Агентство «Крыминформ» сообщает: строительство карьера по добыче щебня у подножия Карадага не должно противоречить созданию Коктебельского туристического кластера. Об этом в ходе презентации архитектурного проекта развития поселка сообщил заместитель министра РФ по делам Крыма Андрей Соколов.
Комментируя позицию министерства экологии Крыма относительно того, что экологическая угроза Карадагскому природному заповеднику и Коктебелю от разработки месторождения андезитов уступает по значимости задаче сделать Крым самодостаточным регионом, замминистра назвал ее «позицией отдельных должностных лиц». «На самом деле, это позиция отдельных должностных лиц, и далеко не очевидно, что такова позиция и Совета министров Крыма и федеральных органов власти по этому вопросу, – подчеркнул он. – Каждое решение должно приниматься с изучением всех плюсов и минусов. Надеюсь, что и в этом вопросе найдем оптимальное и с учетом общественного мнения, и с учетом перспектив развития Коктебельского кластера».
По мнению Соколова, в Крым в любом случае придется завозить строительные материалы, и один карьер по добыче щебня не обеспечит стройки щебнем. «Есть другие способы доставки их с материковой части Российской Федерации, тем более, что один этот карьер погоды абсолютно не сделает в тех масштабных стройках, которые планируем в рамках ФЦП», – указал он.
Оппонентом замминистра стала директор ООО «Стройпрогресс» Татьяна Онищенко, которая назвалась представителем инвестора, хотя в пресс-центр попала как корреспондент местного телеканала. «Общественное мнение негативно сказывается на дальнейшей разработке», – посетовала она и заверила, что компания-застройщик не заинтересована в том, чтобы испортить экологию Крыма.
«Мы не сами принимаем решение, есть специалисты, которые говорят, что в разработке карьера может применяться очень высокотехнологическое решение», – аргументировала Онищенко позицию разработчика карьера и указала на ценовой разрыв стоимости щебня – при средней в 500-600 руб за кубометр, с учетом транспортной доставки в Крым стоимость увеличивается до 3 тыс руб.
«Не надо сейчас ставить жирную точку на развитии Крыма, на создании предприятий, рабочих мест, налоговых поступлений», – подчеркнула Онищенко.
Планерское месторождение вулканической породы андезит под промышленную разработку в 2012 году получило ООО «Стройпрогресс», связанное с депутатом двух созывов парламента Крыма, владельцем телеканала ТВ FM Фрунзе Мардояном.
За лицензию на 5 лет победитель заплатил в госбюджет около 30 тыс грн (около 4 тыс долларов). Промышленный участок по документам занимает 50 га, из которых под геологоразведку отводится 20 га. Карьер по добыче строительного камня расположится в 630 метрах от Карадагского заповедника.
Оценку влияния на окружающую среду по заказу «Стройпрогресса» выполнил производственный кооператив «Геолог». В документе утверждается, что создание карьера глубиной до 90 метров окажет кратковременное влияние на загрязнение поверхностных вод и атмосферы, а негативное влияние на растительный и животный мир практически отсутствует. При этом в самом заключении и ряде выводов по оценке влияния указывается не Планерский, а Бугский участок в Винницкой области.
«При проведении геологического изучения Бугского участка, с учетом всех предусмотренных природоохранных мероприятий, ощутимого негативного влияния на окружающую природную среду не произойдет. Экологический риск отсутствует», – говорится в выводах ПК «Геолог», под которыми стоят подписи главного инженера, геолога и директора кооператива.
Из карьера «Стройпрогресс» планирует получить 3 млн куб м особо прочной строительной щебенки. На строительстве карьера и добыче щебня планируется задействовать около 100 работников, и после истощения запасов через 7 лет предприятие будет закрыто.
В то же время подрывные работы и открытый карьерный способ добычи неизбежно покроют базальтовой пылью виноградники, повысят заболеваемость в поселке специфическими бронхо-легочными болезнями горнодобывающих регионов, а опасность взрывных работ на сейсмоопасном участке в отрогах потухшего вулкана не поддается оценке.
В 2013 году экспертное заключение о воздействии карьера на экологическую среду Карадага представил доктор географических наук Александр Ена: изменение ландшафта, смещение блоков пород, гидрологическое истощение и деградация растительного мира неизбежны.
Площадь измененного ландшафта в 100-200 раз превышает площадь планируемой разработки щебня. На рекреационной и инвестиционной привлекательности создание карьера скажется самым негативным образом.
Экономическую выгоду от добычи андезита поставил под сомнение представитель Национальной академии природоохранного и курортного строительства Николай Любомирский. По его словам, затраты на добычу андезита делают его дороже любого другого щебня, а при контакте с щелочной средой в бетонном растворе он делает цемент хрупким и быстро разрушающимся. Наличие примесей глины в породе потребует промывки щебня, и остро встанет проблема поставок технической воды и утилизации шлама.
В итоге правительство Крыма полностью отказалось от идеи создания карьера в районе Карадага, отменив землеотвод, и пообещало, что территория под карьер будет включена в состав заповедника.
Однако спустя год выяснилось, что ООО «Стройпрогресс» не отказалось от планов разработки Планерского месторождения.
Агентство «Крыминформ» сообщает: строительство карьера по добыче щебня у подножия Карадага не должно противоречить созданию Коктебельского туристического кластера. Об этом в ходе презентации архитектурного проекта развития поселка сообщил заместитель министра РФ по делам Крыма Андрей Соколов. Комментируя позицию министерства экологии Крыма относительно того, что экологическая угроза Карадагскому природному заповеднику и Коктебелю от разработки месторождения андезитов уступает по значимости задаче сделать Крым самодостаточным регионом, замминистра назвал ее «позицией отдельных должностных лиц». «На самом деле, это позиция отдельных должностных лиц, и далеко не очевидно, что такова позиция и Совета министров Крыма и федеральных органов власти по этому вопросу, – подчеркнул он. – Каждое решение должно приниматься с изучением всех плюсов и минусов. Надеюсь, что и в этом вопросе найдем оптимальное и с учетом общественного мнения, и с учетом перспектив развития Коктебельского кластера». По мнению Соколова, в Крым в любом случае придется завозить строительные материалы, и один карьер по добыче щебня не обеспечит стройки щебнем. «Есть другие способы доставки их с материковой части Российской Федерации, тем более, что один этот карьер погоды абсолютно не сделает в тех масштабных стройках, которые планируем в рамках ФЦП», – указал он. Оппонентом замминистра стала директор ООО «Стройпрогресс» Татьяна Онищенко, которая назвалась представителем инвестора, хотя в пресс-центр попала как корреспондент местного телеканала. «Общественное мнение негативно сказывается на дальнейшей разработке», – посетовала она и заверила, что компания-застройщик не заинтересована в том, чтобы испортить экологию Крыма. «Мы не сами принимаем решение, есть специалисты, которые говорят, что в разработке карьера может применяться очень высокотехнологическое решение», – аргументировала Онищенко позицию разработчика карьера и указала на ценовой разрыв стоимости щебня – при средней в 500-600 руб за кубометр, с учетом транспортной доставки в Крым стоимость увеличивается до 3 тыс руб. «Не надо сейчас ставить жирную точку на развитии Крыма, на создании предприятий, рабочих мест, налоговых поступлений», – подчеркнула Онищенко. Планерское месторождение вулканической породы андезит под промышленную разработку в 2012 году получило ООО «Стройпрогресс», связанное с депутатом двух созывов парламента Крыма, владельцем телеканала ТВ FM Фрунзе Мардояном. За лицензию на 5 лет победитель заплатил в госбюджет около 30 тыс грн (около 4 тыс долларов). Промышленный участок по документам занимает 50 га, из которых под геологоразведку отводится 20 га. Карьер по добыче строительного камня расположится в 630 метрах от Карадагского заповедника. Оценку влияния на окружающую среду по заказу «Стройпрогресса» выполнил производственный кооператив «Геолог». В документе утверждается, что создание карьера глубиной до 90 метров окажет кратковременное влияние на загрязнение поверхностных вод и атмосферы, а негативное влияние на растительный и животный мир практически отсутствует. При этом в самом заключении и ряде выводов по оценке влияния указывается не Планерский, а Бугский участок в Винницкой области. «При проведении геологического изучения Бугского участка, с учетом всех предусмотренных природоохранных мероприятий, ощутимого негативного влияния на окружающую природную среду не произойдет. Экологический риск отсутствует», – говорится в выводах ПК «Геолог», под которыми стоят подписи главного инженера, геолога и директора кооператива. Из карьера «Стройпрогресс» планирует получить 3 млн куб м особо прочной строительной щебенки. На строительстве карьера и добыче щебня планируется задействовать около 100 работников, и после истощения запасов через 7 лет предприятие будет закрыто. В то же время подрывные работы и открытый карьерный способ добычи неизбежно покроют базальтовой пылью виноградники, повысят заболеваемость в поселке специфическими бронхо-легочными болезнями горнодобывающих регионов, а опасность взрывных работ на сейсмоопасном участке в отрогах потухшего вулкана не поддается оценке. В 2013 году экспертное заключение о воздействии карьера на экологическую среду Карадага представил доктор географических наук Александр Ена: изменение ландшафта, смещение блоков пород, гидрологическое истощение и деградация растительного мира неизбежны. Площадь измененного ландшафта в 100-200 раз превышает площадь планируемой разработки щебня. На рекреационной и инвестиционной привлекательности создание карьера скажется самым негативным образом. Экономическую выгоду от добычи андезита поставил под сомнение представитель Национальной академии природоохранного и курортного строительства Николай Любомирский. По его словам, затраты на добычу андезита делают его дороже любого другого щебня, а при контакте с щелочной средой в бетонном растворе он делает цемент хрупким и быстро разрушающимся. Наличие примесей глины в породе потребует промывки щебня, и остро встанет проблема поставок технической воды и утилизации шлама. В итоге правительство Крыма полностью отказалось от идеи создания карьера в районе Карадага, отменив землеотвод, и пообещало, что территория под карьер будет включена в состав заповедника. Однако спустя год выяснилось, что ООО «Стройпрогресс» не отказалось от планов разработки Планерского месторождения.