Неизменный участник артековского кинофестиваля «Алые паруса» и в этом году веселил ребят и от души веселился сам. Его недаром называют актёром, задержавшимся в детстве: так он непосредственен. А ещё - человеком-оркестром, потому что виртуозно играет на многих музыкальных инструментах, отдавая предпочтение гармони и балалайке.
- Путь на сцену и экран популярного и любимого уже несколькими поколениями зрителей артиста был прямым и гладким? - Не сказал бы. Приехав в столицу, подал документы во все театральные вузы. И во всех с треском, что называется, провалился. Решал, что дальше делать, и тут сосед по общежитию, слышавший мою игру на гитаре, попросил аккомпанировать ему на вступительном экзамене в эстрадно-цирковое училище. Просьбу выполнил, а заодно и поступил вместе с ним. Чем очень доволен: прошёл хорошую школу на манеже. Именно в цирковой период научился играть на губной гармошке, балалайке. До сих пор могу кувыркнуться в воздухе, пройтись на руках. И эти навыки по сей день использую в своих концертах. - Как попали в первую в жизни картину? - Как все студенты, зарабатывал на хлеб насущный в массовках и эпизодах на «Мосфильме». Там и попался на глаза ассистентке режиссёра Станислава Ростоцкого, которая пригласила на пробы. Как только вошёл, тут же услышал: «Да это ж и есть Сыромятников!». Так что и пробы проходить не пришлось - сразу взяли. - И как вы себя чувствовали в компании с Вячеславом Тихоновым, Ириной Печерниковой, Ниной Меньшиковой? - Работать с ними было очень легко, атмосфера была просто удивительная. Опытные актёры нам, молодняку, помогали. Роли моих одноклассников играли студенты ГИТИСа Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, старшеклассники московских школ. Как и наши персонажи, мы все были влюблены в Ирину Печерникову, с почтением относились к Вячеславу Тихонову, который был нашим кумиром. - С этой картины началась ваша киносудьба. А как продолжилась? - Картиной Сергея Юткевича «Маяковский смеётся», где сыграл главную роль - Пьера Присыпкина. Фильм получился ярким, необычным, в духе творчества великого поэта. Компания подобралась замечательная: Галина Волчек, Ия Саввина, Алексей Каплер, Леонид Броневой. Для меня он стал этапным: решил оставить Московскую филармонию, в которой трудился, и пришёл на сцену Театра миниатюр. Одновременно поступил на заочное отделение в ГИТИС. Тогда снималось много фильмов, меня приглашали, но не на главные роли, а второго плана. - Вас даже стали называть «королём эпизода». Не обижало? - На что же обижаться: королём же! Так же называли Михаила Пуговкина, Лилиан Малкину, да и великая Фаина Раневская блистала не только в главных ролях. На встречах зрители до сих пор вспоминают меня, как папу Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника», шофёра Николая в сериале «Цыган», санитара Зубкова в комедии «Баламут», писаря Чумичку в сказке «Там, на неведомых дорожках», бандита по кличке Корыто в психологическом детективе «Из жизни начальника уголовного розыска». Потом вообще был небольшой перерыв, зато много работал на сцене Театра Луны. В кино вернулся уже в новом веке. Занят в сериалах «Детектив по-русски», «Усадьба», «Ловушка для полтергейста», «Главный калибр», «Воротилы. Быть вместе», в полнометражных «Адель», «Новые времена, или Биржа недвижимости», «Сатисфакция», кстати, и у вас здесь снималась. - В Крыму часто работали? - Почти все сказки здесь снимались: «Там, на неведомых дорожках», «Раз, два, горе не беда», «После дождичка в четверг», один из первых сюжетов «Фитиля» режиссёр Исаак Магитон, бессменный в течение многих лет председатель детского жюри артековского фестиваля, здесь снимал. Я вообще сказки очень люблю. Жаль, что их сейчас не снимают: дорогое удовольствие, говорят, и совсем неприбыльное. Вообще ушли добрые детские фильмы с экрана. С этим трудно примириться. Забыли мы, что воспитывать надо добротой, романтикой. - Вы больше ощущаете себя комедийным актёром? - Я - разный. Комедии, конечно, люблю, недаром же по первой профессии - клоун. С удовольствием играю характерные роли. А вообще играю, что дают, стараясь не повторяться. В продолжении «Кремлёвских курсантов» сыграл деревенского старика. - С кем из режиссёров было особенно приятно работать? - Имел счастье работать с Сергеем Юткевичем, со Станиславом Ростоцким, снимался в небольших эпизодических ролях у Сергея Герасимова. С Гайдаем с удовольствием работал, с Володей Меньшовым в «Ширли-мырли». - Партнёров у вас было много. А кто особенно запомнился? - Все мэтры, конечно. Очень интересно было работать на сцене с Чулпан Хаматовой, с Леной Дробышевой, Димой Певцовым, Серёжей Виноградовым, Леночкой Захаровой. С Чулпан играли в детском спектакле «Мечты маленького Робинзона», где она была совершенно гениальным Пятницей. Она эксцентричная, лёгкая, удивительная, актриса поистине от Бога. С неутомимой, мощной Любочкой Полищук посчастливилось работать в Театре миниатюр в спектакле «Хармс! Чармс! Шардем! или Школа клоунов». В театре «Школа современной пьесы» - с настоящим созвездием: Ира Алфёрова, Лена Санаева, Нина Шацкая, Таня Васильева. - За что особенно любите свою нелёгкую профессию? - За возможность «погулять» по эпохам: сегодня играю современного человека, а завтра мне клеят бороду и усы - становлюсь чеховским Сориным, послезавтра стану каким-нибудь сказочным героем вроде Водяного. - Такое впечатление, что у вас не бывает плохого настроения. Из чего черпаете очередные порции оптимизма? - Из жизни. Мне жить так интересно и весело, вот и стараюсь подавать пример другим. Не надо на себя тоску нагонять: уныние ведь тяжкий грех. Давайте все помнить об этом.
ДосьеАктёр театра и кино народный артист России Юрий Николаевич Чернов родился в 1949 году в Куйбышеве (ныне - Самара). Окончил Московское цирковое училище и ГИТИС. Снимается в кино с 1968 года. Первая роль - в фильме «Доживём до понедельника». Играл в Московском театре миниатюр, в Театре Луны и в «Школе современной пьесы». C 2013 года - актёр Театра сатиры. Был соведущим телеигры «Колесо истории». Принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступил, как исполнитель песен. Снимался в юмористических киножурналах «Фитиль» и «Ералаш», был одним из ведущих популярной телепередачи для детей «Спокойной ночи, малыши!».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Неизменный участник артековского кинофестиваля «Алые паруса» и в этом году веселил ребят и от души веселился сам. Его недаром называют актёром, задержавшимся в детстве: так он непосредственен. А ещё - человеком-оркестром, потому что виртуозно играет на многих музыкальных инструментах, отдавая предпочтение гармони и балалайке. - Путь на сцену и экран популярного и любимого уже несколькими поколениями зрителей артиста был прямым и гладким? - Не сказал бы. Приехав в столицу, подал документы во все театральные вузы. И во всех с треском, что называется, провалился. Решал, что дальше делать, и тут сосед по общежитию, слышавший мою игру на гитаре, попросил аккомпанировать ему на вступительном экзамене в эстрадно-цирковое училище. Просьбу выполнил, а заодно и поступил вместе с ним. Чем очень доволен: прошёл хорошую школу на манеже. Именно в цирковой период научился играть на губной гармошке, балалайке. До сих пор могу кувыркнуться в воздухе, пройтись на руках. И эти навыки по сей день использую в своих концертах. - Как попали в первую в жизни картину? - Как все студенты, зарабатывал на хлеб насущный в массовках и эпизодах на «Мосфильме». Там и попался на глаза ассистентке режиссёра Станислава Ростоцкого, которая пригласила на пробы. Как только вошёл, тут же услышал: «Да это ж и есть Сыромятников!». Так что и пробы проходить не пришлось - сразу взяли. - И как вы себя чувствовали в компании с Вячеславом Тихоновым, Ириной Печерниковой, Ниной Меньшиковой? - Работать с ними было очень легко, атмосфера была просто удивительная. Опытные актёры нам, молодняку, помогали. Роли моих одноклассников играли студенты ГИТИСа Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, старшеклассники московских школ. Как и наши персонажи, мы все были влюблены в Ирину Печерникову, с почтением относились к Вячеславу Тихонову, который был нашим кумиром. - С этой картины началась ваша киносудьба. А как продолжилась? - Картиной Сергея Юткевича «Маяковский смеётся», где сыграл главную роль - Пьера Присыпкина. Фильм получился ярким, необычным, в духе творчества великого поэта. Компания подобралась замечательная: Галина Волчек, Ия Саввина, Алексей Каплер, Леонид Броневой. Для меня он стал этапным: решил оставить Московскую филармонию, в которой трудился, и пришёл на сцену Театра миниатюр. Одновременно поступил на заочное отделение в ГИТИС. Тогда снималось много фильмов, меня приглашали, но не на главные роли, а второго плана. - Вас даже стали называть «королём эпизода». Не обижало? - На что же обижаться: королём же! Так же называли Михаила Пуговкина, Лилиан Малкину, да и великая Фаина Раневская блистала не только в главных ролях. На встречах зрители до сих пор вспоминают меня, как папу Сыроежкина в фильме «Приключения Электроника», шофёра Николая в сериале «Цыган», санитара Зубкова в комедии «Баламут», писаря Чумичку в сказке «Там, на неведомых дорожках», бандита по кличке Корыто в психологическом детективе «Из жизни начальника уголовного розыска». Потом вообще был небольшой перерыв, зато много работал на сцене Театра Луны. В кино вернулся уже в новом веке. Занят в сериалах «Детектив по-русски», «Усадьба», «Ловушка для полтергейста», «Главный калибр», «Воротилы. Быть вместе», в полнометражных «Адель», «Новые времена, или Биржа недвижимости», «Сатисфакция», кстати, и у вас здесь снималась. - В Крыму часто работали? - Почти все сказки здесь снимались: «Там, на неведомых дорожках», «Раз, два, горе не беда», «После дождичка в четверг», один из первых сюжетов «Фитиля» режиссёр Исаак Магитон, бессменный в течение многих лет председатель детского жюри артековского фестиваля, здесь снимал. Я вообще сказки очень люблю. Жаль, что их сейчас не снимают: дорогое удовольствие, говорят, и совсем неприбыльное. Вообще ушли добрые детские фильмы с экрана. С этим трудно примириться. Забыли мы, что воспитывать надо добротой, романтикой. - Вы больше ощущаете себя комедийным актёром? - Я - разный. Комедии, конечно, люблю, недаром же по первой профессии - клоун. С удовольствием играю характерные роли. А вообще играю, что дают, стараясь не повторяться. В продолжении «Кремлёвских курсантов» сыграл деревенского старика. - С кем из режиссёров было особенно приятно работать? - Имел счастье работать с Сергеем Юткевичем, со Станиславом Ростоцким, снимался в небольших эпизодических ролях у Сергея Герасимова. С Гайдаем с удовольствием работал, с Володей Меньшовым в «Ширли-мырли». - Партнёров у вас было много. А кто особенно запомнился? - Все мэтры, конечно. Очень интересно было работать на сцене с Чулпан Хаматовой, с Леной Дробышевой, Димой Певцовым, Серёжей Виноградовым, Леночкой Захаровой. С Чулпан играли в детском спектакле «Мечты маленького Робинзона», где она была совершенно гениальным Пятницей. Она эксцентричная, лёгкая, удивительная, актриса поистине от Бога. С неутомимой, мощной Любочкой Полищук посчастливилось работать в Театре миниатюр в спектакле «Хармс! Чармс! Шардем! или Школа клоунов». В театре «Школа современной пьесы» - с настоящим созвездием: Ира Алфёрова, Лена Санаева, Нина Шацкая, Таня Васильева. - За что особенно любите свою нелёгкую профессию? - За возможность «погулять» по эпохам: сегодня играю современного человека, а завтра мне клеят бороду и усы - становлюсь чеховским Сориным, послезавтра стану каким-нибудь сказочным героем вроде Водяного. - Такое впечатление, что у вас не бывает плохого настроения. Из чего черпаете очередные порции оптимизма? - Из жизни. Мне жить так интересно и весело, вот и стараюсь подавать пример другим. Не надо на себя тоску нагонять: уныние ведь тяжкий грех. Давайте все помнить об этом. Досье Актёр театра и кино народный артист России Юрий Николаевич Чернов родился в 1949 году в Куйбышеве (ныне - Самара). Окончил Московское цирковое училище и ГИТИС. Снимается в кино с 1968 года. Первая роль - в фильме «Доживём до понедельника». Играл в Московском театре миниатюр, в Театре Луны и в «Школе современной пьесы». C 2013 года - актёр Театра сатиры. Был соведущим телеигры «Колесо истории». Принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступил, как исполнитель песен. Снимался в юмористических киножурналах «Фитиль» и «Ералаш», был одним из ведущих популярной телепередачи для детей «Спокойной ночи, малыши!». Людмила ОБУХОВСКАЯ.