двух миллионов. Народ начал массово увольняться.Пока суд да дело, в 2014-м происходят известные события, после чего весь имущественный комплекс в процессе национализации перешёл в собственность Республики Крым — в ведение Министерства имущественных и земельных отношений. Комплекс достаточно мощный: земельный участок 14330 кв. м (по адресу: улица Узловая, 2) с расположенными на нём зданиями, сооружениями, складскими помещениями и административным корпусом.
Интересный момент, в 2015-м Арбитражный суд РК признаёт предприятие банкротом. В отношении него открывается конкурсное производство (конечно, назначается и конкурсный управляющий). Казалось бы, вот-вот решится вопрос с возвратом долгов по зарплате, ведь при этой единственной дозволенной законом процедуре происходит процесс реализации абсолютно всего представляющего материальную ценность имущества должника, а затем за вырученные от продажи деньги — погашение всех кредитных обязательств.
К тому же по закону длительность конкурсного производства составляет ровно полгода со дня объявления судом решения об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях этот срок может быть продлён ещё на 6 месяцев (например, по ходатайству конкурсного управляющего). Но, внимание (!), проходит 2,5 года и ничего по сути вопроса не происходит — люди деньги не получили.
«Я не мог этого сделать, поскольку имущество было национализировано», — отмечает бывший конкурсный управляющий АО «Крымреставрация» Виталий Горюн.
Возникает вопрос: для чего открывалось конкурсное производство, если имущественный комплекс уже не принадлежал предприятию, а находился в оперативном управлении государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества РК»? Закон регламентирует процедуру банкротства и расчёта с работниками, следовательно, если эта процедура не выполнена — закон нарушен. Значит, изначально выносимое Совмином постановление о закреплении за предприятием арбитражного управляющего шло вразрез с законом и не могло быть выполнено. Что это: тогдашняя правовая неразбериха или всё-таки осмысленная попытка сохранить предприятие, оградив от возможных посягательств украинских акционеров (кстати, вполне законных)?
То, что из ЗАО сделали АО, пожалуй, говорит о том, что действительно предпринимались попытки избавиться от старых «ненужных» связей, которые могли бы помешать процессу продажи имущественного комплекса. Но почему же тогда в установленный срок так и не продали?
Что за инвестор такой?
В декабре 2017 года именно Министерство экономического развития РК заключает соглашение с неким ООО «Строительный дом «Новый Крым» о реализации инвестиционного проекта. Этой фирме передаётся в аренду весь имущественный комплекс, естественно, вместе с земельным участком, а она, в свою очередь, помимо реконструкции производственных и складских помещений, обязуется погасить кредиторскую задолженность предприятия-банкрота. Календарный план реализации этого проекта согласован с Совмином, установлены сроки (январь 2018 — декабрь 2019 г.), общий объём инвестиций подсчитан — более 24,5 миллиона рублей. Во как!
«Мы, когда узнали, даже писать перестали — думали, что наш вопрос наконец-то решится положительно. Новоявленный инвестор должен был всю сумму перевести на депозит нотариуса, после чего начались бы выплаты. Но, со слов нотариуса, тот успел перевести всего 120 тысяч рублей — по неизвестным причинам соглашение между «Новым Крымом» и Минэкономразвития было разорвано. Мы опять оказались не у дел», — возмущены кредиторы.
Сегодня это министерство на голубом глазу заявляет, мол, инвестор не выполнил свои обязательства, в том числе по погашению известного долга, поэтому ведомство в одностороннем порядке и расторгло подписанное ранее соглашение.
«В связи с этим права и обязанности сторон отсутствуют, а министерство не имеет правовой возможности решить вопрос о погашении задолженности по заработной плате», — отвечает А. Агаджанян на обращение одного из бывших работников «Крымреставрации».
Уже и нас начинают мучить смутные сомнения: что это за инвестор такой, откуда взялся и зачем? Мобильный телефон представителя «Нового Крыма», номер которого год назад был дан одному из бывших работников «Крымреставрации» для связи, выключен.
Так, может быть, история с выплатами через инвестора — хитро продуманная схема, благодаря которой навсегда исчезли около 2,5 миллиона рублей? Или сегодняшнее положение дел просто связано с некомпетентностью определённых должностных лиц? Если верен первый вариант — надо открывать уголовное дело по факту мошенничества в крупном размере, если второй — увольнять и, возможно, заводить судебное производство по факту административных нарушений. Однако Симферопольская прокуратура отвечает, что не видит оснований для мер реагирования, а Министерство труда и социальной защиты РК, руководитель которого председательствует в комиссии, созданной в Совете министров РК как раз, чтобы контролировать вопрос погашения задолженности, отказывается давать комментарии по этому поводу.
И всё же землёй и недвижимостью по-прежнему владеет Минимущества РК, поэтому мы направили запрос именно туда. Но ответ оказался предсказуемым — это министерство, как и другие, от обязательств перед коллективом обанкротившегося предприятия открестилось.
Просим Прокуратуру РК рассматривать этот материал как обращение. Люди должны получить свои деньги!
Ольга САФРОНОВА
Владимирский собор в Херсонесе — один из объектов, восстановленных при участии работников «Крымреставрации»Как хорошо у бюрократов получается «водить хороводы», когда нет желания решить жизненно важный вопрос. Наша история об этом. Сотрудники некогда одного из крупных крымских предприятий — «Крымреставрация» — после его ликвидации остались и без работы, и без средств к существованию. За целый год больше восьмидесяти человек не могут получить деньги. Пишут во все инстанции, откуда их «отфутболивают». В результате — ни возвращения долга по зарплате, ни конкретной информации по этому поводу. Вот такой хоровод В своём последнем обращении, отправленном в августе этого года уже на имя Главы Крыма Сергея Аксёнова, комитет кредиторов обанкротившегося десять лет назад АО «Крымреставрация» пишет: «Имущественный комплекс предприятия находится в ведении Минимущества РК в соответствии с распоряжением Совета министров РК от 23.12.2014 г. № 1481-р. В связи с этим просим дать ответ: кто, каким образом и в какие сроки будет погашать кредиторскую задолженность по заработной плате перед бывшими работниками, которая образовалась с 2009-го по 2010 год?». На протяжении последних двух лет отправлены десятки подобных писем в профильные министерства и ведомства, однако решение вопроса с мёртвой точки не сдвигается. В 2018-м, после многолетнего ожидания, о причине которого расскажу позже, коллектив обратился в Совет министров РК. Оттуда письмо было адресовано в Инспекцию по труду, её ответ: в наши функции ваш вопрос не входит, поэтому направляем обращение в Министерство строительства и архитектуры и в Мин-экономразвития. В начале нынешнего года уже Минимущества, куда люди тоже написали, ответило, что проблема не в их компетенции, и сбросило его опять в Мин-экономразвития, откуда на этот раз пришёл основательный ответ, из которого следует: оно тоже без механизмов и рычагов. «Информация доведена до Минимущества», — добавляет в письме первый заместитель министра экономического развития РК А. Агаджанян, отправляя людей с их бедой восвояси. Не выдержав этой круговерти, комитет кредиторов должника обратился в городскую прокуратуру. И вот каков ответ: «Минэкономразвития не имеет правовых оснований для решения вопроса о погашении задолженности по заработной плате перед бывшими сотрудниками предприятия». А помните, с чего я начала? С обращения к С. Аксёнову уже в августе нынешнего года. И что делает аппарат Главы Республики? Направляет вопрос для рассмотрения… да-да, вновь в Минэкономразвития! Так кто же должник? Чтобы в этом разобраться, надо, пожалуй, рассказать предысторию. АО «Крымреставрация» образовалось в 1996 году, правда, тогда оно фигурировало как ЗАО. Бывшие сотрудники вспоминают: до 2005 года это было большое предприятие, на котором трудилось не менее тысячи человек, филиалы существовали в Феодосии, Керчи, Евпатории, Бахчисарае, Севастополе и Ялте. В основном занимались реставрацией памятников архитектуры. Судя по внешнему виду, жизнь в зданиях теплится«Всё было хорошо до 2004 года, когда скончался наш руководитель, на котором, как впоследствии выяснилось, всё держалось. Он благодаря своим связям находил объекты для реставрации, заключал договоры, организовывал весь процесс. Так, например, наше предприятие реставрировало Бахчисарайский дворец, картинную галерею им. И. Айвазовского в Феодосии. А помните руины Свято-Владимирского собора в Херсонесе? Так вот, после приезда туда Владимира Путина и Леонида Кучмы было принято решение воссоздать уникальный памятник истории, и эту работу поручили нам. Так что были масштабные заказы, были деньги», — с гордостью вспоминают хорошие времена бывшие работники АО. И вот руководителя не стало. Несколько лет всё ещё шло по накатанной, однако вскоре полетело в тартарары. Номинально предприятие существовало, но сотрудники остались без работы и без зарплаты, начали массово увольняться, а держатели акций принялись продавать ценные бумаги. «Основной пакет выкупила корпорация «Укрреставрация», в состав которой входило и наше ЗАО», — уточняет один из работников «Крымреставрации». В 2007 году дело передали в суд, начался процесс ликвидации предприятия. Однако люди продолжали ходить на работу, с коллективом встречались «большие» начальники, приезжавшие из Киева, уверяли, что спасут предприятие. Но ничего путного не вышло. В 2010-м за долги отключили от электроэнергии все цеха, административное здание. В тот же год предприятие полностью прекращает свою деятельность. С 2009-го по 2010-й по заработной плате набежал долг в размере (в пересчёте на рубли) больше двух миллионов. Народ начал массово увольняться. Пока суд да дело, в 2014-м происходят известные события, после чего весь имущественный комплекс в процессе национализации перешёл в собственность Республики Крым — в ведение Министерства имущественных и земельных отношений. Комплекс достаточно мощный: земельный участок 14330 кв. м (по адресу: улица Узловая, 2) с расположенными на нём зданиями, сооружениями, складскими помещениями и административным корпусом. Интересный момент, в 2015-м Арбитражный суд РК признаёт предприятие банкротом. В отношении него открывается конкурсное производство (конечно, назначается и конкурсный управляющий). Казалось бы, вот-вот решится вопрос с возвратом долгов по зарплате, ведь при этой единственной дозволенной законом процедуре происходит процесс реализации абсолютно всего представляющего материальную ценность имущества должника, а затем за вырученные от продажи деньги — погашение всех кредитных обязательств. К тому же по закону длительность конкурсного производства составляет ровно полгода со дня объявления судом решения об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях этот срок может быть продлён ещё на 6 месяцев (например, по ходатайству конкурсного управляющего). Но, внимание (!), проходит 2,5 года и ничего по сути вопроса не происходит — люди деньги не получили. «Я не мог этого сделать, поскольку имущество было национализировано», — отмечает бывший конкурсный управляющий АО «Крымреставрация» Виталий Горюн. Возникает вопрос: для чего открывалось конкурсное производство, если имущественный комплекс уже не принадлежал предприятию, а находился в оперативном управлении государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества РК»? Закон регламентирует процедуру банкротства и расчёта с работниками, следовательно, если эта процедура не выполнена — закон нарушен. Значит, изначально выносимое Совмином постановление о закреплении за предприятием арбитражного управляющего шло вразрез с законом и не могло быть выполнено. Что это: тогдашняя правовая неразбериха или всё-таки осмысленная попытка сохранить предприятие, оградив от возможных посягательств украинских акционеров (кстати, вполне законных)? То, что из ЗАО сделали АО, пожалуй, говорит о том, что действительно предпринимались попытки избавиться от старых «ненужных» связей, которые могли бы помешать процессу продажи имущественного комплекса. Но почему же тогда в установленный срок так и не продали? Что за инвестор такой? В декабре 2017 года именно Министерство экономического развития РК заключает соглашение с неким ООО «Строительный дом «Новый Крым» о реализации инвестиционного проекта. Этой фирме передаётся в аренду весь имущественный комплекс, естественно, вместе с земельным участком, а она, в свою очередь, помимо реконструкции производственных и складских помещений, обязуется погасить кредиторскую задолженность предприятия-банкрота. Календарный план реализации этого проекта согласован с Совмином, установлены сроки (январь 2018 — декабрь 2019 г.), общий объём инвестиций подсчитан — более 24,5 миллиона рублей. Во как! «Мы, когда узнали, даже писать перестали — думали, что наш вопрос наконец-то решится положительно. Новоявленный инвестор должен был всю сумму перевести на депозит нотариуса, после чего начались бы выплаты. Но, со слов нотариуса, тот успел перевести всего 120 тысяч рублей — по неизвестным причинам соглашение между «Новым Крымом» и Минэкономразвития было разорвано. Мы опять оказались не у дел», — возмущены кредиторы. Сегодня это министерство на голубом глазу заявляет, мол, инвестор не выполнил свои обязательства, в том числе по погашению известного долга, поэтому ведомство в одностороннем порядке и расторгло подписанное ранее соглашение. «В связи с этим права и обязанности сторон отсутствуют, а министерство не имеет правовой возможности решить вопрос о погашении задолженности по заработной плате», — отвечает А. Агаджанян на обращение одного из бывших работников «Крымреставрации». Уже и нас начинают мучить смутные сомнения: что это за инвестор такой, откуда взялся и зачем? Мобильный телефон представителя «Нового Крыма», номер которого год назад был дан одному из бывших работников «Крымреставрации» для связи, выключен. Так, может быть, история с выплатами через инвестора — хитро продуманная схема, благодаря которой навсегда исчезли около 2,5 миллиона рублей? Или сегодняшнее положение дел просто связано с некомпетентностью определённых должностных лиц? Если верен первый вариант — надо открывать уголовное дело по факту мошенничества в крупном размере, если второй — увольнять и, возможно, заводить судебное производство по факту административных нарушений. Однако Симферопольская прокуратура отвечает, что не видит оснований для мер реагирования, а Министерство труда и социальной защиты РК, руководитель которого председательствует в комиссии, созданной в Совете министров РК как раз, чтобы контролировать вопрос погашения задолженности, отказывается давать комментарии по этому поводу. И всё же землёй и недвижимостью по-прежнему владеет Минимущества РК, поэтому мы направили запрос именно туда. Но ответ оказался предсказуемым — это министерство, как и другие, от обязательств перед коллективом обанкротившегося предприятия открестилось. Просим Прокуратуру РК рассматривать этот материал как обращение. Люди должны получить свои деньги! Ольга САФРОНОВА