Дорогие коллеги!
Мы встречаем очередной День России в условиях, когда приступаем к процессу снятия ограничений, вызванных мерами по борьбе с коронавирусом. Мы начинаем постепенно возвращаться к нормальной жизни. Нам предстоит немало работы для того, чтобы восстановить прежние темпы нашего развития, но это — приятные хлопоты. Главное — вирус отступает и это не может не вызывать у нас праздничного настроения.
Многократно подчёркивалось, что для нас в Крыму День России — особый праздник, к которому у нас отношение несколько иное, чем к нему относятся в других регионах нашей страны. И вызвано это не тем, что мы умнее или более чувствительны, чем наши соотечественники, а тем, что на нашу долю выпала особая, уникальная, судьба, кардинально отличающая новейшую крымскую историю от историй, выпавших на долю других российских регионов. Зададимся, казалось бы, простым вопросом: что для нас Россия? Если коротко, это утраченная и вновь обретённая Родина.
Вспомним, в 1991 году мы пережили распад СССР. Так называлась наша Родина, пока не грянула перестройка и нашей Родины не стало. Можно сказать, что потерю мы ощутили не сразу и не в полном объёме. Ведь мы были убеждены, что такая огромная и могучая страна не может взять и растаять в одночасье. Идеологическим наркозом пичкали нас и политики, сделавшие карьеру на развале Советского Союза. То они представляли дело так, будто единое государство продолжает существовать под названием «СНГ», то громогласно заявляли, как тогдашний президент Украины Леонид Кравчук, что в новых условиях новые независимые государства дружить между собой будут ещё крепче, чем дружили союзные республики.
К слову, это тот самый Кравчук, который сейчас брызжет русофобией и клянётся в ненависти к СССР, которую он испытывал, оказывается, буквально с младенческого возраста. И уж точно — когда работал секретарём ЦК компартии Украины по идеологии.
Мы не безропотно наблюдали за гибелью нашей Родины. Наша борьба за сохранение СССР породила современную крымскую республику, возникшую именно в силу реакции крымчан на возможность изъятия Крыма из состава единого союзного государства, как свидетельство нашего твёрдого желания оставаться неотъемлемой частью Русского мира.
Но иллюзии вскоре развеялись и, несмотря на наше сопротивление, мы неожиданно и против своей воли оказались в составе украинского независимого государства. И в дальнейшем Украина воспринималась нами как временная конструкция: покеруют вволю, набьют шишек и вернутся к дружбе с Россией. Ведь она, эта дружба, такая естественная, такая со всех сторон выгодная, проверенная временем. Куда же от неё деться? Оказалось, имеются вполне влиятельные силы, которые знают — куда. И плевать им на традиции и выгоды. Точнее — на выгоды страны и народа, до власти над которым они дорвались. Но это выяснилось не сразу.
Со временем нам становилось всё более очевидно, что большой корабль российской государственности, русской культуры, незыблемости позиций русского языка отчалил от наших берегов. Мы оказались на дряхлом судёнышке без всяких ориентиров под сине-жёлтым флагом, да ещё и в роли нежелательных пассажиров третьего класса.
Очень быстро были развеяны всяческие иллюзии по поводу того, что кто-то в независимой Украине станет считаться с нашим особым статусом, с нашим, крымским, видением мира, с нашими культурными ценностями. Всё это было объявлено враждебным, подлежащим искоренению, а от нас потребовали «думать по-украински» (так это звучало в одном из предвыборных лозунгов Виктора Ющенко). Заметьте, не признать право других думать так, как им хочется. На это мы, в принципе, были согласны. Но от нас требовали, чтобы мы сами начали думать иначе, чем нам свойственно, так, как кому-то представлялось, что бы думать должны, обязаны, раз на нас свалилось такое счастье — стать гражданами Украины. Политика государства, в котором мы оказались, предполагала не просто развитие украинской культуры, распространение украинского языка. Предполагалось делать всё это за наш счёт. Нам не предоставляли культурного выбора, а намеревались ломать нас через колено.
Не удивительно, что на этом фоне идея возвращения Крыма в состав России никогда не покидала крымчан. Я не раз говорил об этом со своим отцом. Он был уверен, что Крым когда-нибудь снова станет российским. Среди нас было распространено мнение, что возвращение, как акт исторической справедливости, рано или поздно случится, пусть и не при нашей жизни. Но жизнь распорядилась иначе, все произошло гораздо быстрее. И мы к этому оказались готовы.
В ходе политического кризиса 2013-2014 годов дальнейшее наше пребывание в составе независимой Украины стало невыносимым. На наше счастье, тогда же возникла реальная возможность возвращения в Россию. И он был сделан незамедлительно и практически единогласно. О правильности и, я бы сказал — естественности этого выбора свидетельствует следующее. Если в составе независимой Украины мы не могли прижиться на протяжении почти четверти века, то уже с первых лет после нашего возвращения возникло ощущение, будто мы всегда здесь и находились. Очень быстро праздничное, приподнятое настроение, какое бывает после возвращения домой после долгой разлуки, сменилось обыденным — мы дома!
Отныне мы не нечто, к чему относятся как ко второму или даже третьему сорту, что всё время пытаются переделать во что-то иное и всё время в чём-то нехорошем подозревают. Мы теперь полноценная и неразрывная составная часть единой страны, единого народа, МЫ ДОМА.
Мы возвращались не в ту ельцинскую Российскую Федерацию, которая, словно в евангельской притче, трижды от нас отреклась. В своих устремлениях мы возвращались в тот Советский Союз, который потеряли в начале 90-х. И действительно вернулись в единое союзное государство, стремительно возвращающее свою державную мощь и свои позиции в мире. Но главное — это ощущение, что ты в этом государстве — у себя и среди своих, а не в гостях и не в качестве чьих-то приживалок.
Мы прекрасно отдаём себе отчёт: наш дом не всегда и не во всём выглядит так, как нам бы хотелось. Но это НАШ ДОМ и мы его сделаем лучше, удобнее, совершеннее, богаче. Да и так ли он плох, как иногда любят расписывать разного рода критиканы?
Всё познается в сравнении. Давайте сравним наш дом с тем, который принято считать образцовым, который нам долгое время приводили в пример: с американским. Хотели бы вы жить в таком доме, где общественный протест выливается в погромы магазинов, СМИ нагло клевещут и пытаются все свои национальные проблемы свалить на пресловутую «руку Москвы», а полиция вместо того, чтобы поддерживать общественный порядок, становится перед погромщиками на колени?
Кстати, ответ на этот вопрос мы уже дали: шесть лет назад мы ушли именно из подобной страны, именно с такими характеристиками. А то, что США образца 2020 года удивительно напоминают Украину 2014-го — это им за раздачу печенья на майдане. Этим печеньем они вскормили зверя, который теперь пожирает их самих. Думаю, это справедливо.
Но — не будем злорадствовать. Пусть наводят порядок в своём доме, а нам не мешают благоустраивать свой. И пусть не лезут к нам больше со своими советами. Они и раньше не имели практического смысла, а теперь у этих советчиков и вовсе нет морального права кого-то учить жизни. Да и жизнь у нас разная: разные традиции, разная судьба, различная шкала ценностей. Нечего им тут делать, со своим американским аршином.
В дни Крымской весны мне нередко вспоминалось стихотворение Сергея Есенина, в котором наш отечественный аршин выписан так, как ни один американский политолог и близко сделать не способен. Да и не поймёт он — о чём это наш великий поэт. Позволю себе процитировать это стихотворение целиком:
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Эта, описанная здесь Россия родилась вовсе не 12 июня 1990 года. Она тогда просто в очередной раз сменила официальный мундир, на котором три последних десятилетия написано «Российская Федерация». Как раньше было написано «СССР», а до этого - «Российская империя». Но всё это Россия из есенинского стихотворения. Она едина и непрерывна, в какой бы официальный мундир ни была одета.
Это есенинскую Русь мы видели, когда мечтали о том, что когда-нибудь Крым вернётся на Родину. Это за неё мы голосовали на нашем референдуме. И для нас день 12 июня — не память о принятой ровно 30 лет назад декларации о выходе Российской Федерации из состава России. Для нас это день, свидетельствующий, что никакие внешние силы и внутренние смуты не смогут разорвать тысячелетней преемственности российской государственности, цельности нашей истории, единства нашего народа!
С Днём России, дорогие коллеги! С праздником, крымчане!
Владимир Константинов Председатель Государственного Совета Республики Крым
Город: СоветскоеПерсоны: Владимир КонстантиновТема: Коронавирус в Крыму >>
Дорогие коллеги! Мы встречаем очередной День России в условиях, когда приступаем к процессу снятия ограничений, вызванных мерами по борьбе с коронавирусом. Мы начинаем постепенно возвращаться к нормальной жизни. Нам предстоит немало работы для того, чтобы восстановить прежние темпы нашего развития, но это — приятные хлопоты. Главное — вирус отступает и это не может не вызывать у нас праздничного настроения. Многократно подчёркивалось, что для нас в Крыму День России — особый праздник, к которому у нас отношение несколько иное, чем к нему относятся в других регионах нашей страны. И вызвано это не тем, что мы умнее или более чувствительны, чем наши соотечественники, а тем, что на нашу долю выпала особая, уникальная, судьба, кардинально отличающая новейшую крымскую историю от историй, выпавших на долю других российских регионов. Зададимся, казалось бы, простым вопросом: что для нас Россия? Если коротко, это утраченная и вновь обретённая Родина. Вспомним, в 1991 году мы пережили распад СССР. Так называлась наша Родина, пока не грянула перестройка и нашей Родины не стало. Можно сказать, что потерю мы ощутили не сразу и не в полном объёме. Ведь мы были убеждены, что такая огромная и могучая страна не может взять и растаять в одночасье. Идеологическим наркозом пичкали нас и политики, сделавшие карьеру на развале Советского Союза. То они представляли дело так, будто единое государство продолжает существовать под названием «СНГ», то громогласно заявляли, как тогдашний президент Украины Леонид Кравчук, что в новых условиях новые независимые государства дружить между собой будут ещё крепче, чем дружили союзные республики. К слову, это тот самый Кравчук, который сейчас брызжет русофобией и клянётся в ненависти к СССР, которую он испытывал, оказывается, буквально с младенческого возраста. И уж точно — когда работал секретарём ЦК компартии Украины по идеологии. Мы не безропотно наблюдали за гибелью нашей Родины. Наша борьба за сохранение СССР породила современную крымскую республику, возникшую именно в силу реакции крымчан на возможность изъятия Крыма из состава единого союзного государства, как свидетельство нашего твёрдого желания оставаться неотъемлемой частью Русского мира. Но иллюзии вскоре развеялись и, несмотря на наше сопротивление, мы неожиданно и против своей воли оказались в составе украинского независимого государства. И в дальнейшем Украина воспринималась нами как временная конструкция: покеруют вволю, набьют шишек и вернутся к дружбе с Россией. Ведь она, эта дружба, такая естественная, такая со всех сторон выгодная, проверенная временем. Куда же от неё деться? Оказалось, имеются вполне влиятельные силы, которые знают — куда. И плевать им на традиции и выгоды. Точнее — на выгоды страны и народа, до власти над которым они дорвались. Но это выяснилось не сразу. Со временем нам становилось всё более очевидно, что большой корабль российской государственности, русской культуры, незыблемости позиций русского языка отчалил от наших берегов. Мы оказались на дряхлом судёнышке без всяких ориентиров под сине-жёлтым флагом, да ещё и в роли нежелательных пассажиров третьего класса. Очень быстро были развеяны всяческие иллюзии по поводу того, что кто-то в независимой Украине станет считаться с нашим особым статусом, с нашим, крымским, видением мира, с нашими культурными ценностями. Всё это было объявлено враждебным, подлежащим искоренению, а от нас потребовали «думать по-украински» (так это звучало в одном из предвыборных лозунгов Виктора Ющенко). Заметьте, не признать право других думать так, как им хочется. На это мы, в принципе, были согласны. Но от нас требовали, чтобы мы сами начали думать иначе, чем нам свойственно, так, как кому-то представлялось, что бы думать должны, обязаны, раз на нас свалилось такое счастье — стать гражданами Украины. Политика государства, в котором мы оказались, предполагала не просто развитие украинской культуры, распространение украинского языка. Предполагалось делать всё это за наш счёт. Нам не предоставляли культурного выбора, а намеревались ломать нас через колено. Не удивительно, что на этом фоне идея возвращения Крыма в состав России никогда не покидала крымчан. Я не раз говорил об этом со своим отцом. Он был уверен, что Крым когда-нибудь снова станет российским. Среди нас было распространено мнение, что возвращение, как акт исторической справедливости, рано или поздно случится, пусть и не при нашей жизни. Но жизнь распорядилась иначе, все произошло гораздо быстрее. И мы к этому оказались готовы. В ходе политического кризиса 2013-2014 годов дальнейшее наше пребывание в составе независимой Украины стало невыносимым. На наше счастье, тогда же возникла реальная возможность возвращения в Россию. И он был сделан незамедлительно и практически единогласно. О правильности и, я бы сказал — естественности этого выбора свидетельствует следующее. Если в составе независимой Украины мы не могли прижиться на протяжении почти четверти века, то уже с первых лет после нашего возвращения возникло ощущение, будто мы всегда здесь и находились. Очень быстро праздничное, приподнятое настроение, какое бывает после возвращения домой после долгой разлуки, сменилось обыденным — мы дома! Отныне мы не нечто, к чему относятся как ко второму или даже третьему сорту, что всё время пытаются переделать во что-то иное и всё время в чём-то нехорошем подозревают. Мы теперь полноценная и неразрывная составная часть единой страны, единого народа, МЫ ДОМА. Мы возвращались не в ту ельцинскую Российскую Федерацию, которая, словно в евангельской притче, трижды от нас отреклась. В своих устремлениях мы возвращались в тот Советский Союз, который потеряли в начале 90-х. И действительно вернулись в единое союзное государство, стремительно возвращающее свою державную мощь и свои позиции в мире. Но главное — это ощущение, что ты в этом государстве — у себя и среди своих, а не в гостях и не в качестве чьих-то приживалок. Мы прекрасно отдаём себе отчёт: наш дом не всегда и не во всём выглядит так, как нам бы хотелось. Но это НАШ ДОМ и мы его сделаем лучше, удобнее, совершеннее, богаче. Да и так ли он плох, как иногда любят расписывать разного рода критиканы? Всё познается в сравнении. Давайте сравним наш дом с тем, который принято считать образцовым, который нам долгое время приводили в пример: с американским. Хотели бы вы жить в таком доме, где общественный протест выливается в погромы магазинов, СМИ нагло клевещут и пытаются все свои национальные проблемы свалить на пресловутую «руку Москвы», а полиция вместо того, чтобы поддерживать общественный порядок, становится перед погромщиками на колени? Кстати, ответ на этот вопрос мы уже дали: шесть лет назад мы ушли именно из подобной страны, именно с такими характеристиками. А то, что США образца 2020 года удивительно напоминают Украину 2014-го — это им за раздачу печенья на майдане. Этим печеньем они вскормили зверя, который теперь пожирает их самих. Думаю, это справедливо. Но — не будем злорадствовать. Пусть наводят порядок в своём доме, а нам не мешают благоустраивать свой. И пусть не лезут к нам больше со своими советами. Они и раньше не имели практического смысла, а теперь у этих советчиков и вовсе нет морального права кого-то учить жизни. Да и жизнь у нас разная: разные традиции, разная судьба, различная шкала ценностей. Нечего им тут делать, со своим американским аршином. В дни Крымской весны мне нередко вспоминалось стихотворение Сергея Есенина, в котором наш отечественный аршин выписан так, как ни один американский политолог и близко сделать не способен. Да и не поймёт он — о чём это наш великий поэт. Позволю себе процитировать это стихотворение целиком: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Эта, описанная здесь Россия родилась вовсе не 12 июня 1990 года. Она тогда просто в очередной раз сменила официальный мундир, на котором три последних десятилетия написано «Российская Федерация». Как раньше было написано «СССР», а до этого - «Российская империя». Но всё это Россия из есенинского стихотворения. Она едина и непрерывна, в какой бы официальный мундир ни была одета. Это есенинскую Русь мы видели, когда мечтали о том, что когда-нибудь Крым вернётся на Родину. Это за неё мы голосовали на нашем референдуме. И для нас день 12 июня — не память о принятой ровно 30 лет назад декларации о выходе Российской Федерации из состава России. Для нас это день, свидетельствующий, что никакие внешние силы и внутренние смуты не смогут разорвать тысячелетней преемственности российской государственности, цельности нашей истории, единства нашего народа! С Днём России, дорогие коллеги! С праздником, крымчане! Владимир Константинов Председатель Государственного Совета Республики Крым Город: СоветскоеПерсоны: Владимир КонстантиновТема: Коронавирус в Крыму