Дистанционную лекцию проводит кандидат гео- графических наук, доцент КФУ Игорь Вахрушев Студенты всех времён и народов мечтали не бежать с утра на пары, чаще сидеть дома (особенно после «дружеской пирушки») и прикладываться к бутылочке с пивом. а знания чтобы сами каким-то образом влетали в их непутёвые головы. Похоже, многовековая грёза несознательной части человечества сбылась, правда, так, чтобы лучше бы и не сбывалась вовсе. Пандемия тяжёлой цепью приковала мобильную группу к узкому пространству квартир и общежитий.Мнение проректора
Мы уже писали о первых опытах перехода Крымского федерального университета на дистанционное обучение (ДО), или дистант. Благо, интернет-технологии позволяют. Каковы итоги первой недели дистанта в КФУ, какие перспективы открылись? На эти вопросы «КИ» отвечает проректор по академической и административной политике университета Владимир КУРЬЯНОВ.
— Делать далеко идущие выводы рано, — считает Владимир Олегович. — Самое главное, учебный процесс не остановлен и не нарушен. Мы не прервали лекции, благодаря различным ресурсам, включая рекомендованные федеральным центром, с использованием социальных сетей. Все преподаватели, которые в рамках расписания занятий обязаны это делать, прочли лекции дистанционно.
Сергей Курьянов Что касается будущей «пристрелки», то здесь проректор настаивает на корректировке расписания учебных занятий, а отчасти — и планов. Ведь виртуально готовить медика или химика, отрабатывающих бесценные навыки на практических занятиях, невозможно. Поэтому уклон сделали в сторону теории, но с сохранением требований, которые существовали на момент перехода на дистанционку.— Мы получили полезный, интересный опыт, который надо глубоко анализировать, чтобы использовать адекватно в дальнейшем, — доволен В. Курьянов. — В моём понимании, это один из путей активизации самостоятельной работы студентов, не просто использование отдельных интернет-ресурсов, а системная работа, выполненная вначале профессорско-преподавательским составом, а затем и учениками. Кроме того, мы убедились, что даже в нынешних критических условиях университет способен полноценно работать.
Мнения студентов
А как грызущие гранит науки отнеслись к вынужденному нововведению?
— Мне такой формат очень несимпатичен, — признаётся студент филфака Александр Баранов. — Исчезает университетская атмосфера, исчезает событие, ради которого люди собираются, выходят из дома, общаются до и после занятий, это часть жизни, значимая социально. Скайп и зум-конференции ещё более-менее напоминают живую атмосферу. Но лекции и практики в чате или в стриме (прямая трансляция на видеохостингах. — а. В.), как по мне, серьёзно отрезают ребят друг от друга и преподавателя. Конечно, к такому формату я готов. И потом, кто мне даёт выбор? Ситуация у всех нас непростая. Надеюсь, такие меры останутся форс-мажорными, а не будут рассмотрены альтернативой классическому обучению.
— Особого выбора-то и нет, довольствуемся тем, что возможно в данной ситуации, — размышляет ещё один студент филфака Фёдор Фёдоров. — Правда, мне онлайн-лекции в формате «стрима» в «ВКонтакте» понравились. Создалось ощущение, что материала преподаватель изложил гораздо больше, чем на привычных лекциях в аудитории. Не нужно останавливаться много раз, чтобы проверить ответную реакцию студентов, понимание ими материала, или чтобы те законспектировали отдельные моменты, дефиниции. Поэтому лектор практически не отвлекается, непрерывно начитывает материал. Ещё одно существенное достоинство данного способа в том, что группа присутствует на занятии в полном составе — 10—13 человек (это я о магистрах), в то время как на лекции в аудитории обычно находятся 3—4 человека. Недостатки у такого способа тоже есть. Так, компьютер блокирует трансляцию, а с телефона всё работает нормально. У меня, например, не было возможности воспользоваться мобильным Интернетом во время стрима, поэтому пришлось смотреть с большими «перерывами». Впрочем, стримы можно сохранять, поэтому данный недостаток несущественен. Реально хотелось бы улучшить коммуникацию между преподавателем и аудиторией. Часто во время лекции к стриму подключаются посторонние люди, затем пишут в комментариях отзывы о лекции не по теме. Зато сами обучающиеся в основном молчат. Преподаватели после первых занятий просили нас быть активнее, задавать вопросы, делать замечания. Но в онлайн-формате всё это осуществить гораздо сложнее, чем на лекции в аудитории. Этот момент хотелось бы усовершенствовать. Готов ли я ещё два месяца обучаться в таком режиме? В принципе можно. И всё же мечтаю, чтобы сложная обстановка в связи с коронавирусом поскорее закончилась, и всё стало по-прежнему.
Мнение преподавателя
Преподаватель Таврической академии КФУ Андрей Матюхин Несколько лекций по русской литературе дистанционно прочёл доцент кафедры русской и зарубежной литературы факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ Сергей Курьянов. Ему слово.— Это мой первый опыт «до». Думается, далеко не всё прошло удачно, — не скрывает педагог. — Однако возникло ощущение, что такая работа реально нужна. Причём не только студентам, но и мне. В этом семестре (ещё до пандемии) я впервые взялся делать презентации как сопровождение к лекциям. И получилось, что не зря. Очень и очень пригодились.
— Какие вы отметите плюсы и минусы такой лекционной работы?
— Главный плюс — обновление знаний, прежде всего собственных. Готовясь к лекции, вдруг начинаешь сомневаться в том или ином своём утверждении, хотя на протяжении десятилетий это произносил, правда, чаще всего с оговорками: мол, точно не скажу, но думаю, что так и так, а вам советую проверить… А теперь активно работаешь в Интернете и с книгами домашней библиотеки, ищешь добротные научные материалы (не пренебрегая, конечно, и научно-популярными), поглощаешь их сам и даёшь поглощать студентам.
Ещё один плюс — молодым людям, похоже, такой формат интереснее. Может, пока. Они привыкли «зависать» «ВКонтакте», это их площадка, чувствуют себя на ней комфортнее. То же относится к молодым преподавателям. У тех лихо получается использовать возможности и быстрой
переписки, и ответов на тесты, и коротких аудиосообщений. Видно, что и одни, и другие делают это с азартом. У «стариков» больше академизма, всё размеренно, студенты в таких беседах тоже заинтересованы, но, на мой взгляд, далеко не все. Хотя, может быть, я и ошибаюсь.
Не знаю, кто в КФУ придумал вести занятия именно на площадках «ВКонтакте», но сделано это мудро. А поначалу я раздражался. И вот почему. Данная социальная сеть имеет весьма неоднозначную репутацию. Но присутствие университета на просторах «ВКонтакте» очень преобразило площадку. Если хотите, она обрела смысл и, надеюсь, не на время, а надолго.
Из минусов. «ВКонтакте» невозможно устраивать конференции. Нет такой функции. Поэтому лекции читаю в стриме, но толком реакцию студентов не знаю. Прошу, чтобы они лекцию тут же комментировали, но то ли я исчерпывающе для них говорю, то ли ленятся, комментариев почти нет. Пишут, мол, всё понятно. Это создаёт сложности, поскольку в аудитории я вижу, как они реагируют, а здесь нет.
Ещё один минус — мои личные способности блогера. Очень сложно смотреть в объектив и говорить на протяжении полутора часов. Просто смотреть и просто говорить. Сбивают с мысли бегущие по экрану сообщения. Студентам сие не в новинку, они стримят постоянно, а вот у меня возникают проблемы. Но, похоже, уже справляюсь. Лучше становится с каждым разом.
— Известно ли, сколько процентов студентов смотрело лекцию?
— Известно, поскольку следует обязательная перекличка. А во время стрима на экране выводится, сколько человек присутствует на лекции. Правда, на первой показалось более двух тысяч. Но это я ограничения не выставил. А если выставить и включить в список только реальных студентов курса, то всё будет видно чётко. Последнюю лекцию, когда я такую процедуру провёл, смотрели и слушали почти все. Отсутствовали те, кто отсутствует всегда. Такие, к сожалению, имеются.
— Были ли зрители из других стран?
— Разве что из Украины, где много и бывших моих студентов, и учащихся Таврического колледжа, в котором я одно время преподавал. Из других стран не заметил. Хотя, может быть, просто не обратил внимания.
— Готовы ли вы, если понадобится, ещё два месяца работать в таком режиме?
— Думаю, готов. Для меня это тоже разнообразие. Пока ещё всё не изучено, не испробовано интерес (как и пандемия коронавируса) растёт. Правда, замечу (и нахожу подтверждение в высказываниях коллег), что нагрузка возросла в разы. Такую работу нужно оплачивать иначе. Казалось бы, сидишь дома, а домашними делами не занимаешься. И до, и после занятий готовишься к следующим. И всё же после каждого урока возникает чувство удовлетворения: не провалил, справился, победил сомнения и страхи, да и студентам, похоже, понравилось.
*** Парадоксальный случай! Этот материал о дистанционном обучении написан... дистанционно, то есть «на удалёнке». А многие из вас прочли его не в бумажной газете, а на сайте, также на дистанции. Это значит, нас не испугать навязанными реалиями сегодняшнего времени, все невзгоды останутся позади, и победа (а как же иначе?) будет за нами!
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото из сети интернет и пресс-службы КФУ.
Благодарю за помощь в подготовке материала пресс-службу КФУ и лично Артура Мазина.
Дистанционную лекцию проводит кандидат гео- графических наук, доцент КФУ Игорь ВахрушевСтуденты всех времён и народов мечтали не бежать с утра на пары, чаще сидеть дома (особенно после «дружеской пирушки») и прикладываться к бутылочке с пивом. а знания чтобы сами каким-то образом влетали в их непутёвые головы. Похоже, многовековая грёза несознательной части человечества сбылась, правда, так, чтобы лучше бы и не сбывалась вовсе. Пандемия тяжёлой цепью приковала мобильную группу к узкому пространству квартир и общежитий. Мнение проректора Мы уже писали о первых опытах перехода Крымского федерального университета на дистанционное обучение (ДО), или дистант. Благо, интернет-технологии позволяют. Каковы итоги первой недели дистанта в КФУ, какие перспективы открылись? На эти вопросы «КИ» отвечает проректор по академической и административной политике университета Владимир КУРЬЯНОВ. — Делать далеко идущие выводы рано, — считает Владимир Олегович. — Самое главное, учебный процесс не остановлен и не нарушен. Мы не прервали лекции, благодаря различным ресурсам, включая рекомендованные федеральным центром, с использованием социальных сетей. Все преподаватели, которые в рамках расписания занятий обязаны это делать, прочли лекции дистанционно. Сергей КурьяновЧто касается будущей «пристрелки», то здесь проректор настаивает на корректировке расписания учебных занятий, а отчасти — и планов. Ведь виртуально готовить медика или химика, отрабатывающих бесценные навыки на практических занятиях, невозможно. Поэтому уклон сделали в сторону теории, но с сохранением требований, которые существовали на момент перехода на дистанционку. — Мы получили полезный, интересный опыт, который надо глубоко анализировать, чтобы использовать адекватно в дальнейшем, — доволен В. Курьянов. — В моём понимании, это один из путей активизации самостоятельной работы студентов, не просто использование отдельных интернет-ресурсов, а системная работа, выполненная вначале профессорско-преподавательским составом, а затем и учениками. Кроме того, мы убедились, что даже в нынешних критических условиях университет способен полноценно работать. Мнения студентов А как грызущие гранит науки отнеслись к вынужденному нововведению? — Мне такой формат очень несимпатичен, — признаётся студент филфака Александр Баранов. — Исчезает университетская атмосфера, исчезает событие, ради которого люди собираются, выходят из дома, общаются до и после занятий, это часть жизни, значимая социально. Скайп и зум-конференции ещё более-менее напоминают живую атмосферу. Но лекции и практики в чате или в стриме (прямая трансляция на видеохостингах. — а. В.), как по мне, серьёзно отрезают ребят друг от друга и преподавателя. Конечно, к такому формату я готов. И потом, кто мне даёт выбор? Ситуация у всех нас непростая. Надеюсь, такие меры останутся форс-мажорными, а не будут рассмотрены альтернативой классическому обучению. — Особого выбора-то и нет, довольствуемся тем, что возможно в данной ситуации, — размышляет ещё один студент филфака Фёдор Фёдоров. — Правда, мне онлайн-лекции в формате «стрима» в «ВКонтакте» понравились. Создалось ощущение, что материала преподаватель изложил гораздо больше, чем на привычных лекциях в аудитории. Не нужно останавливаться много раз, чтобы проверить ответную реакцию студентов, понимание ими материала, или чтобы те законспектировали отдельные моменты, дефиниции. Поэтому лектор практически не отвлекается, непрерывно начитывает материал. Ещё одно существенное достоинство данного способа в том, что группа присутствует на занятии в полном составе — 10—13 человек (это я о магистрах), в то время как на лекции в аудитории обычно находятся 3—4 человека. Недостатки у такого способа тоже есть. Так, компьютер блокирует трансляцию, а с телефона всё работает нормально. У меня, например, не было возможности воспользоваться мобильным Интернетом во время стрима, поэтому пришлось смотреть с большими «перерывами». Впрочем, стримы можно сохранять, поэтому данный недостаток несущественен. Реально хотелось бы улучшить коммуникацию между преподавателем и аудиторией. Часто во время лекции к стриму подключаются посторонние люди, затем пишут в комментариях отзывы о лекции не по теме. Зато сами обучающиеся в основном молчат. Преподаватели после первых занятий просили нас быть активнее, задавать вопросы, делать замечания. Но в онлайн-формате всё это осуществить гораздо сложнее, чем на лекции в аудитории. Этот момент хотелось бы усовершенствовать. Готов ли я ещё два месяца обучаться в таком режиме? В принципе можно. И всё же мечтаю, чтобы сложная обстановка в связи с коронавирусом поскорее закончилась, и всё стало по-прежнему. Мнение преподавателя Преподаватель Таврической академии КФУ Андрей МатюхинНесколько лекций по русской литературе дистанционно прочёл доцент кафедры русской и зарубежной литературы факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ Сергей Курьянов. Ему слово. — Это мой первый опыт «до». Думается, далеко не всё прошло удачно, — не скрывает педагог. — Однако возникло ощущение, что такая работа реально нужна. Причём не только студентам, но и мне. В этом семестре (ещё до пандемии) я впервые взялся делать презентации как сопровождение к лекциям. И получилось, что не зря. Очень и очень пригодились. — Какие вы отметите плюсы и минусы такой лекционной работы? — Главный плюс — обновление знаний, прежде всего собственных. Готовясь к лекции, вдруг начинаешь сомневаться в том или ином своём утверждении, хотя на протяжении десятилетий это произносил, правда, чаще всего с оговорками: мол, точно не скажу, но думаю, что так и так, а вам советую проверить… А теперь активно работаешь в Интернете и с книгами домашней библиотеки, ищешь добротные научные материалы (не пренебрегая, конечно, и научно-популярными), поглощаешь их сам и даёшь поглощать студентам. Ещё один плюс — молодым людям, похоже, такой формат интереснее. Может, пока. Они привыкли «зависать» «ВКонтакте», это их площадка, чувствуют себя на ней комфортнее. То же относится к молодым преподавателям. У тех лихо получается использовать возможности и быстрой переписки, и ответов на тесты, и коротких аудиосообщений. Видно, что и одни, и другие делают это с азартом. У «стариков» больше академизма, всё размеренно, студенты в таких беседах тоже заинтересованы, но, на мой взгляд, далеко не все. Хотя, может быть, я и ошибаюсь. Не знаю, кто в КФУ придумал вести занятия именно на площадках «ВКонтакте», но сделано это мудро. А поначалу я раздражался. И вот почему. Данная социальная сеть имеет весьма неоднозначную репутацию. Но присутствие университета на просторах «ВКонтакте» очень преобразило площадку. Если хотите, она обрела смысл и, надеюсь, не на время, а надолго. Из минусов. «ВКонтакте» невозможно устраивать конференции. Нет такой функции. Поэтому лекции читаю в стриме, но толком реакцию студентов не знаю. Прошу, чтобы они лекцию тут же комментировали, но то ли я исчерпывающе для них говорю, то ли ленятся, комментариев почти нет. Пишут, мол, всё понятно. Это создаёт сложности, поскольку в аудитории я вижу, как они реагируют, а здесь нет. Ещё один минус — мои личные способности блогера. Очень сложно смотреть в объектив и говорить на протяжении полутора часов. Просто смотреть и просто говорить. Сбивают с мысли бегущие по экрану сообщения. Студентам сие не в новинку, они стримят постоянно, а вот у меня возникают проблемы. Но, похоже, уже справляюсь. Лучше становится с каждым разом. — Известно ли, сколько процентов студентов смотрело лекцию? — Известно, поскольку следует обязательная перекличка. А во время стрима на экране выводится, сколько человек присутствует на лекции. Правда, на первой показалось более двух тысяч. Но это я ограничения не выставил. А если выставить и включить в список только реальных студентов курса, то всё будет видно чётко. Последнюю лекцию, когда я такую процедуру провёл, смотрели и слушали почти все. Отсутствовали те, кто отсутствует всегда. Такие, к сожалению, имеются. — Были ли зрители из других стран? — Разве что из Украины, где много и бывших моих студентов, и учащихся Таврического колледжа, в котором я одно время преподавал. Из других стран не заметил. Хотя, может быть, просто не обратил внимания. — Готовы ли вы, если понадобится, ещё два месяца работать в таком режиме? — Думаю, готов. Для меня это тоже разнообразие. Пока ещё всё не изучено, не испробовано интерес (как и пандемия коронавируса) растёт. Правда, замечу (и нахожу подтверждение в высказываниях коллег), что нагрузка возросла в разы. Такую работу нужно оплачивать иначе. Казалось бы, сидишь дома, а домашними делами не занимаешься. И до, и после занятий готовишься к следующим. И всё же после каждого урока возникает чувство удовлетворения: не провалил, справился, победил сомнения и страхи, да и студентам, похоже, понравилось. *** Парадоксальный случай! Этот материал о дистанционном обучении написан. дистанционно, то есть «на удалёнке». А многие из вас прочли его не в бумажной газете, а на сайте, также на дистанции. Это значит, нас не испугать навязанными реалиями сегодняшнего времени, все невзгоды останутся позади, и победа (а как же иначе?) будет за нами! Алексей ВАСИЛЬЕВ Фото из сети интернет и пресс-службы КФУ. Благодарю за помощь в подготовке материала пресс-службу КФУ и лично Артура Мазина.