Евпатория после изменения транспортной карты Крыма из курорта первой доступности стала практически финишным пунктом на туристическом пути. Для возврата курорту прежних лидирующих позиций одного статуса «детской здравницы» явно не достаточно. Музеи, экскурсионные маршруты, аквапарки – все это работает уже на прибывшего туриста. А его еще нужно завлечь, доказать, что 300 км пути от Керченской переправы того стоят. Или напомнить – от аэропорта Симферополь до Евпатории меньше часа езды. О сделанном к сезону и планах на будущее Крыминформу рассказал глава администрации Евпатории Андрей Филонов.
Накануне старта курортного сезона одним из главных был вопрос доступности пляжных территорий. После публичных баталий полномочия определять, какой пляж будет общедоступным, а какой только для лечебных целей, перешли к местным администрациям. Как решили в Евпатории, сколько закрыть, а сколько оставить для всех?
В Евпатории всего 102 пляжа с учетом Заозерного, из них общедоступные – 53. Для их содержания каждый нужно закрепить и определить, за какие средства обслуживать муниципальные пляжи. Раньше пользователям пляжей разрешалось размещать на них коммерческие объекты: торговые точки, пункты проката, водные аттракционы. Предприниматели платили какие-то взносы в бюджет, а большая часть уходила в тень.
До утверждения регламента использования пляжей правительством Крыма, мы взяли за основу прежнюю схему дислокации и предложили предпринимателям прозрачно оплачивать услуги муниципального предприятия «Комбинат благоустройства» по уборке территорий. Это позволило наладить работу не к началу лета, но уже к середине июня. Сегодня на пляжах порядок, и в ближайшее время появятся душевые, питьевые фонтанчики, туалеты. Вместе с ОСВОДом к сезону подготовили 152 матроса-спасателя.
К летнему сезону удалось избавить от засилья выносной торговли главные прогулочные улицы в курортной зоне. Набережные им. Терешковой и , ул. Дувана в последние годы превратились в базар – длинные коридоры из торговых палаток. Без разрешительных документов и договоров на размещение работали 123 объекта, которые в этом году демонтировали. Места для летней выносной торговли распределены по конкурсу, и это дало в бюджет больше 7 млн руб. Важно не только навести порядок, а его поддерживать. Комиссия будет следить за соблюдением правил торговли, которая будет ориентироваться не только на проведение рейдов, но и на сигналы добросовестных предпринимателей о незаконной точке.
Открыли набережную, и у приморского города появилось совершенно другое лицо. Конечно, продажа прохладительных напитков, сувениров, мороженого в курортной зоне нужна. Но за внешним видом торговых объектов нужно следить, делать их в едином стиле.
Набережная включена в Федеральную целевую программу, и на этот месяц намечено заключение договора на проектирование. К строительным работам приступим в следующем году. А пока сняли забор, который стоял там с 2011 года. Понятно, что реконструкцию в короткий срок не завершить, но заборы нужны только вокруг аварийных и опасных объектов, а остальное незачем перекрывать. Весной высадили более 23 тыс цветов, попадаешь на набережную – глаз радуется.
Въезжая в Евпаторию, да и на пути к ней, буквально всем телом ощущаешь качество дорог, точнее, их отсутствие. Цифры приводятся разные, как по километражу, который не ремонтировался последние лет 30, так и по объемам средств. Но цифрами ямы не выровняешь и хочется услышать самое главное – когда?
Одна из наболевших проблем – это состояние городских дорог. И Евпатория в этом плане ничем не отличается от всего Крыма. По ФЦП у нас запланирован ремонт 51 дороги с одновременной заменой всех коммуникаций под ними. Сейчас под дорогами находятся 240 км городской канализации. Ливневой канализации 4 км, т.е. у нас ее нет, нужно строить. Пытались подсчитать ямы на дорогах, дошли до 18,5 тысяч и бросили эту затею – нет смысла считать ямы, нужно менять сеть и выводить коммуникации за пределы дорог, чтобы не поднимать асфальтовое покрытие и искать протечки. От состояния дорог зависит протяженность транспортных пассажирских маршрутов, сейчас пассажироперевозчики просто отказываются ездить в отдаленные районы. Уже сейчас ведется работа по текущему содержанию дорог. Надеюсь, в ближайшее время подпишем контракты на проектирование. При соблюдении определенных условий, со следующего года начнем масштабную работу по капитальному ремонту городских дорог.
Недавно было принято решение о передаче городу грязелечебницы «Мойнаки». Раньше объект входил в состав профсоюзного объединения, не работал, пришел в упадок и, по ощущениям, готовился к большой распродаже под коттеджи и мини-гостинцы. Для Евпатории восстановить грязелечебницу было не по силам, но «Мойнаки» – это бренд. Даже поговорка такая была: «Через Саки на Мойнаки». Потянет город ее реинкарнацию?
Грязелечебница «Мойнаки» в середине 80-х годов отпускала в среднем от 3 до 10 тыс процедур в день. Это сердце курорта, которое нам предстоит завести в течение 4 лет. Не просто побелить-покрасить, а сделать объект, который станет лечебным центром Евпатории. Для этого в ФЦП предусмотрено 700 млн руб, отобраны два проектных института, которые совместно будут над этим работать.
Задача не просто возобновить работу грязелечебницы, а создать вокруг целый кластер «Всероссийский центр здоровья». Его автором является нынешний министр курортов и туризма Сергей Стрельбицкий. Над концепцией, ребрендингом еще поработаем. Но главная идея – воссоздать лечебницу «Мойнаки» как центр притяжения. Рядом – диагностический центр и термал-СПА комплекс, спортивные объекты. Это и будет центр здоровья, с циклом услуг от диагностики до получения полного комплекса физиотерапевтических услуг и лечебной физкультуры. Наша задача центр притяжения запустить в работу, а вся остальная инфраструктура уже за счет инвесторов будет встроена. Какое количество процедур будет после реконструкции, мы увидим в проекте, но это будет не меньше тысячи в день точно.
От представителей разных уровней власти доводится слышать планы по спортивному будущему Евпатории – круглогодичные тренировочные базы, олимпийские центры. Но это на словах, а на деле что?
На деле там, где у нас раньше были спортивные комплексы, сейчас находятся супермаркеты и гостиницы. Спортивной инфраструктуры, как таковой, нет. Остались территории, где были спортивные площадки во дворах, и Дворец спорта с аварийной кровлей. Поэтому седьмым пунктом ФЦП минспорта РФ записан наш Дворец спорта: на месте устаревшего здания должен появиться современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Сносить или не сносить существующее здание, решат проектанты. До конца года будет обновлено футбольное поле при Дворце спорта, а инфраструктуру придется создавать заново. Строительство новых объектов возможно за счет инвесторов, партийных и федеральных программ.
Как курорт Евпатория не зарабатывает, чтобы самостоятельно спортплощадки отстроить?
Сегодня мы дотационный город. Самостоятельные бюджетные сборы – чуть больше половины необходимых для выживания средств. Остальное дотирует республика. Прямые поступления от санаторно-курортной отрасли в бюджет Евпатории составляют 12% от общих сборов. Еще в 2014 году мои предшественники верстали бюджет исходя из предположений, а сегодня мы уже больше понимаем уровень своих доходов и потребности по расходам. Написали 130 млн руб поступлений от налога на землю и арендных договоров, но не учли потери от ухода украинских пользователей. Из 1211 договоров у нас 115 с нерезидентами РФ и из них не перерегистрировались 88. Потери для бюджета составляют 35 млн руб. Это примерно 10% собственных поступлений в бюджет.
На услугах в санаторно-курортном комплексе зарабатывает предпринимательский актив, и это двигает внутреннюю экономику города. Но экономику производственную, которая является бюджетообразующей, нам еще предстоит построить. И это огромная работа, которая мне интересна. За отведенное мне на этой позиции время я хотел бы если не построить, то точно заложить фундамент для будущего устойчивого экономического развития. Это должно быть отражено в новом генплане и стратегии развития: легкая промышленность, пищевая, наукоемкие производства, и аэропорт, который, уверен, будет востребован. Взлетная полоса нашего аэропорта находится в хорошем состоянии, нужно построить навигационные системы и пассажирский терминал. А компании, готовые наладить авиасообщение, уже есть. Системную работу в этом направлении сегодня ведем.
Много говорилось раньше и были конкретные планы по выносу грузового порта за городскую черту. В концепции развития Евпатории это отражено?
Наш порт готов быть и грузовым, и пассажирским. Но это больше вопрос к минтрансу. Прежние планы по выносу грузового порта на косу Южная остались в силе. В центре Евпатории грузовой порт не нужен, но он будет работать ближайшие 5 лет для завоза строительных материалов на объекты ФЦП. Через 5 лет он станет пассажирским, и у инвесторов есть много инвестфантазий по строительству яхтенной марины.
Каково взаимодействие с Саками?
Мы создаём единый оздоровительный кластер вместе с Саками. С точки зрения кластерного партнёрства нужно понимать, что у каждого свои лечебные ресурсы и свой объем клиентов и отпускаемых процедур. Саки и Евпаторию нельзя сравнивать ни по количеству отдыхающих, ни по услугам и профилю оздоровления. Но у Сак есть преимущество – сакские лечебные грязи. Ими пользуется не то, что весь Крым, а полмира. Во всём, что касается заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата, они сегодня в передовиках.
Каким видится территориальное развитие города? Есть понимание направления развития и в чем его обоснованность?
В территориальном развитии Евпатория ограничена как для города-курорта всероссийского значения и всероссийского масштаба. На Евпаторию приходится 23% от общего турпотока в Крыму, четверть всех отдыхающих. А курортные города должны расти вширь, а не вверх. Не многоэтажками они должны расти! Сегодня город зажат из-за абсолютно неразумного территориального разделения с Сакским районом. Есть как минимум три населённых пункта Сакского района, которые ближе к Евпатории, чем к Сакам. Жители Штормового, Уютного, Молочного за медицинскими, образовательными услугами, в пожарную и полицию звонят сюда, потому что Саки намного дальше. Спросите у сельских голов, есть у них там участковый врач и как быстро он может приехать? Спросите у глав Молочного, Штормового, Уютного, к кому они обращаются за помощью? Давайте объективно признаем – не занимается Сакский регион системно этими территориями! И комплексных программ по их развитию у района на сегодня нет, как и решения главных проблем с вывозом мусора, водообеспечением, наполнением бюджета, очистными сооружениями.
Лично мне, Андрею Филонову, эта территория не нужна. Но для развития агломерации, новой курортной инфраструктуры город может двигаться только в эту сторону. Моя позиция как администратора, менеджера экономического развития региона: границы города Евпатория нужно увеличивать за счёт территорий, отдаленных от центра управления в Саках. Это даст будущее городу. Мои сакские коллеги могут с этим не соглашаться, подчеркну – не хочу никого обидеть! Но я хочу, чтобы была зафиксирована моя менеджерская позиция, моё управленческое видение.
Территория Штормовского сельсовета за пределами Крыма больше известна как место проведения фестиваля «КаZ антип», к организации которого в свое время Вы имели отношение. Менеджерская позиция сформировалась за время работы над фестивалем?
Не просто известна! Поповка на сегодня является самым популярным молодежным местом отдыха на всем постсоветском пространстве! А это значит, что у этой территории есть своя большая целевая аудитория, которая при определенных условиях готова ехать сюда отовсюду. И в сегодняшних реалиях это дорого стоит! Мы живем в абсолютно рыночных законах выживания! Сегодня нельзя просто так разбрасываться такими экономическими активами, как «платежеспособная целевая аудитория»! Не секрет, что в свое время я имел отношение к «КаZ антипу» и курировал фестиваль долгие годы. Посмотрите, какое развитие и экономическую базу получила за эти годы данная территория. В прошлом курортном сезоне на территории Поповки мероприятие не проводилось, и все три населенных пункта признали, что «КаZ антип» был для них экономическим фундаментом, обеспечивающим основной доход местных жителей и экономику этого региона. Указанные населенные пункты находятся в конце транспортного пути от Керчи, и сегодня нецелевые отдыхающие сюда просто не доезжают!
«КаZ антип» всегда вызывал горячую полемику, но это был масштабный и знаковый проект. Можно по-разному относиться к молодежи, которая туда приезжает, но нужно понимать, что это не люди с другой планеты! Это такие же полноправные граждане, чьи-то дети, внуки. И ими тоже нужно заниматься. В Крыму обязательно должны быть молодежные места отдыха, с инфраструктурой, способной принимать и обслуживать до 40 тысяч человек. У творческой молодежи своя субкультура, и она диктует свои потребности, в том числе и к пляжной инфраструктуре. В Крым должна приезжать современная творческая молодежь! Поэтому я за любое мероприятие, которое проходит в рамках и с соблюдением действующего законодательства, и способно стать центром событийного туризма в этой части Крыма. Приедет молодежь, оставит деньги в инфраструктуре территории, вдохнет экономическую жизнь в Штормовое, Поповку и Мирный. Это суть. Остальное – политические спекуляции отдельных политиков и чиновников, пытающихся привлечь таким образом к себе внимание на «горячей» для социума теме.
Пару лет назад возникла идея по созданию Нью-Антальи на Западном побережье Крыма, чтобы не раздавать землю по 10 соток под строительство мини-гостиниц, а объединить территорию планированием. Но проект тогда признали невыполнимым, поскольку нужно было переносить железнодорожное полотно, а на это необходимы большие средства. Сейчас есть смысл возвращаться к этому проекту?
В ФЦП предусмотрены средства для переноса железнодорожной ветки дальше от моря, это закреплено в схеме территориального планирования. Дорога уйдет за солевое озеро и это, конечно, откроет совсем другие перспективы.
Если возвращаться к тому проекту, то он имеет право на жизнь и будет развиваться в той или иной форме. Развитие территорий сегодня – это вопрос проектного менеджмента. Нужно обладать проектным видением территории, и не просто декларировать его на бумаге. Для этого нужно делать конкретные шаги. Формировать предложение в ФЦП, пробивать его, проталкивать, защищать, двигать вперёд. Вести системную работу с большими инвесторами, компаниями, способными потянуть проект такого масштаба.
Но думаю, что ориентироваться надо не на Анталью, где кроме начиненных едой, ресторанами, бассейнами и простыми развлекухами отелей на берегу моря, нет ничего. Надо понимать, что мы обладаем уникальным медицинским наследием и курортологией – такого ни в одной Антальи нет! Это наше основное конкурентное преимущество! И если уже на кого и ориентироваться – то на Израиль, Францию, Германию, где также есть грязе- и бальнеолечение, высококлассные спа-курорты.
Теперь у Евпатории есть свое лобби в лице министра курортов Стрельбицкого. У вас с ним взаимосвязь хорошая?
С Сергеем Валентиновичем мы знакомы больше 25 лет. Наше виденье траектории развития будущего Евпатории и западного побережья Крыма полностью совпадает. Если начать пересказывать, сколько совместных проектов мы сегодня ведём, то будем ещё час беседовать. Но, прежде всего, это грязелечебница «Мойнаки», Мойнакское «Кольцо Здоровья», развитие туристического маршрута «Малый Иерусалим» и еще целый ряд проектов.
А планы на сезон этого года?
Поймите, министр стал министром не в начале этого года, а уже когда машина едет, и будет как будет. Те усилия, которые сегодня министерство прикладывает по привлечению дополнительных потоков, они дадут дополнительные 10-15%, но это не 100% и даже не 50%. Сегодня большая нагрузка на министерство и на администрации курортных городов по обеспечению прохождения курортного сезона, и это формирование основы курортного сезона 2016 года. Тот опыт, который мы все получим сейчас, в большей степени сформирует стратегию, тактику и перечень задач на обеспечение сезона будущего года. Этот сезон уже идет, сегодня мы можем только переориентировать туристический поток. Наша задача - сконцентрироваться переправе, чтобы человека, который уже в Крым попал, направить в Евпаторию, убедить, что доехать к нам стоит, потому что мы – Золотые пески России. Да, мы сегодня ещё не Всероссийский центр здоровья, но мы точно уже удобный и комфортный для семейного отдыха город-курорт.
Сегодня формат отпускного отдыха во многом изменился, и мы хотим формировать тренд и моду на семейный отдых. Лично мне Евпатория видится детской здравницей, но и всероссийским семейным курортом и всероссийским центром здоровья.
Евпатория после изменения транспортной карты Крыма из курорта первой доступности стала практически финишным пунктом на туристическом пути. Для возврата курорту прежних лидирующих позиций одного статуса «детской здравницы» явно не достаточно. Музеи, экскурсионные маршруты, аквапарки – все это работает уже на прибывшего туриста. А его еще нужно завлечь, доказать, что 300 км пути от Керченской переправы того стоят. Или напомнить – от аэропорта Симферополь до Евпатории меньше часа езды. О сделанном к сезону и планах на будущее Крыминформу рассказал глава администрации Евпатории Андрей Филонов. Накануне старта курортного сезона одним из главных был вопрос доступности пляжных территорий. После публичных баталий полномочия определять, какой пляж будет общедоступным, а какой только для лечебных целей, перешли к местным администрациям. Как решили в Евпатории, сколько закрыть, а сколько оставить для всех? В Евпатории всего 102 пляжа с учетом Заозерного, из них общедоступные – 53. Для их содержания каждый нужно закрепить и определить, за какие средства обслуживать муниципальные пляжи. Раньше пользователям пляжей разрешалось размещать на них коммерческие объекты: торговые точки, пункты проката, водные аттракционы. Предприниматели платили какие-то взносы в бюджет, а большая часть уходила в тень. До утверждения регламента использования пляжей правительством Крыма, мы взяли за основу прежнюю схему дислокации и предложили предпринимателям прозрачно оплачивать услуги муниципального предприятия «Комбинат благоустройства» по уборке территорий. Это позволило наладить работу не к началу лета, но уже к середине июня. Сегодня на пляжах порядок, и в ближайшее время появятся душевые, питьевые фонтанчики, туалеты. Вместе с ОСВОДом к сезону подготовили 152 матроса-спасателя. К летнему сезону удалось избавить от засилья выносной торговли главные прогулочные улицы в курортной зоне. Набережные им. Терешковой и им. Горького, ул. Фрунзе, ул. Дувана в последние годы превратились в базар – длинные коридоры из торговых палаток. Без разрешительных документов и договоров на размещение работали 123 объекта, которые в этом году демонтировали. Места для летней выносной торговли распределены по конкурсу, и это дало в бюджет больше 7 млн руб. Важно не только навести порядок, а его поддерживать. Комиссия будет следить за соблюдением правил торговли, которая будет ориентироваться не только на проведение рейдов, но и на сигналы добросовестных предпринимателей о незаконной точке. Открыли набережную, и у приморского города появилось совершенно другое лицо. Конечно, продажа прохладительных напитков, сувениров, мороженого в курортной зоне нужна. Но за внешним видом торговых объектов нужно следить, делать их в едином стиле. Набережная включена в Федеральную целевую программу, и на этот месяц намечено заключение договора на проектирование. К строительным работам приступим в следующем году. А пока сняли забор, который стоял там с 2011 года. Понятно, что реконструкцию в короткий срок не завершить, но заборы нужны только вокруг аварийных и опасных объектов, а остальное незачем перекрывать. Весной высадили более 23 тыс цветов, попадаешь на набережную – глаз радуется. Въезжая в Евпаторию, да и на пути к ней, буквально всем телом ощущаешь качество дорог, точнее, их отсутствие. Цифры приводятся разные, как по километражу, который не ремонтировался последние лет 30, так и по объемам средств. Но цифрами ямы не выровняешь и хочется услышать самое главное – когда? Одна из наболевших проблем – это состояние городских дорог. И Евпатория в этом плане ничем не отличается от всего Крыма. По ФЦП у нас запланирован ремонт 51 дороги с одновременной заменой всех коммуникаций под ними. Сейчас под дорогами находятся 240 км городской канализации. Ливневой канализации 4 км, т.е. у нас ее нет, нужно строить. Пытались подсчитать ямы на дорогах, дошли до 18,5 тысяч и бросили эту затею – нет смысла считать ямы, нужно менять сеть и выводить коммуникации за пределы дорог, чтобы не поднимать асфальтовое покрытие и искать протечки. От состояния дорог зависит протяженность транспортных пассажирских маршрутов, сейчас пассажироперевозчики просто отказываются ездить в отдаленные районы. Уже сейчас ведется работа по текущему содержанию дорог. Надеюсь, в ближайшее время подпишем контракты на проектирование. При соблюдении определенных условий, со следующего года начнем масштабную работу по капитальному ремонту городских дорог. Недавно было принято решение о передаче городу грязелечебницы «Мойнаки». Раньше объект входил в состав профсоюзного объединения, не работал, пришел в упадок и, по ощущениям, готовился к большой распродаже под коттеджи и мини-гостинцы. Для Евпатории восстановить грязелечебницу было не по силам, но «Мойнаки» – это бренд. Даже поговорка такая была: «Через Саки на Мойнаки». Потянет город ее реинкарнацию? Грязелечебница «Мойнаки» в середине 80-х годов отпускала в среднем от 3 до 10 тыс процедур в день. Это сердце курорта, которое нам предстоит завести в течение 4 лет. Не просто побелить-покрасить, а сделать объект, который станет лечебным центром Евпатории. Для этого в ФЦП предусмотрено 700 млн руб, отобраны два проектных института, которые совместно будут над этим работать. Задача не просто возобновить работу грязелечебницы, а создать вокруг целый кластер «Всероссийский центр здоровья». Его автором является нынешний министр курортов и туризма Сергей Стрельбицкий. Над концепцией, ребрендингом еще поработаем. Но главная идея – воссоздать лечебницу «Мойнаки» как центр притяжения. Рядом – диагностический центр и термал-СПА комплекс, спортивные объекты. Это и будет центр здоровья, с циклом услуг от диагностики до получения полного комплекса физиотерапевтических услуг и лечебной физкультуры. Наша задача центр притяжения запустить в работу, а вся остальная инфраструктура уже за счет инвесторов будет встроена. Какое количество процедур будет после реконструкции, мы увидим в проекте, но это будет не меньше тысячи в день точно. От представителей разных уровней власти доводится слышать планы по спортивному будущему Евпатории – круглогодичные тренировочные базы, олимпийские центры. Но это на словах, а на деле что? На деле там, где у нас раньше были спортивные комплексы, сейчас находятся супермаркеты и гостиницы. Спортивной инфраструктуры, как таковой, нет. Остались территории, где были спортивные площадки во дворах, и Дворец спорта с аварийной кровлей. Поэтому седьмым пунктом ФЦП минспорта РФ записан наш Дворец спорта: на месте устаревшего здания должен появиться современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Сносить или не сносить существующее здание, решат проектанты. До конца года будет обновлено футбольное поле при Дворце спорта, а инфраструктуру придется создавать заново. Строительство новых объектов возможно за счет инвесторов, партийных и федеральных программ. Как курорт Евпатория не зарабатывает, чтобы самостоятельно спортплощадки отстроить? Сегодня мы дотационный город. Самостоятельные бюджетные сборы – чуть больше половины необходимых для выживания средств. Остальное дотирует республика. Прямые поступления от санаторно-курортной отрасли в бюджет Евпатории составляют 12% от общих сборов. Еще в 2014 году мои предшественники верстали бюджет исходя из предположений, а сегодня мы уже больше понимаем уровень своих доходов и потребности по расходам. Написали 130 млн руб поступлений от налога на землю и арендных договоров, но не учли потери от ухода украинских пользователей. Из 1211 договоров у нас 115 с нерезидентами РФ и из них не перерегистрировались 88. Потери для бюджета составляют 35 млн руб. Это примерно 10% собственных поступлений в бюджет. На услугах в санаторно-курортном комплексе зарабатывает предпринимательский актив, и это двигает внутреннюю экономику города. Но экономику производственную, которая является бюджетообразующей, нам еще предстоит построить. И это огромная работа, которая мне интересна. За отведенное мне на этой позиции время я хотел бы если не построить, то точно заложить фундамент для будущего устойчивого экономического развития. Это должно быть отражено в новом генплане и стратегии развития: легкая промышленность, пищевая, наукоемкие производства, и аэропорт, который, уверен, будет востребован. Взлетная полоса нашего аэропорта находится в хорошем состоянии, нужно построить навигационные системы и пассажирский терминал. А компании, готовые наладить авиасообщение, уже есть. Системную работу в этом направлении сегодня ведем. Много говорилось раньше и были конкретные планы по выносу грузового порта за городскую черту. В концепции развития Евпатории это отражено? Наш порт готов быть и грузовым, и пассажирским. Но это больше вопрос к минтрансу. Прежние планы по выносу грузового порта на косу Южная остались в силе. В центре Евпатории грузовой порт не нужен, но он будет работать ближайшие 5 лет для завоза строительных материалов на объекты ФЦП. Через 5 лет он станет пассажирским, и у инвесторов есть много инвестфантазий по строительству яхтенной марины. Каково взаимодействие с Саками? Мы создаём единый оздоровительный кластер вместе с Саками. С точки зрения кластерного партнёрства нужно понимать, что у каждого свои лечебные ресурсы и свой объем клиентов и отпускаемых процедур. Саки и Евпаторию нельзя сравнивать ни по количеству отдыхающих, ни по услугам и профилю оздоровления. Но у Сак есть преимущество – сакские лечебные грязи. Ими пользуется не то, что весь Крым, а полмира. Во всём, что касается заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата, они сегодня в передовиках. Каким видится территориальное развитие города? Есть понимание направления развития и в чем его обоснованность? В территориальном развитии Евпатория ограничена как для города-курорта всероссийского значения и всероссийского масштаба. На Евпаторию приходится 23% от общего турпотока в Крыму, четверть всех отдыхающих. А курортные города должны расти вширь, а не вверх. Не многоэтажками они должны расти! Сегодня город зажат из-за абсолютно неразумного территориального разделения с Сакским