В отдельных регионах Крыма граждане сталкиваются с явным и откровенным нежеланием администраций школ открывать крымскотатарские национальные классы, а также организовывать изучение крымскотатарского языка как предмета.Об этом заявили в Управлении Меджлиса по вопросам образования на крымскотатарском языке и внедрения крымскотатарского языка во все сферы государственной и общественной жизни Крыма. Обо всех фактах противодействия обучению на крымскотатарском языке Меджлис призывает информировать Министерство образования, науки и молодежи Крыма.
В частности, по информации пресс-службы Меджлиса, имеют место случаи, когда директора школ выбирают варианты учебных планов без учета часов на изучение родного языка. Руководители отдельных учебных заведений предлагают факультативную форму изучения крымскотатарского языка, несмотря на поданные родителями заявления об изучении крымскотатарского языка и литературы как предмета. В некоторых регионах, по мнению представителей Меджлиса, существует риск безосновательного переформатирования действующих классов с крымскотатарским языком обучения на русский.
Так, в Севастопольском регионе было выявлено, что крымскотатарский язык изучается лишь в пяти сельских школах, а уроки проходят в основном в форме факультатива. Хотя результаты мониторинга, проведенного в 2014 году Институтом последипломного образования совместно с Управлением образования и науки г. Севастополя, показали, что 927 обучающихся в государственных образовательных учреждениях хотели бы изучать крымскотатарский язык. В данном регионе существует только один класс с крымскотатарским языком обучения в селе Орловка, а в 2015-16 учебном году запланировано открытие двух классов с крымскотатарским языком обучения в Орловке и Байдарах.
Тем временем в Кировском районе Крыма, по данным Меджлиса, из 17 районных школ, в которых обучается 1920 крымских татар, имеются всего 1 крымскотатарская школа и 14 классов с крымскотатарским языком обучения, а 36 классов изучают язык факультативно. В Джанкойском районе ситуация следующая: в Заречненской школе – 11 классов с крымскотатарским языком обучения, где обучается 131 учащихся крымских татар, в Майской школе – 15 классов с 266 учащимися.
В Морской школе Судакского региона в этом году открывается крымскотатарский национальный класс, наряду с тем, что во 2 и 3 классах будут изучать крымскотатарский язык по 2 часа (внеурочная деятельность), в 4 и 5 классах – по 1 часу, а в 6, 7 и 9 классах будут изучать язык как факультатив. В селе Веселом этого же региона на изучение крымскотатарского языка для 5, 7 и 8 классов выделяется 1 час, в 6 классе – 3 часа, т.к. он является национальным классом, в 9 классе – 1,5 часа, в 10 и 11 классах – по 2 часа. В 1, 2, 3, 4 классах идет изучение крымскотатарского языка как основного предмета в школе.
«Наглядным является случай в общеобразовательном учреждении «Добровская школа-гимназия имени Я.М. Слонимского» Симферопольского района, когда усилиями активных родителей, объединившихся в инициативную группу, было увеличено количество часов на преподавание крымскотатарского языка, – отметили в пресс-службе Меджлиса. – Так, от имени родительского комитета школы было написано обращение главе администрации и начальнику управления образования администрации Симферопольского района с просьбой организовать проверку учебного заведения по вопросу реализации конституционного права граждан на изучение родного языка, организации изучения крымскотатарского языка, формирования учебного плана школы на 2015/2016 учебный год. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым было рассмотрено обращение родителей учащихся о недостаточном количестве часов на изучение крымскотатарского языка (в большинстве классов должны были изучать родной язык факультативно) и в ходе проверки специалистами управления образования администрации Симферопольского района совместно с сотрудниками министерства была проведена беседа с заместителями директора по учебно-воспитательной работе».
По информации управления образования Симферопольского района, в вышеуказанном учебном заведении в 2014/2015 учебном году обучалось 870 учащихся в 38 классах, из них 195 человек – в 9-ти классах (1-9 классы) с крымскотатарским языком обучения, что составляет 22,4% обучающихся от общего контингента школы. Кроме того, 387 учащихся изучали родной язык как предмет. После анализа первоначального варианта рабочего учебного плана школы на 2015/2016 учебный год в него были внесены корректировки. Таким образом, на изучение крымскотатарского языка и литературы в классах с крымскотатарским языком обучения выделено в начальной школе и в 5-х классах – по 5 часов, в 6-9 классах – по 3 часа, а в классах с русским языком обучения сформированы группы по изучению крымскотатарского языка и литературы. Также согласно методическим рекомендациям выделено по 1 часу в гимназических классах, по 2 часа в общеобразовательных классах.
В то же время в Евпаторийском регионе, по данным Меджлиса, родители сталкиваются с манипуляциями: среди них распространяются анкеты, где указывается, что время для изучения крымскотатарского языка будет выделено в ущерб другому предмету. В результате в самой Евпатории имеется лишь одна школа №15, где крымскотатарский язык преподают как предмет.
В Меджлисе призвали крымских татар информировать сектор образования на крымскотатарском языке Министерства образования, науки и молодежи Крыма обо всех фактах противодействия обучению на крымскотатарском языке.
В отдельных регионах Крыма граждане сталкиваются с явным и откровенным нежеланием администраций школ открывать крымскотатарские национальные классы, а также организовывать изучение крымскотатарского языка как предмета.Об этом заявили в Управлении Меджлиса по вопросам образования на крымскотатарском языке и внедрения крымскотатарского языка во все сферы государственной и общественной жизни Крыма. Обо всех фактах противодействия обучению на крымскотатарском языке Меджлис призывает информировать Министерство образования, науки и молодежи Крыма. В частности, по информации пресс-службы Меджлиса, имеют место случаи, когда директора школ выбирают варианты учебных планов без учета часов на изучение родного языка. Руководители отдельных учебных заведений предлагают факультативную форму изучения крымскотатарского языка, несмотря на поданные родителями заявления об изучении крымскотатарского языка и литературы как предмета. В некоторых регионах, по мнению представителей Меджлиса, существует риск безосновательного переформатирования действующих классов с крымскотатарским языком обучения на русский. Так, в Севастопольском регионе было выявлено, что крымскотатарский язык изучается лишь в пяти сельских школах, а уроки проходят в основном в форме факультатива. Хотя результаты мониторинга, проведенного в 2014 году Институтом последипломного образования совместно с Управлением образования и науки г. Севастополя, показали, что 927 обучающихся в государственных образовательных учреждениях хотели бы изучать крымскотатарский язык. В данном регионе существует только один класс с крымскотатарским языком обучения в селе Орловка, а в 2015-16 учебном году запланировано открытие двух классов с крымскотатарским языком обучения в Орловке и Байдарах. Тем временем в Кировском районе Крыма, по данным Меджлиса, из 17 районных школ, в которых обучается 1920 крымских татар, имеются всего 1 крымскотатарская школа и 14 классов с крымскотатарским языком обучения, а 36 классов изучают язык факультативно. В Джанкойском районе ситуация следующая: в Заречненской школе – 11 классов с крымскотатарским языком обучения, где обучается 131 учащихся крымских татар, в Майской школе – 15 классов с 266 учащимися. В Морской школе Судакского региона в этом году открывается крымскотатарский национальный класс, наряду с тем, что во 2 и 3 классах будут изучать крымскотатарский язык по 2 часа (внеурочная деятельность), в 4 и 5 классах – по 1 часу, а в 6, 7 и 9 классах будут изучать язык как факультатив. В селе Веселом этого же региона на изучение крымскотатарского языка для 5, 7 и 8 классов выделяется 1 час, в 6 классе – 3 часа, т.к. он является национальным классом, в 9 классе – 1,5 часа, в 10 и 11 классах – по 2 часа. В 1, 2, 3, 4 классах идет изучение крымскотатарского языка как основного предмета в школе. «Наглядным является случай в общеобразовательном учреждении «Добровская школа-гимназия имени Я.М. Слонимского» Симферопольского района, когда усилиями активных родителей, объединившихся в инициативную группу, было увеличено количество часов на преподавание крымскотатарского языка, – отметили в пресс-службе Меджлиса. – Так, от имени родительского комитета школы было написано обращение главе администрации и начальнику управления образования администрации Симферопольского района с просьбой организовать проверку учебного заведения по вопросу реализации конституционного права граждан на изучение родного языка, организации изучения крымскотатарского языка, формирования учебного плана школы на 2015/2016 учебный год. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым было рассмотрено обращение родителей учащихся о недостаточном количестве часов на изучение крымскотатарского языка (в большинстве классов должны были изучать родной язык факультативно) и в ходе проверки специалистами управления образования администрации Симферопольского района совместно с сотрудниками министерства была проведена беседа с заместителями директора по учебно-воспитательной работе». По информации управления образования Симферопольского района, в вышеуказанном учебном заведении в 2014/2015 учебном году обучалось 870 учащихся в 38 классах, из них 195 человек – в 9-ти классах (1-9 классы) с крымскотатарским языком обучения, что составляет 22,4% обучающихся от общего контингента школы. Кроме того, 387 учащихся изучали родной язык как предмет. После анализа первоначального варианта рабочего учебного плана школы на 2015/2016 учебный год в него были внесены корректировки. Таким образом, на изучение крымскотатарского языка и литературы в классах с крымскотатарским языком обучения выделено в начальной школе и в 5-х классах – по 5 часов, в 6-9 классах – по 3 часа, а в классах с русским языком обучения сформированы группы по изучению крымскотатарского языка и литературы. Также согласно методическим рекомендациям выделено по 1 часу в гимназических классах, по 2 часа в общеобразовательных классах. В то же время в Евпаторийском регионе, по данным Меджлиса, родители сталкиваются с манипуляциями: среди них распространяются анкеты, где указывается, что время для изучения крымскотатарского языка будет выделено в ущерб другому предмету. В результате в самой Евпатории имеется лишь одна школа №15, где крымскотатарский язык преподают как предмет. В Меджлисе призвали крымских татар информировать сектор образования на крымскотатарском языке Министерства образования, науки и молодежи Крыма обо всех фактах противодействия обучению на крымскотатарском языке.