Слияние и сокращение Сокращение расходов на оборону, госбезопасность и господдержку экономики делает неизбежными нематериальные компенсации пострадавшим сторонам. Объявленная вчера ликвидация Минкрыма явно усилит на полуострове позиции военных, а укрупнение ФАС за счет ФСТ создаст новые инструменты для давления на госкомпании. Оба решения — не в пользу планировавшихся в правительстве структурных и институциональных реформ в этих сферах. © Фотоархив ИД «Коммерсантъ»15 июля правительство должно было провести во вполне рутинной работе по составлению бюджета на 2016−2018 годы. Сначала на встрече правительства с президентом Владимиром Путиным должны были обсуждаться вопросы расходов бюджетной системы на автодорожное хозяйство, затем на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева — вопросы оборонной промышленности, обороны и безопасности. Однако президент и премьер-министр решили предварить эти события собственной рабочей встречей. По ее итогам главных распорядителей бюджетных средств стало на два меньше, а два крупных аппаратных конфликта последних месяцев были завершены. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) во главе с Игорем Артемьевым поглощает Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Министерство по делам Крыма ликвидируется. Идею ликвидации Минкрыма премьер-министр обосновал тем, что ведомство «свою задачу исполнило»: из его слов следовало, что непосредственной и конечной задачей ведомства Олега Савельева была гармонизация законодательства Крыма и Севастополя, ранее основывавшихся на нормах права Украины, с российской правовой системой. Соответствующий указ президента вчера же подписан президентом и вступил в силу. Функции Минкрыма и его обязательства переходят к Минэкономики. Упраздняется госкомиссия по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Козаком, — вместо нее будет создана правительственная комиссия. С Олегом Савельевым в Белом доме пока расставаться не готовы — он мог бы перейти в аппарат правительства и стать ответственным секретарем новой комиссии, сообщил премьер-министр. В момент создания Минкрыма, по данным «Ъ», господин Савельев возражал против самой идеи министерства, а в мае 2014 года объявлял об ультралиберальной модели развития двух присоединенных регионов РФ — создание ОЭЗ на всей территории полуострова, элементы «цивилизованного офшора» вплоть до разрешения споров по британскому праву, отмена НДС на услуги, европейские нормы строительства (см. «Ъ» от 8 мая 2014 года). Впрочем, уже готовившаяся тогда еще существовавшим Минрегионом федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию региона ориентировалась не на идеи, аналогичные идеям «территорий опережающего развития» вице-премьера и полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, а на крупные федеральные вливания в Крым. В итоге ФЦП по Крыму стала чисто инфраструктурной, тем временем отношения Минкрыма с представительством президента в округе (полпред — вице-адмирал Олег Белавенцев) и властями собственно Крыма становились все более сложными. С ликвидацией Минкрыма и власти региона (глава Крыма Сергей Аксенов заявил вчера, что единственным исполнителем ФЦП, ранее курировавшихся ликвидируемым ведомством, будет правительство региона), и Минобороны будут чувствовать себя в Крыму существенно свободнее — либеральные начинания господина Савельева, осторожно поддерживавшиеся Минэкономики и экономическим блоком правительства, ни там, ни там восторгов не вызывали. При этом предметом аппаратного конфликта вокруг Минкрыма было именно крымское министерство, а не вызывавшая в 2012—2015 годах критику отраслевых ведомств идея «территориальных министерств» как таковая. Минвостокразвития (создано в 2012 году) и Минкавказа (2014 год), заявил премьер-министр президенту, ликвидировать не предполагается. Сам же господин Савельев вчера подтвердил, что переходит в аппарат правительства, где будет отвечать также за развитие Северного Кавказа и Дальнего Востока. Поглощение ФСТ ведомством Игоря Артемьева (см. материал на этой стр.), в свою очередь, также имеет смысл рассматривать как тактическое поражение финансово-экономического блока Белого дома. ФАС никогда не скрывала корпоративной приверженности идее силового регулирования работы госмонополий, тогда как Минэкономики еще весной 2015 года предлагало внешне схожую, но основывающуюся на других принципах идею — единого правительственного регулятора госмонополий с сохранением ФАС и ФСТ своих непосредственных функций и плановой координации работы этой структуры ведомством Алексея Улюкаева. Конфликт двух подходов в Белом доме продолжался уже несколько лет, в последнее время подходы ФАС разделял помощник президента Андрей Белоусов. ФСТ под руководством Сергея Новикова за 11 лет существования всегда была демонстративно далека от карательной логики работы с монополиями даже в конфликтах с региональными энергомонополистами. Объединенная ФАС и ФСТ вряд ли унаследует эту практику, при этом источники «Ъ» в экономическом блоке Белого дома ожидают, что слияние двух ведомств займет месяцы и будет непростым. Оба административных конфликта, завершенных вчера Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, объяснялись в том числе необходимостью бюджетной экономии. Закрытие Минкрыма со 150 действующими сотрудниками (предел штата — 240 человек) и ФСТ со 500 специалистами вряд ли позволит Белому дому говорить о существенной экономии. Но причиной сокращений госаппарата могут рассматриваться именно бюджетные проблемы. Победили и в том и в другом случае структуры правительства, в большей степени, чем финансово-экономический блок, ориентирующиеся на военно-промышленный комплекс и силовую часть правительства, и иной валюты для компенсаций, кроме административной, у Кремля и Белого дома сейчас нет, ведь в основном силовики и ВПК будут главными пострадавшими от крайне жесткого сокращения госрасходов (в 2018 году в реальном выражении — на 14,6% к расходам 2015 года). В отраслевом разрезе, напомним, наибольшее сокращение доходов из бюджетной системы 34,2%) ждет национальную безопасность и правоохранителей, а также статьи «национальная оборона» (26,5%) и «национальная экономика» (24%), бенефициаром последней часто выступает именно ОПК. Среди гражданских госпрограмм сильнее других в 2016—2018 годах урезаются госпрограммы, курируемые МВД, Минобороны, Росатомом, Минпромторгом, Минюстом, а также Минсельхозом. Обсуждавшаяся вчера у Владимира Путина госпрограмма «Развитие транспортной системы» при этом номинально даже растет, как и госпрограмма по космической деятельности, и программы МЧС. С большой вероятностью, столкнувшись с невозможностью защитить финансовые интересы, «пострадавшие от сокращения бюджета» будут легче решать административные вопросы. При этом главная проблема финансово-экономического блока Белого дома — соцрасходы, судя по всему, остается подвешенной до сентября 2015 года. Как сообщила вчера же вице-премьер Ольга Голодец (номинально социальные госпрограммы в 2016—2018 годы растут), обсуждение вопроса об индексации пенсий в ходе бюджетного процесса пока не продвинулось. «Я думаю, что сейчас идет обсуждение всех остальных статей бюджета, и это будет финальная, завершающая стадия», — отметила госпожа Голодец. Напомним, в то время как Минфин выступает за индексацию пенсий и социальных выплат по уровню инфляции прошлого макроэкономического прогноза, соцблок настаивает на увеличении этих выплат на фактическую инфляцию. Вариантом решения соцблок объявляет сейчас только заморозку пенсионных накоплений еще на один год. Финансово-экономический блок Белого дома потратил в 2014—2015 годах очень большие усилия на разморозку накопительного компонента пенсионной системы — возможно, ради всеобщего мира и согласия социально-экономическому блоку Белого дома придется принести в жертву и это достижение. Дмитрий Бутрин, Евгения Крючкова, Олег Сапожков, Анастасия Мануйлова
Слияние и сокращение Сокращение расходов на оборону, госбезопасность и господдержку экономики делает неизбежными нематериальные компенсации пострадавшим сторонам. Объявленная вчера ликвидация Минкрыма явно усилит на полуострове позиции военных, а укрупнение ФАС за счет ФСТ создаст новые инструменты для давления на госкомпании. Оба решения — не в пользу планировавшихся в правительстве структурных и институциональных реформ в этих сферах. © Фотоархив ИД «Коммерсантъ» 15 июля правительство должно было провести во вполне рутинной работе по составлению бюджета на 2016−2018 годы. Сначала на встрече правительства с президентом Владимиром Путиным должны были обсуждаться вопросы расходов бюджетной системы на автодорожное хозяйство, затем на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева — вопросы оборонной промышленности, обороны и безопасности. Однако президент и премьер-министр решили предварить эти события собственной рабочей встречей. По ее итогам главных распорядителей бюджетных средств стало на два меньше, а два крупных аппаратных конфликта последних месяцев были завершены. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) во главе с Игорем Артемьевым поглощает Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Министерство по делам Крыма ликвидируется. Идею ликвидации Минкрыма премьер-министр обосновал тем, что ведомство «свою задачу исполнило»: из его слов следовало, что непосредственной и конечной задачей ведомства Олега Савельева была гармонизация законодательства Крыма и Севастополя, ранее основывавшихся на нормах права Украины, с российской правовой системой. Соответствующий указ президента вчера же подписан президентом и вступил в силу. Функции Минкрыма и его обязательства переходят к Минэкономики. Упраздняется госкомиссия по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Козаком, — вместо нее будет создана правительственная комиссия. С Олегом Савельевым в Белом доме пока расставаться не готовы — он мог бы перейти в аппарат правительства и стать ответственным секретарем новой комиссии, сообщил премьер-министр. В момент создания Минкрыма, по данным «Ъ», господин Савельев возражал против самой идеи министерства, а в мае 2014 года объявлял об ультралиберальной модели развития двух присоединенных регионов РФ — создание ОЭЗ на всей территории полуострова, элементы «цивилизованного офшора» вплоть до разрешения споров по британскому праву, отмена НДС на услуги, европейские нормы строительства (см. «Ъ» от 8 мая 2014 года). Впрочем, уже готовившаяся тогда еще существовавшим Минрегионом федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию региона ориентировалась не на идеи, аналогичные идеям «территорий опережающего развития» вице-премьера и полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, а на крупные федеральные вливания в Крым. В итоге ФЦП по Крыму стала чисто инфраструктурной, тем временем отношения Минкрыма с представительством президента в округе (полпред — вице-адмирал Олег Белавенцев) и властями собственно Крыма становились все более сложными. С ликвидацией Минкрыма и власти региона (глава Крыма Сергей Аксенов заявил вчера, что единственным исполнителем ФЦП, ранее курировавшихся ликвидируемым ведомством, будет правительство региона), и Минобороны будут чувствовать себя в Крыму существенно свободнее — либеральные начинания господина Савельева, осторожно поддерживавшиеся Минэкономики и экономическим блоком правительства, ни там, ни там восторгов не вызывали. При этом предметом аппаратного конфликта вокруг Минкрыма было именно крымское министерство, а не вызывавшая в 2012—2015 годах критику отраслевых ведомств идея «территориальных министерств» как таковая. Минвостокразвития (создано в 2012 году) и Минкавказа (2014 год), заявил премьер-министр президенту, ликвидировать не предполагается. Сам же господин Савельев вчера подтвердил, что переходит в аппарат правительства, где будет отвечать также за развитие Северного Кавказа и Дальнего Востока. Поглощение ФСТ ведомством Игоря Артемьева (см. материал на этой стр.), в свою очередь, также имеет смысл рассматривать как тактическое поражение финансово-экономического блока Белого дома. ФАС никогда не скрывала корпоративной приверженности идее силового регулирования работы госмонополий, тогда как Минэкономики еще весной 2015 года предлагало внешне схожую, но основывающуюся на других принципах идею — единого правительственного регулятора госмонополий с сохранением ФАС и ФСТ своих непосредственных функций и плановой координации работы этой структуры ведомством Алексея Улюкаева. Конфликт двух подходов в Белом доме продолжался уже несколько лет, в последнее время подходы ФАС разделял помощник президента Андрей Белоусов. ФСТ под руководством Сергея Новикова за 11 лет существования всегда была демонстративно далека от карательной логики работы с монополиями даже в конфликтах с региональными энергомонополистами. Объединенная ФАС и ФСТ вряд ли унаследует эту практику, при этом источники «Ъ» в экономическом блоке Белого дома ожидают, что слияние двух ведомств займет месяцы и будет непростым. Оба административных конфликта, завершенных вчера Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, объяснялись в том числе необходимостью бюджетной экономии. Закрытие Минкрыма со 150 действующими сотрудниками (предел штата — 240 человек) и ФСТ со 500 специалистами вряд ли позволит Белому дому говорить о существенной экономии. Но причиной сокращений госаппарата могут рассматриваться именно бюджетные проблемы. Победили и в том и в другом случае структуры правительства, в большей степени, чем финансово-экономический блок, ориентирующиеся на военно-промышленный комплекс и силовую часть правительства, и иной валюты для компенсаций, кроме административной, у Кремля и Белого дома сейчас нет, ведь в основном силовики и ВПК будут главными пострадавшими от крайне жесткого сокращения госрасходов (в 2018 году в реальном выражении — на 14,6% к расходам 2015 года). В отраслевом разрезе, напомним, наибольшее сокращение доходов из бюджетной системы 34,2%) ждет национальную безопасность и правоохранителей, а также статьи «национальная оборона» (26,5%) и «национальная экономика» (24%), бенефициаром последней часто выступает именно ОПК. Среди гражданских госпрограмм сильнее других в 2016—2018 годах урезаются госпрограммы, курируемые МВД, Минобороны, Росатомом, Минпромторгом, Минюстом, а также Минсельхозом. Обсуждавшаяся вчера у Владимира Путина госпрограмма «Развитие транспортной системы» при этом номинально даже растет, как и госпрограмма по космической деятельности, и программы МЧС. С большой вероятностью, столкнувшись с невозможностью защитить финансовые интересы, «пострадавшие от сокращения бюджета» будут легче решать административные вопросы. При этом главная проблема финансово-экономического блока Белого дома — соцрасходы, судя по всему, остается подвешенной до сентября 2015 года. Как сообщила вчера же вице-премьер Ольга Голодец (номинально социальные госпрограммы в 2016—2018 годы растут), обсуждение вопроса об индексации пенсий в ходе бюджетного процесса пока не продвинулось. «Я думаю, что сейчас идет обсуждение всех остальных статей бюджета, и это будет финальная, завершающая стадия», — отметила госпожа Голодец. Напомним, в то время как Минфин выступает за индексацию пенсий и социальных выплат по уровню инфляции прошлого макроэкономического прогноза, соцблок настаивает на увеличении этих выплат на фактическую инфляцию. Вариантом решения соцблок объявляет сейчас только заморозку пенсионных накоплений еще на один год. Финансово-экономический блок Белого дома потратил в 2014—2015 годах очень большие усилия на разморозку накопительного компонента пенсионной системы — возможно, ради всеобщего мира и согласия социально-экономическому блоку Белого дома придется принести в жертву и это достижение. Дмитрий Бутрин, Евгения Крючкова, Олег Сапожков, Анастасия Мануйлова