Посетителям Севастопольского художественного музея представили вернувшуюся в экспозицию картину Василия Поленова «Монастырь над рекой». Полотно было украдено почти десять лет назад и обнаружено спустя год после кражи. Возвращение в музей затянулось на несколько лет.
Вернули украденного ПоленоваПосетителям Севастопольского художественного музея представили вернувшуюся в экспозицию картину Василия Поленова «Монастырь над рекой». Полотно было украдено почти десять лет назад и обнаружено спустя год после кражи. Возвращение в музей затянулось на несколько лет.
Директор Севастопольского художественного музея им.Крошицкого Наталия Бендюкова со счастливой улыбкой поздравляет всех, кто пришел в музей, с долгожданным возвращением полотна. По ее словам, исчезновение картины стало настоящей трагедией — и в первую очередь для сотрудников учреждения.
Кража произошла 17 сентября 2005 года средь бела дня. Это была суббота, посетителей в музее было немного. По словам Н.Бендюковой, похитителей было двое и они хорошо подготовились операции. Полотно достали из рамы и заменили заламинированной фотокопией.
Вскоре один из посетителей музея увидел белый уголок справа внизу картины и засомневался в подлинности полотна. Так обнаружили подделку. Криминалисты нашли на раме отпечатки пальцев похитителей.
В течение месяца после кражи в музее организовали видеонаблюдение и круглосуточную охрану, которая в то время отсутствовала из-за нехватки финансирования. Экскурсоводы стали серьезнее относиться к одиночным посетителям. Чтобы выяснить, все ли экспонаты на месте, в музее была проведена полная инвентаризация объектов.
— В этом звучало недоверие к музейщикам, было очень больно и обидно, — вспоминает Н.Бендюкова. По ее словам, сотрудники, которые работали в день кражи, уволились — «для них это было тяжелым психологическим грузом».
Спустя год в городе Александрия Кировоградской области были задержаны подозреваемые в похищении картины. На их счету оказалось более 20 краж из украинских и европейских музеев, совершенных за период с 2004-го по 2005 год. Также, по словам Н.Бендюковой, выяснилось, что совместно с похитителями в кражах участвовал милицейский агент. Прошел слух, что картина продана за границу.
Но осенью 2006 года севастопольский Поленов нашелся! Полотно «Монастырь над рекой» было обнаружено в Санкт-Петербурге на территории стройки по анонимному звонку в Следственное управление. Картина находилась в пакете вместе с двумя крадеными статуэтками.
— Меня охватила почти безумная радость, — вспоминает директор Севастопольского художественного музея.
Картина прошла две экспертизы, которые подтвердили ее подлинность. Но до возвращения было еще далеко. До оглашения приговора картина находилась в Санкт-Петербурге в качестве вещественного доказательства, и вопрос о передаче ее в музей затягивался в том числе из-за того, что музей и экспонат находились в разных государствах.
После присоединения Крыма к России руководство музея обратилось к министру культуры РФ, благодаря которому состоялось долгожданное возвращение ценного полотна. Специалисты Русского музея в июне 2015 года провели еще одну экспертизу с рентгенографией, исследованием под микроскопом художественных материалов и сравнением полотна с эталонными произведениями живописца, находящимися в Русском музее. Авторство В.Поленова в очередной раз было подтверждено.
По словам Н.Бендюковой, картину из Санкт-Петербурга она везла в самолете в ручной клади, фактически в обнимку. Раму музейщикам так и не вернули — она осталась среди вещественных доказательств.
Теперь картина В.Поленова «Монастырь над рекой» вернулась на свое место в зале «Русская живопись 19 века» на третьем этаже музея.
Справка
Картина «Монастырь над рекой», автор — Василий Поленов (1844-1927), была написана в 1898 году. На ней изображен Печерский Вознесенский монастырь под Нижним Новгородом. Материал — холст, техника — масло, размер 24х40 см. С правой стороны к центру полотна спускается к реке склон горы, заросший лесом, среди которого видны здания монастыря. Вдали — коса, покрытая растительностью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. В нижнем левом углу розовой краской надпись «1333». Справа в нижнем углу подпись автора В.Поленова.
Посетителям Севастопольского художественного музея представили вернувшуюся в экспозицию картину Василия Поленова «Монастырь над рекой». Полотно было украдено почти десять лет назад и обнаружено спустя год после кражи. Возвращение в музей затянулось на несколько лет. Вернули украденного Поленова Посетителям Севастопольского художественного музея представили вернувшуюся в экспозицию картину Василия Поленова «Монастырь над рекой». Полотно было украдено почти десять лет назад и обнаружено спустя год после кражи. Возвращение в музей затянулось на несколько лет. Директор Севастопольского художественного музея им.Крошицкого Наталия Бендюкова со счастливой улыбкой поздравляет всех, кто пришел в музей, с долгожданным возвращением полотна. По ее словам, исчезновение картины стало настоящей трагедией — и в первую очередь для сотрудников учреждения. Кража произошла 17 сентября 2005 года средь бела дня. Это была суббота, посетителей в музее было немного. По словам Н.Бендюковой, похитителей было двое и они хорошо подготовились операции. Полотно достали из рамы и заменили заламинированной фотокопией. Вскоре один из посетителей музея увидел белый уголок справа внизу картины и засомневался в подлинности полотна. Так обнаружили подделку. Криминалисты нашли на раме отпечатки пальцев похитителей. В течение месяца после кражи в музее организовали видеонаблюдение и круглосуточную охрану, которая в то время отсутствовала из-за нехватки финансирования. Экскурсоводы стали серьезнее относиться к одиночным посетителям. Чтобы выяснить, все ли экспонаты на месте, в музее была проведена полная инвентаризация объектов. — В этом звучало недоверие к музейщикам, было очень больно и обидно, — вспоминает Н.Бендюкова. По ее словам, сотрудники, которые работали в день кражи, уволились — «для них это было тяжелым психологическим грузом». Спустя год в городе Александрия Кировоградской области были задержаны подозреваемые в похищении картины. На их счету оказалось более 20 краж из украинских и европейских музеев, совершенных за период с 2004-го по 2005 год. Также, по словам Н.Бендюковой, выяснилось, что совместно с похитителями в кражах участвовал милицейский агент. Прошел слух, что картина продана за границу. Но осенью 2006 года севастопольский Поленов нашелся! Полотно «Монастырь над рекой» было обнаружено в Санкт-Петербурге на территории стройки по анонимному звонку в Следственное управление. Картина находилась в пакете вместе с двумя крадеными статуэтками. — Меня охватила почти безумная радость, — вспоминает директор Севастопольского художественного музея. Картина прошла две экспертизы, которые подтвердили ее подлинность. Но до возвращения было еще далеко. До оглашения приговора картина находилась в Санкт-Петербурге в качестве вещественного доказательства, и вопрос о передаче ее в музей затягивался в том числе из-за того, что музей и экспонат находились в разных государствах. После присоединения Крыма к России руководство музея обратилось к министру культуры РФ, благодаря которому состоялось долгожданное возвращение ценного полотна. Специалисты Русского музея в июне 2015 года провели еще одну экспертизу с рентгенографией, исследованием под микроскопом художественных материалов и сравнением полотна с эталонными произведениями живописца, находящимися в Русском музее. Авторство В.Поленова в очередной раз было подтверждено. По словам Н.Бендюковой, картину из Санкт-Петербурга она везла в самолете в ручной клади, фактически в обнимку. Раму музейщикам так и не вернули — она осталась среди вещественных доказательств. Теперь картина В.Поленова «Монастырь над рекой» вернулась на свое место в зале «Русская живопись 19 века» на третьем этаже музея. Справка Картина «Монастырь над рекой», автор — Василий Поленов (1844-1927), была написана в 1898 году. На ней изображен Печерский Вознесенский монастырь под Нижним Новгородом. Материал — холст, техника — масло, размер 24х40 см. С правой стороны к центру полотна спускается к реке склон горы, заросший лесом, среди которого видны здания монастыря. Вдали — коса, покрытая растительностью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. В нижнем левом углу розовой краской надпись «1333». Справа в нижнем углу подпись автора В.Поленова.