Перед началом работы по укладке плитки День, когда в 1912 году в Крыму на аврориной скале было построено «Ласточкино гнездо», остаётся неизвестным. но в последние три года его стали отмечать 24 сентября. вместе с праздником Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. «мы выбрали именно эту дату потому, что считаем данное сооружение (так же, как герб и флаг) — символом Крыма. архитектурным триумфом нашей республики», — пояснил заместитель директора ГБУ РК «дворец-замок «ласточкино гнездо» Александр Левин. на реставрации уникального объекта мы побывали с председателем Комитета Государственного совета РК по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николаем Волковым.БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Сорвались вдруг, приехали внезапно. Так что «имитацию бурной деятельности» для нас никто не устраивал. Тем не менее на площадке перед «Ласточкиным гнездом» и в самом помещении ни на секунду не останавливалась работа. Всем было явно не до нас. Депутат и журналист? И что из этого? Число депутатов, журналистов и просто зевак, пытающихся попасть на объект, — огромное. Если каждому уделять время — дела не сделать. Мы не стали злоупотреблять гостеприимством и осмотрели всё сами.
— Я был здесь в марте, — припомнил Н. Волков, — уже тогда масштаб предстоящих работ поражал. Впечатлил рассказ промышленного альпиниста-реставратора, специалиста высшей категории Ивана Вороновского. В его работе удивительным образом соединялись высокие достижения спортсмена-скалолаза, мастера-строителя и знатока архитектуры. Тогда ребята начали с самого главного: укрепления скалы. Они убрали растения на стене, расчистили швы, восстановили кладку. Ну а сейчас мы видим практически завершение проекта. Считаю, работа, проделанная в залах дворца-замка, ближе к искусству, чем к ремеслу.
ПОЛЕЗНАЯ НАХОДКА
Н. Волков и депутат Ялтинского горсовета, член комиссии по культуре П. Ткаченко интересуются качеством плитки Девять лет назад старший научный сотрудник Государственного архива в АРК Любовь Кравцова пересматривала материалы и обнаружила «Акт учёта и приёма бывшего имения «Ласточкино гнездо». Документы были датированы 29 марта 1921 года, причём указан город Красноармейск (так большевики переименовали Ялту, но название, к счастью, не прижилось). В найденном деле полно и подробно описана вся территория имения, которая, собственно, и ограничивалась самой скалой и построенным на ней домом, сторожкой и кухней — ни кусочка земли, ни метра пляжа у последнего владельца «Ласточкиного гнезда» не было. Тогда, девять лет назад, мне, вероятно, первому журналисту, удалось ознакомиться с этим любопытным документом.В середине ноября 1920-го Красная Армия заняла Ялту. Прошло несколько месяцев, прежде чем новая власть более-менее навела свой революционный порядок на территории полуострова. Члены рабочего контрольного комитета принялись описывать «буржуйские» дачи и дворцы. Дошла очередь и до «Ласточкиного гнезда». Вот что увидели «товарищи», войдя на его территорию.
«…Имение оставлено без всякого присмотра, двери во все 3 здания заперты. Окна заколочены внешними ставнями. Одно из окон в южной стене оказалось разбитым, ставни на нём — оторванными. При входе в дом через это окно внутренность трёх комнат нижнего этажа представилась в состоянии полного разгрома. Большая часть обшивки стен, покрытой тёмно-жёлтого цвета материей парусинового вида, оказалась сорванной и унесённой. Такого же рода обшивка сорвана с диванчика… Матрац и тюфяки ободраны… Все шкафы и ящики поломаны, крышки дверец отломаны, сундук сломан и полы комнат завалены грудами разорванных книг, обломками рамок, письмами, журналами, картинками, фотографическими карточками, обрывками материи, пустыми бутылочками, разбитым стеклом и всяким мусором... Общий вид разгрома комнат свидетельствовал, что помещение «Ласточкиного гнезда» посещалось любителями чужого добра неоднократно и воры оставались в доме подолгу…». — Не следует забывать, — рассказала мне тогда Любовь Павловна, — что к моменту прихода комиссии, принимавшей это бывшее имение, в нём «похозяйничала» Гражданская война... Незваные гости жили в доме без особых церемоний: изорвали на портянки покрывала и даже сорвали ткань, которой были обиты стены.
ИНТЕРЬЕР МОЖНО ВОССТАНОВИТЬ
В зале замка. Беседа с руководителями проекта После того, как члены комиссии зафиксировали полный разгром, «внутренность разорённых комнат была приведена в порядок, лишний хлам и мусор выброшены в море (весьма по-пролетарски — а. В.), после чего составленаопись движимого имущества». В деле подшита опись недвижимости — всё те же дом, сторожка, кухня. Далее — мужское бюро дубовое, крытое сукном, в древнерусском стиле… Шкаф библиотечный большой дубовый, 5 отделений, 5 полок без стёкол и дверей… Сундук дубовый с резьбой в древнерусском стиле… Кровать дубовая, 2 метра, резная… Балда хин над кроватью… Кресло венское, сиденье плетёное… Завершает справку перечень «огородных и садовых инструментов и принадлежностей». — Интересна резолюция на документе, — подытоживает нашу экскурсию в прошлое Любовь Кравцова. — «Предложить отделу народного образования командировать представителя для осмотра — нет ли интересных предметов для музея». Она наталкивает на мысль, что музейщики всё же что-то отобрали в «Ласточкином гнезде», поэтому есть смысл поискать предметы из дворца в музейных фондах. И восстановить интерьер!
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Реставрация каминного зала Приведённое подробное описание могло бы пригодиться при будущей реставрации здания. Любовь Павловна очень надеялась на это. Но не дожила немного до долгожданного события. Во времена же украинского «хазяйнування» в Крыму о ремонте «Ластівчиного гнізда» речь вообще не шла. Культурный объект разве что могли передать из одного ведомства в другое да устроить на площадке перед ним шароварные пляски. Но даже самые дерзкие мечты сбываются. Сегодня символ Крыма обретает вторую жизнь. В 2016 году российские эксперты заявили об угрожающем состоянии скалы, на которой стоит замок. И после детального обследования с привлечением геологов и сейсмологов в августе прошлого года начался ремонт. Работа стала возможна благодаря Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года. Контракт заключён с ООО «Дизайн» (Чувашия). Заказчиком выступает подведомственное учреждение Министерства культуры РК — ГАУ «Дирекция по централизованному обслуживанию и развитию учреждений сферы культуры».Проектом предусмотрены противоаварийные работы — бурение и укрепление скального основания площадки перед зданием. Подрядчик обязался отреставрировать перемычки оконных и дверных проёмов, цокольную часть входной зоны и башни, стены первого этажа, поверхности каминной трубы, верхние пояса башни. Также специалисты взялись обновить исторические декоративные элементы фасадов, ограждения террасы, декоративные элементы флюгеров. Планируется монтаж коммуникаций и системы видеонаблюдения, а также архитектурная подсветка скал и самого замка.
ЕЩЁ ОДНА НАХОДКА
В. Гурьев Ненадолго, на пару минут отвлекаем от работы руководителя проекта Вадима Гурьева. Вопрос традиционный: «На каком этапе сейчас находится реконструкция?».— Работы произведены уже на 85%, — докладывает он. — К сожалению, коронавирус повлиял на сроки выполнения поставленной задачи. Были заказаны материалы, но поставку приостановили. Учитывая этот факт и дополнительные сложности, планируем всё завершить в конце ноября.
Как уверяют строители, делают всё на совесть. Так, по первоначальному проекту для покрытия пола в помещении был предусмотрен мраморизированный известняк. Но у этого материала большая стираемость и низкие эксплуатационные характеристики. Ребята предложили заменить камень. Теперь пол покрыт уральским гранитом, он и через сотню лет будет таким, как сейчас. А деревянные конструкции, в том числе химеры, выполнены из бука, привезённого из Чувашии. Крымские материалы пригодились для укрепления скалы.
Не обошлось и без удивительных находок.
— Буквально сегодня обнаружился вензель на диабазовом карнизе камина, — рассказал Вадим Александрович. — Так что «Крымские известия» узнают об этом первыми! Разумеется, я сообщил авторскому надзору. Оказалось, вензель нигде не фигурирует. Его нет ни в проекте, ни в смете. Мы получили указание его сохранить и отреставрировать. Это сложное задание. Но мы знаем, как восстанавливать, и будем исходить из того, что предложит авторский надзор.
БУДУЩЕЕ ДВОРЦА
А. Левин Александр Левин дополнил: при реставрации использованы документы упомянутого в начале статьи «Акта учёта и приёма бывшего имения «Ласточкино гнездо».— Описи тщательно изучены, и реставрация прохоно близко к первозданному виду, — рассказал он.
— Согласно акту стены замка были обшиты жёлтой тканью, но мы всё же решили просто обработать их жёлтой краской. Есть и другие изменения, которые незначительны и малозаметны. Например, чтобы визуально расширить каминный зал, мы сделали лестницу на второй этаж немного уже (была 70 см шириной, стала — 62). Кстати, в трёх метрах от «Гнезда» во времена первых владельцев находились кухня и ванная комната. Теперь там будет выставочный зал. И в самом замке мы планируем проводить вернисажи. Понятно, что самый ценный объект — сам замок. Но не следует забывать, что это всё-таки музейное учреждение. Поэтому внутри разместятся выставки, а на площадке перед дворцом будут устраиваться концерты, балы, встречи.
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото автора.
ЭКСПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНОЙ МЫСЛИ
Своё мнение о том, как лучше использовать отреставрированное «Ласточкино гнездо», по нашей просьбе высказал член президиума союза архитекторов России Алексей Комов. — На мой взгляд, Крыму действительно не хватает выставочных площадок, хорошо оборудованных, чтобы они были приспособлены для актуальных экспозиций, — полагает собеседник. — Но, с другой стороны, «Ласточкино гнездо» является символом Крыма, который использовать как выставочный зал, заполняемый новыми и новыми экспозициями, было бы не совсем тактично. Конечно, должна быть экспозиция, которая рассказывала бы про историю «Ласточкиного гнезда», ведь она долгая и достаточно интересная. Проследить «бег» архитектурной мысли от деревянного строения до сегодняшнего облика было бы занимательно. Это был бы один из моментов показа, даже пропаганды, развития крымской архитектуры.
Пользуясь случаем, хочу добавить, что Крыму крайне необходим музей архитектуры, потому что полуостров, помимо потрясающих природных видов, славится архитектурным и культурным наполнением. Может, имеет смысл начать с такого знакового места, как «Ласточкино гнездо», сделать его не просто объектом истории, но именно примером показа истории архитектуры.
Перед началом работы по укладке плиткиДень, когда в 1912 году в Крыму на аврориной скале было построено «Ласточкино гнездо», остаётся неизвестным. но в последние три года его стали отмечать 24 сентября. вместе с праздником Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. «мы выбрали именно эту дату потому, что считаем данное сооружение (так же, как герб и флаг) — символом Крыма. архитектурным триумфом нашей республики», — пояснил заместитель директора ГБУ РК «дворец-замок «ласточкино гнездо» Александр Левин. на реставрации уникального объекта мы побывали с председателем Комитета Государственного совета РК по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николаем Волковым. БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Сорвались вдруг, приехали внезапно. Так что «имитацию бурной деятельности» для нас никто не устраивал. Тем не менее на площадке перед «Ласточкиным гнездом» и в самом помещении ни на секунду не останавливалась работа. Всем было явно не до нас. Депутат и журналист? И что из этого? Число депутатов, журналистов и просто зевак, пытающихся попасть на объект, — огромное. Если каждому уделять время — дела не сделать. Мы не стали злоупотреблять гостеприимством и осмотрели всё сами. — Я был здесь в марте, — припомнил Н. Волков, — уже тогда масштаб предстоящих работ поражал. Впечатлил рассказ промышленного альпиниста-реставратора, специалиста высшей категории Ивана Вороновского. В его работе удивительным образом соединялись высокие достижения спортсмена-скалолаза, мастера-строителя и знатока архитектуры. Тогда ребята начали с самого главного: укрепления скалы. Они убрали растения на стене, расчистили швы, восстановили кладку. Ну а сейчас мы видим практически завершение проекта. Считаю, работа, проделанная в залах дворца-замка, ближе к искусству, чем к ремеслу. ПОЛЕЗНАЯ НАХОДКА Н. Волков и депутат Ялтинского горсовета, член комиссии по культуре П. Ткаченко интересуются качеством плиткиДевять лет назад старший научный сотрудник Государственного архива в АРК Любовь Кравцова пересматривала материалы и обнаружила «Акт учёта и приёма бывшего имения «Ласточкино гнездо». Документы были датированы 29 марта 1921 года, причём указан город Красноармейск (так большевики переименовали Ялту, но название, к счастью, не прижилось). В найденном деле полно и подробно описана вся территория имения, которая, собственно, и ограничивалась самой скалой и построенным на ней домом, сторожкой и кухней — ни кусочка земли, ни метра пляжа у последнего владельца «Ласточкиного гнезда» не было. Тогда, девять лет назад, мне, вероятно, первому журналисту, удалось ознакомиться с этим любопытным документом. В середине ноября 1920-го Красная Армия заняла Ялту. Прошло несколько месяцев, прежде чем новая власть более-менее навела свой революционный порядок на территории полуострова. Члены рабочего контрольного комитета принялись описывать «буржуйские» дачи и дворцы. Дошла очередь и до «Ласточкиного гнезда». Вот что увидели «товарищи», войдя на его территорию. «…Имение оставлено без всякого присмотра, двери во все 3 здания заперты. Окна заколочены внешними ставнями. Одно из окон в южной стене оказалось разбитым, ставни на нём — оторванными. При входе в дом через это окно внутренность трёх комнат нижнего этажа представилась в состоянии полного разгрома. Большая часть обшивки стен, покрытой тёмно-жёлтого цвета материей парусинового вида, оказалась сорванной и унесённой. Такого же рода обшивка сорвана с диванчика… Матрац и тюфяки ободраны… Все шкафы и ящики поломаны, крышки дверец отломаны, сундук сломан и полы комнат завалены грудами разорванных книг, обломками рамок, письмами, журналами, картинками, фотографическими карточками, обрывками материи, пустыми бутылочками, разбитым стеклом и всяким мусором. Общий вид разгрома комнат свидетельствовал, что помещение «Ласточкиного гнезда» посещалось любителями чужого добра неоднократно и воры оставались в доме подолгу…». — Не следует забывать, — рассказала мне тогда Любовь Павловна, — что к моменту прихода комиссии, принимавшей это бывшее имение, в нём «похозяйничала» Гражданская война. Незваные гости жили в доме без особых церемоний: изорвали на портянки покрывала и даже сорвали ткань, которой были обиты стены. ИНТЕРЬЕР МОЖНО ВОССТАНОВИТЬ В зале замка. Беседа с руководителями проектаПосле того, как члены комиссии зафиксировали полный разгром, «внутренность разорённых комнат была приведена в порядок, лишний хлам и мусор выброшены в море (весьма по-пролетарски — а. В.), после чего составлена опись движимого имущества». В деле подшита опись недвижимости — всё те же дом, сторожка, кухня. Далее — мужское бюро дубовое, крытое сукном, в древнерусском стиле… Шкаф библиотечный большой дубовый, 5 отделений, 5 полок без стёкол и дверей… Сундук дубовый с резьбой в древнерусском стиле… Кровать дубовая, 2 метра, резная… Балда хин над кроватью… Кресло венское, сиденье плетёное… Завершает справку перечень «огородных и садовых инструментов и принадлежностей». — Интересна резолюция на документе, — подытоживает нашу экскурсию в прошлое Любовь Кравцова. — «Предложить отделу народного образования командировать представителя для осмотра — нет ли интересных предметов для музея». Она наталкивает на мысль, что музейщики всё же что-то отобрали в «Ласточкином гнезде», поэтому есть смысл поискать предметы из дворца в музейных фондах. И восстановить интерьер! МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ Реставрация каминного залаПриведённое подробное описание могло бы пригодиться при будущей реставрации здания. Любовь Павловна очень надеялась на это. Но не дожила немного до долгожданного события. Во времена же украинского «хазяйнування» в Крыму о ремонте «Ластівчиного гнізда» речь вообще не шла. Культурный объект разве что могли передать из одного ведомства в другое да устроить на площадке перед ним шароварные пляски. Но даже самые дерзкие мечты сбываются. Сегодня символ Крыма обретает вторую жизнь. В 2016 году российские эксперты заявили об угрожающем состоянии скалы, на которой стоит замок. И после детального обследования с привлечением геологов и сейсмологов в августе прошлого года начался ремонт. Работа стала возможна благодаря Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года. Контракт заключён с ООО «Дизайн» (Чувашия). Заказчиком выступает подведомственное учреждение Министерства культуры РК — ГАУ «Дирекция по централизованному обслуживанию и развитию учреждений сферы культуры». Проектом предусмотрены противоаварийные работы — бурение и укрепление скального основания площадки перед зданием. Подрядчик обязался отреставрировать перемычки оконных и дверных проёмов, цокольную часть входной зоны и башни, стены первого этажа, поверхности каминной трубы, верхние пояса башни. Также специалисты взялись обновить исторические декоративные элементы фасадов, ограждения террасы, декоративные элементы флюгеров. Планируется монтаж коммуникаций и системы видеонаблюдения, а также архитектурная подсветка скал и самого замка. ЕЩЁ ОДНА НАХОДКА В. ГурьевНенадолго, на пару минут отвлекаем от работы руководителя проекта Вадима Гурьева. Вопрос традиционный: «На каком этапе сейчас находится реконструкция?». — Работы произведены уже на 85%, — докладывает он. — К сожалению, коронавирус повлиял на сроки выполнения поставленной задачи. Были заказаны материалы, но поставку приостановили. Учитывая этот факт и дополнительные сложности, планируем всё завершить в конце ноября. Как уверяют строители, делают всё на совесть. Так, по первоначальному проекту для покрытия пола в помещении был предусмотрен мраморизированный известняк. Но у этого материала большая стираемость и низкие эксплуатационные характеристики. Ребята предложили заменить камень. Теперь пол покрыт уральским гранитом, он и через сотню лет будет таким, как сейчас. А деревянные конструкции, в том числе химеры, выполнены из бука, привезённого из Чувашии. Крымские материалы пригодились для укрепления скалы. Не обошлось и без удивительных находок. — Буквально сегодня обнаружился вензель на диабазовом карнизе камина, — рассказал Вадим Александрович. — Так что «Крымские известия» узнают об этом первыми! Разумеется, я сообщил авторскому надзору. Оказалось, вензель нигде не фигурирует. Его нет ни в проекте, ни в смете. Мы получили указание его сохранить и отреставрировать. Это сложное задание. Но мы знаем, как восстанавливать, и будем исходить из того, что предложит авторский надзор. БУДУЩЕЕ ДВОРЦА А. ЛевинАлександр Левин дополнил: при реставрации использованы документы упомянутого в начале статьи «Акта учёта и приёма бывшего имения «Ласточкино гнездо». — Описи тщательно изучены, и реставрация прохоно близко к первозданному виду, — рассказал он. — Согласно акту стены замка были обшиты жёлтой тканью, но мы всё же решили просто обработать их жёлтой краской. Есть и другие изменения, которые незначительны и малозаметны. Например, чтобы визуально расширить каминный зал, мы сделали лестницу на второй этаж немного уже (была 70 см шириной, стала — 62). Кстати, в трёх метрах от «Гнезда» во времена первых владельцев находились кухня и ванная комната. Теперь там будет выставочный зал. И в самом замке мы планируем проводить вернисажи. Понятно, что самый ценный объект — сам замок. Но не следует забывать, что это всё-таки музейное учреждение. Поэтому внутри разместятся выставки, а на площадке перед дворцом будут устраиваться концерты, балы, встречи. Алексей ВАСИЛЬЕВ Фото автора. ЭКСПОЗИЦИЯ ДЛЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНОЙ МЫСЛИ Своё мнение о том, как лучше использовать отреставрированное «Ласточкино гнездо», по нашей просьбе высказал член президиума союза архитекторов России Алексей Комов. — На мой взгляд, Крыму действительно не хватает выставочных площадок, хорошо оборудованных, чтобы они были приспособлены для актуальных экспозиций, — полагает собеседник. — Но, с другой стороны, «Ласточкино гнездо» является символом Крыма, который использовать как выставочный зал, заполняемый новыми и новыми экспозициями, было бы не совсем тактично. Конечно, должна быть экспозиция, которая рассказывала бы про историю