В связи с общественным резонансом, вызванным сообщением «Бесхозяйная недвижимость может быть признана муниципальным имуществом по истечении года с момента постановки такого объекта на учёт», опубликованном на сайте Госкомрегистра, в комитете решили разъяснить ряд аспектов по оформлению бесхозяйной недвижимости.
Учету бесхозяйных вещей предшествует тщательная комплексная проверка на предмет отсутствия прав
Определение бесхозяйных вещей и правовое урегулирование соответствующих процессов закреплены в ст.225 Гражданского кодекса РФ, а порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в свою очередь установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
Процедура признания недвижимой вещи бесхозяйной достаточно сложная, но не такая массовая, как может показаться на первый взгляд. За весь период деятельности Госкомрегистра по настоящее время специалистами комитета в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено всего около 100 объектов в качестве бесхозяйных. Иного специального реестра бесхозяйной недвижимости не существует.
Для внесения в ЕГРН сведений об объекте в качестве бесхозяйного органу местного самоуправления нужно представить к заявлению определенный пакет документов, который бы подтверждал, что это имущество никому не принадлежит. Например, архивную справку из ГУП РК «Крым БТИ» о наличии зарегистрированных прав на этот объект или о том, что не проводилась техинвентаризация этого объекта. Если здание, сооружение, помещение не имеет собственника или его собственник неизвестен, понадобится представить документ, подтверждающий, что данный объект недвижимости не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества Республики Крым и муниципального имущества. Только после полной проверки в разных архивах и базах данных специалисты Госкомрегистра вносят в ЕГРН сведения о том, что эта недвижимость – ничейная.
Бесхозяйными не могут быть признаны земельные участки, это понятие относится только к объектам капитального строительства – зданиям, помещениям, сооружениям. Чаще всего на территории Республики Крым бесхозяйными являются объекты незавершенного строительства, которые возводили колхозы, но по каким-то причинам они не были оформлены, вообще не подлежали регистрации в украинский период, или собственники от них отказались. Распространенный случай – на территории поселения есть заброшенные здания и сооружения, которые явно не имеют хозяина, в процессе хоздеятельности за их оформлением никто не обращался, но администрациям необходимо что-то с ними делать.
«Бесхоз» и ранее возникшие права — не одно и то же
«Оформление бесхозяйного имущества не стоит путать с перерегистрацией ранее возникших прав, поэтому что это совершенно разные процедуры, – говорит заместитель председателя Госкомрегистра Татьяна Вяткина. – «Бесхоз» никоим образом не связан с переоформлением украинских документов на квартиры, дома или нежилые помещения в соответствии с требованиями российского законодательства. Не стоит переживать и пугаться понятия «брошенная недвижимость»: никто частную собственность граждан в пользу государства забирать не собирается. Ранее возникшие права зафиксированы в «Крым БТИ» и Укргосреестре – официальных госорганах (организациях), осуществлявших государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Соответственно, они признаются Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ».
Регистрацию бесхозяйного объекта в собственность муниципального можно оспорить
С момента постановки бесхозяйного объекта на учет начинается срок в один год, установленный Гражданским кодексом РФ, после которого возникает возможность обращения органа местного самоуправления в суд за регистрацией права.
Если в течение года с момента принятия на учет объекта, прежде считавшегося бесхозяйным, его фактический собственник объявился и захотел оформить свое право, он, безусловно, может это сделать при наличии документов, подтверждающих его право собственности. Пример – у гражданина было на руках решение суда, в соответствии с которым он владел этой недвижимостью, однако регистрировать данный судебный акт гражданин прежде не считал нужным. Потом же, заказав выписку из ЕГРН, он узнал, что его объект учтен как бесхозяйный. В таком случае гражданин вправе обратиться с документами в Госкомрегистр. Если возникновение права собственности подтвердится, то по российскому законодательству право зарегистрируют за ним и объект перестанет быть бесхозяйным. В конце концов если право на бесхозяйный объект зарегистрируют за муниципальным образованием, процедура оспаривания такой госрегистрации в суде при наличии доказательной базы также существует.
Разъяснительный материал подготовлен на основе информационного запроса РИА Новости Крым
https://gkreg.rk.gov.ru
В связи с общественным резонансом, вызванным сообщением «Бесхозяйная недвижимость может быть признана муниципальным имуществом по истечении года с момента постановки такого объекта на учёт», опубликованном на сайте Госкомрегистра, в комитете решили разъяснить ряд аспектов по оформлению бесхозяйной недвижимости. Учету бесхозяйных вещей предшествует тщательная комплексная проверка на предмет отсутствия прав Определение бесхозяйных вещей и правовое урегулирование соответствующих процессов закреплены в ст.225 Гражданского кодекса РФ, а порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в свою очередь установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931. Процедура признания недвижимой вещи бесхозяйной достаточно сложная, но не такая массовая, как может показаться на первый взгляд. За весь период деятельности Госкомрегистра по настоящее время специалистами комитета в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено всего около 100 объектов в качестве бесхозяйных. Иного специального реестра бесхозяйной недвижимости не существует. Для внесения в ЕГРН сведений об объекте в качестве бесхозяйного органу местного самоуправления нужно представить к заявлению определенный пакет документов, который бы подтверждал, что это имущество никому не принадлежит. Например, архивную справку из ГУП РК «Крым БТИ» о наличии зарегистрированных прав на этот объект или о том, что не проводилась техинвентаризация этого объекта. Если здание, сооружение, помещение не имеет собственника или его собственник неизвестен, понадобится представить документ, подтверждающий, что данный объект недвижимости не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества Республики Крым и муниципального имущества. Только после полной проверки в разных архивах и базах данных специалисты Госкомрегистра вносят в ЕГРН сведения о том, что эта недвижимость – ничейная. Бесхозяйными не могут быть признаны земельные участки, это понятие относится только к объектам капитального строительства – зданиям, помещениям, сооружениям. Чаще всего на территории Республики Крым бесхозяйными являются объекты незавершенного строительства, которые возводили колхозы, но по каким-то причинам они не были оформлены, вообще не подлежали регистрации в украинский период, или собственники от них отказались. Распространенный случай – на территории поселения есть заброшенные здания и сооружения, которые явно не имеют хозяина, в процессе хоздеятельности за их оформлением никто не обращался, но администрациям необходимо что-то с ними делать. «Бесхоз» и ранее возникшие права — не одно и то же «Оформление бесхозяйного имущества не стоит путать с перерегистрацией ранее возникших прав, поэтому что это совершенно разные процедуры, – говорит заместитель председателя Госкомрегистра Татьяна Вяткина. – «Бесхоз» никоим образом не связан с переоформлением украинских документов на квартиры, дома или нежилые помещения в соответствии с требованиями российского законодательства. Не стоит переживать и пугаться понятия «брошенная недвижимость»: никто частную собственность граждан в пользу государства забирать не собирается. Ранее возникшие права зафиксированы в «Крым БТИ» и Укргосреестре – официальных госорганах (организациях), осуществлявших государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Соответственно, они признаются Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ». Регистрацию бесхозяйного объекта в собственность муниципального можно оспорить С момента постановки бесхозяйного объекта на учет начинается срок в один год, установленный Гражданским кодексом РФ, после которого возникает возможность обращения органа местного самоуправления в суд за регистрацией права. Если в течение года с момента принятия на учет объекта, прежде считавшегося бесхозяйным, его фактический собственник объявился и захотел оформить свое право, он, безусловно, может это сделать при наличии документов, подтверждающих его право собственности. Пример – у гражданина было на руках решение суда, в соответствии с которым он владел этой недвижимостью, однако регистрировать данный судебный акт гражданин прежде не считал нужным. Потом же, заказав выписку из ЕГРН, он узнал, что его объект учтен как бесхозяйный. В таком случае гражданин вправе обратиться с документами в Госкомрегистр. Если возникновение права собственности подтвердится, то по российскому законодательству право зарегистрируют за ним и объект перестанет быть бесхозяйным. В конце концов если право на бесхозяйный объект зарегистрируют за муниципальным образованием, процедура оспаривания такой госрегистрации в суде при наличии доказательной базы также существует. Разъяснительный материал подготовлен на основе информационного запроса РИА Новости Крым