Наши профессиональные «оппозиционеры» давно доказали, что умеют подать любое, даже самое невинное, телодвижение власти как катастрофу эпического масштаба. К примеру, недавно Госдума приняла закон, разрешающий сотрудникам ФСБ при угрозе теракта применять оружие в толпе и без предупреждения. Казалось бы, логично: когда есть опасность, что некий гражданин или гражданка, допустим, вот-вот приведет в действие «пояс шахида», просто нет времени кричать «Стой – стрелять буду!», делать предупредительный выстрел вверх и просить прохожих отойти в сторонку. Но либеральная пресса тут же разразилась заголовками, типа «Госдума разрешила ФСБ стрелять по толпе», «Госдума разрешила ФСБ стрелять по женщинам и детям» и даже «Новый «закон садистов».
Нечто похожее, но в региональном масштабе, произошло после того, как та же Госдума приняла закон «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя», определяющий процедуру выплаты долгов по кредитам, взятым до Крымской весны в украинских банках. В соцсетях немедленно разразился вселенский стон: «Крымчан заставят платить нацистам», «Депутатам «занесли» украинские банкиры», «Крымчане думали, что будут жить лучше, а теперь их обдерут, как липку». В общем, классическое «Караул, всё пропало!»
При этом, понятное дело, никто из «всепропальщиков», по сложившейся традиции, не стал вникать в детали, а уж тем более, читать текст закона, хоть он и находится на расстоянии пары кликов «мышкой». Между тем, если разобраться, дело обстоит совсем наоборот.
Поскольку особый крымский случай взаимоотношений заемщиков и кредиторов вообще никак не урегулирован в российском законодательстве, создалась взрывоопасная ситуация. Ушлые коллекторские фирмы полтора года выкупали у украинских банков долги крымчан, а нынче всё чаще стали предъявлять претензии должникам. Юридически коммерсанты, в общем-то, правы, поэтому суды принимают их сторону. При этом в судебных решениях, кроме основного тела кредита, в долг, обязательный к выплате, чохом записывают пеню и штрафы за просрочку. С 18 марта 2014 года набегают астрономические суммы. Так что, «обдерут, как липку» – это не про новый закон, а, как раз о ситуации, сложившейся на данный момент.
Госдума обязала коллекторов первым делом идти не в суд, а в Фонд защиты вкладчиков, и не с иском, а с полным пакетом документов, подтверждающих, что долг кредитора действительно выкуплен фирмой. А то есть опасения, что украинские банки когда-нибудь потом, когда межгосударственная ситуация изменится, могут объявить, что никаких прав на кредитные задолженности не продавали, и снова потребовать деньги с крымчан. С украинских хитрованов и не такое станется.
Чтобы не было подобных кунштюков, по новому закону должник будет платить деньги не напрямую коллекторам, а на спецсчет того же Фонда защиты вкладчиков. А фонд после этого выдаст бумагу, свидетельствующую, что долг погашен раз и навсегда.
Причем, к сумме кредита не должны будут начисляться пени и штрафы с 18 марта прошлого года до момента предъявления претензий о выплате. Предусмотрена и рассрочка до двух лет. А еще расчёт должен идти в рублях по курсу, существовавшему на момент крымского референдума. Тем, кто занимал у банков в долларах или евро, самое время устроить Госдуме долгие и продолжительные овации – доллар в марте 2014-го стоил меньше 37 рублей.
Конечно, хотелось бы вообще не платить по украинским долгам. Никогда и ни копейки. Уж больно омерзительно выглядит с полуострова недогосударственное образование, которое раньше называлось Украиной. Но тогда, чтобы крымчанам было приятно, российский парламент должен принять закон, расшатывающий пока действующую систему кредитно-финансовых отношений. С межгосударственными последствиями. Зачем подставляться и создавать прецеденты? У российских банков тоже много зарубежных должников.
Впрочем, решение Госдумы не идеально. Возможно, стоило бы разрешить только Фонду защиты вкладчиков выкупать у украинских банкиров кредитные обязательства полуостровитян-мегаваттников. У незалежных финансистов в сейфах мыши вешаются. Имея монополию на выкуп, Фонд мог бы покупать обязательства с дичайшей скидкой, а разницу направлять, например, на выплаты тем крымским жителям и фирмам, которые потеряли в украинских банках вклады свыше 700 тыс рублей.
Рассрочка в 24 месяца, предусмотренная законом, тоже не выглядит идеальной. А на сколько лет люди брали кредиты? На год? Дайте им год для выплаты. На 5 лет? Пусть платят в течение пятилетки. Они же не рассчитывали, что придется выплачивать в ускоренном темпе. Пусть и с небольшой задержкой почти в пару лет.
Кстати, эти предложения давно звучат в институтах власти республики. Есть шанс, что их услышат российские законодатели. Во всяком случае, принятый Думой закон еще не прошел Совет Федерации (рассмотрение планируется как раз на сегодня, 25 декабря), не подписан президентом, а при комитете Совфеда по бюджету и финансовым рынкам уже создается рабочая группа, которая будет отслеживать проблемы исполнения документа. Шероховатости собираются оперативно шлифовать.
Безусловно, идеальный вариант – занять денег и не отдать. Сама Украина так и делает. Но, во-первых, это не пример, достойный подражания уважающими себя государствами. А, во-вторых, закон сохранения массы и энергии отменить не может даже Дума. И частным следствием из него является закон бесплатного сыра, который так задорно, беспощадно к самой себе, нам всем в науку отрицает «сопредельное государство».
Алексей Неживой
Наши профессиональные «оппозиционеры» давно доказали, что умеют подать любое, даже самое невинное, телодвижение власти как катастрофу эпического масштаба. К примеру, недавно Госдума приняла закон, разрешающий сотрудникам ФСБ при угрозе теракта применять оружие в толпе и без предупреждения. Казалось бы, логично: когда есть опасность, что некий гражданин или гражданка, допустим, вот-вот приведет в действие «пояс шахида», просто нет времени кричать «Стой – стрелять буду!», делать предупредительный выстрел вверх и просить прохожих отойти в сторонку. Но либеральная пресса тут же разразилась заголовками, типа «Госдума разрешила ФСБ стрелять по толпе», «Госдума разрешила ФСБ стрелять по женщинам и детям» и даже «Новый «закон садистов». Нечто похожее, но в региональном масштабе, произошло после того, как та же Госдума приняла закон «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя», определяющий процедуру выплаты долгов по кредитам, взятым до Крымской весны в украинских банках. В соцсетях немедленно разразился вселенский стон: «Крымчан заставят платить нацистам», «Депутатам «занесли» украинские банкиры», «Крымчане думали, что будут жить лучше, а теперь их обдерут, как липку». В общем, классическое «Караул, всё пропало!» При этом, понятное дело, никто из «всепропальщиков», по сложившейся традиции, не стал вникать в детали, а уж тем более, читать текст закона, хоть он и находится на расстоянии пары кликов «мышкой». Между тем, если разобраться, дело обстоит совсем наоборот. Поскольку особый крымский случай взаимоотношений заемщиков и кредиторов вообще никак не урегулирован в российском законодательстве, создалась взрывоопасная ситуация. Ушлые коллекторские фирмы полтора года выкупали у украинских банков долги крымчан, а нынче всё чаще стали предъявлять претензии должникам. Юридически коммерсанты, в общем-то, правы, поэтому суды принимают их сторону. При этом в судебных решениях, кроме основного тела кредита, в долг, обязательный к выплате, чохом записывают пеню и штрафы за просрочку. С 18 марта 2014 года набегают астрономические суммы. Так что, «обдерут, как липку» – это не про новый закон, а, как раз о ситуации, сложившейся на данный момент. Госдума обязала коллекторов первым делом идти не в суд, а в Фонд защиты вкладчиков, и не с иском, а с полным пакетом документов, подтверждающих, что долг кредитора действительно выкуплен фирмой. А то есть опасения, что украинские банки когда-нибудь потом, когда межгосударственная ситуация изменится, могут объявить, что никаких прав на кредитные задолженности не продавали, и снова потребовать деньги с крымчан. С украинских хитрованов и не такое станется. Чтобы не было подобных кунштюков, по новому закону должник будет платить деньги не напрямую коллекторам, а на спецсчет того же Фонда защиты вкладчиков. А фонд после этого выдаст бумагу, свидетельствующую, что долг погашен раз и навсегда. Причем, к сумме кредита не должны будут начисляться пени и штрафы с 18 марта прошлого года до момента предъявления претензий о выплате. Предусмотрена и рассрочка до двух лет. А еще расчёт должен идти в рублях по курсу, существовавшему на момент крымского референдума. Тем, кто занимал у банков в долларах или евро, самое время устроить Госдуме долгие и продолжительные овации – доллар в марте 2014-го стоил меньше 37 рублей. Конечно, хотелось бы вообще не платить по украинским долгам. Никогда и ни копейки. Уж больно омерзительно выглядит с полуострова недогосударственное образование, которое раньше называлось Украиной. Но тогда, чтобы крымчанам было приятно, российский парламент должен принять закон, расшатывающий пока действующую систему кредитно-финансовых отношений. С межгосударственными последствиями. Зачем подставляться и создавать прецеденты? У российских банков тоже много зарубежных должников. Впрочем, решение Госдумы не идеально. Возможно, стоило бы разрешить только Фонду защиты вкладчиков выкупать у украинских банкиров кредитные обязательства полуостровитян-мегаваттников. У незалежных финансистов в сейфах мыши вешаются. Имея монополию на выкуп, Фонд мог бы покупать обязательства с дичайшей скидкой, а разницу направлять, например, на выплаты тем крымским жителям и фирмам, которые потеряли в украинских банках вклады свыше 700 тыс рублей. Рассрочка в 24 месяца, предусмотренная законом, тоже не выглядит идеальной. А на сколько лет люди брали кредиты? На год? Дайте им год для выплаты. На 5 лет? Пусть платят в течение пятилетки. Они же не рассчитывали, что придется выплачивать в ускоренном темпе. Пусть и с небольшой задержкой почти в пару лет. Кстати, эти предложения давно звучат в институтах власти республики. Есть шанс, что их услышат российские законодатели. Во всяком случае, принятый Думой закон еще не прошел Совет Федерации (рассмотрение планируется как раз на сегодня, 25 декабря), не подписан президентом, а при комитете Совфеда по бюджету и финансовым рынкам уже создается рабочая группа, которая будет отслеживать проблемы исполнения документа. Шероховатости собираются оперативно шлифовать. Безусловно, идеальный вариант – занять денег и не отдать. Сама Украина так и делает. Но, во-первых, это не пример, достойный подражания уважающими себя государствами. А, во-вторых, закон сохранения массы и энергии отменить не может даже Дума. И частным следствием из него является закон бесплатного сыра, который так задорно, беспощадно к самой себе, нам всем в науку отрицает «сопредельное государство». Алексей Неживой