Последние приготовления к началу учебного года Летние каникулы неумолимо близятся к концу. Совсем скоро начнутся привычные школьные будни. Более 222 тысяч крымских ребят, из которых 24700 первоклассников, сядут за парты. Это всегда волнующее событие и для детей, и для взрослых. Конечно, все настроены на нормальную, традиционную очную учёбу. Хотя ситуация с ковидом не даёт расслабиться. На федеральном уровне официального заявления о переводе школьников на «удалёнку» пока не прозвучало. Предполагается, что в любом случае младшее звено останется в классах. Остальные — по обстановке.Значит, впереди ещё один необычный учебный год (опыт уже есть). А пока заканчиваются ремонты, докупается необходимое, наводятся финальные штрихи. Среди суеты уходящего августа мне удалось пообщаться с директором симферопольской гимназии № 11 им. К. Тренёва Еленой КРАМЧАНИНОЙ, расспросить о последних приготовлениях, ближайших планах, о том, что уже сделано, а что предстоит.
— Елена Владимировна, рада, что мы смогли встретиться, было очень интересно посмотреть на подготовку изнутри. Как я и ожидала, работа кипит.
— А она и не прекращалась. Повседневные задачи, отчёты, масса хозяйственных вопросов... Даже не заметила, как лето пролетело. Вот уже учителя возвращаются из отпусков. Соскучилась по ним. Сейчас всё закрутится ещё быстрее. Заканчиваем мелкий ремонт — побелка, покраска… Хлопот, конечно, много. Были вынужденные простои. Люди болели. Но мы обязательно уложимся в срок. Ждём с нетерпением наших учеников. В школе должны звучать детские голоса. Иначе всё замирает: классы, коридоры, двор.
Е. Крамчанина — Видела у вас в вестибюле новые парты, упаковочные коробки…— Да, мы закупили несколько комплектов мебели — в начальную школу, кабинет музыки, химии (частично). Меняем стенды на более современные. Пришло новое лабораторное оборудование — гимназия попала сразу в два федеральных проекта. Один из них — «Успех каждого ребёнка» — направлен на систему дополнительного образования. Это целый комплекс внеклассных занятий. Получили современные медицинские устройства (в рамках программы «Человек и его здоровье») — цифровые микроскопы, лаборатории, массажный стол. Начиная с пятого класса гимназисты смогут заниматься в развивающих кружках. С десятого — уже более серьёзно. У нас три профильных класса: медицинский, инженерный и гуманитарный. Учёба должна быть интересной и перспективной. Несколько лет сотрудничаем с Крымским федеральным университетом.
— Ещё в прошлом году в учебной системе появились электронные журналы, дневники. Как ребята это восприняли? Теперь уже «двойку» не скроешь, не сотрёшь…
— Точно (смеётся). Всё стало открыто. Оценки, посещаемость, домашние задания... Родителям легко отслеживать ситуацию. И дети видят полную картину. Это ещё один федеральный проект — «Цифровая образовательная среда». Идут поставки компьютеров, мультимедийной аппаратуры, которую внедряем во все сферы. Таким образом, остаются в прошлом знаковые атрибуты школьного времени. Наверное, так должно быть. Сама жизнь диктует. Но вот что интересно: работаю в 10—11-х классах и нередко вижу на партах всё те же бумажные дневники, даже у ярых противников — кто скрывал плохие отметки либо просто было лень что-то заполнять. Оказывается, ребята привыкли, не хотят расставаться со старым другом. К тому же так нагляднее. Одно дело — цифровая пятёрка, а другое — красная, пузатая за подписью учителя. Несравнимые вещи! Теперь пользуемся ими — как органайзерами, по желанию самих учеников.
— Стало быть, школа перестраивается на «цифровые рельсы»: без мела, без указки. А может, и без учителя?
— Школа меняется, бесспорно. Во многом стало проще выполнять какие-то задания. Дети с удовольствием осваивают знания с помощью технических новшеств. Они родились среди гаджетов, это их обычная среда. И всё-таки главная определяющая школы — учитель. Компетентный, адекватный, способный зажечь, заинтересовать, повести за собой — такой вечный пионервожатый в душе. Разумеется, технически грамотный, чтобы все нововведения были ему не в тягость, а в помощь. А компьютеры должны обогащать учебный процесс, а не замещать его. Ничто не заменит общение с преподавателем, шутки, смех, замечания, если надо, личный пример. Как историку мне очень не хватало этого на «дистанционке». Ну, дала материал, дети законспектировали, заполнили таблицы. А где я, моя позиция? Она чувствуется только на уроке, когда говоришь и видишь глаза. Тогда это остаётся в памяти на долгие годы.
Так выглядит цифровой микроскоп — Но ведь и в обычном режиме сегодня присутствуют ограничения. Они наверняка тоже мешают?— Есть такое. И всё же наша основная задача — предотвратить распространение инфекции — максимально развести потоки детей. Уже есть опыт, понимание — как. Продолжаем наработанное в прошлом году. Это несколько входов в гимназию, графики звонков, посещения столовой. Классы закреплены за кабинетами, что, конечно, не в пользу учебного процесса. Нет возможности проводить полноценные занятия, лабораторные работы. Массовые мероприятия в актовом зале тоже отложены до лучших времён. Сегодня это необходимая мера. Уроки физкультуры — максимально на улице. У нас большая обустроенная территория. Есть где бегать, прыгать. Только сильный дождь или ураган могут помешать.
В классах установлены рециркуляторы. Ведётся журнал их работы. На входе — санитарный контроль, бесконтактная термометрия — обязательна. Всё это мы делаем.
Больше половины педагогов привились. Остальные переболели, и пока ещё не пришло время. Нас «накрыло» сразу — ещё первой волной. В микрорайоне — ковидный госпиталь. Многие родители — сотрудники седьмой горбольницы: врачи, медсёстры, санитарки.
— Какой проблемой больше всего озабочены?
— Учителей не хватает. Всё остальное — ремонты, красота, оборудование — сделаем, купим. Средства идут. Школе уделяется много внимания. С трепетом жду новых людей — методически подготовленных, знающих свой предмет, способных влиться в наш коллектив, справляться с непростыми задачами. Кадры, как говорится, решают всё. Симферополю нужны математики, физики, преподаватели начальной школы, русского языка. Для молодых специалистов созданы все условия. Пять тысяч выплачивает город, 5700 — республика. Такой вот бонус к зарплате!
— Сценарий к Дню знаний уже написан?
— Пока только в голове. У нас есть воспитательная служба. Писать будем вместе. Разумеется, главные герои — первоклассники. И вокруг этого будет построен весь сценарий. Секретов раскрывать не стану Готовим сюрприз для детей. Первый раз в первый класс — волнующее событие. Бывает раз в жизни. В этом году мы приняли 140 ребят (гимназия востребована у родителей). 30 поступили в кадетский класс. На линейке они будут уже в форме.
Привезли новые столы — Где состоится праздник?— Во дворе школы, на спортивной площадке, как обычно. Это и удобно, и санитарным требованиям соответствует. Будет минимальное количество учащихся — только первые и одиннадцатые классы, согласно рекомендациям. Все остальные разойдутся на первый урок — он будет посвящён Году науки и технологии в России. Родители и приглашённые допускаются только в масках.
— Елена Владимировна, что бы вы пожелали крымским школьникам и коллегам?
— Здоровья, оптимизма, бодрости духа! Быть мотивированными, строить свои жизненные планы и идти к ним. Хорошо, когда ребёнок видит цель, мечтает о какой-то профессии. А учителям — даже среди обилия формальной работы, бумажной, отчётной — оставаться творческими людьми и тоже не прекращая учиться, находить время и возможности для этого.
— С какой мыслью проснётесь 1 сентября?
— Не знаю, будет ли это какая-то особая мысль. Обычно плохо сплю, волнуюсь. Конечно, всё досконально срежиссируем, отрепетируем. И тем не менее…1 сентября для меня — как Новый год, к которому готовятся, наряжаются, загадывают желания. Всегда переживаю, сложится ли запланированное, не подведёт ли погода. Это не стресс, но где-то рядом. Потом будет выдох, словно груз сбросила. Ощущение душевного удовлетворения. Но отходить и расслабляться некогда. Всё, процесс пошёл. Поехали по новому кругу…
Подготовила Елена ЗОРИНА
Последние приготовления к началу учебного годаЛетние каникулы неумолимо близятся к концу. Совсем скоро начнутся привычные школьные будни. Более 222 тысяч крымских ребят, из которых 24700 первоклассников, сядут за парты. Это всегда волнующее событие и для детей, и для взрослых. Конечно, все настроены на нормальную, традиционную очную учёбу. Хотя ситуация с ковидом не даёт расслабиться. На федеральном уровне официального заявления о переводе школьников на «удалёнку» пока не прозвучало. Предполагается, что в любом случае младшее звено останется в классах. Остальные — по обстановке. Значит, впереди ещё один необычный учебный год (опыт уже есть). А пока заканчиваются ремонты, докупается необходимое, наводятся финальные штрихи. Среди суеты уходящего августа мне удалось пообщаться с директором симферопольской гимназии № 11 им. К. Тренёва Еленой КРАМЧАНИНОЙ, расспросить о последних приготовлениях, ближайших планах, о том, что уже сделано, а что предстоит. — Елена Владимировна, рада, что мы смогли встретиться, было очень интересно посмотреть на подготовку изнутри. Как я и ожидала, работа кипит. — А она и не прекращалась. Повседневные задачи, отчёты, масса хозяйственных вопросов. Даже не заметила, как лето пролетело. Вот уже учителя возвращаются из отпусков. Соскучилась по ним. Сейчас всё закрутится ещё быстрее. Заканчиваем мелкий ремонт — побелка, покраска… Хлопот, конечно, много. Были вынужденные простои. Люди болели. Но мы обязательно уложимся в срок. Ждём с нетерпением наших учеников. В школе должны звучать детские голоса. Иначе всё замирает: классы, коридоры, двор. Е. Крамчанина— Видела у вас в вестибюле новые парты, упаковочные коробки… — Да, мы закупили несколько комплектов мебели — в начальную школу, кабинет музыки, химии (частично). Меняем стенды на более современные. Пришло новое лабораторное оборудование — гимназия попала сразу в два федеральных проекта. Один из них — «Успех каждого ребёнка» — направлен на систему дополнительного образования. Это целый комплекс внеклассных занятий. Получили современные медицинские устройства (в рамках программы «Человек и его здоровье») — цифровые микроскопы, лаборатории, массажный стол. Начиная с пятого класса гимназисты смогут заниматься в развивающих кружках. С десятого — уже более серьёзно. У нас три профильных класса: медицинский, инженерный и гуманитарный. Учёба должна быть интересной и перспективной. Несколько лет сотрудничаем с Крымским федеральным университетом. — Ещё в прошлом году в учебной системе появились электронные журналы, дневники. Как ребята это восприняли? Теперь уже «двойку» не скроешь, не сотрёшь… — Точно (смеётся). Всё стало открыто. Оценки, посещаемость, домашние задания. Родителям легко отслеживать ситуацию. И дети видят полную картину. Это ещё один федеральный проект — «Цифровая образовательная среда». Идут поставки компьютеров, мультимедийной аппаратуры, которую внедряем во все сферы. Таким образом, остаются в прошлом знаковые атрибуты школьного времени. Наверное, так должно быть. Сама жизнь диктует. Но вот что интересно: работаю в 10—11-х классах и нередко вижу на партах всё те же бумажные дневники, даже у ярых противников — кто скрывал плохие отметки либо просто было лень что-то заполнять. Оказывается, ребята привыкли, не хотят расставаться со старым другом. К тому же так нагляднее. Одно дело — цифровая пятёрка, а другое — красная, пузатая за подписью учителя. Несравнимые вещи! Теперь пользуемся ими — как органайзерами, по желанию самих учеников. — Стало быть, школа перестраивается на «цифровые рельсы»: без мела, без указки. А может, и без учителя? — Школа меняется, бесспорно. Во многом стало проще выполнять какие-то задания. Дети с удовольствием осваивают знания с помощью технических новшеств. Они родились среди гаджетов, это их обычная среда. И всё-таки главная определяющая школы — учитель. Компетентный, адекватный, способный зажечь, заинтересовать, повести за собой — такой вечный пионервожатый в душе. Разумеется, технически грамотный, чтобы все нововведения были ему не в тягость, а в помощь. А компьютеры должны обогащать учебный процесс, а не замещать его. Ничто не заменит общение с преподавателем, шутки, смех, замечания, если надо, личный пример. Как историку мне очень не хватало этого на «дистанционке». Ну, дала материал, дети законспектировали, заполнили таблицы. А где я, моя позиция? Она чувствуется только на уроке, когда говоришь и видишь глаза. Тогда это остаётся в памяти на долгие годы. Так выглядит цифровой микроскоп— Но ведь и в обычном режиме сегодня присутствуют ограничения. Они наверняка тоже мешают? — Есть такое. И всё же наша основная задача — предотвратить распространение инфекции — максимально развести потоки детей. Уже есть опыт, понимание — как. Продолжаем наработанное в прошлом году. Это несколько входов в гимназию, графики звонков, посещения столовой. Классы закреплены за кабинетами, что, конечно, не в пользу учебного процесса. Нет возможности проводить полноценные занятия, лабораторные работы. Массовые мероприятия в актовом зале тоже отложены до лучших времён. Сегодня это необходимая мера. Уроки физкультуры — максимально на улице. У нас большая обустроенная территория. Есть где бегать, прыгать. Только сильный дождь или ураган могут помешать. В классах установлены рециркуляторы. Ведётся журнал их работы. На входе — санитарный контроль, бесконтактная термометрия — обязательна. Всё это мы делаем. Больше половины педагогов привились. Остальные переболели, и пока ещё не пришло время. Нас «накрыло» сразу — ещё первой волной. В микрорайоне — ковидный госпиталь. Многие родители — сотрудники седьмой горбольницы: врачи, медсёстры, санитарки. — Какой проблемой больше всего озабочены? — Учителей не хватает. Всё остальное — ремонты, красота, оборудование — сделаем, купим. Средства идут. Школе уделяется много внимания. С трепетом жду новых людей — методически подготовленных, знающих свой предмет, способных влиться в наш коллектив, справляться с непростыми задачами. Кадры, как говорится, решают всё. Симферополю нужны математики, физики, преподаватели начальной школы, русского языка. Для молодых специалистов созданы все условия. Пять тысяч выплачивает город, 5700 — республика. Такой вот бонус к зарплате! — Сценарий к Дню знаний уже написан? — Пока только в голове. У нас есть воспитательная служба. Писать будем вместе. Разумеется, главные герои — первоклассники. И вокруг этого будет построен весь сценарий. Секретов раскрывать не стану Готовим сюрприз для детей. Первый раз в первый класс — волнующее событие. Бывает раз в жизни. В этом году мы приняли 140 ребят (гимназия востребована у родителей). 30 поступили в кадетский класс. На линейке они будут уже в форме. Привезли новые столы— Где состоится праздник? — Во дворе школы, на спортивной площадке, как обычно. Это и удобно, и санитарным требованиям соответствует. Будет минимальное количество учащихся — только первые и одиннадцатые классы, согласно рекомендациям. Все остальные разойдутся на первый урок — он будет посвящён Году науки и технологии в России. Родители и приглашённые допускаются только в масках. — Елена Владимировна, что бы вы пожелали крымским школьникам и коллегам? — Здоровья, оптимизма, бодрости духа! Быть мотивированными, строить свои жизненные планы и идти к ним. Хорошо, когда ребёнок видит цель, мечтает о какой-то профессии. А учителям — даже среди обилия формальной работы, бумажной, отчётной — оставаться творческими людьми и тоже не прекращая учиться, находить время и возможности для этого. — С какой мыслью проснётесь 1 сентября? — Не знаю, будет ли это какая-то особая мысль. Обычно плохо сплю, волнуюсь. Конечно, всё досконально срежиссируем, отрепетируем. И тем не менее…1 сентября для меня — как Новый год, к которому готовятся, наряжаются, загадывают желания. Всегда переживаю, сложится ли запланированное, не подведёт ли погода. Это не стресс, но где-то рядом. Потом будет выдох, словно груз сбросила. Ощущение душевного удовлетворения. Но отходить и расслабляться некогда. Всё, процесс пошёл. Поехали по новому кругу… Подготовила Елена ЗОРИНА