Лыжников и сноубордистов, привыкших кататься на Ай-Петри выживают со склонов. Строить горнолыжные трассы долго и дорого — проще «отжать» готовое у наивных и беспечных горнолыжных клубов, строивших эти трассы на свои деньги 25 лет.Об этом пишет крымское издание Примечания.
Ялтинский горнолыжный клуб (ЯГЛК) был основан в 1987 году. На одном из первых собраний клуба было решено начать освоение северных склонов Ай-Петри — оборудовать здесь трассы для катания на лыжах и построить подъемники. Как рассказал «Примечаниям» заместитель председателя (ЯГЛК) Виталий Снегуренко, работы проводились силами общественной организации и спортсменов: в свободное время члены клуба и приглашенные помощники пилили лес, расчищали и разравнивали склоны. Из подручных материалов собрали и первые бугельные подъемники — для одного из них лифтовый механизм пожертвовала гостиница «Ялта-Интурист». На членские взносы приобретались снегоходы и ратрак — снегоуплотнительная машина.
Все работы велись по согласованию с надзорными органами, а с Куйбышевским лесхозом многие годы существовал договор на аренду земли. К тому же в собственности у ЯГЛК находится участок площадью 2,81 га, на котором расположены 142 домика членов клуба.
В разное время состав ЯГЛК насчитывал до 600 человек. Люди платили взносы до 500 гривен за сезон (для сравнения: один день катания на Ай-Петри обходился пользователям подъемников в 100 гривен), а в прошлом году — 1500 рублей. За эти деньги кататься на трассах ЯГЛК можно было без ограничений.
Самодельных подъемников на разных участках Ай-Петринского плато за эти годы появилось много — не только у ЯГЛК, но и у Севастопольской горнолыжной секции, и у других собственников. Но самые удобные и длинные трассы протяженностью 600 и 1030 м находятся на северном склоне горы Бедене-Кыр — на 26-м и 27-м километре дороги Ялта-Бахчисарай.
Это излюбленные места катания крымских лыжников. Снег сохраняется здесь до начала апреля и его достаточно много. Рядом проходит асфальтовая дорога — до участка можно добраться на машине, не используя снегоходы.
Несколько лет назад интерес к катанию на Ай-Петри вырос многократно. Не только спортсмены и любители горных лыж стали приезжать на плато. В горы потянулись поклонники пикников на природе, шумных снежных вечеринок, катания на санках и бубликах. Каждые выходные от центральных площадей крупных городов Крыма отходят автобусы и джипы с ценителями снежной экзотики. Естественно, места на склонах хватать стало не всем.
В 2013 году ООО «Республиканская туристическая компания» (РТК) заключило договор аренды на участок площадью 10 га на 26-м километре трассы Ялта-Бахчисарай. И именно на этом участке, который в течение многих лет арендовал ЯГЛК, оказались подготовленные клубом трассы. По словам депутата севастопольского заксобрания Юрия Круглова, выделение земли в аренду происходило с нарушениями законодательства и без проведения торгов. Крымские власти решили все тихо.
Виталий Снегуренко рассказал журналистам, что Дмитрий Рогожинский предъявил спортсменам документы на землю и «предложил убраться». Лыжники возмутились, но со своей участью согласились и покинули трассу на 26-м километре, перейдя на 27-й. Небольшой подъемник севастопольской горнолыжной секции пришлось демонтировать и перенести, а подъемник ЯГЛК, хоть самодельный, но работоспособный, — оставить. И вот уже второй год он не работает — новые хозяева его не эксплуатируют.
Зато на участке стали возводить всевозможные МАФы — будущие кафе, коттеджи, беседки и мангалы. А вдоль трассы появился металлический еврозабор. По словам Круглова, он находится на территории, которая к арендованному участку не относится. Вдоль дороги лыжники раньше парковали свои машины. Сейчас это невозможно, и на трассе постоянно возникают пробки.
Еще один сезон крымские лыжники пользовались подъемниками на 27-м километре. Но вскоре стало известно, что на эту, самую длинную трассу тоже претендует ООО «РТК». Еще в 2013 году Дмитрий Рогожинский подал заявку на этот участок.
Оформить документы помешали события 2014 года. С переходом в российское правовое поле заявка была подана вновь. Но члены ЯГЛК вовремя спохватились и тоже обратились с аналогичной заявкой. Теперь вопрос будет решаться путем проведения торгов. Однако Снегуренко опасается, что общественная организация не сможет тягаться с коммерческой фирмой.
«Мы никогда не ставили себе цели использовать природу, чтобы зарабатывать на Ай-Петри деньги. Да, мы собирали членские взносы и просили тех, кто приезжает кататься на один день, оплатить работу подъемников. Но никаких кафе, никакой торговли мы на этих склонах не вели. Все усилия были направлены на развитие именно горнолыжного спорта. В последние годы мы были не против привлечь к обслуживанию подъемников других людей. К примеру, мы безвозмездно отдали в пользование лесникам подъемники в Лаборатории при условии, что члены клуба будут кататься на склоне бесплатно. Но то, что делает Рогожинский, я кроме как захватом назвать не могу», — говорит Виталий.
Однако у Дмитрия Рогожинского противоположное мнение. Он рассказал «Примечаниям», что собирается организовать на Ай-Петри современный горнолыжный курорт. «Они (ЯГЛК) привыкли работать по старинке. Они ничего там не делали, только деньги собирали. Подъемники самопальные, не соответствуют нормам российского законодательства. Кататься на них просто опасно. А мы убрали территорию, ухаживаем за склоном, поставили туалеты, ограждения, указатели. Облагородили склон», — рассказал Дмитрий.
Инвесторы с материка, которые являются учредителями ООО «РТК», уже приобрели снегоуборочную машину для расчистки трассы. В ближайшее время планируется приобрести ратраки и подъемники европейских производителей. «Они б/у, но хорошие, современные и безопасные. С пропускной способностью 1300 человек в час», — говорит Дмитрий. По его словам, он исправно платит арендную плату, которую «в этом году подняли», налоги, оплачивает вывоз мусора со склона и ухаживает за участком круглый год. «Мы ведем работы по выкосу газона летом, вычищаем камни. Я только на подготовку участка в этом году потратил 4 миллиона рублей», — пояснил Дмитрий.
В планах — строительство объектов питания, прокатов, коттеджей для отдыхающих. Дмитрий Рогожинский утверждает, что забор у дороги он установил на законных основаниях и по согласованию с дорожной службой. «Они приезжают, паркуются на моем участке, разводят костры и устраивают пикники. В итоге на небольшой поляне — десятки кострищ, кучи мусора. А я за вывоз и уборку потом плачу», — сетует Дмитрий.
Вроде бы неплохо, что у лыжных склонов появился хозяин, готовый вкладывать средства не только в сами склоны, но и в современную инфраструктуру. Такие траты общественной организации явно не под силу. Только вот опытные лыжники относятся к этому проекту скептически.
Катание в Крыму возможно только на естественном снежном покрове. Снежные пушки на Ай-Петри установить не получится. И не только потому, что нужен источник электропитания большой мощности. На плато нет воды — генерировать снег попросту не из чего.
Если на склоне появится современный курорт, инвесторы будут заинтересованы в том, чтобы побыстрее свои вложения окупить — начнут привозить на Ай-Петри все больше людей. Это приведет к быстрому «выкатыванию» снега. «Так уже случилось на Ангарском перевале, — рассказывает Юрий Круглов, — там толпы народа, как вы знаете, катаются по земле».
К тому же новые арендаторы дают в прокат своим гостям бублики и санки. Травматизм при катании на неуправляемых средствах уже возрос многократно. А совместить пребывание лыжников и саночников, а также праздношатающихся зевак, на склоне малой площади невозможно.
«О какой тысяче человек может идти речь? — возмущается Виталий Снегуренко. — Если будет такая пропускная способность у подъемника, то люди будут скапливаться на склоне. Сейчас подъемник работает медленно, поэтому на трассе находится одновременно не более 50 человек. Именно на такое количество людей она и рассчитана. И ничего страшного нет в том, что постоят люди в очереди на подъем 5-10 минут. А если будет 1300 человек, то люди будут ездить по головам?» Мы спросили Дмитрия Рогожинского, почему из 330 тысяч гектар, находящихся в собственности лесхоза, он выбрал именно эти два участка. «Потому что там лучшие склоны с хорошим снежным покровом, — ответил Дмитрий. — Я оформил право аренды по российскому законодательству на 26-й километр. И теперь делаю на 27-й. Потому что мне невыгодно иметь одну горку, я же должен свои вложения окупить. А лыжников я не выгоняю. Наоборот, мы готовы давать им дисконт на катание на наших трассах. Чем больше у нас будет людей, тем выгоднее это будет для нас».
Конечно, строить собственные трассы на склонах Ай-Петри — это долго и дорого. Гораздо проще «отжать» готовое у наивной и беспечной общественной организации. Становится понятно, что спортсменов-лыжников и сноубордистов, привыкших кататься на склонах Ай-Петри, не отстегивая внушительные суммы дяде-бизнесмену, со склонов попросту выживают. И власти Крыма при утверждении права аренды на эти 600 человек — членов ЯГЛК — наплевали.
По словам Юрия Круглова, единственная возможность, при которой в приоритете будут спортсмены, а не бизнесмены — грамотное составление техзадания для торгов. Если в качестве рекреационной нагрузки будет указано «развитие горнолыжного спорта», то, возможно, предпочтение отдадут ЯГЛК. «Тем более, что в девяностые в Ялте существовала горнолыжная школа, в которой занимались дети и подростки. Они ездили на соревнования и даже занимали места. Нам удивлялись: горнолыжники из Ялты? И сейчас на базе ДЮСШ мы хотим эту школу возродить», — говорит Виталий Снегуренко.
Лыжников и сноубордистов, привыкших кататься на Ай-Петри выживают со склонов. Строить горнолыжные трассы долго и дорого — проще «отжать» готовое у наивных и беспечных горнолыжных клубов, строивших эти трассы на свои деньги 25 лет.Об этом пишет крымское издание Примечания. Ялтинский горнолыжный клуб (ЯГЛК) был основан в 1987 году. На одном из первых собраний клуба было решено начать освоение северных склонов Ай-Петри — оборудовать здесь трассы для катания на лыжах и построить подъемники. Как рассказал «Примечаниям» заместитель председателя (ЯГЛК) Виталий Снегуренко, работы проводились силами общественной организации и спортсменов: в свободное время члены клуба и приглашенные помощники пилили лес, расчищали и разравнивали склоны. Из подручных материалов собрали и первые бугельные подъемники — для одного из них лифтовый механизм пожертвовала гостиница «Ялта-Интурист». На членские взносы приобретались снегоходы и ратрак — снегоуплотнительная машина. Все работы велись по согласованию с надзорными органами, а с Куйбышевским лесхозом многие годы существовал договор на аренду земли. К тому же в собственности у ЯГЛК находится участок площадью 2,81 га, на котором расположены 142 домика членов клуба. В разное время состав ЯГЛК насчитывал до 600 человек. Люди платили взносы до 500 гривен за сезон (для сравнения: один день катания на Ай-Петри обходился пользователям подъемников в 100 гривен), а в прошлом году — 1500 рублей. За эти деньги кататься на трассах ЯГЛК можно было без ограничений. Самодельных подъемников на разных участках Ай-Петринского плато за эти годы появилось много — не только у ЯГЛК, но и у Севастопольской горнолыжной секции, и у других собственников. Но самые удобные и длинные трассы протяженностью 600 и 1030 м находятся на северном склоне горы Бедене-Кыр — на 26-м и 27-м километре дороги Ялта-Бахчисарай. Это излюбленные места катания крымских лыжников. Снег сохраняется здесь до начала апреля и его достаточно много. Рядом проходит асфальтовая дорога — до участка можно добраться на машине, не используя снегоходы. Несколько лет назад интерес к катанию на Ай-Петри вырос многократно. Не только спортсмены и любители горных лыж стали приезжать на плато. В горы потянулись поклонники пикников на природе, шумных снежных вечеринок, катания на санках и бубликах. Каждые выходные от центральных площадей крупных городов Крыма отходят автобусы и джипы с ценителями снежной экзотики. Естественно, места на склонах хватать стало не всем. В 2013 году ООО «Республиканская туристическая компания» (РТК) заключило договор аренды на участок площадью 10 га на 26-м километре трассы Ялта-Бахчисарай. И именно на этом участке, который в течение многих лет арендовал ЯГЛК, оказались подготовленные клубом трассы. По словам депутата севастопольского заксобрания Юрия Круглова, выделение земли в аренду происходило с нарушениями законодательства и без проведения торгов. Крымские власти решили все тихо. Виталий Снегуренко рассказал журналистам, что Дмитрий Рогожинский предъявил спортсменам документы на землю и «предложил убраться». Лыжники возмутились, но со своей участью согласились и покинули трассу на 26-м километре, перейдя на 27-й. Небольшой подъемник севастопольской горнолыжной секции пришлось демонтировать и перенести, а подъемник ЯГЛК, хоть самодельный, но работоспособный, — оставить. И вот уже второй год он не работает — новые хозяева его не эксплуатируют. Зато на участке стали возводить всевозможные МАФы — будущие кафе, коттеджи, беседки и мангалы. А вдоль трассы появился металлический еврозабор. По словам Круглова, он находится на территории, которая к арендованному участку не относится. Вдоль дороги лыжники раньше парковали свои машины. Сейчас это невозможно, и на трассе постоянно возникают пробки. Еще один сезон крымские лыжники пользовались подъемниками на 27-м километре. Но вскоре стало известно, что на эту, самую длинную трассу тоже претендует ООО «РТК». Еще в 2013 году Дмитрий Рогожинский подал заявку на этот участок. Оформить документы помешали события 2014 года. С переходом в российское правовое поле заявка была подана вновь. Но члены ЯГЛК вовремя спохватились и тоже обратились с аналогичной заявкой. Теперь вопрос будет решаться путем проведения торгов. Однако Снегуренко опасается, что общественная организация не сможет тягаться с коммерческой фирмой. «Мы никогда не ставили себе цели использовать природу, чтобы зарабатывать на Ай-Петри деньги. Да, мы собирали членские взносы и просили тех, кто приезжает кататься на один день, оплатить работу подъемников. Но никаких кафе, никакой торговли мы на этих склонах не вели. Все усилия были направлены на развитие именно горнолыжного спорта. В последние годы мы были не против привлечь к обслуживанию подъемников других людей. К примеру, мы безвозмездно отдали в пользование лесникам подъемники в Лаборатории при условии, что члены клуба будут кататься на склоне бесплатно. Но то, что делает Рогожинский, я кроме как захватом назвать не могу», — говорит Виталий. Однако у Дмитрия Рогожинского противоположное мнение. Он рассказал «Примечаниям», что собирается организовать на Ай-Петри современный горнолыжный курорт. «Они (ЯГЛК) привыкли работать по старинке. Они ничего там не делали, только деньги собирали. Подъемники самопальные, не соответствуют нормам российского законодательства. Кататься на них просто опасно. А мы убрали территорию, ухаживаем за склоном, поставили туалеты, ограждения, указатели. Облагородили склон», — рассказал Дмитрий. Инвесторы с материка, которые являются учредителями ООО «РТК», уже приобрели снегоуборочную машину для расчистки трассы. В ближайшее время планируется приобрести ратраки и подъемники европейских производителей. «Они б/у, но хорошие, современные и безопасные. С пропускной способностью 1300 человек в час», — говорит Дмитрий. По его словам, он исправно платит арендную плату, которую «в этом году подняли», налоги, оплачивает вывоз мусора со склона и ухаживает за участком круглый год. «Мы ведем работы по выкосу газона летом, вычищаем камни. Я только на подготовку участка в этом году потратил 4 миллиона рублей», — пояснил Дмитрий. В планах — строительство объектов питания, прокатов, коттеджей для отдыхающих. Дмитрий Рогожинский утверждает, что забор у дороги он установил на законных основаниях и по согласованию с дорожной службой. «Они приезжают, паркуются на моем участке, разводят костры и устраивают пикники. В итоге на небольшой поляне — десятки кострищ, кучи мусора. А я за вывоз и уборку потом плачу», — сетует Дмитрий. Вроде бы неплохо, что у лыжных склонов появился хозяин, готовый вкладывать средства не только в сами склоны, но и в современную инфраструктуру. Такие траты общественной организации явно не под силу. Только вот опытные лыжники относятся к этому проекту скептически. Катание в Крыму возможно только на естественном снежном покрове. Снежные пушки на Ай-Петри установить не получится. И не только потому, что нужен источник электропитания большой мощности. На плато нет воды — генерировать снег попросту не из чего. Если на склоне появится современный курорт, инвесторы будут заинтересованы в том, чтобы побыстрее свои вложения окупить — начнут привозить на Ай-Петри все больше людей. Это приведет к быстрому «выкатыванию» снега. «Так уже случилось на Ангарском перевале, — рассказывает Юрий Круглов, — там толпы народа, как вы знаете, катаются по земле». К тому же новые арендаторы дают в прокат своим гостям бублики и санки. Травматизм при катании на неуправляемых средствах уже возрос многократно. А совместить пребывание лыжников и саночников, а также праздношатающихся зевак, на склоне малой площади невозможно. «О какой тысяче человек может идти речь? — возмущается Виталий Снегуренко. — Если будет такая пропускная способность у подъемника, то люди будут скапливаться на склоне. Сейчас подъемник работает медленно, поэтому на трассе находится одновременно не более 50 человек. Именно на такое количество людей она и рассчитана. И ничего страшного нет в том, что постоят люди в очереди на подъем 5-10 минут. А если будет 1300 человек, то люди будут ездить по головам?» Мы спросили Дмитрия Рогожинского, почему из 330 тысяч гектар, находящихся в собственности лесхоза, он выбрал именно эти два участка. «Потому что там лучшие склоны с хорошим снежным покровом, — ответил Дмитрий. — Я оформил право аренды по российскому законодательству на 26-й километр. И теперь делаю на 27-й. Потому что мне невыгодно иметь одну горку, я же должен свои вложения окупить. А лыжников я не выгоняю. Наоборот, мы готовы давать им дисконт на катание на наших трассах. Чем больше у нас будет людей, тем выгоднее это будет для нас». Конечно, строить собственные трассы на склонах Ай-Петри — это долго и дорого. Гораздо проще «отжать» готовое у наивной и беспечной общественной организации. Становится понятно, что спортсменов-лыжников и сноубордистов, привыкших кататься на склонах Ай-Петри, не отстегивая внушительные суммы дяде-бизнесмену, со склонов попросту выживают. И власти Крыма при утверждении права аренды на эти 600 человек — членов ЯГЛК — наплевали. По словам Юрия Круглова, единственная возможность, при которой в приоритете будут спортсмены, а не бизнесмены — грамотное составление техзадания для торгов. Если в качестве рекреационной нагрузки будет указано «развитие горнолыжного спорта», то, возможно, предпочтение отдадут ЯГЛК. «Тем более, что в девяностые в Ялте существовала горнолыжная школа, в которой занимались дети и подростки. Они ездили на соревнования и даже занимали места. Нам удивлялись: горнолыжники из Ялты? И сейчас на базе ДЮСШ мы хотим эту школу возродить», — говорит Виталий Снегуренко.