Директор и художественный руководитель органного центра Владимир Хромченко. Это не громкие слова, а утверждение, основанное на неоспоримых фактах: уникально и само здание Ливадийского органного центра, и установленный в нём музыкальный инструмент.
Возник этот музыкальный центр благодаря Владимиру Хромченко, собственноручно сделавшему орган, подобных которому нет в мире. Сложнейший инструмент состоит из 4600 труб разной длины. Самая большая труба имеет высоту шесть метров, а самая маленькая с трудом различима, поскольку равна всего двум миллиметрам. Все трубы делятся на 69 групп. Управление инструментом происходит посредством сложной системы тяг с органного пульта, на котором расположены четыре клавиатуры для рук и одна клавиатура для ног. - При создании органа для труб и механических частей была использована древесина крымских деревьев, - рассказывает Владимир Анатольевич. - Множество деталей изготовлено из цветных металлов - олова, свинца, меди и латуни. Помимо традиционной органной механики, в инструмент внедрён 700-канальный электронный блок управления. Он состоит из электронной памяти и бесконтактной-оптронной системы управления. Для управления регистрами на пульте расположены более 230 кнопок и рычагов. - Владимир Анатольевич, но ведь для такого сложного дела, как создание органа, нужны не только музыкальные познания? - Безусловно. Изучал соответствующую литературу, научился делать схемы и чертежи, обрабатывать исходные материалы, углубил познания в физике и математике, понял, что такое ювелирная точность. В моей мастерской были литейно-прокатный, столярный, слесарный цехи. На изготовление инструмента ушло более трёх тонн свинца и олова, несколько кубометров древесины. - А как умудрились разместить органный центр в бывшей электростанции? - Построенное в 1911 году здание, откуда снабжалась электроэнергией вся Ливадия, в 1927 году превращённое в столовую и клуб, а в 1945-47 годах - в лагерь для военнопленных, затем в склад, пришлось подвергнуть значительной переделке. Начали с восстановления разрушенных частей строения. Возвели подпорные стены, с северной стороны, специально для размещения органа пристроено дополнительное помещение. Добавили внешние декоративные элементы. Весь внутренний интерьер создан, конечно, заново: лепка, состоящая из десятков тысяч элементов, сотни квадратных метров цветных витражей, металлические ограждения, пилястры, капители. Оформление зала соответствует архитектуре Ливадийского дворца. Но главное, чего удалось добиться, - это идеальная акустика. И техническое сооружение превратилось в блестящий архитектурный ансамбль. И в 1998 году в нём занял своё место орган выпускника Таллиннской консерватории крымчанина Владимира Хромченко - первый инструмент такого класса, созданный нашим соотечественником. Крупнее ливадийского только два органа - на Сицилии и в немецком городе Пассау. С 2004 года в Центре органной музыки «Ливадия» проводится международный фестиваль «Livadia-FEST», в котором участвуют органисты многих стран мира. Огромной популярностью пользуются циклы лекций-концертов «Орган и органная музыка», знакомящие широкую публику со старинным музыкальным инструментом, его историей и органным искусством разных стран. В летний сезон на концерты в зал на 200 мест трудно попасть. Любители органной музыки из разных стран наслаждаются виртуозной игрой поистине выдающихся музыкантов, среди которых солистка Рижского Домского собора Евгения Лисицина, Марек Топоровский из Польши, Эрик Ван дер Кольк из Нидерландов, Даниэль Зарецкий из России, Галина Булыбенко из Киева, Урсула Филипп из Румынии, Кристоф Андреа Шеффер из Хайдельберга, Наринэ Саркисян из Франции. Каждый концерт неповторим. В программе - произведения Баха, Моцарта, Брамса, Мендельсона, Вивальди, Глюка, Глинки и других великих композиторов, импровизации на темы, предложенные публикой. Зал не простаивает и в межсезонье. Во время лекций-концертов здесь звучит старинная музыка испанских, голландских, немецких, английских, французских, итальянских композиторов, светская и церковная музыка признанных классиков и малоизвестных в широких любительских кругах композиторов, хоральные прелюдии. Слушатели любят концертные программы, в которых выступают органист Владимир Хромченко и солистки Елена Кейль и Юлия Хромченко. - Мы исполняем музыку, которая охватывает все периоды истории существования органа, но главным образом - произведения XVII-XIX веков, когда были написаны самые яркие вещи, - отмечает лауреат премии РК Владимир Хромченко. - У нас есть постоянный состав исполнителей. А ещё наш центр занимается реставрацией и реконструкцией органов на территории СНГ. В Ялте есть ещё два инструмента, сделанные Владимиром Хромченко: в городской музыкальной школе и в армянском храме святой Рипсимэ. У органной музыки всё больше ценителей. Многие едут в Ялту, чтобы по вечерам наслаждаться звуками высших сфер в Ливадийском органном центре. Здесь вспоминаются слова из Ветхого Завета Библии: «Славьте Господа трубами». Им вторит русский музыкальный критик Владимир Стасов, давая характеристику органу: «У него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, будто говорящий из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Директор и художественный руководитель органного центра Владимир Хромченко. Это не громкие слова, а утверждение, основанное на неоспоримых фактах: уникально и само здание Ливадийского органного центра, и установленный в нём музыкальный инструмент. Возник этот музыкальный центр благодаря Владимиру Хромченко, собственноручно сделавшему орган, подобных которому нет в мире. Сложнейший инструмент состоит из 4600 труб разной длины. Самая большая труба имеет высоту шесть метров, а самая маленькая с трудом различима, поскольку равна всего двум миллиметрам. Все трубы делятся на 69 групп. Управление инструментом происходит посредством сложной системы тяг с органного пульта, на котором расположены четыре клавиатуры для рук и одна клавиатура для ног. - При создании органа для труб и механических частей была использована древесина крымских деревьев, - рассказывает Владимир Анатольевич. - Множество деталей изготовлено из цветных металлов - олова, свинца, меди и латуни. Помимо традиционной органной механики, в инструмент внедрён 700-канальный электронный блок управления. Он состоит из электронной памяти и бесконтактной-оптронной системы управления. Для управления регистрами на пульте расположены более 230 кнопок и рычагов. - Владимир Анатольевич, но ведь для такого сложного дела, как создание органа, нужны не только музыкальные познания? - Безусловно. Изучал соответствующую литературу, научился делать схемы и чертежи, обрабатывать исходные материалы, углубил познания в физике и математике, понял, что такое ювелирная точность. В моей мастерской были литейно-прокатный, столярный, слесарный цехи. На изготовление инструмента ушло более трёх тонн свинца и олова, несколько кубометров древесины. - А как умудрились разместить органный центр в бывшей электростанции? - Построенное в 1911 году здание, откуда снабжалась электроэнергией вся Ливадия, в 1927 году превращённое в столовую и клуб, а в 1945-47 годах - в лагерь для военнопленных, затем в склад, пришлось подвергнуть значительной переделке. Начали с восстановления разрушенных частей строения. Возвели подпорные стены, с северной стороны, специально для размещения органа пристроено дополнительное помещение. Добавили внешние декоративные элементы. Весь внутренний интерьер создан, конечно, заново: лепка, состоящая из десятков тысяч элементов, сотни квадратных метров цветных витражей, металлические ограждения, пилястры, капители. Оформление зала соответствует архитектуре Ливадийского дворца. Но главное, чего удалось добиться, - это идеальная акустика. И техническое сооружение превратилось в блестящий архитектурный ансамбль. И в 1998 году в нём занял своё место орган выпускника Таллиннской консерватории крымчанина Владимира Хромченко - первый инструмент такого класса, созданный нашим соотечественником. Крупнее ливадийского только два органа - на Сицилии и в немецком городе Пассау. С 2004 года в Центре органной музыки «Ливадия» проводится международный фестиваль «Livadia-FEST», в котором участвуют органисты многих стран мира. Огромной популярностью пользуются циклы лекций-концертов «Орган и органная музыка», знакомящие широкую публику со старинным музыкальным инструментом, его историей и органным искусством разных стран. В летний сезон на концерты в зал на 200 мест трудно попасть. Любители органной музыки из разных стран наслаждаются виртуозной игрой поистине выдающихся музыкантов, среди которых солистка Рижского Домского собора Евгения Лисицина, Марек Топоровский из Польши, Эрик Ван дер Кольк из Нидерландов, Даниэль Зарецкий из России, Галина Булыбенко из Киева, Урсула Филипп из Румынии, Кристоф Андреа Шеффер из Хайдельберга, Наринэ Саркисян из Франции. Каждый концерт неповторим. В программе - произведения Баха, Моцарта, Брамса, Мендельсона, Вивальди, Глюка, Глинки и других великих композиторов, импровизации на темы, предложенные публикой. Зал не простаивает и в межсезонье. Во время лекций-концертов здесь звучит старинная музыка испанских, голландских, немецких, английских, французских, итальянских композиторов, светская и церковная музыка признанных классиков и малоизвестных в широких любительских кругах композиторов, хоральные прелюдии. Слушатели любят концертные программы, в которых выступают органист Владимир Хромченко и солистки Елена Кейль и Юлия Хромченко. - Мы исполняем музыку, которая охватывает все периоды истории существования органа, но главным образом - произведения XVII-XIX веков, когда были написаны самые яркие вещи, - отмечает лауреат премии РК Владимир Хромченко. - У нас есть постоянный состав исполнителей. А ещё наш центр занимается реставрацией и реконструкцией органов на территории СНГ. В Ялте есть ещё два инструмента, сделанные Владимиром Хромченко: в городской музыкальной школе и в армянском храме святой Рипсимэ. У органной музыки всё больше ценителей. Многие едут в Ялту, чтобы по вечерам наслаждаться звуками высших сфер в Ливадийском органном центре. Здесь вспоминаются слова из Ветхого Завета Библии: «Славьте Господа трубами». Им вторит русский музыкальный критик Владимир Стасов, давая характеристику органу: «У него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, будто говорящий из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту». Людмила ОБУХОВСКАЯ.