«Новоросс.info» - Политолог Олег Хавич пару дней назад поинтересовался у меня, почему официальные спикеры канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата) молчат, когда, к примеру, униаты топчут при поддержке государства память о тысячелетней истории Православия на территории нынешней Украины. Пришлось ответить, что эти «православные» спикеры в таких случаях руководствуются философией «кабы чего не вышло». Зато, когда требуется проявить верноподданность откровенно антиправославному государству, они в первых рядах. И в тот же день одно украинское информагентство неожиданно поинтересовалось: «Кого бы из нынешнего священноначалия УПЦ (МП) вы могли бы причислить к наследию Олэксандра Драбынко?». И на ум пришли те же люди. Драбынко, напомним, это перебежавший в «СЦУ» митрополит УПЦ (МП) (так и не лишённый архиерейского сана), личный секретарь покойного митрополита Владимира (Сабодана), который медленно, но уверенно продвигал идею автокефалии УПЦ (МП). То есть — разрыва последнего и главного цивилизационного звена, связующего нынешнюю Украину с Россией. Ответил этому информагентству и начал корить себя: а время ли сейчас выносить сор из избы — когда внешние и так со всех сторон клюют Церковь каноническую на Украине? А с другой стороны, ведь на Украине, пока она существует, это уже никогда не прекратится. Так что же, до скончания её века так и прогибаться? Осторожничать, тогда как Глава и Создатель Церкви заповедал: «Да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а прочее — от лукавого». И пока «честные церковники» будут молчать, предавая Истину, лукавые церковники подпилят-таки последнее цивилизационное звено. Правоту этих соображений последние сами же и подтвердили буквально на следующий день. «На Украине ложно маркируют верующих как приверженцев “русского мира”, — УПЦ». Под таким заголовком вышел текст Союза православных журналистов, посвящённый Заявлению Представительства УПЦ (МП) при международных организациях. В заявлении, в частности, говорится: «… на Украине сложилась устойчивая тенденция по таргетированию и маркировке верующих УПЦ как якобы приверженцев определенной геополитической позиции, идеологии “русского мира”… Такая тенденция не только не соответствует действительности, но и противоречит международному праву…». Документ опубликован отделом Синодальный информационно-просветительским отделом УПЦ, руководимом митрополитом Климентом (Вечерей). Тем самым, что ещё в 2018 году заявил BBC: «УПЦ никакого отношения к концепции русского мира не имеет». При этом ни авторы заявления (глава Представительства УПЦ — внучатый племянник вышепамятного митр. Владимира епископ Виктор Коцаба), ни его публикаторы не приводят определения «идеологии Русского мира». По той простой причине, что прекрасно знают: идеологии такой не существует. Предстоятель Русской православной церкви (которому русофобы приписывают изобретение вышеупомянутой «идеологии» ещё в 2009 году) вынужден был не раз пояснять, что Русский мир — это цивилизационное, а не политическое понятие: «Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения (выделено мной, — Д.С.)… Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную… Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык — это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией». Но если упомянутая синодальными отделами УПЦ (МП) «идеология» — выдумка, то куда более близкой к истинному смыслу заявления выглядит заголовок плотно сотрудничающего с данными отделами Союза православных журналистов: «На Украине ложно маркируют верующих как приверженцев “русского мира”». Причём, подаётся это, как позиция всей УПЦ (МП). Но в таком случае анонимные журналисты должны признать, что мнение епископов Климента и Виктора, выдаваемое за позицию всей УПЦ (МП), мягко говоря, расходится с мнением предстоятеля церкви, частью которой является УПЦ (МП) и которого своим патриархом называют сотни тысяч прихожан УПЦ. Вспомним, как встречали они лозунгами «Кирилл — наш патриарх!» своего предстоятеля во время его архипастырских визитов на Украину. Точно также приветствовали верные УПЦ (МП) его предшественника — патриарха Московского Алексия II. Который и поставил епископа Виктора в священники. О патриархе Кирилле продолжают молиться православные на Украине как за «великого господина и отца» и после того, как он в том самом 2009 году, «изобретая идеологию Русского мира» пояснил: Русский мир, это «ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки… Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: “Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь”… Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть». Именно Православие сформировало ценности Русского мира, убеждён Святейший. По его мнению, это некое духовное пространство, противостоящее современной глобалистской цивилизации с её «общечеловеческими ценностями». И если по слову Христа, спасётся «стадо малое», то сформированный Церковью Русский мир — это и есть территория духовного спасения. «На ком, как не на едином Русском Мире лежит ответственность за отстаивание православной веры и нравственности в планетарном масштабе? При всем уважении к народам Греции, Болгарии, Румынии, к православным арабам, их влияние на мировое общественное мнение, к величайшему сожалению, равно где-то 0,001%. И помочь, в том числе, и им оградиться от набирающего силу агрессивного секуляризма и воинствующего антихристианства способен только Русский Мир. Это не превосходство его, а тяжелейшее и ответственейшее служение, отказ от которого станет катастрофой уже не только для народов Русского Мира, но для всей человеческой цивилизации», — писал в том же 2009 году тогдашний пресс-секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, противостоя автокефалистским поползновениям драбинковской поп-группы. Могут ли и сейчас оспорить это положение те православные журналисты и епископы, которые от имени всей УПЦ заверяют, что «неправильно маркировать верующих как приверженцев Русского мира»? Если да, то в таком случае, неверующим был и Русский Златоуст митрополит Туровский Кирилл, который с амвона киевской Десятинной церкви утверждал в далёком XII веке, что святыми уже прославлен «не только Рим, но и Херсон, и весь РУССКИЙ МИР». Как отмечает глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, «Русскому миру» без малого тысяча лет. Ведь, исходя из контекста «Слова…», Туровский святитель использовал понятие «Русский мир», как давно устоявшееся. Не потому ли епископ Климент со своим, созданным драбынковцами, информационно-просветительским отделом пытается вытеснить из «коммуникативного пространства УПЦ» пресс-службу во главе с В.С Анисимовым, что сотрудники последней гораздо более профессиональны, убедительны и глубоки в вопросах просвещения и информации? Или наследникам Драбынко просто удобнее отсчитывать историю православия на Украине от конца XX века — когда (как самостоятельная часть РПЦ), и была учреждена УПЦ (МП)? Но как же тогда быть с Киево-Печерской лаврой, в которой находятся представительства вышеупомянутых синодальных отделов, и которая в Печерском Патерике 1661 года названа «первым строением РОССИЙСКОГО НАШЕГО МИРА не только внешнего, но паче внутреннего и духовного». Под лозунгами возвращения в Русский мир, выдвинутыми великими карпатскими просветителями Наумовичем, Антоневичем и их соратниками, сотни тысяч карпатских русинов в XIX–XX вв. возвращались из 400-летней унии в Православие, гибли за это в первых в Европе концлагерях Терезин и Талергоф. Чтобы спустя ещё сто лет быть причисленными к неверующим своими же — православными… Слава Богу, далеко не все в УПЦ отреклись от мира Святой Руси. И даже наоборот. Взять хотя бы фото, которым проиллюстрировал своё русофобское утверждение Союз православных журналистов. Изображённая на нём массовость, очевидно, должна была продемонстрировать «презентативность» высказанного епископами Климентом и Виктором мнения. Да только текстовку старую забыли снять при публикации — в честь чего это шествие было - в честь крещения Руси.Дмитрий Скворцов
«Новоросс.info» - Политолог Олег Хавич пару дней назад поинтересовался у меня, почему официальные спикеры канонической Украинской православной церкви (Московского патриархата) молчат, когда, к примеру, униаты топчут при поддержке государства память о тысячелетней истории Православия на территории нынешней Украины. Пришлось ответить, что эти «православные» спикеры в таких случаях руководствуются философией «кабы чего не вышло». Зато, когда требуется проявить верноподданность откровенно антиправославному государству, они в первых рядах. И в тот же день одно украинское информагентство неожиданно поинтересовалось: «Кого бы из нынешнего священноначалия УПЦ (МП) вы могли бы причислить к наследию Олэксандра Драбынко?». И на ум пришли те же люди. Драбынко, напомним, это перебежавший в «СЦУ» митрополит УПЦ (МП) (так и не лишённый архиерейского сана), личный секретарь покойного митрополита Владимира (Сабодана), который медленно, но уверенно продвигал идею автокефалии УПЦ (МП). То есть — разрыва последнего и главного цивилизационного звена, связующего нынешнюю Украину с Россией. Ответил этому информагентству и начал корить себя: а время ли сейчас выносить сор из избы — когда внешние и так со всех сторон клюют Церковь каноническую на Украине? А с другой стороны, ведь на Украине, пока она существует, это уже никогда не прекратится. Так что же, до скончания её века так и прогибаться? Осторожничать, тогда как Глава и Создатель Церкви заповедал: «Да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а прочее — от лукавого». И пока «честные церковники» будут молчать, предавая Истину, лукавые церковники подпилят-таки последнее цивилизационное звено. Правоту этих соображений последние сами же и подтвердили буквально на следующий день. «На Украине ложно маркируют верующих как приверженцев “русского мира”, — УПЦ». Под таким заголовком вышел текст Союза православных журналистов, посвящённый Заявлению Представительства УПЦ (МП) при международных организациях. В заявлении, в частности, говорится: «… на Украине сложилась устойчивая тенденция по таргетированию и маркировке верующих УПЦ как якобы приверженцев определенной геополитической позиции, идеологии “русского мира”… Такая тенденция не только не соответствует действительности, но и противоречит международному праву…». Документ опубликован отделом Синодальный информационно-просветительским отделом УПЦ, руководимом митрополитом Климентом (Вечерей). Тем самым, что ещё в 2018 году заявил BBC: «УПЦ никакого отношения к концепции русского мира не имеет». При этом ни авторы заявления (глава Представительства УПЦ — внучатый племянник вышепамятного митр. Владимира епископ Виктор Коцаба), ни его публикаторы не приводят определения «идеологии Русского мира». По той простой причине, что прекрасно знают: идеологии такой не существует. Предстоятель Русской православной церкви (которому русофобы приписывают изобретение вышеупомянутой «идеологии» ещё в 2009 году) вынужден был не раз пояснять, что Русский мир — это цивилизационное, а не политическое понятие: «Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской купели крещения (выделено мной, — Д.С.)… Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную… Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык — это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией». Но если упомянутая синодальными отделами УПЦ (МП) «идеология» — выдумка, то куда более близкой к истинному смыслу заявления выглядит заголовок плотно сотрудничающего с данными отделами Союза православных журналистов: «На Украине ложно маркируют верующих как приверженцев “русского мира”». Причём, подаётся это, как позиция всей УПЦ (МП). Но в таком случае анонимные журналисты должны признать, что мнение епископов Климента и Виктора, выдаваемое за позицию всей УПЦ (МП), мягко говоря, расходится с мнением предстоятеля церкви, частью которой является УПЦ (МП) и которого своим патриархом называют сотни тысяч прихожан УПЦ. Вспомним, как встречали они лозунгами «Кирилл — наш патриарх!» своего предстоятеля во время его архипастырских визитов на Украину. Точно также приветствовали верные УПЦ (МП) его предшественника — патриарха Московского Алексия II. Который и поставил епископа Виктора в священники. О патриархе Кирилле продолжают молиться православные на Украине как за «великого господина и отца» и после того, как он в том самом 2009 году, «изобретая идеологию Русского мира» пояснил: Русский мир, это «ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки… Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: “Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь”… Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть». Именно Православие сформировало ценности Русского мира, убеждён Святейший. По его мнению, это некое духовное пространство, противостоящее современной глобалистской цивилизации с её «общечеловеческими ценностями». И если по слову Христа, спасётся «стадо малое», то сформированный Церковью Русский мир — это и есть территория духовного спасения. «На ком, как не на едином Русском Мире лежит ответственность за отстаивание православной веры и нравственности в планетарном масштабе? При всем уважении к народам Греции, Болгарии, Румынии, к православным арабам, их влияние на мировое общественное мнение, к величайшему сожалению, равно где-то 0,001%. И помочь, в том числе, и им оградиться от набирающего силу агрессивного секуляризма и воинствующего антихристианства способен только Русский Мир. Это не превосходство его, а тяжелейшее и ответственейшее служение, отказ от которого станет катастрофой уже не только для народов Русского Мира, но для всей человеческой цивилизации», — писал в том же 2009 году тогдашний пресс-секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, противостоя автокефалистским поползновениям драбинковской поп-группы. Могут ли и сейчас оспорить это положение те православные журналисты и епископы, которые от имени всей УПЦ заверяют, что «неправильно маркировать верующих как приверженцев Русского мира»? Если да, то в таком случае, неверующим был и Русский Златоуст митрополит Туровский Кирилл, который с амвона киевской Десятинной церкви утверждал в далёком XII веке, что святыми уже прославлен «не только Рим, но и Херсон, и весь РУССКИЙ МИР». Как отмечает глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, «Русскому миру» без малого тысяча лет. Ведь, исходя из контекста «Слова…», Туровский святитель использовал понятие «Русский мир», как давно устоявшееся. Не потому ли епископ Климент со своим, созданным драбынковцами, информационно-просветительским отделом пытается вытеснить из «коммуникативного пространства УПЦ» пресс-службу во главе с В.С Анисимовым, что сотрудники последней гораздо более профессиональны, убедительны и глубоки в вопросах просвещения и информации? Или наследникам Драбынко просто удобнее отсчитывать историю православия на Украине от конца XX века — когда (как самостоятельная часть РПЦ), и была учреждена УПЦ (МП)? Но как же тогда быть с Киево-Печерской лаврой, в которой находятся представительства вышеупомянутых синодальных отделов, и которая в Печерском Патерике 1661 года названа «первым строением РОССИЙСКОГО НАШЕГО МИРА не только внешнего, но паче внутреннего и духовного». Под лозунгами возвращения в Русский мир, выдвинутыми великими карпатскими просветителями Наумовичем, Антоневичем и их соратниками, сотни тысяч карпатских русинов в XIX–XX вв. возвращались из 400-летней унии в Православие, гибли за это в первых в Европе концлагерях Терезин и Талергоф. Чтобы спустя ещё сто лет быть причисленными к неверующим своими же — православными… Слава Богу, далеко не все в УПЦ отреклись от мира Святой Руси. И даже наоборот. Взять хотя бы фото, которым проиллюстрировал своё русофобское утверждение Союз православных журналистов. Изображённая на нём массовость, очевидно, должна была продемонстрировать «презентативность» высказанного епископами Климентом и Виктором мнения. Да только текстовку старую забыли снять при публикации — в честь чего это шествие было - в честь крещения Руси. Дмитрий Скворцов