Легендарныей актёр в Севастополе. / Фото: Автора. Евгений Стеблов встретился с крымчанами в рамках проекта «Театр и Книга» Севастопольского русского театрального дома.
Два часа артист говорил о выдающихся мастерах, партнёрах по сцене, среди которых Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Юрий Завадский и Анатолий Эфрос, ставшие героями его книги «Против кого дружите?».
- Евгений Юрьевич, говорят, вы чуть ли не с пелёнок проявили себя на сцене. Это правда?
- Истинная! В шесть лет поставил первый кукольный спектакль, развлекал родителей и гостей постановками. Ни о чём, кроме актёрства, не мыслил. В 17 лет сыграл в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия трогательного, наивного жениха-новобранца. Это был звёздный билет в кинематограф. Фильм за год посмотрели 20 миллионов зрителей. По Божиему провидению я попал в мир, о котором только грезил. С первых шагов в профессии получил такой подарок: общение с Георгием Данелия, сценаристом, поэтом Геннадием Шпаликовым, оператором Вадимом Юсовым, композитором Андреем Петровым, начинающими, как и я, актёрами Никитой Михалковым, Галиной Польских, Алексеем Локтевым. Нам было очень легко перед камерой - играли самих себя.
- Как работалось с будущей знаменитостью - Никитой Михалковым?
- Замечательно! Мы с Никитой были знакомы до съёмок - посещали студию при Драматическом театре имени Станиславского на улице Горького, нынешней Тверской. На картине мы, конечно, больше сблизились, а подружись уже на съёмках следующей - «Перекличка» Даниила Храбровицкого. Мы вместе писали сценарии. Свою курсовую работу Никита снял по моему сценарию - фильм «Я возвращаюсь домой». Я потом играл в его картинах «Раба любви» - звезду немого кино Канина и отца главного героя в «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В 90-х годах в Рыбинске, я узнал, что мой прадед, действительный статский советник, был там директором гимназии, а двоюродный дед Никиты - Сергей Владимирович МихАлков был предводителем дворянства. И они наверняка были знакомы. Такая вот неожиданная открылась связь наших родов.
- В чём, по-вашему, успех фильма «Я шагаю по Москве», который с удовольствием смотрят вот уже несколько поколений?
- Это одна из первых наших импрессионистских лент - фильм настроения. И оно проецируется через всех нас. Поэтому картина не стареет. Это художественное произведение, не связанное ни с социумом, ни какими-то явными признаками времени. Там есть нечто большее – романтика и чистота юности. Пронзительная достоверность.
- После первого столь успешного опыта предложений было море?
- Да, но предлагали нечто подобное. А вот в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!» по повести евпаторийца Бориса Балтера совсем другой типаж. Фильм этот тоже стал значительным явлением в киноискусстве. Кстати, меня режиссёр на пробах забраковал, а Балтер, увидев меня, воскликнул: «Это я!». Он же о себе повесть писал. Мы играли поколение наших родителей, людей, ушедших на фронт и не вернувшихся. Я это серьёзно и ответственно воспринимал. Когда отсматривали черновой материал, я плакал.
- Как молодым работалось с такими опытными актёрами, как Ефим Копелян, Евгений Моргунов, Ангелина Степанова - ваша экранная мама?
- Они нас опекали, помогали очень. Хорошими были партнёрами, чуткими.
- Чувство влюблённости вас не посетило к Наташе Богуновой, игравшей Инку?
- Режиссёр все чувства на корню пресёк. Наташе было всего 15, и вся группа несла за неё ответственность. Михаил Наумович взял с каждого из нас расписку, что мы не будем приставать к Наташе. Честно говоря, мы и не собирались. А после предупреждения Калика наша сплочённая группка - я, Коля Досталь, Миша Кононов, Вика Фёдорова и Аня Родионова, ставшая замечательным драматургом, Наташку в свою компанию не допускали, чтобы разговоров не было.
- Евпатория способствовала съёмкам?
- Ещё как! Здесь особая атмосфера, располагающая к искренности. Многие считают, что повесть Балтера - о Евпатории. Она не о Евпатории, а о любви, об ожидании счастья. Город - хороший фон. Я воспринимаю Евпаторию местом, где рождаются талантливые люди и где раскрываются таланты попадающих сюда.
- Какие роли особенно запали в душу?
- Все свои роли люблю: учителя литературы Кости в комедии Алексея Коренева «Урок литературы», молодого отца семейства Игоря в лирической комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», доктора Мортимера в детективе Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: «Собака Баскервилей», композитора Баха в фильме Михаила Козакова «В четыре руки». Хорошо работалось в комедии «Я знаю, как стать счастливым», сценарист и режиссёр которой - мой сын Сергей Стеблов. Приятно было встретиться с давней парт- нёршей Галиной Польских, с актёрами следующего за нами поколения - Леной Захаровой, Серёжей Шнырёвым, Михаилом Полицеймако.
- С кем из мэтров сводила судьба на съёмочной площадке и на сцене?
- Всех и не перечислить - я ведь вон уже сколько живу и работаю! Это и Иннокентий Смоктуновский, и Марина Влади, и Булат Окуджава, и Юра Богатырёв. В театре парт- нёрами были Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Маргарита Терехова. Воспоминания о встречах с ними вошли в книгу ««Против кого дружите?», которую я презентую в Севастополе.
- Это ведь слова Фаины Раневской?
- Совершенно верно. Она задала этот вопрос двум шептавшимся в уголочке актрисам, любившим поинтриговать. Неподражаемая Фаина Георгиевна была остра на язык. Разве можно не запомнить её «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение». Или «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».
- С каким чувством ехали в российский Крым?
- Я никогда не отделял Крым от России. То, что произошло, - закономерность: справедливость должна торжествовать. И крымский народ добился того, о чём мечтал долгие годы. На Украине фактически легализован нацизм, представляющий серьёзную угрозу. Нетрудно представить себе, что было бы с Крымом, не вернись он в лоно матушки-России.
- Не все представители российской интеллигенции придерживаются такой точки зрения, в том числе и ваши коллеги по актёрскому цеху. Не чувствуете их осуждения?
- Позиция некоторых известных в России людей, к которым я раньше относился с уважением, мне непонятна. К счастью, их меньшинство. Осудят они меня или нет - не волнует. Для меня важно мнение людей, которых уважаю, а не пятой колонны.
ДосьеНародный артист России Евгений Юрьевич Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. В 1966 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола. Работал в ЦАТСА, в театре им. Моссовета. Первый заместитель председателя СТД РФ. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Автор повести «Возвращение к ненаписанному», книг «Не я» и «Против кого дружите?». Награждён орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, М. В. Ломоносова, Чеховской медалью. Премия ТЭФИ - за постановку фильма «Ужин в четыре руки». В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Легендарныей актёр в Севастополе. / Фото: Автора. Евгений Стеблов встретился с крымчанами в рамках проекта «Театр и Книга» Севастопольского русского театрального дома. Два часа артист говорил о выдающихся мастерах, партнёрах по сцене, среди которых Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Юрий Завадский и Анатолий Эфрос, ставшие героями его книги «Против кого дружите?». - Евгений Юрьевич, говорят, вы чуть ли не с пелёнок проявили себя на сцене. Это правда? - Истинная! В шесть лет поставил первый кукольный спектакль, развлекал родителей и гостей постановками. Ни о чём, кроме актёрства, не мыслил. В 17 лет сыграл в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия трогательного, наивного жениха-новобранца. Это был звёздный билет в кинематограф. Фильм за год посмотрели 20 миллионов зрителей. По Божиему провидению я попал в мир, о котором только грезил. С первых шагов в профессии получил такой подарок: общение с Георгием Данелия, сценаристом, поэтом Геннадием Шпаликовым, оператором Вадимом Юсовым, композитором Андреем Петровым, начинающими, как и я, актёрами Никитой Михалковым, Галиной Польских, Алексеем Локтевым. Нам было очень легко перед камерой - играли самих себя. - Как работалось с будущей знаменитостью - Никитой Михалковым? - Замечательно! Мы с Никитой были знакомы до съёмок - посещали студию при Драматическом театре имени Станиславского на улице Горького, нынешней Тверской. На картине мы, конечно, больше сблизились, а подружись уже на съёмках следующей - «Перекличка» Даниила Храбровицкого. Мы вместе писали сценарии. Свою курсовую работу Никита снял по моему сценарию - фильм «Я возвращаюсь домой». Я потом играл в его картинах «Раба любви» - звезду немого кино Канина и отца главного героя в «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». В 90-х годах в Рыбинске, я узнал, что мой прадед, действительный статский советник, был там директором гимназии, а двоюродный дед Никиты - Сергей Владимирович МихАлков был предводителем дворянства. И они наверняка были знакомы. Такая вот неожиданная открылась связь наших родов. - В чём, по-вашему, успех фильма «Я шагаю по Москве», который с удовольствием смотрят вот уже несколько поколений? - Это одна из первых наших импрессионистских лент - фильм настроения. И оно проецируется через всех нас. Поэтому картина не стареет. Это художественное произведение, не связанное ни с социумом, ни какими-то явными признаками времени. Там есть нечто большее – романтика и чистота юности. Пронзительная достоверность. - После первого столь успешного опыта предложений было море? - Да, но предлагали нечто подобное. А вот в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!» по повести евпаторийца Бориса Балтера совсем другой типаж. Фильм этот тоже стал значительным явлением в киноискусстве. Кстати, меня режиссёр на пробах забраковал, а Балтер, увидев меня, воскликнул: «Это я!». Он же о себе повесть писал. Мы играли поколение наших родителей, людей, ушедших на фронт и не вернувшихся. Я это серьёзно и ответственно воспринимал. Когда отсматривали черновой материал, я плакал. - Как молодым работалось с такими опытными актёрами, как Ефим Копелян, Евгений Моргунов, Ангелина Степанова - ваша экранная мама? - Они нас опекали, помогали очень. Хорошими были партнёрами, чуткими. - Чувство влюблённости вас не посетило к Наташе Богуновой, игравшей Инку? - Режиссёр все чувства на корню пресёк. Наташе было всего 15, и вся группа несла за неё ответственность. Михаил Наумович взял с каждого из нас расписку, что мы не будем приставать к Наташе. Честно говоря, мы и не собирались. А после предупреждения Калика наша сплочённая группка - я, Коля Досталь, Миша Кононов, Вика Фёдорова и Аня Родионова, ставшая замечательным драматургом, Наташку в свою компанию не допускали, чтобы разговоров не было. - Евпатория способствовала съёмкам? - Ещё как! Здесь особая атмосфера, располагающая к искренности. Многие считают, что повесть Балтера - о Евпатории. Она не о Евпатории, а о любви, об ожидании счастья. Город - хороший фон. Я воспринимаю Евпаторию местом, где рождаются талантливые люди и где раскрываются таланты попадающих сюда. - Какие роли особенно запали в душу? - Все свои роли люблю: учителя литературы Кости в комедии Алексея Коренева «Урок литературы», молодого отца семейства Игоря в лирической комедии Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», доктора Мортимера в детективе Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: «Собака Баскервилей», композитора Баха в фильме Михаила Козакова «В четыре руки». Хорошо работалось в комедии «Я знаю, как стать счастливым», сценарист и режиссёр которой - мой сын Сергей Стеблов. Приятно было встретиться с давней парт- нёршей Галиной Польских, с актёрами следующего за нами поколения - Леной Захаровой, Серёжей Шнырёвым, Михаилом Полицеймако. - С кем из мэтров сводила судьба на съёмочной площадке и на сцене? - Всех и не перечислить - я ведь вон уже сколько живу и работаю! Это и Иннокентий Смоктуновский, и Марина Влади, и Булат Окуджава, и Юра Богатырёв. В театре парт- нёрами были Любовь Орлова, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Маргарита Терехова. Воспоминания о встречах с ними вошли в книгу ««Против кого дружите?», которую я презентую в Севастополе. - Это ведь слова Фаины Раневской? - Совершенно верно. Она задала этот вопрос двум шептавшимся в уголочке актрисам, любившим поинтриговать. Неподражаемая Фаина Георгиевна была остра на язык. Разве можно не запомнить её «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение». Или «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию». - С каким чувством ехали в российский Крым? - Я никогда не отделял Крым от России. То, что произошло, - закономерность: справедливость должна торжествовать. И крымский народ добился того, о чём мечтал долгие годы. На Украине фактически легализован нацизм, представляющий серьёзную угрозу. Нетрудно представить себе, что было бы с Крымом, не вернись он в лоно матушки-России. - Не все представители российской интеллигенции придерживаются такой точки зрения, в том числе и ваши коллеги по актёрскому цеху. Не чувствуете их осуждения? - Позиция некоторых известных в России людей, к которым я раньше относился с уважением, мне непонятна. К счастью, их меньшинство. Осудят они меня или нет - не волнует. Для меня важно мнение людей, которых уважаю, а не пятой колонны. Досье Народный артист России Евгений Юрьевич Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. В 1966 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола. Работал в ЦАТСА, в театре им. Моссовета. Первый заместитель председателя СТД РФ. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Автор повести «Возвращение к ненаписанному», книг «Не я» и «Против кого дружите?». Награждён орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, М. В. Ломоносова, Чеховской медалью. Премия ТЭФИ - за постановку фильма «Ужин в четыре руки». В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ Владимира Путина на Украине и в Крыму. Людмила ОБУХОВСКАЯ.