Министр финансов Украины Сергей Марченко в недавнем интервью заявил о том, что его ведомство рассчитывает на девальвацию украинской валюты до 30 гривен за американский доллар. Необходимо это для того, чтобы правительство смогло свести бюджет с приемлемым дефицитом. Однако проблема в том, что речь идёт о среднегодовом курсе, который в моменте может уйти к гораздо более высоким отметкам. И в текущей ситуации девальвация — крайне опасный шаг, но у властей нет другого выхода. «Есть курс гривны, на основе которого рассчитывался бюджет. Сейчас это курс — 30. При 30 рассчитывался бюджет. Это был прогнозный курс, он был рассчитан в марте, а в марте была турбулентность на валютном рынке. Потенциально мы бы хотели, чтобы был курс такой, какой мы заложили в бюджет. С этим опять-таки дискуссия с Нацбанком. И думаю, у нас есть взаимопонимание по этому вопросу», — заявил Марченко. Сам факт того, что тема девальвации вдруг оказалась поднята на уровне Минфина, говорит о том, что экономический кризис развивается не по сценарию властей. Проблема в том, что какое-либо чрезмерное обесценение валюты в текущем году являлось крайне нежелательным событием. В первую очередь из-за долговых выплат на сумму более 400 млрд. гривен, из которых 170 млрд. гривен (6,5$ млрд.) приходится внешний долг, а остальное — на внутренний. Особую проблему составляет внешний долг, потому что выплачивать его нужно в иностранной валюте, и чем крепче нацвалюта, тем дешевле это обойдётся бюджету. Весь прошедший год власти работали над укреплением гривны, доведя её стоимость к концу года до небывалых 23 грн. за доллар США. Власти рассчитывали, что за счёт выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в этом году получится привлечь необходимое количество гривен и по выгодному курсу купить на них доллар, расплатившись с кредиторами. Однако изначальный план пошёл под откос, когда в мире разгорелась пандемия коронавируса, в результате которой инвесторы стали крайне осторожными и вместо скупки украинских облигаций, напротив, начали от них избавляться. Тогда изначальный план по займам оказался сорван, а негатива добавило решение МВФ об урезании объёмов кредитной программы, наряду с привычным для фонда затягиванием вопроса с уже обещанными деньгами. Ну и, конечно же, на этом фоне разворачивается ещё и масштабное падение экономики, последствия которого грозят быть не менее серьёзными, чем в 2014—2015 годах. И чтобы минимизировать риски шоковой девальвации, подобно той, что накрыла экономику в 2015 году, в Минфине заявили о вероятности ещё одного пересмотра бюджета. Глава Минфина Сергей Марченко на днях заявил: «Я не исключал бы такого варианта. Ведь бюджет верстался в марте, и что нас ждёт до сентября, в четвёртом квартале — сложно предсказать. Это может быть некий позитивный сценарий, когда необходимо будет увеличивать доходы, если мы будем видеть, что у нас пошёл хороший тренд. По негативному сценарию я бы сейчас не шёл, нет оснований. Мы и так достаточно жёсткий бюджет откорректировали, был секвестр определённых затрат, плюс мы увеличили дефицит», — уточнил министр. Согласно последней версии бюджета, государственные доходы в 2020 году уменьшатся на 119,7 млрд. гривен или на 11% от доходного плана. Дефицит бюджета будет увеличен свыше, чем в 3 раза — с 96,3 млрд. гривен до 298,4 млрд. Но как признают в Минфине, даже этих корректировок недостаточно. Значит ситуация такова, что потребуется очередной секвестр уже секвестрированного бюджета, который за последние годы и без того катастрофически недофинансировался. Теперь страну ждёт политика жёсткой экономии в квадрате. И ещё большую роль, чем ранее будут играть займы, которые уже загнали Украину в долговую яму на многие годы. По словам того же Марченко, Украине необходимо в 2020 году заимствовать около 457 млрд. гривен, чтобы свести «дебет с кредитом». Однако эта цифра равна долговым выплатам за год и не учитывает нарастающие экономические проблемы, в результате которых все прочие статьи бюджета, помимо внешнего долга, могут критически просесть по итогам года. Чтобы смягчить падение, Нацбанк уже запустил печатный станок по хитрой схеме: объявляется выдача кредитов рефинансирования для коммерческих банков под 8% годовых. Затем банки приобретают на эти средства гособлигации, ставка по которым 11—12% годовых. Разница, конечно же, оседает в кармане у банкиров, а Минфин получает свеженапечатанные гривны для финансирования бюджета. Пока Киев планирует таким образом напечатать 50 млрд. гривен. В мае 2020 года уже реализовано три выпуска ОВГЗ, которые привлекли в бюджет чуть менее 35 млрд. гривен. Однако есть проблема. Злоупотреблять печатным станком в текущей ситуации крайне опасно, потому что валюты для стабилизации гривны остро не хватает. В частности, в структуре международных резервов по состоянию на конец апреля валюты только 3,3 млрд. долл. и ещё монетарного золота на 1,4 млрд. долл. Однако этими резервами злоупотреблять нельзя, потому что они необходимы для обеспечения критического импорта — газа, угля, бензина, топлива для АЭС. Стало быть, единственная надежда на зарубежных кредиторов, которые мучительно затягивают вопрос перечисления столь необходимых траншей. Между тем, возможные потери для экономики, со всеми вытекающими последствиями для гривны и бюджета, продолжают расти. В частности, согласно последним оценкам International Trade Research Center, падение экспорта украинской продукции в 2020 году может составить не менее 8% только за счёт сокращения вывоза продукции аграрного и металлургического комплексов. Это без учета потерь украинских заробитчан из-за коронавируса. Ещё более тревожные сигналы поступают из промышленности. По итогам апреля по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года промышленное производство сократились на 16,2%. В целом за январь—апрель 2020 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство сократилось на 7,9%. Это может обернуться резким обесценением гривны, на которую дополнительным весом ляжет эмиссия Нацбанка под выпуск ОВГЗ, а также растущий спрос на валюту со стороны регулятора в преддверии пиковых выплат по внешним долгам. Ещё в марте 2020 года, учитывая всех «чёрных лебедей», цель по гривне сдвинулась с изначальных 27,5 за доллар до 29,5. Однако уже понятно, что даже обновлённые оценки не будут соответствовать возможным экономическим результатам. Именно поэтому глава Минфина объявляет то, чего власти так боялись — скорую девальвацию гривны. Однако в текущих условиях это может привести к тому, что завалится на бок вся финансовая система. И, уже по традиции, вся надежда исключительно на деньги МВФ. Дмитрий Заворотный
Министр финансов Украины Сергей Марченко в недавнем интервью заявил о том, что его ведомство рассчитывает на девальвацию украинской валюты до 30 гривен за американский доллар. Необходимо это для того, чтобы правительство смогло свести бюджет с приемлемым дефицитом. Однако проблема в том, что речь идёт о среднегодовом курсе, который в моменте может уйти к гораздо более высоким отметкам. И в текущей ситуации девальвация — крайне опасный шаг, но у властей нет другого выхода. «Есть курс гривны, на основе которого рассчитывался бюджет. Сейчас это курс — 30. При 30 рассчитывался бюджет. Это был прогнозный курс, он был рассчитан в марте, а в марте была турбулентность на валютном рынке. Потенциально мы бы хотели, чтобы был курс такой, какой мы заложили в бюджет. С этим опять-таки дискуссия с Нацбанком. И думаю, у нас есть взаимопонимание по этому вопросу», — заявил Марченко. Сам факт того, что тема девальвации вдруг оказалась поднята на уровне Минфина, говорит о том, что экономический кризис развивается не по сценарию властей. Проблема в том, что какое-либо чрезмерное обесценение валюты в текущем году являлось крайне нежелательным событием. В первую очередь из-за долговых выплат на сумму более 400 млрд. гривен, из которых 170 млрд. гривен (6,5$ млрд.) приходится внешний долг, а остальное — на внутренний. Особую проблему составляет внешний долг, потому что выплачивать его нужно в иностранной валюте, и чем крепче нацвалюта, тем дешевле это обойдётся бюджету. Весь прошедший год власти работали над укреплением гривны, доведя её стоимость к концу года до небывалых 23 грн. за доллар США. Власти рассчитывали, что за счёт выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в этом году получится привлечь необходимое количество гривен и по выгодному курсу купить на них доллар, расплатившись с кредиторами. Однако изначальный план пошёл под откос, когда в мире разгорелась пандемия коронавируса, в результате которой инвесторы стали крайне осторожными и вместо скупки украинских облигаций, напротив, начали от них избавляться. Тогда изначальный план по займам оказался сорван, а негатива добавило решение МВФ об урезании объёмов кредитной программы, наряду с привычным для фонда затягиванием вопроса с уже обещанными деньгами. Ну и, конечно же, на этом фоне разворачивается ещё и масштабное падение экономики, последствия которого грозят быть не менее серьёзными, чем в 2014—2015 годах. И чтобы минимизировать риски шоковой девальвации, подобно той, что накрыла экономику в 2015 году, в Минфине заявили о вероятности ещё одного пересмотра бюджета. Глава Минфина Сергей Марченко на днях заявил: «Я не исключал бы такого варианта. Ведь бюджет верстался в марте, и что нас ждёт до сентября, в четвёртом квартале — сложно предсказать. Это может быть некий позитивный сценарий, когда необходимо будет увеличивать доходы, если мы будем видеть, что у нас пошёл хороший тренд. По негативному сценарию я бы сейчас не шёл, нет оснований. Мы и так достаточно жёсткий бюджет откорректировали, был секвестр определённых затрат, плюс мы увеличили дефицит», — уточнил министр. Согласно последней версии бюджета, государственные доходы в 2020 году уменьшатся на 119,7 млрд. гривен или на 11% от доходного плана. Дефицит бюджета будет увеличен свыше, чем в 3 раза — с 96,3 млрд. гривен до 298,4 млрд. Но как признают в Минфине, даже этих корректировок недостаточно. Значит ситуация такова, что потребуется очередной секвестр уже секвестрированного бюджета, который за последние годы и без того катастрофически недофинансировался. Теперь страну ждёт политика жёсткой экономии в квадрате. И ещё большую роль, чем ранее будут играть займы, которые уже загнали Украину в долговую яму на многие годы. По словам того же Марченко, Украине необходимо в 2020 году заимствовать около 457 млрд. гривен, чтобы свести «дебет с кредитом». Однако эта цифра равна долговым выплатам за год и не учитывает нарастающие экономические проблемы, в результате которых все прочие статьи бюджета, помимо внешнего долга, могут критически просесть по итогам года. Чтобы смягчить падение, Нацбанк уже запустил печатный станок по хитрой схеме: объявляется выдача кредитов рефинансирования для коммерческих банков под 8% годовых. Затем банки приобретают на эти средства гособлигации, ставка по которым 11—12% годовых. Разница, конечно же, оседает в кармане у банкиров, а Минфин получает свеженапечатанные гривны для финансирования бюджета. Пока Киев планирует таким образом напечатать 50 млрд. гривен. В мае 2020 года уже реализовано три выпуска ОВГЗ, которые привлекли в бюджет чуть менее 35 млрд. гривен. Однако есть проблема. Злоупотреблять печатным станком в текущей ситуации крайне опасно, потому что валюты для стабилизации гривны остро не хватает. В частности, в структуре международных резервов по состоянию на конец апреля валюты только 3,3 млрд. долл. и ещё монетарного золота на 1,4 млрд. долл. Однако этими резервами злоупотреблять нельзя, потому что они необходимы для обеспечения критического импорта — газа, угля, бензина, топлива для АЭС. Стало быть, единственная надежда на зарубежных кредиторов, которые мучительно затягивают вопрос перечисления столь необходимых траншей. Между тем, возможные потери для экономики, со всеми вытекающими последствиями для гривны и бюджета, продолжают расти. В частности, согласно последним оценкам International Trade Research Center, падение экспорта украинской продукции в 2020 году может составить не менее 8% только за счёт сокращения вывоза продукции аграрного и металлургического комплексов. Это без учета потерь украинских заробитчан из-за коронавируса. Ещё более тревожные сигналы поступают из промышленности. По итогам апреля по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года промышленное производство сократились на 16,2%. В целом за январь—апрель 2020 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство сократилось на 7,9%. Это может обернуться резким обесценением гривны, на которую дополнительным весом ляжет эмиссия Нацбанка под выпуск ОВГЗ, а также растущий спрос на валюту со стороны регулятора в преддверии пиковых выплат по внешним долгам. Ещё в марте 2020 года, учитывая всех «чёрных лебедей», цель по гривне сдвинулась с изначальных 27,5 за доллар до 29,5. Однако уже понятно, что даже обновлённые оценки не будут соответствовать возможным экономическим результатам. Именно поэтому глава Минфина объявляет то, чего власти так боялись — скорую девальвацию гривны. Однако в текущих условиях это может привести к тому, что завалится на бок вся финансовая система. И, уже по традиции, вся надежда исключительно на деньги МВФ. Дмитрий Заворотный