Владимир Константинов. На старте нового парламентского сезона об особенностях взаимодействия крымских властей с федеральным центром, основных задачах, стоящих перед депутатским корпусом, корреспонденту «Крымской правды» рассказал председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир КОНСТАНТИНОВ.
- На минувшей неделе президиум крымского парламента утвердил новую редакцию плана законопроектных работ на текущий год. Судя по внесённым изменениям, главным содержанием этого плана является работа над ошибками переходного периода?
- Скорее, работа по адаптации. Это действительно очень важная задача. По итогам предыдущего сессионного периода сформирован блок важных для Крыма вопросов, мы считаем их сегодня приоритетными. Они касаются тех проблем крымчан, которые невозможно решить в рамках российского законодательства. Например, земельные вопросы, в отношении которых действия были начаты при Украине, а завершать их необходимо в российском правовом поле, а также масса других, не менее сложных.
- По всем проблемным вопросам находите взаимопонимание с федеральным руководством?
- Ситуация, конечно, понемногу меняется. Это как в браке - от влюблённости человек переходит к решению бытовых проблем, восторг исчезает, зато выстраиваются пусть не такие романтические, но более зрелые и прочные отношения. В прошлом году была эйфория от «Крымской весны» - нам все помогали, постоянно опекали. А сегодня к Крыму относятся как к подросшему ребёнку: вставайте на ножки, ходите самостоятельно - пора уже. Разумеется, нам по-прежнему готовы во всём помогать.
- То есть охлаждения после первоначальной эйфории по поводу возвращения Крыма не произошло? - Интерес к Крыму не падает. Скорее, наоборот: чем больше россияне узнают Крым, тем больше он им нравится. А иначе и не могло быть. Приведу простой пример. На днях ехал в школу в Научном, попечителем которой являюсь уже много лет, и по дороге подвёз мужчину с тремя детьми. Оказалось, что он из Санкт-Петербурга, переехал с семьёй в Крым вскоре после возвращения полуострова в состав России. Они всего один раз побывали в Крыму и сразу же приняли решение переехать сюда. Представляете? - Но это рядовые россияне. А что можно сказать о федеральных чиновниках, от которых сегодня многое зависит? - Они стали смотреть на Крым более прагматично: мол, вы стали российским регионом, теперь соблюдайте законы и правила. Здесь нам ещё предстоит доказывать свою «особость», обосновывать, почему Крым ещё долго будет регионом России, требующим особого отношения и особого подхода. - А как в Госдуме встречают законодательные инициативы крымских депутатов? В порядке общей очереди, как из других регионов? Насколько оперативно они рассматриваются? - Нет, федеральные законодатели относятся к нашим инициативам с большим вниманием. Как только мы сообщали о той или иной проблеме, сразу безотлагательно начиналась работа по её решению. Но есть и нюансы. Например, когда наша законодательная инициатива требует согласования с федеральным министерством, вот тут уже всё не так гладко. Мы вырабатываем свои предложения, направляем их в профильное министерство завизировать или, проще говоря, поставить «закорючку», а её не ставят. Я на президиуме Совета законодателей недавно говорил: «Что же это за полномочия тогда? Мы приняли наш крымский закон ещё в декабре. Если бы он заработал, была бы решена масса проблем. Тысячи крымчан этого ждут! Но из-за отсутствия согласования на федеральном уровне уже девять месяцев ничего не происходит». Надо честно признать, к этому мы оказались не готовы. - И как вы предполагаете бороться с этими бюрократическим препонами? - Мы и сами здесь недорабатываем: в переходный период, когда нас все опекали, слишком расслабились. Тогда по первому сигналу всё для нас делалось. А сегодня надо все свои предложения и инициативы сопровождать, обосновывать их актуальность, настаивать на их скорейшем принятии. Понятно, что федеральные структуры могли бы быстрее реагировать, но у них и других дел полно - регионов в России много. Однако ситуация в Крыму отличается тем, что у нас не урегулированы практические вопросы, которые в других регионах вообще не стоят и никогда не стояли, поскольку там нет украинского наследия. В этой части нам надо ещё очень серьёзно поработать. Эта работа уже ведётся, хотя, признаюсь, мы потеряли много времени. - Но вы чётко представляете себе, что именно и в каком порядке нужно делать? - Да, все первоочередные вопросы вошли в утверждённый президиумом план законопроектных работ. Мы поделились своим видением ситуации с руководством страны, объяснили, что есть проблемы переходного периода, которые не рассосутся сами, и были услышаны. - А не получится так, что эти поправки помогут чиновникам уходить от ответственности? - Это сейчас они уходят от ответственности. Если чиновник чего-то не понимает, что он обычно делает? Правильно. Ничего. Сегодня наша бюрократия живёт по принципу «не буду делать - не придётся отвечать». Некоторые дошли до того, что советуют гражданам, которые к ним обращаются: «А вы на меня пожалуйтесь, пусть меня накажут за то, что я ничего не делаю, и заставят сверху. Тогда это уже будет не моя ответственность, и я вам помогу». Представляете? Формируется ущербная ментальность - «не делать, абы чего не вышло». Конечно, крымчан это возмущает. - Есть проверенный способ - поменять кадры, чтобы повысить уровень исполнительской дисциплины чиновников. Кстати, на днях глава республики анонсировал «перезагрузку власти» после выборов 13 сентября. Понятно, что коснётся она прежде всего членов правительства, поскольку депутаты у нас выборные. Оказали граждане доверие - до конца срока полномочий можно им пользоваться. Так что вам в этом смысле несколько проще... - Как раз наоборот - нам в этом смысле сложнее! Мы не можем заменить депутата, даже когда это требуется. В чём же тут проще? - Ну по партийной линии вы, когда надо, принимаете кадровые решения быстро и жёстко, как это было недавно в Бахчисарае и Красноперекопске. Может быть, правящей партии как наиболее заинтересованной в квалифицированных кадрах инициировать создание в республике кадрового резерва специалистов-управленцев? - Есть вопрос о партийных кадрах, а есть вопрос о государственных кадрах. Их надо разделять. Формировать кадровый резерв на аппаратные должности проще, а там, где есть политика, сложнее. Как готовить кандидата на пост главы муниципального образования? Ведь это уже политическая должность. Такой резерв должны сами партии формировать. Мы в «Единой России» серьёзно подходим к этому вопросу, соответствующий проект уже находится в стадии подготовки. - А «чистки» партийные будут? Избирателю, ностальгирующему по твёрдой руке, было бы приятно узнать о грядущих «репрессиях». - Избирателю, может быть, и приятно, но я - выходец из реального сектора экономики и для меня главный аргумент - эффективность. Популизм, знаете ли, очень краткосрочен. Можно кого-то показательно наказать, но избирателя этим не обманешь. Избиратель ждёт реальных результатов, а не показухи. На первом этапе ты привлекаешь его убеждением, своим авторитетом. Это нам удалось - крымчане доверили нам формирование вертикали власти. Теперь следующий этап: нам предстоит доказать, что мы как власть эффективны. В сегодняшней ситуации это очень непросто. И здесь искать крайних, устраивать «показательные процессы» - проигрышный путь. Нужно системно работать с теми кадрами, которые у нас есть, мотивировать людей и добиваться результатов. - И последний вопрос. Возвращаясь к предстоящему парламентскому сезону, каким вы его видите - будет он легче или тяжелее предыдущего? - С точки зрения «легче - тяжелее» сказать сложно. Морально - наверняка легче. Сегодня Крым находится в спокойном, стабильном состоянии. Да, есть проблемы, но есть и ощущение стабильности. Для нас уже не стоит вопрос жизни и смерти, как было при Украине. Все проблемы практического свойства, их много, но они решаемы, требуется лишь системная, планомерная работа. В чём ещё особенность этого парламентского сезона? Мы доказали себе и федеральному центру, что способны принимать необходимые законы, хотя сначала казалось, что мы не справимся, ведь у нас было критически мало времени, отсутствует необходимая экспертная база... Тем не менее справились. На первом этапе были вопросы к качеству принимаемых законов. Подняли качество. Теперь к качеству нет вопросов, оно как минимум не ниже, чем в других субъектах Федерации. Сегодня на первое место выходит вопрос понимания глубины проблем на местах. Ведь в каждой проблеме есть ещё нюансы, которые серьёзно осложняют жизнь крымчан. Из кабинета зачастую все нюансы не разглядишь. Нужно своими ногами пройти по всем инстанциям, чтобы понять, что не устраивает людей и что нужно в системе упростить. Инструментами депутатов в этой работе должны стать экспертные группы при комитетах, выездные заседания, приёмы, «круглые столы». Мы также планируем организовать контроль над тем, как работают принятые нами закон. И если не работают или работают плохо, то по какой причине? Вот это мы и называем «глубиной погружения» в проблемы. Ну и, конечно, мы хотим добавить гласности нашей работе. Чтобы люди знали, что и зачем мы делаем. К сожалению, избиратели зачастую недостаточно информированы, не знают, кто за что отвечает. Это надо исправлять. - Спасибо за беседу и удачного вам погружения! А с гласностью мы постараемся помочь. Беседовал
Николай ФИЛИППОВ.
Владимир Константинов. На старте нового парламентского сезона об особенностях взаимодействия крымских властей с федеральным центром, основных задачах, стоящих перед депутатским корпусом, корреспонденту «Крымской правды» рассказал председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир КОНСТАНТИНОВ. - На минувшей неделе президиум крымского парламента утвердил новую редакцию плана законопроектных работ на текущий год. Судя по внесённым изменениям, главным содержанием этого плана является работа над ошибками переходного периода? - Скорее, работа по адаптации. Это действительно очень важная задача. По итогам предыдущего сессионного периода сформирован блок важных для Крыма вопросов, мы считаем их сегодня приоритетными. Они касаются тех проблем крымчан, которые невозможно решить в рамках российского законодательства. Например, земельные вопросы, в отношении которых действия были начаты при Украине, а завершать их необходимо в российском правовом поле, а также масса других, не менее сложных. - По всем проблемным вопросам находите взаимопонимание с федеральным руководством? - Ситуация, конечно, понемногу меняется. Это как в браке - от влюблённости человек переходит к решению бытовых проблем, восторг исчезает, зато выстраиваются пусть не такие романтические, но более зрелые и прочные отношения. В прошлом году была эйфория от «Крымской весны» - нам все помогали, постоянно опекали. А сегодня к Крыму относятся как к подросшему ребёнку: вставайте на ножки, ходите самостоятельно - пора уже. Разумеется, нам по-прежнему готовы во всём помогать. - То есть охлаждения после первоначальной эйфории по поводу возвращения Крыма не произошло? - Интерес к Крыму не падает. Скорее, наоборот: чем больше россияне узнают Крым, тем больше он им нравится. А иначе и не могло быть. Приведу простой пример. На днях ехал в школу в Научном, попечителем которой являюсь уже много лет, и по дороге подвёз мужчину с тремя детьми. Оказалось, что он из Санкт-Петербурга, переехал с семьёй в Крым вскоре после возвращения полуострова в состав России. Они всего один раз побывали в Крыму и сразу же приняли решение переехать сюда. Представляете? - Но это рядовые россияне. А что можно сказать о федеральных чиновниках, от которых сегодня многое зависит? - Они стали смотреть на Крым более прагматично: мол, вы стали российским регионом, теперь соблюдайте законы и правила. Здесь нам ещё предстоит доказывать свою «особость», обосновывать, почему Крым ещё долго будет регионом России, требующим особого отношения и особого подхода. - А как в Госдуме встречают законодательные инициативы крымских депутатов? В порядке общей очереди, как из других регионов? Насколько оперативно они рассматриваются? - Нет, федеральные законодатели относятся к нашим инициативам с большим вниманием. Как только мы сообщали о той или иной проблеме, сразу безотлагательно начиналась работа по её решению. Но есть и нюансы. Например, когда наша законодательная инициатива требует согласования с федеральным министерством, вот тут уже всё не так гладко. Мы вырабатываем свои предложения, направляем их в профильное министерство завизировать или, проще говоря, поставить «закорючку», а её не ставят. Я на президиуме Совета законодателей недавно говорил: «Что же это за полномочия тогда? Мы приняли наш крымский закон ещё в декабре. Если бы он заработал, была бы решена масса проблем. Тысячи крымчан этого ждут! Но из-за отсутствия согласования на федеральном уровне уже девять месяцев ничего не происходит». Надо честно признать, к этому мы оказались не готовы. - И как вы предполагаете бороться с этими бюрократическим препонами? - Мы и сами здесь недорабатываем: в переходный период, когда нас все опекали, слишком расслабились. Тогда по первому сигналу всё для нас делалось. А сегодня надо все свои предложения и инициативы сопровождать, обосновывать их актуальность, настаивать на их скорейшем принятии. Понятно, что федеральные структуры могли бы быстрее реагировать, но у них и других дел полно - регионов в России много. Однако ситуация в Крыму отличается тем, что у нас не урегулированы практические вопросы, которые в других регионах вообще не стоят и никогда не стояли, поскольку там нет украинского наследия. В этой части нам надо ещё очень серьёзно поработать. Эта работа уже ведётся, хотя, признаюсь, мы потеряли много времени. - Но вы чётко представляете себе, что именно и в каком порядке нужно делать? - Да, все первоочередные вопросы вошли в утверждённый президиумом план законопроектных работ. Мы поделились своим видением ситуации с руководством страны, объяснили, что есть проблемы переходного периода, которые не рассосутся сами, и были услышаны. - А не получится так, что эти поправки помогут чиновникам уходить от ответственности? - Это сейчас они уходят от ответственности. Если чиновник чего-то не понимает, что он обычно делает? Правильно. Ничего. Сегодня наша бюрократия живёт по принципу «не буду делать - не придётся отвечать». Некоторые дошли до того, что советуют гражданам, которые к ним обращаются: «А вы на меня пожалуйтесь, пусть меня накажут за то, что я ничего не делаю, и заставят сверху. Тогда это уже будет не моя ответственность, и я вам помогу». Представляете? Формируется ущербная ментальность - «не делать, абы чего не вышло». Конечно, крымчан это возмущает. - Есть проверенный способ - поменять кадры, чтобы повысить уровень исполнительской дисциплины чиновников. Кстати, на днях глава республики анонсировал «перезагрузку власти» после выборов 13 сентября. Понятно, что коснётся она прежде всего членов правительства, поскольку депутаты у нас выборные. Оказали граждане доверие - до конца срока полномочий можно им пользоваться. Так что вам в этом смысле несколько проще. - Как раз наоборот - нам в этом смысле сложнее! Мы не можем заменить депутата, даже когда это требуется. В чём же тут проще? - Ну по партийной линии вы, когда надо, принимаете кадровые решения быстро и жёстко, как это было недавно в Бахчисарае и Красноперекопске. Может быть, правящей партии как наиболее заинтересованной в квалифицированных кадрах инициировать создание в республике кадрового резерва специалистов-управленцев? - Есть вопрос о партийных кадрах, а есть вопрос о государственных кадрах. Их надо разделять. Формировать кадровый резерв на аппаратные должности проще, а там, где есть политика, сложнее. Как готовить кандидата на пост главы муниципального образования? Ведь это уже политическая должность. Такой резерв должны сами партии формировать. Мы в «Единой России» серьёзно подходим к этому вопросу, соответствующий проект уже находится в стадии подготовки. - А «чистки» партийные будут? Избирателю, ностальгирующему по твёрдой руке, было бы приятно узнать о грядущих «репрессиях». - Избирателю, может быть, и приятно, но я - выходец из реального сектора экономики и для меня главный аргумент - эффективность. Популизм, знаете ли, очень краткосрочен. Можно кого-то показательно наказать, но избирателя этим не обманешь. Избиратель ждёт реальных результатов, а не показухи. На первом этапе ты привлекаешь его убеждением, своим авторитетом. Это нам удалось - крымчане доверили нам формирование вертикали власти. Теперь следующий этап: нам предстоит доказать, что мы как власть эффективны. В сегодняшней ситуации это очень непросто. И здесь искать крайних, устраивать «показательные процессы» - проигрышный путь. Нужно системно работать с теми кадрами, которые у нас есть, мотивировать людей и добиваться результатов. - И последний вопрос. Возвращаясь к предстоящему парламентскому сезону, каким вы его видите - будет он легче или тяжелее предыдущего? - С точки зрения «легче - тяжелее» сказать сложно. Морально - наверняка легче. Сегодня Крым находится в спокойном, стабильном состоянии. Да, есть проблемы, но есть и ощущение стабильности. Для нас уже не стоит вопрос жизни и смерти, как было при Украине. Все проблемы практического свойства, их много, но они решаемы, требуется лишь системная, планомерная работа. В чём ещё особенность этого парламентского сезона? Мы доказали себе и федеральному центру, что способны принимать необходимые законы, хотя сначала казалось, что мы не справимся, ведь у нас было критически мало времени, отсутствует необходимая экспертная база. Тем не менее справились. На первом этапе были вопросы к качеству принимаемых законов. Подняли качество. Теперь к качеству нет вопросов, оно как минимум не ниже, чем в других субъектах Федерации. Сегодня на первое место выходит вопрос понимания глубины проблем на местах. Ведь в каждой проблеме есть ещё нюансы, которые серьёзно осложняют жизнь крымчан. Из кабинета зачастую все нюансы не разглядишь. Нужно своими ногами пройти по всем инстанциям, чтобы понять, что не устраивает людей и что нужно в системе упростить. Инструментами депутатов в этой работе должны стать экспертные группы при комитетах, выездные заседания, приёмы, «круглые столы». Мы также планируем организовать контроль над тем, как работают принятые нами закон. И если не работают или работают плохо, то по какой причине? Вот это мы и называем «глубиной погружения» в проблемы. Ну и, конечно, мы хотим добавить гласности нашей работе. Чтобы люди знали, что и зачем мы делаем. К сожалению, избиратели зачастую недостаточно информированы, не знают, кто за что отвечает. Это надо исправлять. - Спасибо за беседу и удачного вам погружения! А с гласностью мы постараемся помочь. Беседовал Николай ФИЛИППОВ.