Могила Николая Данилевского в Форосе. Так называют выдающегося русского учёного, философа Николая Данилевского, жизнь и творчество которого связаны с Крымом: вторую половину жизни он провёл в своём имении «Мшатка» в Форосе. Сегодня свободного доступа к месту последнего упокоения, увы, нет.
А в девятнадцатом веке, при его жизни, оно было таким же святым, как Ясная Поляна - в двадцатом. Жизнь, взгляды, труды Данилевского оказали воздействие на его современников. В Крым к нему приезжали Лев Толстой, Николай Страхов, Иван Аксаков, Афанасий Фет. Вся просвещённая Россия ждала отсюда новых статей философа, по яркому выражению Фёдора Достоевского, «как голодный хлеба». В этих словах - значение трудов Данилевского для современников. Но ещё выше они ценили самого Николая Яковлевича. Это мнение выразил русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Страхов: «…как ни много он сделал, в нём самом было ещё больше добра и света, чем в его трудах». Значение личности и трудов учёного не менее важны и сегодня. В работах Николая Данилевского высказаны глубокие пророческие высказывания о взаимоотношениях России и Европы. Его мысли врываются в социокультурную и политическую реальность нашего времени и дают ответы на самые актуальные вопросы. Даже не верится, что всё это было сказано им полтора века назад. Взять хотя бы его знаменитую теорию культурно-исторических типов, которая сегодня доказывает свою истинность в связи с событиями на Украине, когда поколебалась оказавшаяся во многом абстрактно смоделированной и предельно политизированная глобальная система мироустройства. А вместе с ней и историософические составляющие, анализ становления и развития которых проницательно изложил русский гений. Николай Данилевский предугадал грядущее осознание Россией своей сущности и пробуждение в ней новой энергии, новой силы. В утверждении общечеловеческих ценностей Данилевский - одна из ключевых фигур, как создатель новой философии истории. Есть у Данилевского работы, посвящённые Крыму, значению черноморского региона для России и её государственной стабильности. Он был не только философом, но и естествоиспытателем. Возглавлял одно время коллектив Никитского ботанического сада. Много лет занимался проблемами водоснабжения Крыма, организовывал экспедиции по Чёрному морю, ему удалось спасти виноградники от филлоксеры. И по естественным наукам у учёного немало фундаментальных трудов, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Но даже если бы у него был всего один труд - «Россия и Европа», этого достаточно для глубочайшего почитания замечательного человека, покоящегося в крымской земле. Этот фундаментальный труд постоянно переиздаётся, ведущие политики цитируют его в своих речах, статьях, книгах. А вот с нашими долгами выдающемуся человеку, которого не по рождению, но по привязанности и любви к нашему полуострову можно смело назвать крымчанином, дело обстоит намного хуже. На былые времена, когда его основной труд был под запретом, нашего неблагодарного отношения уже не списать. Спасибо энтузиастам, которые не дают кануть в Лету имени того, кто должен быть поднят на щит нашей культуры, нашего патриотизма. Благодаря учёным Таврического университета в 1966 году было установлено точное местонахождение некрополя семьи Данилевских. 26 мая 1997 года могила Николая Яковлевича была очищена от асфальтового покрытия, положенного в те времена, когда на месте некрополя руководством пионерского лагеря, к которому отошла эта территория, была устроена костровая площадка. В этом же году на могиле учёного восстановили православный деревянный крест, точно такой, какой был поставлен при захоронении. Умер Николая Яковлевич 7 [19] ноября 1885 года в Тифлисе во время экспедиции на Кавказ. Тело было перевезено в его любимую «Мшатку» и согласно завещанию захоронено в Кипарисовом зале. Это место стало семейным кладбищем, на котором нашли упокоение 10 членов семьи Данилевского. Последней в 1927 году здесь похоронили вторую жену Ивана Николаевича, урождённую Инну фон Клаус. После её смерти семья младшего сына Ивана была изгнана из родового гнезда. Впоследствии эта территория оказалась в ведомстве Севастопольского судостроительного завода, который построил здесь пионерский лагерь. «Мшатку» переименовали в посёлок Южный. Правнучки Николая Яковлевича - Валентина Яковлевна Данильченко-Данилевская и Инна Михайловна Рау-Данилевская собрали бесценный архивный материал о жизни Николая Яковлевича, его семье и предках. Благодаря их усилиям ещё в 1986 году установили мемориальную доску (которая потом, увы, исчезла) на одном из корпусов пионерского лагеря, что положило начало увековечению имени Данилевского. Могила учёного поставлена на государственный учёт как объект культурного наследия. Постановление Совета министров Крыма от 16 ноября 1995 года предписывает «парк имения Данилевского Н. Я. площадью 19 га включить в перечень особо охраняемых объектов». На деньги потомков выдающегося человека был сделан, установлен и освящён 10 декабря 2007 года гранитный памятник. Каждый год в день рождения Данилевского на его могилу приезжают учёные, представители общественности. Проникают на некрополь… через дырку в заборе. Спасибо охранникам - не стреляют. До сих пор на месте закладного камня не построена часовня Николая Чудотворца, проект, разработанный академиком архитектуры Георгием Чахава, остаётся на бумаге. Как и план построить рядом музей Данилевского со свидетельствами о его жизни и творчестве, книгами, актуальными нынче, пожалуй, даже больше, чем когда были написаны. Начало увековечению великого имени положили учёные, сотрудники Таврического национального университета, а также активисты Русской общины Крыма. Пришло время и государству подставить им плечо. - Есть вопросы, которые мы решаем на уровне Госсовета РК, - отметила председатель профильного комитета Государственного Совета Республики Крым Светлана Савченко. - Но есть проблемы, для разрешения которых требуется помощь на федеральном уровне. К таковым относится и дальнейшая судьба исторического места - некрополя семьи выдающегося отечественного мыслителя Николая Данилевского, вот уже много лет недоступного для свободного посещения и для создания там музея. Не будем чтить своих пращуров, вырастим ли благодарных потомков…
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Могила Николая Данилевского в Форосе. Так называют выдающегося русского учёного, философа Николая Данилевского, жизнь и творчество которого связаны с Крымом: вторую половину жизни он провёл в своём имении «Мшатка» в Форосе. Сегодня свободного доступа к месту последнего упокоения, увы, нет. А в девятнадцатом веке, при его жизни, оно было таким же святым, как Ясная Поляна - в двадцатом. Жизнь, взгляды, труды Данилевского оказали воздействие на его современников. В Крым к нему приезжали Лев Толстой, Николай Страхов, Иван Аксаков, Афанасий Фет. Вся просвещённая Россия ждала отсюда новых статей философа, по яркому выражению Фёдора Достоевского, «как голодный хлеба». В этих словах - значение трудов Данилевского для современников. Но ещё выше они ценили самого Николая Яковлевича. Это мнение выразил русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Страхов: «…как ни много он сделал, в нём самом было ещё больше добра и света, чем в его трудах». Значение личности и трудов учёного не менее важны и сегодня. В работах Николая Данилевского высказаны глубокие пророческие высказывания о взаимоотношениях России и Европы. Его мысли врываются в социокультурную и политическую реальность нашего времени и дают ответы на самые актуальные вопросы. Даже не верится, что всё это было сказано им полтора века назад. Взять хотя бы его знаменитую теорию культурно-исторических типов, которая сегодня доказывает свою истинность в связи с событиями на Украине, когда поколебалась оказавшаяся во многом абстрактно смоделированной и предельно политизированная глобальная система мироустройства. А вместе с ней и историософические составляющие, анализ становления и развития которых проницательно изложил русский гений. Николай Данилевский предугадал грядущее осознание Россией своей сущности и пробуждение в ней новой энергии, новой силы. В утверждении общечеловеческих ценностей Данилевский - одна из ключевых фигур, как создатель новой философии истории. Есть у Данилевского работы, посвящённые Крыму, значению черноморского региона для России и её государственной стабильности. Он был не только философом, но и естествоиспытателем. Возглавлял одно время коллектив Никитского ботанического сада. Много лет занимался проблемами водоснабжения Крыма, организовывал экспедиции по Чёрному морю, ему удалось спасти виноградники от филлоксеры. И по естественным наукам у учёного немало фундаментальных трудов, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Но даже если бы у него был всего один труд - «Россия и Европа», этого достаточно для глубочайшего почитания замечательного человека, покоящегося в крымской земле. Этот фундаментальный труд постоянно переиздаётся, ведущие политики цитируют его в своих речах, статьях, книгах. А вот с нашими долгами выдающемуся человеку, которого не по рождению, но по привязанности и любви к нашему полуострову можно смело назвать крымчанином, дело обстоит намного хуже. На былые времена, когда его основной труд был под запретом, нашего неблагодарного отношения уже не списать. Спасибо энтузиастам, которые не дают кануть в Лету имени того, кто должен быть поднят на щит нашей культуры, нашего патриотизма. Благодаря учёным Таврического университета в 1966 году было установлено точное местонахождение некрополя семьи Данилевских. 26 мая 1997 года могила Николая Яковлевича была очищена от асфальтового покрытия, положенного в те времена, когда на месте некрополя руководством пионерского лагеря, к которому отошла эта территория, была устроена костровая площадка. В этом же году на могиле учёного восстановили православный деревянный крест, точно такой, какой был поставлен при захоронении. Умер Николая Яковлевич 7 _