Возвращённая музею картина. Много лет искусство выдающегося русского живописца радовало посетителей Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого картиной «Монастырь над рекой». Десять лет назад варвары лишили нас такой возможности.
- Небольшое полотно размером 24х40 сантиметров экспонировалось на втором этаже, - рассказывает директор музея Наталья Бендюкова. - В злосчастную субботу, 17 сентября 2005 года, посетителей было немного, охотники за шедеврами воспользовались этим и незаметно изъяли полотно из рамы, заменив его заламинированной фотокопией. Вскоре один из посетителей музея, увидев белый уголок справа внизу картины, засомневался в подлинности полотна. Так и обнаружили подделку. Криминалисты нашли на раме отпечатки пальцев двух похитителей. - Когда и где обнаружилась пропажа, Наталья Александровна? - В 2006 году в городе Александрия Кировоградской области были задержаны подозреваемые в похищении картины. На счету преступной группы оказалось более 20 краж из украинских и европейских музеев, совершённых в 2004-2005 годах. Полотно «Монастырь над рекой» было обнаружено в Санкт-Петербурге на территории стройки по анонимному звонку в Следственное управление. Картина находилась в пакете вместе с двумя похищенными из другого музея статуэтками. - Кто установил его подлинность? - Экспертизу провели специалисты Эрмитажа. Но до возвращения в Севастополь было ещё далеко. До оглашения приговора картина находилась в Санкт-Петербурге в качестве вещественного доказательства. Потом передача её нам затянулась из-за того, что музей и экспонат находились в разных государствах. И только после возвращения Крыма в Россию процесс ускорился, и картина спустя десять лет вернулась в экспозицию после ещё одной экспертизы, которую на этот раз провели специалисты Русского музея с рентгенографией, исследованием под микроскопом художественных материалов и сравнением полотна с эталонными произведениями живописца. Авторство в очередной раз было подтверждено, и состоялась долгожданная передача шедевра музею. Картина вернулась на своё место в зале «Русская живопись XIX века». Картина «Монастырь над рекой» написана в 1898 году. На ней изображена монастырская постройка над рекой под склоном горы, заросшим лесом. Вдали - коса, покрытая зеленью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. Автор этого шедевра успешно работал в разных жанрах. Но был оценён публикой прежде всего как создатель замечательных образцов русского пейзажа, отличающихся солнечной, радостной простотой. Светлое высокое небо, солнце, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы - всё это безыскусное, знакомое, и во всём этом - Россия-матушка. Увидеть и передать красоту привычных вещей так, чтобы это затронуло сердце и душу людей разных поколений, под силу только большому таланту. Идут годы, но творчество Василия Дмитриевича остаётся актуальным и популярным. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление подлинных ценителей истинного искусства, которое не приедается, всегда свежо, восхищает и завораживает. Василия Поленова его современники считали наиболее культурным человеком среди русских художников. Это было у него, что называется, в крови: мама Мария Алексеевна владела карандашом и кистью, занималась литературным творчеством. До двенадцати лет к художественному творчеству Васю приобщала она, затем в семью был приглашён учитель рисования. Одним из сильнейших художественных впечатлений навсегда осталась увиденная им впервые в 1858 году картина Александра Иванова «Явление Христа народу», вдохновившая его на библейскую тему. Окончив в 1867 году ученический курс в Академии художеств, юный Поленов стал обладателем Большой Золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира». С картины Саврасова «Грачи прилетели» начинается увлечение пейзажной живописью. Поленов пишет многочисленные лирические пейзажи, панорамные картины, любуясь при этом каждой веткой и травинкой. Под влиянием французского импрессионизма раскрылся дар Поленова-колориста. Поселившись в Москве, пишет пленительный этюд дворика из окна снятой им квартиры в районе Арбата. Без «Московского дворика» теперь трудно представить себе развитие пейзажной живописи в России. Пришло время увлечённой работы над серией картин «Евангельского круга». В 1887 году, после завершения работы над картиной «Христос и грешница», утомлённый Василий Дмитриевич отправился в Крым, преследуя три цели: победить головные боли, встряхнуться физически и обрести утраченное вдохновение. Ялта понравилась Поленову с первого взгляда. Ему показалось, что город напоминал «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». В письме жене признался: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан». О себе Поленов скромно умолчал. Но чего стоит один только небольшой этюд «В Крыму», пронизанный солнцем и радостью. Искусствовед Дарья Иванова так характеризует его: «И как же не шедевр? Когда такая маленькая работа вмещает в себя столько монументальности, столько света, воздуха, открытого солнца и столько настроения тёплого летнего дня!». По сути, эта крымская работа - один из первых опытов пленэрной живописи. До Поленова художники если и писали пейзажи, то в мастерских, и они были умозрительными, «сочинёнными». Поленов открыл художникам тайну новой красочной силы и пробудил в них смелость такого обращения с краской, о которой они раньше и не помышляли. Сегодня пронизанные солнцем крымские этюды Поленова составляют гордость многих музейных собраний России. И у музейщиков болит голова о том, как сохранить творческое наследие одного из ярчайших представителей русского импрессионизма. Ведь русский пейзажный этюд в наше время очень ценится, особенно в Европе. Эксперты говорят, что стоимость, к примеру, того полотна, что было похищено в 2005 году в Севастополе, на чёрном рынке доходит до 150 тысяч долларов. Возвращаясь из Крыма в Москву, Поленов пленился чудесными приокскими местами, мелькавшими за окном. Художник решил непременно обзавестись здесь домом и поселиться в нём вместе с семьёй. Рядом с деревенькой Бёхово под Тулой была куплена старая заброшенная усадьба, с южной стороны которой, как с птичьего полёта, открывался величественный вид на широкую ленту реки. Она-то и стала знаменитой Поленовской усадьбой. В 1931 году здесь был создан художественный музей, а в 1939-м году усадьба передана родственниками Поленова в дар государству. У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как Левитан, Коровин, Остроухов, Головин, и многие другие русские художники. Учатся у него и крымские художники.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Возвращённая музею картина. Много лет искусство выдающегося русского живописца радовало посетителей Севастопольского художественного музея имени Михаила Крошицкого картиной «Монастырь над рекой». Десять лет назад варвары лишили нас такой возможности. - Небольшое полотно размером 24х40 сантиметров экспонировалось на втором этаже, - рассказывает директор музея Наталья Бендюкова. - В злосчастную субботу, 17 сентября 2005 года, посетителей было немного, охотники за шедеврами воспользовались этим и незаметно изъяли полотно из рамы, заменив его заламинированной фотокопией. Вскоре один из посетителей музея, увидев белый уголок справа внизу картины, засомневался в подлинности полотна. Так и обнаружили подделку. Криминалисты нашли на раме отпечатки пальцев двух похитителей. - Когда и где обнаружилась пропажа, Наталья Александровна? - В 2006 году в городе Александрия Кировоградской области были задержаны подозреваемые в похищении картины. На счету преступной группы оказалось более 20 краж из украинских и европейских музеев, совершённых в 2004-2005 годах. Полотно «Монастырь над рекой» было обнаружено в Санкт-Петербурге на территории стройки по анонимному звонку в Следственное управление. Картина находилась в пакете вместе с двумя похищенными из другого музея статуэтками. - Кто установил его подлинность? - Экспертизу провели специалисты Эрмитажа. Но до возвращения в Севастополь было ещё далеко. До оглашения приговора картина находилась в Санкт-Петербурге в качестве вещественного доказательства. Потом передача её нам затянулась из-за того, что музей и экспонат находились в разных государствах. И только после возвращения Крыма в Россию процесс ускорился, и картина спустя десять лет вернулась в экспозицию после ещё одной экспертизы, которую на этот раз провели специалисты Русского музея с рентгенографией, исследованием под микроскопом художественных материалов и сравнением полотна с эталонными произведениями живописца. Авторство в очередной раз было подтверждено, и состоялась долгожданная передача шедевра музею. Картина вернулась на своё место в зале «Русская живопись XIX века». Картина «Монастырь над рекой» написана в 1898 году. На ней изображена монастырская постройка над рекой под склоном горы, заросшим лесом. Вдали - коса, покрытая зеленью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. Автор этого шедевра успешно работал в разных жанрах. Но был оценён публикой прежде всего как создатель замечательных образцов русского пейзажа, отличающихся солнечной, радостной простотой. Светлое высокое небо, солнце, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы - всё это безыскусное, знакомое, и во всём этом - Россия-матушка. Увидеть и передать красоту привычных вещей так, чтобы это затронуло сердце и душу людей разных поколений, под силу только большому таланту. Идут годы, но творчество Василия Дмитриевича остаётся актуальным и популярным. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление подлинных ценителей истинного искусства, которое не приедается, всегда свежо, восхищает и завораживает. Василия Поленова его современники считали наиболее культурным человеком среди русских художников. Это было у него, что называется, в крови: мама Мария Алексеевна владела карандашом и кистью, занималась литературным творчеством. До двенадцати лет к художественному творчеству Васю приобщала она, затем в семью был приглашён учитель рисования. Одним из сильнейших художественных впечатлений навсегда осталась увиденная им впервые в 1858 году картина Александра Иванова «Явление Христа народу», вдохновившая его на библейскую тему. Окончив в 1867 году ученический курс в Академии художеств, юный Поленов стал обладателем Большой Золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира». С картины Саврасова «Грачи прилетели» начинается увлечение пейзажной живописью. Поленов пишет многочисленные лирические пейзажи, панорамные картины, любуясь при этом каждой веткой и травинкой. Под влиянием французского импрессионизма раскрылся дар Поленова-колориста. Поселившись в Москве, пишет пленительный этюд дворика из окна снятой им квартиры в районе Арбата. Без «Московского дворика» теперь трудно представить себе развитие пейзажной живописи в России. Пришло время увлечённой работы над серией картин «Евангельского круга». В 1887 году, после завершения работы над картиной «Христос и грешница», утомлённый Василий Дмитриевич отправился в Крым, преследуя три цели: победить головные боли, встряхнуться физически и обрести утраченное вдохновение. Ялта понравилась Поленову с первого взгляда. Ему показалось, что город напоминал «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». В письме жене признался: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем всё больше я оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан». О себе Поленов скромно умолчал. Но чего стоит один только небольшой этюд «В Крыму», пронизанный солнцем и радостью. Искусствовед Дарья Иванова так характеризует его: «И как же не шедевр? Когда такая маленькая работа вмещает в себя столько монументальности, столько света, воздуха, открытого солнца и столько настроения тёплого летнего дня!». По сути, эта крымская работа - один из первых опытов пленэрной живописи. До Поленова художники если и писали пейзажи, то в мастерских, и они были умозрительными, «сочинёнными». Поленов открыл художникам тайну новой красочной силы и пробудил в них смелость такого обращения с краской, о которой они раньше и не помышляли. Сегодня пронизанные солнцем крымские этюды Поленова составляют гордость многих музейных собраний России. И у музейщиков болит голова о том, как сохранить творческое наследие одного из ярчайших представителей русского импрессионизма. Ведь русский пейзажный этюд в наше время очень ценится, особенно в Европе. Эксперты говорят, что стоимость, к примеру, того полотна, что было похищено в 2005 году в Севастополе, на чёрном рынке доходит до 150 тысяч долларов. Возвращаясь из Крыма в Москву, Поленов пленился чудесными приокскими местами, мелькавшими за окном. Художник решил непременно обзавестись здесь домом и поселиться в нём вместе с семьёй. Рядом с деревенькой Бёхово под Тулой была куплена старая заброшенная усадьба, с южной стороны которой, как с птичьего полёта, открывался величественный вид на широкую ленту реки. Она-то и стала знаменитой Поленовской усадьбой. В 1931 году здесь был создан художественный музей, а в 1939-м году усадьба передана родственниками Поленова в дар государству. У Поленова учились такие крупные мастера живописи, как Левитан, Коровин, Остроухов, Головин, и многие другие русские художники. Учатся у него и крымские художники. Людмила ОБУХОВСКАЯ.