- В первый день зимы в Крыму произошел уникальный прецедент: Симферопольская городская администрация передала в собственность муфтията культовый объект – «Азиз Салгир-баба / Оазис у речки Салгир», «святое место праведника». Говоря языком чиновников, религиозному объединению мусульман республики отдан во владение локальный земельный участок размером примерно 10х10 метров с прилегающими постройками, а вместе имеющими характер объекта культурного наследия.СТАРЫЕ ПЕСНИ «О ГЛАВНОМ» (ИЛИ — НА НОВЫЙ ЛАД?). Часть первая Святой источник По некоторым данным, история азиза-оазиса просматривается уже в конце XVII — начале XVIII вв. Согласно мусульманскому преданию, именно там упокоился один из «праведников», Салгир-баба — очевидно, паломник в Мекку, что раньше было большой редкостью, сравнимой с чудом. Там же когда-то бил из скалы родник (возможно, несмотря на жизнедеятельность Старого Симферополя, изменения спустя годы-века климата и гидрорежима, он сохранился и поныне). На рисунке: отдельное, относительно свежее на вид, облагороженное мусульманское захоронение в каменной ограде (значит, выделяющееся на фоне других, особенное), которое, по преданию, находилось по соседству с криницей. Локализовано в районе нынешней улицы Воровского, д. 7. Одна из ссылок наугад (да пусть не обидится цех краеведов) — книга известной симферопольской писательницы Светланы Беловой «Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры», изд. «Таврия-плюс», 2001. Также вполне возможно, что название упомянутого тихого уголка в центре Симферополя просто перекликается с пролегающим рядом руслом реки Салгир, главной водной артерии полуострова. А родник – как драгоценный в наших южных краях ресурс (что, кстати, многие местные жители поняли лишь сегодня), которому на Востоке издавна приписывают волшебные свойства, придал со временем, через три столетия, этому традиционному месту поклонения («водицы испить, умыться — Богу поклонится») дополнительную особую торжественность. Вместе с находившейся поблизости могилой азис-оазис с учетом мусульманской культурной традиции, которая в этом вопросе практически совпадает с ортодоксальной христианской, являлся местом поклонения, а со временем – еще и народной легендой, преданьем старины глубокой. Но, увы, были периоды, когда потомки забывали свои истоки. Как же, в курсе: около тридцати последних лет, большая часть которых прошла, как принято сегодня уточнять в «политкорректных» кругах, в «украинский» период, источник, каменная ограда и изображенная на рисунке далекого художника могила были в запустении. Выглядело всё весьма обшарпано — и это несмотря на проживание в Симферополе тысяч верующих. Впрочем, как и большинство тогда исторических и прочих «цивильных» мест нашего «губернского городка». Года через три после 2014 года все еще «охраняемый Украиной» (согласно висящей там «до последнего гвоздя» табличке) азиз-оазис как-то навестили волонтеры в фирменных майках. Прибрав пятачок площадью всего в одну «сотку», они вывезли оттуда грузовик различного мусора, сухостоя, битого камня Заметим, участок находится в относительно оживленном районе под Старым городом. Поэтому вполне логичным было решение новой власти: она откликнулась на обращение граждан в августе сего года и, после подготовки необходимых первичных (исходных) документов, объект был передан «заинтересованной стороне» — муфтияту. Сегодня, по словам администрации Симферополя, «продолжается процесс оформления участка, территорию ставят на кадастровый учет. В ближайшее время здесь проведут масштабную уборку, затем начнутся работы по благоустройству участка. В планах — снос старых строений, сухостоя, расчистка источника, а также высадка декоративных растений». Также власть нашла средства для прекращения пользования участком частного владельца (раньше это было почтенное семейство из Белоруссии), видимо, выкупив имущество — предоставив людям равноценное жилище или компенсацию; деньги в бюджете «губернского города С.» после нового обретения им российского статуса появились. Что ж, остается надеяться, что «Салгир-баба» станет еще одной восстановленной частичкой нашего прошлого!Фонтан Савопуло К слову, таким уже позабытый художник А. Потик изобразил еще один исторический объект, известный симферопольцам как фонтан грека Савопуло. Фонтану повезло больше других братьев-родников, обильно рассыпанных вдоль всего обрыва, являющегося частью Второй гряды Крымских гор: он оказался в городском саду, а последующее благоустройство дало возможность сохраниться, остаться, так сказать, в веках. По многочисленным устным свидетельствам, сей фонтан православные, особенно местные греки, также почитали святым. Посещали его во всякий свой праздник или просто когда путь пролегал близко. Не брезговали им и мусульмане, резонно считая, что посетить намоленное место, пусть даже и представителем иной конфессии, попить там холодной водицы да еще в жару, в крымский летний полдень — весьма полезно для здоровья и вообще, как сейчас говорят, тонизирует. Но были времена, когда и этому архитектурному шедевру не везло… Однако рано или поздно снова приходят к источнику добрые люди (тут нужно подчеркнуть — разных национальностей), которым небезразлично, где они живут, а главное – зачем и что в итоге о них подумают дети и внуки. И тогда любой родник возрождается!Часть вторая. ПРИЕХАЛ ДЕПУТАТ — «НАРЕЗАЛ» ЗАДАЧИ Южный берег Словно шорох, легкий ветерок пронесся по Крымскому полуострову (или, словами политолога, по электоральному ландшафту): государственный муж, депутат Федерального Собрания — Думы России в ходе инспекции Южного берега проникся «событием на улице Воровского» и в свою очередь сообщил (спустя всего два-три дня после оглашенной администрацией Симферополя и Духовным управлением мусульман об успехе взаимодействия власти и общественности в вопросе с Салгир-бабой), что в Республике Крым находится, по крайней мере «126 азизов». Причем интересно, что некоторые из них, по словам народного избранника (не совсем, правда, народного — получившего свой высокий мандат по партийной «квоте», но по сути позиционирующийся в течение всего созыва как «квотный» представитель одного из заметных этносов республики, к которой сам и принадлежит), находятся на землях известного предприятия – совхоза-завода «Массандра» (давеча проданной из госсобственности в частную, причем, так удачно, что эта горячая новость является топовой до сих пор). Со слов «думца», ныне необходимо исследовать (что вполне резонно) эти места «успокоения праведников», объявленные как «объекты поклонения мусульман». А после досконального изучения вопроса, получения положительного заключения — выделить, поставить на учет и сделать к ним открытый доступ (очевидно, наложить сервитут на дорогу-тропу, оформить подъездной путь, оговорить режим деятельности данного «отягощения»). Ну, а в перспективе – благоустроить и сделать им паспорта как «объектам культурного наследия»: чтобы государство следило за ними и, по возможности, благоустраивало. Со слов же источников из коридоров Алуштинской администрации, эти «новости» (о десятках «азизов» у них под боком; безотлагательной необходимости их исследовать, а потом как-то оформлять и обеспечивать функционирование) для них «как снег на голову». Ну на то они и чиновники, чтобы столбенеть перед депутатскими запросами-обращениями. Тут, правда, сразу же возникают вопросы. Первый, принципиальный: почему народный избранник вспомнил об азизах не «до», а после продажи «Массандры» в частные руки? Почему эти светлые и гуманные, в целом, мысли не были реализованы раньше, на этапе предпродажной подготовки этого знакового крымского предприятия — когда на него закладывались средства, выделялись люди, время, оборудование и внимание к вопросу было предметное? Тем более, что владелец упомянутых особо ценных земель ЮБК, засаженными многолетними насаждениями — элитными виноградниками, до декабря сего года (с февраля предыдущего года) было государство, Республика Крым (Минсельхоз РК). Где «идеолог» ходил свои четыре года депутатской деятельности? Второй, не принципиальный: почему деятельность моложавого и энергичного депутата (вбросы информации в СМИ и раздача им заданий ведомствам) началась лишь после упомянутой реализованной инициативы муфтията и столичной Симферопольской администрации — после активно продвигаемой ими, в свою очередь, медиа-кампании? Третий: вопрос взаимодействия депутата и муфтията, партии и депутата, депкорпуса, Совмина и муниципалитетов, а в итоге — представителей власти разных уровней в целом (светских, религиозных, информационных…). Где они все раньше были, что делали? Предполагаю, что крымское общество ожидает от власти, желательно публично, ответы еще на пару-тройку вопросов. Например, на такие. Вопрос «историко-философский»: каков инструмент, критерии, юридические аспекты в современной интерпретации будут приниматься ведомствами во внимание при формировании ими понятия «азиз»? Из него вытекает вопрос практический: какие документы будут при этом затребованы, исследованы, сформированы, если их на абсолютное большинство подобных «святых мест» нет и вряд ли они были в природе, а есть лишь «предания», древняя, причем культовая, традиция — а церковь, как известно, у нас отделена от государства? Ну, и, вопрос «риторический»: подобная историко-документальная и организационно-мемориальная деятельность новых властей нашей республики будет вестись в отношении (в пользу) одной этно-конфессиональной группы, как раньше, до 2014-го, или на что-то теперь можно рассчитывать (надеяться) и остальным? При этом, по мнению автора, «азизы» как места поклонения крымских мусульман, как и иные памятные, святые «точки сбора» других народов будут продолжать посещаться верующими и без заботы чиновников. При этом, по крайней мере, для традиционных конфессий, подобные места нужно каким-то образом учитывать и систематизировать, но главное – прививать обществу в целом, особенно среди молодежи, уважительное отношение к подобным объектам (всем вместе) как к объектам поклонения (пусть другой конфессии, но – поклонения) и, разумеется, не чинить препятствий самим верующим. Северный склон Кроме предместий черноморской Алушты, депутат Госдумы посетил и крымские предгорья — город Белогорск. Примерно в таком же ключе он вкратце обрисовал властям муниципалитета, районного и городского уровней, новые задачи. Первая из них: строительство религиозно-культурного центра Дружбы народов рядом с мечетью. Цитата из депутата: «Сейчас на территории мечети выделено помещение, в котором проводят обучение по четырем направлениям: дети и взрослые изучают крымско-татарский язык, основы ислама… Остальных желающих принять нет возможности из-за нехватки места. Центр Дружбы народов мог бы решить эту проблему». У меня да и у других граждан-немусульман сразу возникает встречный вопрос: а на «нейтральной» площадке не думал ли депутат (госслужащий высшего ранга) со-товарищи предложить свой проект? Вот, например, Дом дружбы народов, предприятие Госкомнаца Крыма — оно находится в центре Симферополя, на улице Пушкина вне «привязки» к храму какой-либо конфессии. Поликультурная среда там формируется путем государственного заказа согласно программе Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым – территория межнационального согласия». Ну, и, так далее. Если же разговор идет о «пятничной школе», ином исламском заведении или даже «мультикультурном доме», но — под «патронатом» общины из мечети, тогда это моноконфессиональный проект и никак иначе. Во всяком случае, здесь можно обсудить ситуацию, заслушать её на открытой (нейтральной) площадке. Возможно — поспорить (даже с депутатом Госдумы). Если, конечно, у оппонентов нет желания решать свои вопросы лишь в «высоких кабинетах».Часть третья Говоря о многочисленных местах поклонения, разбросанных по полуострову, представитель депкорпуса упомянул об «азизе» в горсаду Белогорска. Однако история этого «новодела» далеко не безоблачная. И вот почему. В 2008 (!) году решением горсовета было принято решение дать городскому саду имя известного уроженца города, впоследствии — российского адмирала, основателя порта-крепости Новороссийск, похороненного на холме Дорт-Куль (Белогорск) Лазаря Марковича Серебрякова[1]. И вот, сразу после получения горсадом имени адмирала Черноморского флота, в том же 2008-м — эдакое совпадение! — представители «меджлиса-курултая» (радикальной политической организации, признанной в 2016-м российским судом экстремистской и посему запрещенной), без разрешения властей, но зато с шумом в СМИ устанавливают автокраном в том же горсаду бетонное кольцо, кладут на него некий камень и пишут, что здесь, мол, находились сразу три «азиза праведников». Понятно, что меджлис — эта антироссийская, неконституционная, нелегальная даже по украинским меркам организация, вернее, организованная преступная группировка (ОПГ) и до наименования именем российского адмирала упомянутого зеленого уголка в центре Белогорска была «системно против» любого решения законной власти. Добило же ксенофобов из ОПГ то, что до службы на императорском Российском флоте Л.М. Серебряков – это Казар Маркосович Арцатагорцян, то бишь, этнический армянин, род которого – крымский, местный. А признать, что Российская империя с екатерининских времен не чинила каких-либо препон для своих подданных нерусской национальности, в том числе мусульман, татар, ногаев и иных этногрупп Тавриды – это значило свернуть проект под названием «меджлис-курултай»! Интересно, конечно, что в городе Белогорске — ранее Карасубазаре, черном рынке невольников у воды, — кроме широко известных, согласно дошедшим до нас историческим источникам, мест продаж «ясыря», также существовало три азиза: Умер-Девлет-Азиз, Осман-Девлет-Азиз и Сельви-Девлет-Азиз! То есть было целых три известных здесь объекта, где мусульмане поклонялись своим праведникам. Однако как у «горячих голов» из меджлиса получилось, что все они оказались в одной точке, да еще и были локализованы в спроектированном в ХХ веке горсаду, тогда, в далеком уже 2008-м никто из властей не выяснил: время и обстановка к этому, как известно, не располагала. Но время бежит быстро. А вот уже и 2020-й доживаем… Цитата депутата: «Жителей беспокоит проблема узаконивания памятника на месте захоронения азизов (мусульманских праведников). По словам местных жителей, есть люди, которые жили в Белогорске до 1944 года, свидетельствующие о захоронении трех мусульманских святых в городском саду им. Серебрякова. В 2008 году люди в их честь установили памятный знак. Но в украинский период, несмотря на многочисленные обращения жителей, власти ничего не сделали для оформления правоустанавливающих документов…» И затем: Мы «договорились, что специалисты проведут исследования и постараются найти документальные подтверждения, что в саду были захоронения азизов. Для этого привлекут сотрудников КФУ им. В.И. Вернадского, КИПУ им. Ф.Я. Якубова, архивных учреждений, научных деятелей, историков и краеведов, старожил города. А до получения экспертного заключения по этому поводу существующий памятный камень не подлежит демонтажу и переносу. Также сотрудники администрации подготовят эскизный проект реконструкции сада и, учитывая мнение местных жителей, разработают архитектурную композицию этого памятного знака».Снова вопросы Получается, исследований еще не произошло, а власти уже должны подготовить «архитектурную композицию знака»?! Или мы, не присутствовавшие на встрече, чего-то не поняли? А мы думали, что власти (и депутат от «партии власти» в том числе) должны подготовить проект горсада им П.М. Серебрякова с памятником П.М. Серебрякову, а оно – во как!.. Получается, федеральный госслужащий приехал лишь за конкретным, «своим» вопросом! Да, и еще очень интересный момент: кто будет проводить исследования по новоделу в горсаду Белогорска («азиз» — сегодня здесь нужно в скобках понимать буквально)? Истфак КФУ или… филфак КФУ — Кафедра восточных языков (с КИПУ же, как представляется, «и так всё ясно и просто»)? Да, и отчего, по версии из цитаты, исходные документы должны составлять не ответственные и дипломированные специалисты — должностные лица, а студенты-практиканты? Мы, крымчане, привыкли, что, например, путевки в детские летние лагеря, ордера на квартиры, компенсации или «квоты» на «жирные» факультеты мединститута типа стоматологии-фармакологии распределялись до 2014 года «между своими» весьма непрозрачно, по-свойски. В свою очередь, допускаем, не исключаем напрочь, что такими же делишками могут быть у «заинтересованных лиц» и исследования «пальцем в небо». В общем, хотелось бы больше открытости в вопросе и только. Мне, в том числе как автору статьи, это на самом деле интересно: где же были упомянутые азизы? Если в горсаду – укажите, где именно.Вот еще один «пункт» Цитата депутата: «Обсудили и строительство мемориального комплекса памяти жертв депортации крымско-татарского народа. Договорились, что в течение двух недель администрация Белогорска создаст рабочую группу с участием местных крымских татар для определения земельного участка под комплекс — планируется, что это будет смежная территория с суворовским сквером. На месте же существующего закладного камня в сквере памятный знак, посвященный жертвам незаконной депортации, останется». Как автор я сразу отметил: Суворовский сквер депутат Госдумы написал с маленькой буквы (ошибся, бывает; это — не фора радикалам, нет, конечно). Да, и возможно он не знает, так как в меджлисе давно не работает, что аналогичный (по замыслу, для последующих политических спекуляций, зачем же еще?) «закладной камень» эти горе-деятели уже установили прямо на клумбе, где с другой стороны уже стоит бюст генералиссимуса. Между прочим, это «инвентарный памятник» — то есть со своей охранной зоной, архитектурным замыслом, в конце концов, в именном скверике, размером-то всего 55 на 15 метров, 8 «соток», только вдумайтесь! Поставили радикалы этот, с позволения сказать, «камешек», разумеется, до 2014 года. Однако уже в наши дни, в 2018-м, на информ-ресурсе «Лили Б.» (бывшего депутата от «курултая», затем пламенной журналистки на ТВ-ресурсе БЮТ, которая после 2014 года, будучи уже, по ее определению, «в оккупации», живет себе припеваючи в российском Симферополе и нанизывает свои, как правило, антироссийские, пропагандистские материалы, нежно называя свой «продукт» культурологическим) был анонсирован упомянутый депутатом конкурс на «Проект мемориального комплекса-аллеи» в Белогорске. И, как вы думаете, кто там победил, в этом конкурсе? – Правильно – «Лиля Б.» (по ходу пьесы-конкурса назвавшаяся «известным архитектором Крыма»)! Цирк! Сказка, (1000 и одна ночь). И в это депутат верит?Вопросы-вопросы… — Почему памятник насильно выселенным в ходе ожесточенной Великой Отечественной войны с фашистами (1941-1944 гг.) с полуострова шести этносам крымских армян, болгар, греков, немцев, итальянцев и татар депутат и его инициативная группа (состоящая, как и он, из одного рода-племени) привязывает исключительно к своему этносу? Где государственный подход, где чувство представителя власти (и где, в итоге, права пяти других пострадавших этногрупп)? Где толерантность и доброта к ближнему (армянину, греку или болгарину с немцем), земляки? — Почему незаконно установленный 20 лет назад меджлисом в Суворовском сквере Белогорска закладной камень снова, уже в 2020-м, становится «пунктом», который инициаторы установки и их продолжатели-провокаторы пытаются оформить как «краеугольный»? При этом намеренно игнорируя законодательство о культурном наследии, на которое они, когда им это выгодно, везде и всегда ссылаются. Почему, походя, нарушаются права памятника Суворову (а вместе с ним – чувства других людей, соседей)? И где же здесь принципиальность депутата? — Если с «азизами» ясно, как днем: спекулянты-провокаторы из экстрем-организации пытаются таким образом обработать, настроив верующих-мусульман против власти, уверенно рассчитывая, что без «археологии» власти «ничего не докажут», а «шурфовать» нельзя, грех и «кто им даст»; иные же исследования они себе представляют лишь как удобные им, изготовленные в подконтрольных инстанциях — то с «камнем» подобный вариант не проходит: «раскопки» тут не нужны. Наверное, поэтому фабрикуются различные псевдо-конкурсы, «проекты» и «отчеты» по ним, призванные убедить ранее репрессированных граждан, членов их семей, окружающее их сообщество, что перенос «камня», создание памятного мемориала в другом месте (пусть даже удачнее, чем на «клумбе у Суворова», продуманнее и, возможно, внушительнее за счет отдельной и свободной от других символов композиции) – это-де «неуважение». А далее в ход идет отработанная еще меджлисовская демагогия о «народе-изгое», пострадавшем от «царизма-коммунизма» (к тому же пропагандисты меджлиса, как видим, – все на своих местах). Об этом-то наш депутат знает? Или он «в курсе», но… Так где же тогда «бдительность» власти в целом? Где этот «эшелон», где система, где эти все «противовесы от перегибов»? Или кто-то думает, что, установив «мемориальный комплекс ранее репрессированным» в Суворовском сквере[2], причем на периферии, власть устранит тлеющий сегодня конфликт вокруг данного вопроса? Ой ли! Скорее всего, спор перетечет на более высокий уровень. Конечно, когда не являешься участником подобных посиделок и разговоров «в кулуарах»», трудно оценивать, эти витиеватые (по-восточному) фразы. Так, в депутатской цитате в начале предложения звучит: «При определении земельного участка под комплекс планируется, что это будет смежная территория с Суворовским сквером». И тут же, по-хозяйски, в конце предложения добавляется: «На месте существующего закладного камня в сквере памятный знак, посвященный жертвам незаконной депортации, останется». Кстати, за кадром остается, что наш депутат-государственник продолжает наполнять эфир терминами типа «депортация» (которой, по сути, не было, так как из Крыма люди выселялись в пределах одной страны, оставаясь ее гражданами, избирателями; им выплачивались различные компенсации, в месте ссылки они трудоустраивались с местным населением на общих основаниях; члены партии продолжали свою партийную деятельность, а все вместе, практически единогласно, голосовали «за блок коммунистов и беспартийных» и т.п.) вместо «насильственного переселения». Есть еще много «случайных» и досадных «мелочей». Все они, случайно или нет, перекликаются с приевшимися уже крымчанам «месседжами меджлиса». Ну, да ладно, сочтем, что это «инерция мЫшления»!.. Последний вопрос выходит за рамки нашего исследования, так как он — тоже из неудобных. На описываемом заседании в Белогорской администрации присутствовал бывший меценат, владелец относительно известного в республике бренда, сетевого продуктового бизнеса в Крыму, на средства которого и построили новую мечеть в городе, созвучную с его, разумеется, скромным именем. Позже этот человек отсидел в «Лефортово» (заведение, как говорят и пишут в СМИ, «под ФСБ», для «важных особ», посягающих на государственную безопасность страны). И не слабо посидел — полтора года! Затем тихонько вышел под поручительство крымского муфтия. Без каких-либо комментариев для широкой публики (ни от муфтия, ни от фигуранта, ни от «следаков-фэйсов», и «слива» – ничего!). Что, ошиблись с обвинениями? А извинения принесены? Сегодня он снова в администрации: заседает, решает судьбы людей, целого города да еще и на поколения и поколения вперед! Вопрос уже не к депутату, а к другим: что происходит в Белогорске, в Крыму (а на кончике языка — «…и в России в целом»)?! Не пора ли объясниться с крымчанами — да и россиянами в целом? *[1] В собрании материалов «О долге и чести воинской в российской армии» (Воениздат, М, 1991) опубликовано письмо одного из легендарных защитников Севастополя П.С. Нахимова нашему земляку по поводу смерти его сына в Севастополе: «Милостивый государь, Лазарь Маркович! Доблестная военная жизнь ваша дает мне право говорить с вами откровенно, несмотря на чувствительность предмета. Согласившись на просьбу сына, вы послали его в Севастополь не для наград и отличий; движимые чувством своего долга, лежащего на каждом русском и, в особенности, моряке, вы благословили его на подвиг, к которому призывал его пример и внушение, полученные им с детства от отца своего. Вы свято довершили свою обязанность, он с честью выполнял свою… Несмотря на высокое самоотвержение свое, ни одна пуля его не задела, а всемогущему богу угодно было, чтоб случайная граната была причиною его смерти — в один час ночи с 22-го на 23-е число он убит! В Севастополе, где весть о смерти почти уже не производит впечатления, сын ваш был одним из немногих, на долю которых досталось искреннее соболезнование всех моряков и всех, знавших его; он погребен в Ушаковой балке. Провожая его в могилу, я был свидетелем непритворных слез и грусти окружающих. Сообщая эту горестную весть, я прошу верить, что вместе с вами и мы, товарищи его, разделяем ваши чувства. Прекрасный офицер, редких душевных достоинств человек, он был украшением и гордостью нашего общества, а смерть его мы будем вспоминать как горькую жертву необходимости для искупления Севастополя…» (Серебряков-младший покоится на Мемориале русских воинов Северной стороны Севастополя) [2] К слову, Александр Васильевич Суворов от рождения был благочестивым и воцерковленным человеком и, несмотря на свои выдающиеся заслуги и ранги, простым в общении с людьми (что и тогда, и сегодня большинством воспринимается как нечто выдающееся, а иными — как чудачества). После его смерти было много разговоров о его канонизации Александр Кучеренко "Крымское эхо"
- В первый день зимы в Крыму произошел уникальный прецедент: Симферопольская городская администрация передала в собственность муфтията культовый объект – «Азиз Салгир-баба / Оазис у речки Салгир», «святое место праведника». Говоря языком чиновников, религиозному объединению мусульман республики отдан во владение локальный земельный участок размером примерно 10х10 метров с прилегающими постройками, а вместе имеющими характер объекта культурного наследия. СТАРЫЕ ПЕСНИ «О ГЛАВНОМ» (ИЛИ — НА НОВЫЙ ЛАД?). Часть первая Святой источник По некоторым данным, история азиза-оазиса просматривается уже в конце XVII — начале XVIII вв. Согласно мусульманскому преданию, именно там упокоился один из «праведников», Салгир-баба — очевидно, паломник в Мекку, что раньше было большой редкостью, сравнимой с чудом. Там же когда-то бил из скалы родник (возможно, несмотря на жизнедеятельность Старого Симферополя, изменения спустя годы-века климата и гидрорежима, он сохранился и поныне). На рисунке: отдельное, относительно свежее на вид, облагороженное мусульманское захоронение в каменной ограде (значит, выделяющееся на фоне других, особенное), которое, по преданию, находилось по соседству с криницей. Локализовано в районе нынешней улицы Воровского, д. 7. Одна из ссылок наугад (да пусть не обидится цех краеведов) — книга известной симферопольской писательницы Светланы Беловой «Симферополь. Этюды истории, культуры, архитектуры», изд. «Таврия-плюс», 2001. Также вполне возможно, что название упомянутого тихого уголка в центре Симферополя просто перекликается с пролегающим рядом руслом реки Салгир, главной водной артерии полуострова. А родник – как драгоценный в наших южных краях ресурс (что, кстати, многие местные жители поняли лишь сегодня), которому на Востоке издавна приписывают волшебные свойства, придал со временем, через три столетия, этому традиционному месту поклонения («водицы испить, умыться — Богу поклонится») дополнительную особую торжественность. Вместе с находившейся поблизости могилой азис-оазис с учетом мусульманской культурной традиции, которая в этом вопросе практически совпадает с ортодоксальной христианской, являлся местом поклонения, а со временем – еще и народной легендой, преданьем старины глубокой. Но, увы, были периоды, когда потомки забывали свои истоки. Как же, в курсе: около тридцати последних лет, большая часть которых прошла, как принято сегодня уточнять в «политкорректных» кругах, в «украинский» период, источник, каменная ограда и изображенная на рисунке далекого художника могила были в запустении. Выглядело всё весьма обшарпано — и это несмотря на проживание в Симферополе тысяч верующих. Впрочем, как и большинство тогда исторических и прочих «цивильных» мест нашего «губернского городка». Года через три после 2014 года все еще «охраняемый Украиной» (согласно висящей там «до последнего гвоздя» табличке) азиз-оазис как-то навестили волонтеры в фирменных майках. Прибрав пятачок площадью всего в одну «сотку», они вывезли оттуда грузовик различного мусора, сухостоя, битого камня Заметим, участок находится в относительно оживленном районе под Старым городом. Поэтому вполне логичным было решение новой власти: она откликнулась на обращение граждан в августе сего года и, после подготовки необходимых первичных (исходных) документов, объект был передан «заинтересованной стороне» — муфтияту. Сегодня, по словам администрации Симферополя, «продолжается процесс оформления участка, территорию ставят на кадастровый учет. В ближайшее время здесь проведут масштабную уборку, затем начнутся работы по благоустройству участка. В планах — снос старых строений, сухостоя, расчистка источника, а также высадка декоративных растений». Также власть нашла средства для прекращения пользования участком частного владельца (раньше это было почтенное семейство из Белоруссии), видимо, выкупив имущество — предоставив людям равноценное жилище или компенсацию; деньги в бюджете «губернского города С.» после нового обретения им российского статуса появились. Что ж, остается надеяться, что «Салгир-баба» станет еще одной восстановленной частичкой нашего прошлого! Фонтан Савопуло К слову, таким уже позабытый художник А. Потик изобразил еще один исторический объект, известный симферопольцам как фонтан грека Савопуло. Фонтану повезло больше других братьев-родников, обильно рассыпанных вдоль всего обрыва, являющегося частью Второй гряды Крымских гор: он оказался в городском саду, а последующее благоустройство дало возможность сохраниться, остаться, так сказать, в веках. По многочисленным устным свидетельствам, сей фонтан православные, особенно местные греки, также почитали святым. Посещали его во всякий свой праздник или просто когда путь пролегал близко. Не брезговали им и мусульмане, резонно считая, что посетить намоленное место, пусть даже и представителем иной конфессии, попить там холодной водицы да еще в жару, в крымский летний полдень — весьма полезно для здоровья и вообще, как сейчас говорят, тонизирует. Но были времена, когда и этому архитектурному шедевру не везло… Однако рано или поздно снова приходят к источнику добрые люди (тут нужно подчеркнуть — разных национальностей), которым небезразлично, где они живут, а главное – зачем и что в итоге о них подумают дети и внуки. И тогда любой родник возрождается! Часть вторая. ПРИЕХАЛ ДЕПУТАТ — «НАРЕЗАЛ» ЗАДАЧИ Южный берег Словно шорох, легкий ветерок пронесся по Крымскому полуострову (или, словами политолога, по электоральному ландшафту): государственный муж, депутат Федерального Собрания — Думы России в ходе инспекции Южного берега проникся «событием на улице Воровского» и в свою очередь сообщил (спустя всего два-три дня после оглашенной администрацией Симферополя и Духовным управлением мусульман об успехе взаимодействия власти и общественности в вопросе с Салгир-бабой), что в Республике Крым находится, по крайней мере «126 азизов». Причем интересно, что некоторые из них, по словам народного избранника (не совсем, правда, народного — получившего свой высокий мандат по партийной «квоте», но по сути позиционирующийся в течение всего созыва как «квотный» представитель одного из заметных этносов республики, к которой сам и принадлежит), находятся на землях известного предприятия – совхоза-завода «Массандра» (давеча проданной из госсобственности в частную, причем, так удачно, что эта горячая новость является топовой до сих пор). Со слов «думца», ныне необходимо исследовать (что вполне резонно) эти места «успокоения праведников», объявленные как «объекты поклонения мусульман». А после досконального изучения вопроса, получения положительного заключения — выделить, поставить на учет и сделать к ним открытый доступ (очевидно, наложить сервитут на дорогу-тропу, оформить подъездной путь, оговорить режим деятельности данного «отягощения»). Ну, а в перспективе – благоустроить и сделать им паспорта как «объектам культурного наследия»: чтобы государство следило за ними и, по возможности, благоустраивало. Со слов же источников из коридоров Алуштинской администрации, эти «новости» (о десятках «азизов» у них под боком; безотлагательной необходимости их исследовать, а потом как-то оформлять и обеспечивать функционирование) для них «как снег на голову». Ну на то они и чиновники, чтобы столбенеть перед депутатскими запросами-обращениями. Тут, правда, сразу же возникают вопросы. Первый, принципиальный: почему народный избранник вспомнил об азизах не «до», а после продажи «Массандры» в частные руки? Почему эти светлые и гуманные, в целом, мысли не были реализованы раньше, на этапе предпродажной подготовки этого знакового крымского предприятия — когда на него закладывались средства, выделялись люди, время, оборудование и внимание к вопросу было предметное? Тем более, что владелец упомянутых особо ценных земель ЮБК, засаженными многолетними насаждениями — элитными виноградниками, до декабря сего года (с февраля предыдущего года) было государство, Республика Крым (Минсельхоз РК). Где «идеолог» ходил свои четыре года депутатской деятельности? Второй, не принципиальный: почему деятельность моложавого и энергичного депутата (вбросы информации в СМИ и раздача им заданий ведомствам) началась лишь после упомянутой реализованной инициативы муфтията и столичной Симферопольской администрации — после активно продвигаемой ими, в свою очередь, медиа-кампании? Третий: вопрос взаимодействия депутата и муфтията, партии и депутата, депкорпуса, Совмина и муниципалитетов, а в итоге — представителей власти разных уровней в целом (светских, религиозных, информационных…). Где они все раньше были, что делали? Предполагаю, что крымское общество ожидает от власти, желательно публично, ответы еще на пару-тройку вопросов. Например, на такие. Вопрос «историко-философский»: каков инструмент, критерии, юридические аспекты в современной интерпретации будут приниматься ведомствами во внимание при формировании ими понятия «азиз»? Из него вытекает вопрос практический: какие документы будут при этом затребованы, исследованы, сформированы, если их на абсолютное большинство подобных «святых мест» нет и вряд ли они были в природе, а есть лишь «предания», древняя, причем культовая, традиция — а церковь, как известно, у нас отделена от государства? Ну, и, вопрос «риторический»: подобная историко-документальная и организационно-мемориальная деятельность новых властей нашей республики будет вестись в отношении (в пользу) одной этно-конфессиональной группы, как раньше, до 2014-го, или на что-то теперь можно рассчитывать (надеяться) и остальным? При этом, по мнению автора, «азизы» как места поклонения крымских мусульман, как и иные памятные, святые «точки сбора» других народов будут продолжать посещаться верующими и без заботы чиновников. При этом, по крайней мере, для традиционных конфессий, подобные места нужно каким-то образом учитывать и систематизировать, но главное – прививать обществу в целом, особенно среди молодежи, уважительное отношение к подобным объектам (всем вместе) как к объектам поклонения (пусть другой конфессии, но – поклонения) и, разумеется, не