Фото: Автора.
- Валерий Александрович, вторая часть фамилии появилась от любви к театру, ставшему родным?
- Любовь - чувство, конечно, великое. Но история с добавкой к родной фамилии намного прозаичнее. Дело в том, что в труппе театра оказались аж три Ивановых, да ещё с одинаковым инициалом имени: Виталий, Владимир и Валерий. В афишах все значились: В. Иванов - поди, зритель, разберись, кто есть кто. Я был ведущим артистом, играл в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» на пару с Высоцим главную роль - премьер-министра Керенского. В «Гамлете» - Лаэрта, В «На всякого мудреца довольно простоты» - Глумова. Тогда Юрий Петрович Любимов и сказал мне: «Был в истории русского театр трагик Иванов-Козельский, почему бы тебе не стать Ивановым-Таганским?». Я и согласился.
- А как вы попали в легендарный театр?
- На выпускные экзамены в Щукинское театральное училище, в котором я заканчивал учёбу в 1966 году, пришёл Любимов. Увидел меня в роли князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского и Сида в трагедии Пьера Корнеля и пригласил на роль Лаэрта. У меня на тот момент четыре предложения были от других театров, но поскольку на Таганке уже работали два моих сокурсника - Боря Хмельницкий (ныне, увы, покойный) и Толя Васильев, я к ним присоединился. Да к тому же Любимов сразу комнату предложил, а по тем временам о жилье в Москве и мечтать было нечего.
- Вы ведь не только играли, но и ставили спектакли?
- Да, но решился на это сначала не в Москве, а в Средней Азии, куда уехал на несколько лет, был главным режиссёром Академического театра русской драмы имени Лермонтова в Алма-Ате. Начал с постановки пьесы моего учителя в Литинституте Виктора Розова «Гнездо глухаря». Спектакль этот шёл целых 25 лет. Оттуда я отправился в Болгарию, где написал свой пока самый значительный литературный труд - трилогию «Обречённая на жизнь», которую перевели на несколько языков. В Москву и на Таганку вернулся при «втором пришествии» Юрия Петровича Любимова, в 1999-м. Поставил два спектакля: по переведённой мною пьесе одного из лучших болгарских драматургов Христо Бойчева «Полковник Птица». Потом я поставил «Исповедь хулигана» - спектакль, посвящённый Сергею Есенину (этот спектакль и сейчас в репертуаре театра). И в это же время параллельно стал писать.
- Сегодня на вашем творческом счету сборник пьес, девять романов, вы - режиссёр, ответственный секретарь по связям с общественностью Московской городской организации Союза писателей России. Невозможно удержаться от банального вопроса: как всюду успеваете?
- Телепередача «Искатели», которую я придумал и вёл на Первом канале, посвящена разгадке тайн и поискам ответов на извечные вопросы. Будем считать, что я научился растягивать время.
- Вы ведь ещё и в кино «засветились»?
- В кино нет, а вот в музыкальном телеспектакле «Этот брадобрей из Севильи» по «Севильскому цирюльнику» Россини сыграл Фигаро.
- Так вы ещё и поёте?
- Увы! Мой герой пел голосом Муслима Магомаева, а я только рот открывал.
- Режиссёры интерес проявляют к вашим произведениям?
- Случается. Юрий Кара снял четырёхсерийный фильм «Репортёры» по моему роману «Семя Отечества». Играют в нём замечательные актёры: Галина Беляева, Жанна Эппле, Армен Джигарханян, Станислав Говорухин, Борис Щербаков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и известный политолог Алексей Пушков. По роману «Грязь к алмазам не пристаёт» собираются снимать восьмисерийный фильм, уже есть сценарий, продюсер.
- Что вы думаете о современной культуре, литературе?
- К моему глубокому сожалению, депрессивность в нашей литературе зашкаливает. Это сказывается и на общем уровне культуры. Творцы не видят значительных целей, идей. К тому же нужны громадные средства для подъёма культуры, а их нет. Или идут не туда. Телевидение нынче затмевает по популярности и театр, и кино. А посмотрите, какую мы получаем продукцию: передачи, которые, что называется, ни уму ни сердцу, сериалы с одинаковыми сюжетами про несчастную любовь, убийства, подлости, какие-то тюремные саги… А нужны, на мой взгляд, передачи просветительские, проясняющие нашу историю. Если раньше история была опрокинутой в прошлое политикой, то сегодня она похожа на бедную невесту, вышедшую замуж за полуправду, некоторое время с ней живущую, потом разводящуюся и ищущую нового жениха, с которым всё повторяется.
- Вас и политика волнует?
- Ещё как! И далёкого прошлого, и наших дней. Она ведь напрямую связана с историей. В «Искателях» мы поднимаем нетронутые пласты истории. Как, например, убийство Петра Первого. Тогда жизни двух человек на волоске висели - Екатерины Первой, у которой был немец-любовник, казнённый Петром незадолго до своей гибели. И погрязший в коррупции Меншиков, которого Пётр намеревался лишить всех постов. И вдруг - смерть царя. Не естественная, а насильственная - есть же свидетельства, как он умирал: в невероятных муках, с криками на весь дворец. Это после того, как конфет отведал, которые ему из Голландии привезли.
- О будущем пытаетесь поразмыслить в своих произведениях?
- Есть у меня на эту тему роман «Запрет на прозрение» - попытка сфокусировать политические, экономические и социальные перспективы и определить место России в этих процессах. Главный герой - от Бога одарённый политолог Шамарин, чья линия судьбы идёт через предыдущие мои романы «Семя Отечества» и «Грязь к алмазам не пристаёт». В «Запрете на прозрение» смоделирована попытка военного вмешательства в судьбу России и миропорядка, которая (попытка) общими усилиями многих действующих лиц вовремя останавливается. Побеждают здравый смысл и активная позиция героев романа. Надеюсь, то же самое произойдёт и в жизни - нашей и всех будущих поколений.
- С какой целью приехали в Крым?
- Московская городская организация Союза писателей России послала меня на разведку: узнать, как живут ваши литераторы, понять, как мы можем им помочь быстрее адаптироваться в новых условиях. А поводом стал выход в свет детского сборника стихов и прозы, в котором представлено творчество 65 одарённых крымских ребятишек. Выпустил его российский благотворительный фонд «Подсолнушек».
- С кем-то из крымских писателей раньше были знакомы?
- С Сашей Загорулько, роман которого «Гора и мышь» я, как член жюри, выдвинул на премию Юрия Долгорукова. С Валентиной Фроловой и Владимиром Бушняком, которые тоже стали лауреатами этой престижной премии.
- Над чем сейчас работаете?
- Завершил книгу «Триумф и наваждение на Таганке», она вот-вот выйдет. Дал прочитать Шахназарову, и он заказал по ней сценарий для фильма. Книгу прочитали Юрий Беляев и Нина Шацкая - вдова Лёни Филатова и замечательная артистка, они мой труд одобрили. Рассказываю о первом десятилетии Таганки - с 1966-го по 1977 год. Это мой ответ на все шельмования Любимова. Изумительное десятилетие! В книге привожу много интересных фактов, 250 фотографий иллюстрируют текст.
ДосьеЧлен Союза писателей России, заслуженный артист России, доктор исторических наук, секретарь исполкома Международного совета писательских союзов, режиссёр Валерий Александрович Иванов-Таганский родился 16 декабря 1946 года в Никологорске Ивановской области. Окончил Литературный институт им. Горького и Театральное училище им. Щукина. В 70-е годы прошлого века был одним из ведущих актёров Театра на Таганке.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото: Автора. - Валерий Александрович, вторая часть фамилии появилась от любви к театру, ставшему родным? - Любовь - чувство, конечно, великое. Но история с добавкой к родной фамилии намного прозаичнее. Дело в том, что в труппе театра оказались аж три Ивановых, да ещё с одинаковым инициалом имени: Виталий, Владимир и Валерий. В афишах все значились: В. Иванов - поди, зритель, разберись, кто есть кто. Я был ведущим артистом, играл в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» на пару с Высоцим главную роль - премьер-министра Керенского. В «Гамлете» - Лаэрта, В «На всякого мудреца довольно простоты» - Глумова. Тогда Юрий Петрович Любимов и сказал мне: «Был в истории русского театр трагик Иванов-Козельский, почему бы тебе не стать Ивановым-Таганским?». Я и согласился. - А как вы попали в легендарный театр? - На выпускные экзамены в Щукинское театральное училище, в котором я заканчивал учёбу в 1966 году, пришёл Любимов. Увидел меня в роли князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского и Сида в трагедии Пьера Корнеля и пригласил на роль Лаэрта. У меня на тот момент четыре предложения были от других театров, но поскольку на Таганке уже работали два моих сокурсника - Боря Хмельницкий (ныне, увы, покойный) и Толя Васильев, я к ним присоединился. Да к тому же Любимов сразу комнату предложил, а по тем временам о жилье в Москве и мечтать было нечего. - Вы ведь не только играли, но и ставили спектакли? - Да, но решился на это сначала не в Москве, а в Средней Азии, куда уехал на несколько лет, был главным режиссёром Академического театра русской драмы имени Лермонтова в Алма-Ате. Начал с постановки пьесы моего учителя в Литинституте Виктора Розова «Гнездо глухаря». Спектакль этот шёл целых 25 лет. Оттуда я отправился в Болгарию, где написал свой пока самый значительный литературный труд - трилогию «Обречённая на жизнь», которую перевели на несколько языков. В Москву и на Таганку вернулся при «втором пришествии» Юрия Петровича Любимова, в 1999-м. Поставил два спектакля: по переведённой мною пьесе одного из лучших болгарских драматургов Христо Бойчева «Полковник Птица». Потом я поставил «Исповедь хулигана» - спектакль, посвящённый Сергею Есенину (этот спектакль и сейчас в репертуаре театра). И в это же время параллельно стал писать. - Сегодня на вашем творческом счету сборник пьес, девять романов, вы - режиссёр, ответственный секретарь по связям с общественностью Московской городской организации Союза писателей России. Невозможно удержаться от банального вопроса: как всюду успеваете? - Телепередача «Искатели», которую я придумал и вёл на Первом канале, посвящена разгадке тайн и поискам ответов на извечные вопросы. Будем считать, что я научился растягивать время. - Вы ведь ещё и в кино «засветились»? - В кино нет, а вот в музыкальном телеспектакле «Этот брадобрей из Севильи» по «Севильскому цирюльнику» Россини сыграл Фигаро. - Так вы ещё и поёте? - Увы! Мой герой пел голосом Муслима Магомаева, а я только рот открывал. - Режиссёры интерес проявляют к вашим произведениям? - Случается. Юрий Кара снял четырёхсерийный фильм «Репортёры» по моему роману «Семя Отечества». Играют в нём замечательные актёры: Галина Беляева, Жанна Эппле, Армен Джигарханян, Станислав Говорухин, Борис Щербаков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и известный политолог Алексей Пушков. По роману «Грязь к алмазам не пристаёт» собираются снимать восьмисерийный фильм, уже есть сценарий, продюсер. - Что вы думаете о современной культуре, литературе? - К моему глубокому сожалению, депрессивность в нашей литературе зашкаливает. Это сказывается и на общем уровне культуры. Творцы не видят значительных целей, идей. К тому же нужны громадные средства для подъёма культуры, а их нет. Или идут не туда. Телевидение нынче затмевает по популярности и театр, и кино. А посмотрите, какую мы получаем продукцию: передачи, которые, что называется, ни уму ни сердцу, сериалы с одинаковыми сюжетами про несчастную любовь, убийства, подлости, какие-то тюремные саги… А нужны, на мой взгляд, передачи просветительские, проясняющие нашу историю. Если раньше история была опрокинутой в прошлое политикой, то сегодня она похожа на бедную невесту, вышедшую замуж за полуправду, некоторое время с ней живущую, потом разводящуюся и ищущую нового жениха, с которым всё повторяется. - Вас и политика волнует? - Ещё как! И далёкого прошлого, и наших дней. Она ведь напрямую связана с историей. В «Искателях» мы поднимаем нетронутые пласты истории. Как, например, убийство Петра Первого. Тогда жизни двух человек на волоске висели - Екатерины Первой, у которой был немец-любовник, казнённый Петром незадолго до своей гибели. И погрязший в коррупции Меншиков, которого Пётр намеревался лишить всех постов. И вдруг - смерть царя. Не естественная, а насильственная - есть же свидетельства, как он умирал: в невероятных муках, с криками на весь дворец. Это после того, как конфет отведал, которые ему из Голландии привезли. - О будущем пытаетесь поразмыслить в своих произведениях? - Есть у меня на эту тему роман «Запрет на прозрение» - попытка сфокусировать политические, экономические и социальные перспективы и определить место России в этих процессах. Главный герой - от Бога одарённый политолог Шамарин, чья линия судьбы идёт через предыдущие мои романы «Семя Отечества» и «Грязь к алмазам не пристаёт». В «Запрете на прозрение» смоделирована попытка военного вмешательства в судьбу России и миропорядка, которая (попытка) общими усилиями многих действующих лиц вовремя останавливается. Побеждают здравый смысл и активная позиция героев романа. Надеюсь, то же самое произойдёт и в жизни - нашей и всех будущих поколений. - С какой целью приехали в Крым? - Московская городская организация Союза писателей России послала меня на разведку: узнать, как живут ваши литераторы, понять, как мы можем им помочь быстрее адаптироваться в новых условиях. А поводом стал выход в свет детского сборника стихов и прозы, в котором представлено творчество 65 одарённых крымских ребятишек. Выпустил его российский благотворительный фонд «Подсолнушек». - С кем-то из крымских писателей раньше были знакомы? - С Сашей Загорулько, роман которого «Гора и мышь» я, как член жюри, выдвинул на премию Юрия Долгорукова. С Валентиной Фроловой и Владимиром Бушняком, которые тоже стали лауреатами этой престижной премии. - Над чем сейчас работаете? - Завершил книгу «Триумф и наваждение на Таганке», она вот-вот выйдет. Дал прочитать Шахназарову, и он заказал по ней сценарий для фильма. Книгу прочитали Юрий Беляев и Нина Шацкая - вдова Лёни Филатова и замечательная артистка, они мой труд одобрили. Рассказываю о первом десятилетии Таганки - с 1966-го по 1977 год. Это мой ответ на все шельмования Любимова. Изумительное десятилетие! В книге привожу много интересных фактов, 250 фотографий иллюстрируют текст. Досье Член Союза писателей России, заслуженный артист России, доктор исторических наук, секретарь исполкома Международного совета писательских союзов, режиссёр Валерий Александрович Иванов-Таганский родился 16 декабря 1946 года в Никологорске Ивановской области. Окончил Литературный институт им. Горького и Театральное училище им. Щукина. В 70-е годы прошлого века был одним из ведущих актёров Театра на Таганке. Людмила ОБУХОВСКАЯ.