В Крыму артист чувствовал себя, как дома. Она всегда будет сиять на Аллее звёзд в Ялте, где он бывал каждый год на телекинофоруме «Вместе», фестивале «Театр. Чехов. Ялта». Артист, не по профессии, а по сути души воплотивший сотни разноплановых ролей на сцене и на экране.
Тибальт в «Ромео и Джульетте», Яго в «Оттело» по Шекспиру, Фёдор в пушкинском «Борисе Годунове», Сганарель в «Дон Жуане» Мольера, Снегирёв в «Брате Алёше» по Достоевскому. Экскаваторщик в картине «Доброе утро», помощник комбайнёра в фильме «Гость с Кубани», гэбэшник-перестраховщик в «Девять дней одного года» - с этого начинался его звёздный путь в кино. От его больших и маленьких ролей в «Я шагаю по Москве», «Ко мне, Мухтар!», «Время, вперёд!», «Старики-разбойники», «Бумбараш», «Большая перемена», «17 мгновений весны», «Три мушкетёра», «Не бойся, я с тобой», «Вооружён и очень опасен», «Хождение по мукам», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Человек с бульвара Капуцинов» во многом зависел успех картин. А их на счету Льва Константиновича - 250. Артиста называли «человеком-праздником», фонтанирующим забавными и одновременно поучительными историями. Истории эти можно прочитать в его книге «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о моём родном скелете», название которой автор объяснял 25 переломами, добавляя при этом: «Истории про мои многочисленные травмы - не медицинский анамнез, а повод рассказать о каком-то периоде жизни, связанном с детством, съёмками в кино, работой в театре. Я вспоминаю наш двор в Лефортово с московской голубятней, которая в те годы была клубом по интересам, где собирались все слои общества - от интеллигенции до шпаны и жуликов. Во дворе мальчишки играли в «Городки», «Отмеряло», «Чижик», «Пристенок»… Знакомы современным детям эти названия? То-то и оно, никто их не знает. Пропали вместе со старыми московскими дворами и голубятнями, традициями и укладом». Ушедшая эпоха - главный герой этой книги Льва Дурова. Книги не единственной. Он оставил нам ещё «Байки на бис», «О времени, о друзьях и о себе», «Как я решил стать писателем», «Странные мои люди», «Грешные записки». Каждый разговор с Львом Константиновичем в Ялте, где он, по собственному признанию, был как дома, длились по часу, а то и по два. Он с удовольствием и без утаек рассказывал о себе. Это - из обговоренного, но неопубликованного. - Лев Константинович, как вы, актёр без простоев, востребованный, работающий в кино и в театре без продыху, что называется, решился стать руководителем Театра на Малой Бронной? - Да уж не от хорошей жизни. Случилось это после постановки руководителя труппы Андрея Житинкина «Калигула», в котором актёров нарядил в причиндалы из секс-шопа. Большинство так возмутилось, что режиссёр ушёл. Меня попросили возглавить театр. Я пытался отказаться, но коллеги не сдавались. Пришлось согласиться, но с одним условием: как только появится более достойная кандидатура, меня с этого поста отпустят. - Чем, по-вашему, советские фильмы, в которых начинали сниматься, отличаются от нынешних? - Тем, что в них изначально были заложены добро, светлый юмор, лёгкая ироничность. Я люблю в них погружаться, убегая от нынешней напряжённости наэлектризованной жизни, постоянных кризисов и нервотрёпок, с ними связанных. Наивные это были фильмы? Да. Но сколько романтики, веры в будущее! Нынче этого нет. Одни стрелялки и пугалки. Что ни сериал - всюду предательство, измены, чернуха и порнуха. - Как относитесь к тому, что вас называют «трагическим клоуном»? - В этих словах есть резон. Я вполне бы мог стать таковым на манеже, продолжив цирковую династию своих предков. Но отдал предпочтение театральной сцене и киносъёмочному павильону. Стал и комиком, и трагиком. И всё это - от предков Дуровых, род которых занимает одну шестую часть геральдической книги России. Предки мои служили при дворе Ивана Грозного, Петра I. Кто не слышал о легендарной героине войны 1812 года Надежде Дуровой, дрессировщиках Владимире и Анатолии Дуровых. Это - по линии отца. Но и род мамы не менее известен: Пастуховы прославились, правда, на ином поприще - были знатными, лучшими в Москве обувщиками. - Мастер эпиграмм, коллега по актёрскому цеху Валентин Гафт написал о вас: «Актёр, рассказчик, режиссёр, Но это Лёву не колышет, Он стал писать с недавних пор, Наврёт, поверит и запишет…». Не обиделись на «наврёт»? - На Валю нельзя обижаться: он многое для красного словца и чтобы в рифму сочиняет. Мои байки, уж поверьте старику, на все сто процентов правдивы. Это могут подтвердить мои коллеги по Центральному детскому театру, где я начинал в молодости осваивать сцену. Там работали тогда Эфрос, Кноблох, Шах-Азизов, Ефремов, Анофриев, Коренева. И была у нас официально назначенная закулисной жизнью «Академия травильщиков». Для того чтобы попасть в неё, нужно было рассказать историю, в которую бы все академики поверили. И если кто-то говорил: «Не верю», претендующий на столь высокое звание должен был доказать правдивость своего рассказа. Пришлось и мне доказывать. Коллеги, зрители, с которыми актёр любил встречаться, запомнили его гениальным рассказчиком, память которого хранила сотни баек, анекдотов, историй. Трудно удержаться от цитат «из Дурова»: «У нас спорт держался на чувстве Родины. Чувство улетело - прилетели деньги», «Если актёр талантлив, а как человек - дрянь, я всё равно буду с ним работать. Иначе можно остаться с одними дилетантами», «Ни давление, ни цензура не могут убить хорошее кино. Кино убивают, когда его снимает не художник, а тот, кому деньги дали», «Счастье должно перемежаться и с несчастьями. Тогда будет гармония, а когда только счастье - это несчастье», «Нельзя позволять себе стареть. Надо изо всех сил сохранять ребяческий взгляд на жизнь, чтобы смотреть на мир широко открытыми глазами. Залихватскими идеями и поступками, которых от тебя никто не ожидает, можно продлить себе жизнь». Лев Дуров - не только любимый, но и признанный артист. Свидетельство тому - множество профессиональных и общественных наград: орден «За заслуги перед Отечеством», орден Дружбы, кавалер Золотого ордена «Служение искусству», заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР и СССР, дважды лауреат Международного московского кинофестиваля. Актёр прожил яркую содержательную жизнь в 83 года. Как-то признался: «Умирать не страшно. «Там» уже был, когда у меня случился инсульт. Такое ощущение странное: падает некая заслонка, улетаешь в другое измерение, где всё плавно, спокойно, мирно… И возвращение спокойно прошло, без разочарования и радости. Как-то очень естественно. Верю, что и после ухода есть наше духовное продолжение. И вы верьте». Эти слова его - наказ и утешение живущим… 26 сентября - 40 дней, как он не с нами. Помянем добрым словом и посмотрим один из фильмов, в котором он блистал. А приехав в Ялту, постоим возле его звезды и вспомним светлый образ.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
В Крыму артист чувствовал себя, как дома. Она всегда будет сиять на Аллее звёзд в Ялте, где он бывал каждый год на телекинофоруме «Вместе», фестивале «Театр. Чехов. Ялта». Артист, не по профессии, а по сути души воплотивший сотни разноплановых ролей на сцене и на экране. Тибальт в «Ромео и Джульетте», Яго в «Оттело» по Шекспиру, Фёдор в пушкинском «Борисе Годунове», Сганарель в «Дон Жуане» Мольера, Снегирёв в «Брате Алёше» по Достоевскому. Экскаваторщик в картине «Доброе утро», помощник комбайнёра в фильме «Гость с Кубани», гэбэшник-перестраховщик в «Девять дней одного года» - с этого начинался его звёздный путь в кино. От его больших и маленьких ролей в «Я шагаю по Москве», «Ко мне, Мухтар!», «Время, вперёд!», «Старики-разбойники», «Бумбараш», «Большая перемена», «17 мгновений весны», «Три мушкетёра», «Не бойся, я с тобой», «Вооружён и очень опасен», «Хождение по мукам», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Человек с бульвара Капуцинов» во многом зависел успех картин. А их на счету Льва Константиновича - 250. Артиста называли «человеком-праздником», фонтанирующим забавными и одновременно поучительными историями. Истории эти можно прочитать в его книге «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о моём родном скелете», название которой автор объяснял 25 переломами, добавляя при этом: «Истории про мои многочисленные травмы - не медицинский анамнез, а повод рассказать о каком-то периоде жизни, связанном с детством, съёмками в кино, работой в театре. Я вспоминаю наш двор в Лефортово с московской голубятней, которая в те годы была клубом по интересам, где собирались все слои общества - от интеллигенции до шпаны и жуликов. Во дворе мальчишки играли в «Городки», «Отмеряло», «Чижик», «Пристенок»… Знакомы современным детям эти названия? То-то и оно, никто их не знает. Пропали вместе со старыми московскими дворами и голубятнями, традициями и укладом». Ушедшая эпоха - главный герой этой книги Льва Дурова. Книги не единственной. Он оставил нам ещё «Байки на бис», «О времени, о друзьях и о себе», «Как я решил стать писателем», «Странные мои люди», «Грешные записки». Каждый разговор с Львом Константиновичем в Ялте, где он, по собственному признанию, был как дома, длились по часу, а то и по два. Он с удовольствием и без утаек рассказывал о себе. Это - из обговоренного, но неопубликованного. - Лев Константинович, как вы, актёр без простоев, востребованный, работающий в кино и в театре без продыху, что называется, решился стать руководителем Театра на Малой Бронной? - Да уж не от хорошей жизни. Случилось это после постановки руководителя труппы Андрея Житинкина «Калигула», в котором актёров нарядил в причиндалы из секс-шопа. Большинство так возмутилось, что режиссёр ушёл. Меня попросили возглавить театр. Я пытался отказаться, но коллеги не сдавались. Пришлось согласиться, но с одним условием: как только появится более достойная кандидатура, меня с этого поста отпустят. - Чем, по-вашему, советские фильмы, в которых начинали сниматься, отличаются от нынешних? - Тем, что в них изначально были заложены добро, светлый юмор, лёгкая ироничность. Я люблю в них погружаться, убегая от нынешней напряжённости наэлектризованной жизни, постоянных кризисов и нервотрёпок, с ними связанных. Наивные это были фильмы? Да. Но сколько романтики, веры в будущее! Нынче этого нет. Одни стрелялки и пугалки. Что ни сериал - всюду предательство, измены, чернуха и порнуха. - Как относитесь к тому, что вас называют «трагическим клоуном»? - В этих словах есть резон. Я вполне бы мог стать таковым на манеже, продолжив цирковую династию своих предков. Но отдал предпочтение театральной сцене и киносъёмочному павильону. Стал и комиком, и трагиком. И всё это - от предков Дуровых, род которых занимает одну шестую часть геральдической книги России. Предки мои служили при дворе Ивана Грозного, Петра I. Кто не слышал о легендарной героине войны 1812 года Надежде Дуровой, дрессировщиках Владимире и Анатолии Дуровых. Это - по линии отца. Но и род мамы не менее известен: Пастуховы прославились, правда, на ином поприще - были знатными, лучшими в Москве обувщиками. - Мастер эпиграмм, коллега по актёрскому цеху Валентин Гафт написал о вас: «Актёр, рассказчик, режиссёр, Но это Лёву не колышет, Он стал писать с недавних пор, Наврёт, поверит и запишет…». Не обиделись на «наврёт»? - На Валю нельзя обижаться: он многое для красного словца и чтобы в рифму сочиняет. Мои байки, уж поверьте старику, на все сто процентов правдивы. Это могут подтвердить мои коллеги по Центральному детскому театру, где я начинал в молодости осваивать сцену. Там работали тогда Эфрос, Кноблох, Шах-Азизов, Ефремов, Анофриев, Коренева. И была у нас официально назначенная закулисной жизнью «Академия травильщиков». Для того чтобы попасть в неё, нужно было рассказать историю, в которую бы все академики поверили. И если кто-то говорил: «Не верю», претендующий на столь высокое звание должен был доказать правдивость своего рассказа. Пришлось и мне доказывать. Коллеги, зрители, с которыми актёр любил встречаться, запомнили его гениальным рассказчиком, память которого хранила сотни баек, анекдотов, историй. Трудно удержаться от цитат «из Дурова»: «У нас спорт держался на чувстве Родины. Чувство улетело - прилетели деньги», «Если актёр талантлив, а как человек - дрянь, я всё равно буду с ним работать. Иначе можно остаться с одними дилетантами», «Ни давление, ни цензура не могут убить хорошее кино. Кино убивают, когда его снимает не художник, а тот, кому деньги дали», «Счастье должно перемежаться и с несчастьями. Тогда будет гармония, а когда только счастье - это несчастье», «Нельзя позволять себе стареть. Надо изо всех сил сохранять ребяческий взгляд на жизнь, чтобы смотреть на мир широко открытыми глазами. Залихватскими идеями и поступками, которых от тебя никто не ожидает, можно продлить себе жизнь». Лев Дуров - не только любимый, но и признанный артист. Свидетельство тому - множество профессиональных и общественных наград: орден «За заслуги перед Отечеством», орден Дружбы, кавалер Золотого ордена «Служение искусству», заслуженный артист РСФСР, народный артист РСФСР и СССР, дважды лауреат Международного московского кинофестиваля. Актёр прожил яркую содержательную жизнь в 83 года. Как-то признался: «Умирать не страшно. «Там» уже был, когда у меня случился инсульт. Такое ощущение странное: падает некая заслонка, улетаешь в другое измерение, где всё плавно, спокойно, мирно… И возвращение спокойно прошло, без разочарования и радости. Как-то очень естественно. Верю, что и после ухода есть наше духовное продолжение. И вы верьте». Эти слова его - наказ и утешение живущим… 26 сентября - 40 дней, как он не с нами. Помянем добрым словом и посмотрим один из фильмов, в котором он блистал. А приехав в Ялту, постоим возле его звезды и вспомним светлый образ. Людмила ОБУХОВСКАЯ.