Долгожданное счастье …У Татьяны и её мужа дочь родилась после первого протокола ЭКО. Шансы были минимальными. Но любовь победила. А вот Ирина с супругом прошли долгий путь лечения и несколько таких попыток — всё безрезультатно. Зато спустя полгода беременность наступила естественным образом. Разные женщины и разные жизненные истории. А цель одна.Я решила поговорить о загадках хрупкого зарождения малыша с акушером-гинекологом, специалистом по бесплодию (как сегодня называют, репродуктологом) Марией Килессой . Она делает чудеса — уже не одна сотня детей появилась на свет вопреки всем диагнозам и неутешительным прогнозам.
Сразу вспомнила свои переживания, страхи, загадочный и счастливый период ожидания новой жизни. На этот раз у меня другая задача — журналистская. Пришла, чтобы, не вдаваясь в скучные рассуждения, задать врачу вопросы от тех, кто пока не решился обратиться за помощью: как увеличить шанс увидеть две заветные полоски, если долгое время не получается забеременеть, какие неожиданности могут подстерегать на пути к материнству?
Доктор Мария начала с показательной статистики:
— В наше время эта проблема касается каждой восьмой супружеской пары в России. Примерно такая же ситуация и в мире, — сказала она. — Есть женское бесплодие (30%), мужское (30%), женское и мужское в комплексе (30%), не уточнённое (10%). В числе не уточнённых причин: аутоиммунные заболевания, скрытые недуги, которые никак не проявляются, неправильный обмен веществ, нарушенная микрофлора, аллергические реакции. Растущие показатели также могут быть связаны с изменением образа жизни, стрессами, неправильным питанием, загрязнением окружающей среды, влиянием информационных технологий и другими факторами. Раньше тему бесплодия, как правило, замалчивали (что сказывалось и на цифрах), супруги пытались справиться сами, иные браки распадались. Сегодня говорят открыто, без ложного стеснения, и для большинства это определяющий момент.
Мария Килесса в рабочем кабинете — Можно ли родить вопреки всему?— Можно. Уже никого не удивляет, что женщины становятся мамами и после сорока, и после пятидесяти лет. Но есть одно условие — для беременности организм должен быть полностью подготовлен, чтобы будущему ребёнку, выражаясь простым языком, было удобно, уютно, спокойно. Разумеется, можно обратиться за помощью к репродуктивным технологиям. Однако надо понимать: шансы добиться успеха на ЭКО примерно такие же, как и при естественном зачатии. Согласно мировой статистике, экстракорпоральное оплодотворение даёт порядка 40—50% результативности, а по неофициальным данным — 31. После 45-ти лет цифры стремительно падают — до 6% и ниже.
— Вы — сторонница естественной беременности?
— Безусловно. Самостоятельно пройти через все этапы деторождения — однозначно лучше. Не буду отрицать значимости ЭКО, но это радикальный метод. Порядка тысячи квот выделяется ежегодно по ОМС, т. е. бесплатно. И все расходуются. Супружеские пары обслуживаются за счёт страховых компаний. Кому-то везёт с первого раза, кто-то пробует ещё и ещё, но беременность так и не наступает. Хотя, казалось бы, явных причин нет, анализы хорошие. Поэтому прежде всего надо понять, что мешает. Это будет важно и для вынашивания. Я раньше занималась только ЭКО. Сегодня больше сконцентрирована на подготовке пациенток к естественной беременности. Искусственное оплодотворение показано лишь трём процентам женщин. Остальные вполне могут обойтись и без него — после детального обследования и лечения. Работаю с супружескими парами. Когда речь идёт о бесплодии, участие мужчин обязательно.
— Нужно ли давать надежду, если её почти нет?
— Однозначно — нужно. Надежда на новую жизнь есть всегда. Хочу забеременеть и не могу — такого не бывает. Если пациентка сама не способна выносить малыша, существует суррогатное материнство. Тема эта непростая, но все сомнительные моменты закрепляются юридически. Не получается из своих яйцеклеток — существуют донорские программы. Всё доступно. И даже менопауза — не помеха. Помочь всё равно можно: вызвать гормонами искусственный менструальный цикл и затем уже подключить репродуктивные технологии.
— Слышала много споров по поводу гормональной терапии. Это не опасно?
— Да, разговоры ведутся, в том числе и в медицинской среде. Однако эффективность и бе-зопасность данного вида терапии научно доказана. И в моей практике женщины благополучно справляются с подготовкой к беременности, рожают здоровых детей. Но, разумеется, всё предвидеть невозможно. Поэтому препараты назначаются только после полного обследования. Не исключены нежелательные реакции, побочные эффекты. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
— Чувствуете ли вы эмоциональную сопричастность, когда есть результат?
— Две полоски — всегда долгожданный момент. Сразу ощущаю необыкновенный подъём, желание работать дальше и больше. Уже потом, когда цель достигнута, пациенты приходят в клинику с детками. И я вижу плоды наших совместных усилий. Это на самом деле счастье и большой труд. У каждой пары — свои нюансы, в которых надо разбираться. Причём бережно, деликатно. Женщина, когда не может забеременеть, очень ранима. Любое неосторожное слово — расстраивается, падает духом, чего никак нельзя допустить.
Нас скоро будет трое — Получается, вместе с пациентами проходите этот путь? — От начала до конца. Работая вместе, сближаемся, переживаем попытку за попыткой. Бывает тяжко. Но в итоге все трудности забываются. И оно того стоит. Здесь во многом важен психологический настрой. У десяти процентов моих пациентов положительный тест уже после первичной консультации, ещё до того, как что-то было назначено. Ушли тревожные мысли — и сразу снимается блок на зачатие. Случается, беременность наступает не в результате ЭКО, а спустя месяц-другой, когда надежды, казалось бы, рухнули. В результате лечения гормональный фон выровнялся, пришёл в норму — и всё само собой произошло.
— Стало быть, без старания и терпения никак нельзя?
— Бесплодие — не приговор, а медицинский диагноз, который, как любое другое заболевание, поддаётся лечению и коррекции. Только этим нужно заниматься, полностью доверяя врачу. Самый тяжёлый этап для пациентов — ожидание: десять дней с момента переноса эмбриона в матку (в случае ЭКО). Тут надо обязательно взять себя в руки — отпустить ситуацию, исключить волнения, расслабиться. Это довольно-таки трудно, но важно. Гормоны стресса сбивают работу организма. Помню, пришла супружеская пара. Проблема — в мужчине. Шансы крайне малы — низкое количество сперматозоидов. Супруг был готов дать жене развод, чтобы она обрела новую семью, родила ребёнка. Но женщина и слышать ничего не хотела. Мы начали работать, сделали ЭКО. И сразу в десятку! Несмотря на сложную ситуацию. Недавно приезжали с новорождённым. Столько радости!
— Наверняка сейчас задумаются те, кто только собирается обратиться за помощью.
— Рекомендую не тянуть. Визит к врачу — первый шаг, и его надо сделать. Время уходит. С каждым годом добиться желаемого всё сложнее. Особенно это касается одиноких женщин, когда возраст поджимает, а пары нет. Не надо стесняться своих желаний, к тому же они исполнимы. Донорской спермой оплодотворяются яйцеклетки, подсаживаются в матку, и рождается малыш — от неизвестного мужчины. Можно выбрать национальность, цвет волос, глаз будущих сына или дочки. И это, согласитесь, гораздо этичнее, чем искать временного партнёра. Планирую подготовить подборку статей на тему бесплодия, выложить в «Инстаграме» и на отдельном сайте, чтобы люди могли найти нужную информацию, задать вопросы.
— Что для вас рождение ребёнка?
— Чудесное и дивное событие в жизни. С некоторых пор к беременности стали относиться больше как к болезни. Слишком много анализов, регулярные УЗИ, таблетки, витамины. Но сотворение человека — естественный процесс, происходящий по своим законам, где зачатие — самая большая загадка. Мы привыкли думать, что сперматозоиды устраивают гонку за яйцеклетками и, настигнув, проникают в одну из них. Но так ли это? Последние исследования дают иное представление: яйцеклетка (а она как раз отвечает за совместимость) сама выбирает пару, решает, подпустить к себе сперматозоид или нет. Как её заставить? Разумеется, все эти механизмы ещё до конца не ясны. Но, возможно, приоткрывая завесу тайны, мы ещё дальше продвинемся в лечении бесплодия — в устранении его необъяснимых причин.
Беседовала Елена ЗОРИНА
Долгожданное счастье…У Татьяны и её мужа дочь родилась после первого протокола ЭКО. Шансы были минимальными. Но любовь победила. А вот Ирина с супругом прошли долгий путь лечения и несколько таких попыток — всё безрезультатно. Зато спустя полгода беременность наступила естественным образом. Разные женщины и разные жизненные истории. А цель одна. Я решила поговорить о загадках хрупкого зарождения малыша с акушером-гинекологом, специалистом по бесплодию (как сегодня называют, репродуктологом) Марией Килессой . Она делает чудеса — уже не одна сотня детей появилась на свет вопреки всем диагнозам и неутешительным прогнозам. Сразу вспомнила свои переживания, страхи, загадочный и счастливый период ожидания новой жизни. На этот раз у меня другая задача — журналистская. Пришла, чтобы, не вдаваясь в скучные рассуждения, задать врачу вопросы от тех, кто пока не решился обратиться за помощью: как увеличить шанс увидеть две заветные полоски, если долгое время не получается забеременеть, какие неожиданности могут подстерегать на пути к материнству? Доктор Мария начала с показательной статистики: — В наше время эта проблема касается каждой восьмой супружеской пары в России. Примерно такая же ситуация и в мире, — сказала она. — Есть женское бесплодие (30%), мужское (30%), женское и мужское в комплексе (30%), не уточнённое (10%). В числе не уточнённых причин: аутоиммунные заболевания, скрытые недуги, которые никак не проявляются, неправильный обмен веществ, нарушенная микрофлора, аллергические реакции. Растущие показатели также могут быть связаны с изменением образа жизни, стрессами, неправильным питанием, загрязнением окружающей среды, влиянием информационных технологий и другими факторами. Раньше тему бесплодия, как правило, замалчивали (что сказывалось и на цифрах), супруги пытались справиться сами, иные браки распадались. Сегодня говорят открыто, без ложного стеснения, и для большинства это определяющий момент. Мария Килесса в рабочем кабинете— Можно ли родить вопреки всему? — Можно. Уже никого не удивляет, что женщины становятся мамами и после сорока, и после пятидесяти лет. Но есть одно условие — для беременности организм должен быть полностью подготовлен, чтобы будущему ребёнку, выражаясь простым языком, было удобно, уютно, спокойно. Разумеется, можно обратиться за помощью к репродуктивным технологиям. Однако надо понимать: шансы добиться успеха на ЭКО примерно такие же, как и при естественном зачатии. Согласно мировой статистике, экстракорпоральное оплодотворение даёт порядка 40—50% результативности, а по неофициальным данным — 31. После 45-ти лет цифры стремительно падают — до 6% и ниже. — Вы — сторонница естественной беременности? — Безусловно. Самостоятельно пройти через все этапы деторождения — однозначно лучше. Не буду отрицать значимости ЭКО, но это радикальный метод. Порядка тысячи квот выделяется ежегодно по ОМС, т. е. бесплатно. И все расходуются. Супружеские пары обслуживаются за счёт страховых компаний. Кому-то везёт с первого раза, кто-то пробует ещё и ещё, но беременность так и не наступает. Хотя, казалось бы, явных причин нет, анализы хорошие. Поэтому прежде всего надо понять, что мешает. Это будет важно и для вынашивания. Я раньше занималась только ЭКО. Сегодня больше сконцентрирована на подготовке пациенток к естественной беременности. Искусственное оплодотворение показано лишь трём процентам женщин. Остальные вполне могут обойтись и без него — после детального обследования и лечения. Работаю с супружескими парами. Когда речь идёт о бесплодии, участие мужчин обязательно. — Нужно ли давать надежду, если её почти нет? — Однозначно — нужно. Надежда на новую жизнь есть всегда. Хочу забеременеть и не могу — такого не бывает. Если пациентка сама не способна выносить малыша, существует суррогатное материнство. Тема эта непростая, но все сомнительные моменты закрепляются юридически. Не получается из своих яйцеклеток — существуют донорские программы. Всё доступно. И даже менопауза — не помеха. Помочь всё равно можно: вызвать гормонами искусственный менструальный цикл и затем уже подключить репродуктивные технологии. — Слышала много споров по поводу гормональной терапии. Это не опасно? — Да, разговоры ведутся, в том числе и в медицинской среде. Однако эффективность и бе-зопасность данного вида терапии научно доказана. И в моей практике женщины благополучно справляются с подготовкой к беременности, рожают здоровых детей. Но, разумеется, всё предвидеть невозможно. Поэтому препараты назначаются только после полного обследования. Не исключены нежелательные реакции, побочные эффекты. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. — Чувствуете ли вы эмоциональную сопричастность, когда есть результат? — Две полоски — всегда долгожданный момент. Сразу ощущаю необыкновенный подъём, желание работать дальше и больше. Уже потом, когда цель достигнута, пациенты приходят в клинику с детками. И я вижу плоды наших совместных усилий. Это на самом деле счастье и большой труд. У каждой пары — свои нюансы, в которых надо разбираться. Причём бережно, деликатно. Женщина, когда не может забеременеть, очень ранима. Любое неосторожное слово — расстраивается, падает духом, чего никак нельзя допустить. Нас скоро будет трое— Получается, вместе с пациентами проходите этот путь? — От начала до конца. Работая вместе, сближаемся, переживаем попытку за попыткой. Бывает тяжко. Но в итоге все трудности забываются. И оно того стоит. Здесь во многом важен психологический настрой. У десяти процентов моих пациентов положительный тест уже после первичной консультации, ещё до того, как что-то было назначено. Ушли тревожные мысли — и сразу снимается блок на зачатие. Случается, беременность наступает не в результате ЭКО, а спустя месяц-другой, когда надежды, казалось бы, рухнули. В результате лечения гормональный фон выровнялся, пришёл в норму — и всё само собой произошло. — Стало быть, без старания и терпения никак нельзя? — Бесплодие — не приговор, а медицинский диагноз, который, как любое другое заболевание, поддаётся лечению и коррекции. Только этим нужно заниматься, полностью доверяя врачу. Самый тяжёлый этап для пациентов — ожидание: десять дней с момента переноса эмбриона в матку (в случае ЭКО). Тут надо обязательно взять себя в руки — отпустить ситуацию, исключить волнения, расслабиться. Это довольно-таки трудно, но важно. Гормоны стресса сбивают работу организма. Помню, пришла супружеская пара. Проблема — в мужчине. Шансы крайне малы — низкое количество сперматозоидов. Супруг был готов дать жене развод, чтобы она обрела новую семью, родила ребёнка. Но женщина и слышать ничего не хотела. Мы начали работать, сделали ЭКО. И сразу в десятку! Несмотря на сложную ситуацию. Недавно приезжали с новорождённым. Столько радости! — Наверняка сейчас задумаются те, кто только собирается обратиться за помощью. — Рекомендую не тянуть. Визит к врачу — первый шаг, и его надо сделать. Время уходит. С каждым годом добиться желаемого всё сложнее. Особенно это касается одиноких женщин, когда возраст поджимает, а пары нет. Не надо стесняться своих желаний, к тому же они исполнимы. Донорской спермой оплодотворяются яйцеклетки, подсаживаются в матку, и рождается малыш — от неизвестного мужчины. Можно выбрать национальность, цвет волос, глаз будущих сына или дочки. И это, согласитесь, гораздо этичнее, чем искать временного партнёра. Планирую подготовить подборку статей на тему бесплодия, выложить в «Инстаграме» и на отдельном сайте, чтобы люди могли найти нужную информацию, задать вопросы. — Что для вас рождение ребёнка? — Чудесное и дивное событие в жизни. С некоторых пор к беременности стали относиться больше как к болезни. Слишком много анализов, регулярные УЗИ, таблетки, витамины. Но сотворение человека — естественный процесс, происходящий по своим законам, где зачатие — самая большая загадка. Мы привыкли думать, что сперматозоиды устраивают гонку за яйцеклетками и, настигнув, проникают в одну из них. Но так ли это? Последние исследования дают иное представление: яйцеклетка (а она как раз отвечает за совместимость) сама выбирает пару, решает, подпустить к себе сперматозоид или нет. Как её заставить? Разумеется, все эти механизмы ещё до конца не ясны. Но, возможно, приоткрывая завесу тайны, мы ещё дальше продвинемся в лечении бесплодия — в устранении его необъяснимых причин. Беседовала Елена ЗОРИНА