Как понять, что ваш ребенок готов идти в детский сад и не сделать из этого проблему для всей семьи? А может, лучше оставить с бабушкой еще на годик? Что он должен уметь делать самостоятельно, отправляясь в дошкольную организацию? Тысячи счастливых родителей задаются такими вопросами каждый год, получив заветную путевку.
Педагог-психолог учебно-воспитательного комплекса «Алые Паруса» Людмила Рогожкина ответила Крыминформу на эти вопросы и рассказала, чем она и ее коллеги могут помочь родителям малышей.
Какие задачи решает в детском саду педагог-психолог – он просто нужен «по инструкции» или действительно есть потребность в психологической поддержке с ранних лет? И расскажите немного о вашем профессиональном опыте.
Мой общий педагогический стаж составляет 23 года, а в должности педагога-психолога я работаю уже 12 лет. По первому образованию я учитель начальных классов. И эти два смежных педагогических опыта очень помогают в процессе непосредственной работы с маленькими детьми.
Если говорить о работе в детском саду именно на примере нашего комплекса, то деятельность педагога-психолога в таком большом учреждении ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, это консультации. Родители приходят с массой своих вопросов, и мы им помогаем в процессе воспитания и обучения детей. Есть также диагностическое направление – по определенному плану мы проводим диагностику детей на возрастные и эмоциональные особенности. В том числе занимаемся подготовкой к школе. Иногда диагностика также проводится по запросу педагогов. Например, когда приходит новый ребенок в группу или воспитатель видит какие-то изменения в поведении детей. Тогда я провожу диагностику по запросу и знакомлю с результатами родителей. А воспитателю помогаю адаптированной информацией, как с этим ребенком дальше двигаться.
Следующее направление – коррекционное. Есть дети, которые нуждаются в индивидуальном подходе. Например, работа над развитием внимания, памяти, мышления, преодоление страхов.
Также я работаю в группах с детками от 4 лет и старше – провожу развивающие занятия, разные игры. Например, у нас был цикл сказкотерапии, который очень нравится детям.
Как выглядит сказкотерапия?
Я рассказываю сказку, в которой хитро завуалированы какие-то эмоциональные моменты. Мы их обсуждаем, иногда проигрываем ситуации, инсценируем кусочек сказки. Потом рисуем что-то из сюжета. С помощью сказкотерапии мы учим детей правильно понимать эмоции и правильно их проявлять. Нервная система у детей находится в стадии формирования, и их надо учить правильно свои эмоции проявлять и контролировать.
Часто ли родители приходят на консультации?
Да. И в основном это личная инициатива родителей. Когда они чувствуют, что что-то не так, они приходят посоветоваться. Реже бывает, что я приглашаю родителей после проведенной диагностики, или они приходят повторно. Но в основном инициатива исходит от самих родителей.
Как понять, что ребенок готов идти в детский сад и не превратить это в целую проблему? Для многих это стрессовое событие. В начале учебного года можно даже увидеть заплаканных мамочек возле ворот детского сада.
Это проблема, о которой можно говорить бесконечно.
Прежде всего, когда вы свое родительство хорошенько осознали, вы должны понимать, что однажды ребенка надо будет отдавать в чужие руки – няне или в детский сад. Но всё равно, это расставание будет неизбежно – вы будете на работе, а ребенок будет в каком-то другом месте. И к этому осознанию нужно себя подводить внутренне. Вы растите гражданина, нового члена общества. И это его маленькая социальная роль – он уже не с мамой на детской площадке или дома, а идёт в новый коллектив. И это правильно.
Причем это должны понимать не только родители, а все ближайшие взрослые.
Сам ребенок к этому времени должен владеть определенным навыками самообслуживания – держать ложку, отвыкнуть от подгузников, знать свои вещи.
Обязательно надо заранее посмотреть то учреждение, куда вы отправляете ребенка. Если вы планируете поступать в наш сад, то вам обязательно покажут всю территорию, все расскажут, познакомят с педагогом (воспитателем).
Заранее подготовьте ребёнка к режиму дня учреждения. Если вы готовитесь пойти в сад с какого-то определенного числа, то за неделю попытайтесь такой же режим дня репетировать дома. Это очень важно! Чтобы ребенок был приучен к определенному ритму. Ведь если он делал дома всё, когда хотел, то регламентированный режим станет дополнительным стрессом.
Первые несколько дней ребёнок будет посещать детский сад в щадящем режиме, по несколько часов. В это время он привыкает к новой обстановке, а вы – к его отсутствию. Потому что малыш чувствует маму на ментальном уровне: если вы в нервном состоянии, ему будет еще сложнее с вами расстаться. И чем стабильней ребенок будет эмоционально, тем менее восприимчив он будет к вирусам, тем меньше он будет болеть. Дети, которые находятся в большом нервном напряжении, чаще болеют.
Еще одна рекомендация – постараться не делать больших перерывов в посещении детского сада. Ведь у некоторых детей на процесс адаптации уходит месяц-два, а у других – полгода. Всё очень индивидуально.
Существуют ли какие-то универсальные методы расслабления для особенно эмоциональных родителей?
Прежде всего, надо понимать, для чего это делается. Например, если садик не является для вас большой необходимостью, есть бабушка, допустим, с которой он может находиться, есть в окружении дети, с которыми он может играть, то принимайте решение сами. Если вопрос с садиком стоит для вас остро, то здесь другая цель.
Но! Если с садиком возможны варианты, то пребывание в школе будет однозначно. И ребенок, которых ходил в детский сад хотя бы пару лет, более коллективный. Он уже может находиться среди других детей, понимает, по каким правилам этот социум работает. А ребёнку, который ходил до семи лет за руку с няней или бабушкой, будет сложнее.
Есть смысл подкупать ребенка, который не хочет идти в детский сад?
Нет, никакого смысла. Потому что дальше, требования растут. У ребенка формируется неправильная система ценностей – он думает, что должен делать что-либо потому, что получит что-то нужное взамен. Это вообще неправильная манера воспитания. Ребенок должен внутренне сознательно понимать, что это необходимо.
Бытует мнение, что ребенку будет легче привыкнуть к садику, если его подготовить заранее – начать понемногу отлучать от родителей на пару часов день. Например, чаще к бабушке отводить на выходные. Насколько это обоснованно?
Это индивидуально. Для некоторых детей отрыв от мамы очень болезнен. И в какой-то момент можно сделать даже хуже. Надо смотреть по ситуации в семье, по самому ребенку и его самочувствию. Очень важно, чтобы он был абсолютно здоров, когда идёт в детский сад, потому что стресс может спровоцировать некоторые заболевания.
Поход в детский сад должен быть организован в абсолютно позитивной обстановке! И все близкие должны ребенка поддерживать и поощрять. А долгие прощания возле ворот тоже негативно сказываются на ребенке. Это вам скажет любой специалист.
На что вообще родителям обязательно надо обращать внимание и в каких случаях желательно обратиться к психологу?
С ребенком прежде всего надо много общаться. Если он что-то говорит вам, нужно все оставить и слушать его. Если он взывает к вам, нужно быть в диалоге, в доверительных отношениях, чтобы потом избежать массы проблем. Большинство родителей при установленном контакте с ребенком не могут разобраться, что происходит. Вот для того, чтобы потом не приходить к специалисту, нужно с младенчества с ним разговаривать, чтобы он видел вашу безусловную любовь и ваше безусловное принятие – вы его любите, потому что он ваш и он в принципе есть.
Вы можете осуждать какой-то его поступок, но не его как личность: ты не плохой, но ты сделал плохо. Он должен знать, что мама поймет, примет его сторону, даже если он не прав. Но потом она объяснит, как было бы правильно.
На что обратить внимание? На все!
Прислушиваться к тому, что он хочет, что ему интересно, поощрять его интересы. В то же время, четко выставлять границы. Потому что иногда родители путают воспитание с подкупом, когда ребенку дают телефон или включают телевизор, чтобы он не мешал. Да, на каком-то этапе можно посмотреть хороший мультик. Но не жить параллельной жизнью, когда ребенок сидит рядом, но занят телефоном.
От того, насколько правильно и гармонично построены у ребенка отношения с родителями, очень сильно зависит его дальнейшая жизнь и его собственная будущая семья. Все проблемы из детства! И это не фраза из телевизора. Все страхи, нереализованные цели и желания во взрослой жизни оборачиваются какими-то проблемами.
Если у ребенка наблюдаются изменения в поведении, сначала их надо проанализировать. Но если мама чувствует, что не справляется, то не стоит бояться обращаться к специалисту.
И еще родителям необходимо четко понимать, что дети полностью «зеркалят» поведение родителей. Они чистые листы, и пишите на этих листах вы – их значимые взрослые. Дети вас не слушают, дети на вас смотрят!
Как понять, что ваш ребенок готов идти в детский сад и не сделать из этого проблему для всей семьи? А может, лучше оставить с бабушкой еще на годик? Что он должен уметь делать самостоятельно, отправляясь в дошкольную организацию? Тысячи счастливых родителей задаются такими вопросами каждый год, получив заветную путевку. Педагог-психолог учебно-воспитательного комплекса «Алые Паруса» Людмила Рогожкина ответила Крыминформу на эти вопросы и рассказала, чем она и ее коллеги могут помочь родителям малышей. Какие задачи решает в детском саду педагог-психолог – он просто нужен «по инструкции» или действительно есть потребность в психологической поддержке с ранних лет? И расскажите немного о вашем профессиональном опыте. Мой общий педагогический стаж составляет 23 года, а в должности педагога-психолога я работаю уже 12 лет. По первому образованию я учитель начальных классов. И эти два смежных педагогических опыта очень помогают в процессе непосредственной работы с маленькими детьми. Если говорить о работе в детском саду именно на примере нашего комплекса, то деятельность педагога-психолога в таком большом учреждении ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, это консультации. Родители приходят с массой своих вопросов, и мы им помогаем в процессе воспитания и обучения детей. Есть также диагностическое направление – по определенному плану мы проводим диагностику детей на возрастные и эмоциональные особенности. В том числе занимаемся подготовкой к школе. Иногда диагностика также проводится по запросу педагогов. Например, когда приходит новый ребенок в группу или воспитатель видит какие-то изменения в поведении детей. Тогда я провожу диагностику по запросу и знакомлю с результатами родителей. А воспитателю помогаю адаптированной информацией, как с этим ребенком дальше двигаться. Следующее направление – коррекционное. Есть дети, которые нуждаются в индивидуальном подходе. Например, работа над развитием внимания, памяти, мышления, преодоление страхов. Также я работаю в группах с детками от 4 лет и старше – провожу развивающие занятия, разные игры. Например, у нас был цикл сказкотерапии, который очень нравится детям. Как выглядит сказкотерапия? Я рассказываю сказку, в которой хитро завуалированы какие-то эмоциональные моменты. Мы их обсуждаем, иногда проигрываем ситуации, инсценируем кусочек сказки. Потом рисуем что-то из сюжета. С помощью сказкотерапии мы учим детей правильно понимать эмоции и правильно их проявлять. Нервная система у детей находится в стадии формирования, и их надо учить правильно свои эмоции проявлять и контролировать. Часто ли родители приходят на консультации? Да. И в основном это личная инициатива родителей. Когда они чувствуют, что что-то не так, они приходят посоветоваться. Реже бывает, что я приглашаю родителей после проведенной диагностики, или они приходят повторно. Но в основном инициатива исходит от самих родителей. Как понять, что ребенок готов идти в детский сад и не превратить это в целую проблему? Для многих это стрессовое событие. В начале учебного года можно даже увидеть заплаканных мамочек возле ворот детского сада. Это проблема, о которой можно говорить бесконечно. Прежде всего, когда вы свое родительство хорошенько осознали, вы должны понимать, что однажды ребенка надо будет отдавать в чужие руки – няне или в детский сад. Но всё равно, это расставание будет неизбежно – вы будете на работе, а ребенок будет в каком-то другом месте. И к этому осознанию нужно себя подводить внутренне. Вы растите гражданина, нового члена общества. И это его маленькая социальная роль – он уже не с мамой на детской площадке или дома, а идёт в новый коллектив. И это правильно. Причем это должны понимать не только родители, а все ближайшие взрослые. Сам ребенок к этому времени должен владеть определенным навыками самообслуживания – держать ложку, отвыкнуть от подгузников, знать свои вещи. Обязательно надо заранее посмотреть то учреждение, куда вы отправляете ребенка. Если вы планируете поступать в наш сад, то вам обязательно покажут всю территорию, все расскажут, познакомят с педагогом (воспитателем). Заранее подготовьте ребёнка к режиму дня учреждения. Если вы готовитесь пойти в сад с какого-то определенного числа, то за неделю попытайтесь такой же режим дня репетировать дома. Это очень важно! Чтобы ребенок был приучен к определенному ритму. Ведь если он делал дома всё, когда хотел, то регламентированный режим станет дополнительным стрессом. Первые несколько дней ребёнок будет посещать детский сад в щадящем режиме, по несколько часов. В это время он привыкает к новой обстановке, а вы – к его отсутствию. Потому что малыш чувствует маму на ментальном уровне: если вы в нервном состоянии, ему будет еще сложнее с вами расстаться. И чем стабильней ребенок будет эмоционально, тем менее восприимчив он будет к вирусам, тем меньше он будет болеть. Дети, которые находятся в большом нервном напряжении, чаще болеют. Еще одна рекомендация – постараться не делать больших перерывов в посещении детского сада. Ведь у некоторых детей на процесс адаптации уходит месяц-два, а у других – полгода. Всё очень индивидуально. Существуют ли какие-то универсальные методы расслабления для особенно эмоциональных родителей? Прежде всего, надо понимать, для чего это делается. Например, если садик не является для вас большой необходимостью, есть бабушка, допустим, с которой он может находиться, есть в окружении дети, с которыми он может играть, то принимайте решение сами. Если вопрос с садиком стоит для вас остро, то здесь другая цель. Но! Если с садиком возможны варианты, то пребывание в школе будет однозначно. И ребенок, которых ходил в детский сад хотя бы пару лет, более коллективный. Он уже может находиться среди других детей, понимает, по каким правилам этот социум работает. А ребёнку, который ходил до семи лет за руку с няней или бабушкой, будет сложнее. Есть смысл подкупать ребенка, который не хочет идти в детский сад? Нет, никакого смысла. Потому что дальше, требования растут. У ребенка формируется неправильная система ценностей – он думает, что должен делать что-либо потому, что получит что-то нужное взамен. Это вообще неправильная манера воспитания. Ребенок должен внутренне сознательно понимать, что это необходимо. Бытует мнение, что ребенку будет легче привыкнуть к садику, если его подготовить заранее – начать понемногу отлучать от родителей на пару часов день. Например, чаще к бабушке отводить на выходные. Насколько это обоснованно? Это индивидуально. Для некоторых детей отрыв от мамы очень болезнен. И в какой-то момент можно сделать даже хуже. Надо смотреть по ситуации в семье, по самому ребенку и его самочувствию. Очень важно, чтобы он был абсолютно здоров, когда идёт в детский сад, потому что стресс может спровоцировать некоторые заболевания. Поход в детский сад должен быть организован в абсолютно позитивной обстановке! И все близкие должны ребенка поддерживать и поощрять. А долгие прощания возле ворот тоже негативно сказываются на ребенке. Это вам скажет любой специалист. На что вообще родителям обязательно надо обращать внимание и в каких случаях желательно обратиться к психологу? С ребенком прежде всего надо много общаться. Если он что-то говорит вам, нужно все оставить и слушать его. Если он взывает к вам, нужно быть в диалоге, в доверительных отношениях, чтобы потом избежать массы проблем. Большинство родителей при установленном контакте с ребенком не могут разобраться, что происходит. Вот для того, чтобы потом не приходить к специалисту, нужно с младенчества с ним разговаривать, чтобы он видел вашу безусловную любовь и ваше безусловное принятие – вы его любите, потому что он ваш и он в принципе есть. Вы можете осуждать какой-то его поступок, но не его как личность: ты не плохой, но ты сделал плохо. Он должен знать, что мама поймет, примет его сторону, даже если он не прав. Но потом она объяснит, как было бы правильно. На что обратить внимание? На все! Прислушиваться к тому, что он хочет, что ему интересно, поощрять его интересы. В то же время, четко выставлять границы. Потому что иногда родители путают воспитание с подкупом, когда ребенку дают телефон или включают телевизор, чтобы он не мешал. Да, на каком-то этапе можно посмотреть хороший мультик. Но не жить параллельной жизнью, когда ребенок сидит рядом, но занят телефоном. От того, насколько правильно и гармонично построены у ребенка отношения с родителями, очень сильно зависит его дальнейшая жизнь и его собственная будущая семья. Все проблемы из детства! И это не фраза из телевизора. Все страхи, нереализованные цели и желания во взрослой жизни оборачиваются какими-то проблемами. Если у ребенка наблюдаются изменения в поведении, сначала их надо проанализировать. Но если мама чувствует, что не справляется, то не стоит бояться обращаться к специалисту. И еще родителям необходимо четко понимать, что дети полностью «зеркалят» поведение родителей. Они чистые листы, и пишите на этих листах вы – их значимые взрослые. Дети вас не слушают, дети на вас смотрят!