«Крымоблзем» отхватил большую часть двора Смотришь на сегодняшнюю застройку и задаёшься вопросом: вот кто подобным образом разрешает строить? Из окна одного дома можно заглянуть в окно соседнего, причём соседство такое близкое, что во дворе не остаётся пространства для зон санитарного использования, отдыха, детских площадок, которые всегда учитывались при закладке жилых кварталов в советское время. Кстати, гражданам, поныне проживающим в «сталинках», «хрущёвках», «брежневках», рано радоваться, что их дома возводились с учётом определённых норм и правил, — сегодня их можно «ненароком» нарушить, красиво обойти и, например, выстроить на придомовой территории ещё один многоквартирный дом. Собственно, об этом и наша история.Керчь, центр города, набережная. В конце улицы Айвазовского по периметру большого свободного пространства стоят восемь трёхэтажных жилых домов (№ 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31). С одной стороны совсем близко — море, рядом — залив и порт, с противоположной стороны — сама улица. Эта довоенная застройка (с послевоенной реконструкцией) проводилась таким образом, чтобы все элементы благоустройства находились внутри квартала: детская и спортивная площадки, бельевые зоны и зоны отдыха, а также принадлежащие жильцам сараи.
Много лет люди здесь жили и, как говорится, беды не знали. Их жильё находилось на балансе Морского торгового порта, который занимался текущим ремонтом и благоустройством прилегающей территории.
«Дирекция предприятия бдительно следила, чтобы у нас всегда было уютно и красиво: детские песочницы обеспечивали чистым песком, качели, турники каждый год красили и, если требовалось, ремонтировали, бельевые площадки были вымощены плиткой, повсюду высаживали деревья, цветы и кустарники», — рассказывает местная жительница Наталья Лукашевич.
Наталья Лукашевич И даже когда в 1998 году порт передал свой жилой фонд городу, люди не унывали: сами взялись за кисти, краски, молотки и, как могли, поддерживали двор в приличном состоянии. Жили большой дружной семьёй, почти все возникающие проблемы решая самостоятельно. Занимаясь повсе-дневными вопросами, и не заметили, как городской совет взял да и отдал большую часть их двора (три сотки) некоему предприятию ООО «Крымоблзем» — тихонько так обе стороны заключили в 2008 году договор аренды на 49 лет. А через месяц очередная сессия горсовета утвердила проект под размещение многоквартирного жилого дома. Всё было сделано «без шума и пыли», местные жители узнали о проделанной «операции» спустя ещё десять лет. «Мы неоднократно обращались в администрацию города, чтобы отремонтировали детскую площадку, внутриквартальные дорожки, заменили металлические конструкции для сушки белья, но каждый раз слышали отказ. Поэтому делали, что могли, сами. При этом все эти годы оплачивали уборку нашей придомовой территории и покос травы. И тут вдруг в 2018 году приходит какой-то молодой человек и объявляет, что наша земля уже не наша, что здесь — посередине двора — будет строиться дом», — рассказывает Наталья, возмущаясь, как тщательно скрывали «отцы города» правду от народа, ведь даже не гнушались брать плату за землю, которую втихую уже отдали посторонним людям.
Более того, в генплане развития Керчи уже отсутствуют сараи, которые согласно закону о приватизации жилого фонда должны автоматически передаваться в собственность хозяевам квартир.
«Так называемая уплотнительная застройка займёт почти всё пространство нашего двора, детская площадка и бельевые зоны теперь принадлежат арендатору, который заявляет, что в построенном доме предоставит нам квартиры. Вдумайтесь, если он такое предлагает, значит, мысленно уже все наши дома снёс. Значит, построит апартаменты не на два этажа выше имеющихся строений, как всегда предполагалось по нормам застройки, а реально высотку! В то же время это предложение звучит, как насмешка: какую такую ответственность арендаторы могут нести перед собственниками?.. Но нас это ещё больше пугает. Раз они провернули за нашими спинами одну сделку, могут и другую», — предполагает собеседница.
И опасения эти не напрасные. После того как местные жители услышали об аренде, они бросились «кадастрировать» придомовые территории своих МКД и узнали, что уже не могут оформить полноценные зоны отдыха, детские, спортивные и бельевые площадки, места для выгула животных, парковки для личного транспорта — для всего этого давно нет места.
«Сейчас детская площадка составляет 700 квадратных метров, а нам предлагают на тридцати квадратах разместить и детскую, и хозяйственную, и парковочную зоны», — говорит Наталья.
Все эти, по мнению местных жителей, нарушения изложены городской прокуратуре. Но и. о. заместителя прокурора КерчиА. Л. Санаров будто не замечает того, что происходит. Сначала ссылается на украинское законодательство, затем — на российское. Мол, муниципалитет отдал свою территорию в аренду согласно ст. 123 Земельного кодекса Украины. А потом, после выхода в 2014 году постановления Совмина № 313 «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки в РК», городская власть разрешила на этой внутридворовой части строить МКД. К тому же собственники квартир не подсуетились вовремя — не оформили придомовую территорию должным образом, значит, сами виноваты; за них это сделали другие.
Также в его ответе написано: «Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанное право собственники помещений (перечисляет номера домов) не реализовали».
Да, люди не знали, что может произойти такой подвох, и вовремя не воспользовались своим правом, однако согласно статье 123 Земельного кодекса Украины, на которую ссылается и. о. заместителя прокурора, и ст. 122 того же кодекса, письменное согласие на определённое использование участка должны были дать землепользователи. А ими, на минуточку, являются именно жители перечисленных домов. К тому же в аренду третьим лицам без согласия жильцов, как выясняется, муниципалитет не мог отдать земельный участок, поскольку на нём размещены объекты благоустройства прилегающих домов. Да и обычный здравый смысл говорит, что внутрь двора, которым пользуются восемь трёхэтажек, немыслимо «затолкать» ещё один МКД. Но кого это волнует сегодня? Президентом РФ дана команда по-стахановски увеличивать количество жилых квадратных метров, вот под этой эгидой и дерибанят землю, которую, казалось бы, трогать нельзя, если не хотим навредить местным жителям. Но в нашей истории сам глава горадминистрации считает требования людей «бесперспективными». Что тут ещё скажешь — исход эпопеи становится очевидным.
Нынешний глава горадминистрации Сергей Бороздин отмечает: «Арендатор уже приступил к проектированию объекта, заключил договоры с проектными организациями». Тут же уточняет, мол, «Крымоблзем» неоднократно выносил проектные предложения на рассмотрение Градостроительного совета, а также на публичные слушания.
«О которых мы и не слыхивали, во всяком случае нас туда никто ни разу не приглашал, — комментирует ответ городского головы Н. Лукашевич. — Да если бы и пригласили, толку бы не было, поскольку всем хорошо известно, как их проводят: обычно нагоняют работников организации, заинтересованной в строительстве, они, как правило, занимают 90% зала, в котором проходят слушания, им указывают, за что надо голосовать, а те и голосуют. Люди, чьи интересы реально ущемляются, остаются в меньшинстве».
К сожалению, так чаще всего и происходит. Пока же жильцы домов по улице Айвазовского не собираются сдаваться, но, судя по всему, борьба предстоит долгая и, кажется, малоперспективная — разве что запрет на строительство поступит «сверху». Поэтому спешим вспомнить, что в стометровой прибрежной зоне возводить стационарные объекты запрещено. Ещё в 2014 году председатель Госкомитета по государственной регистрации и кадастру РК Александр Спиридонов отмечал — право собственности будет признано только на уже существующие объекты.
«Новые объекты недвижимости, построенные без соответствующих документов в 100-метровой прибрежной зоне, регистрироваться однозначно не будут», — уточнил тогда А. Спиридонов.
Может быть, хоть эта жёсткая позиция главы Госкомрегистра Крыма остановит новоявленных «хозяев жизни»?
Ольга САФРОНОВА
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА .
«Крымоблзем» отхватил большую часть двораСмотришь на сегодняшнюю застройку и задаёшься вопросом: вот кто подобным образом разрешает строить? Из окна одного дома можно заглянуть в окно соседнего, причём соседство такое близкое, что во дворе не остаётся пространства для зон санитарного использования, отдыха, детских площадок, которые всегда учитывались при закладке жилых кварталов в советское время. Кстати, гражданам, поныне проживающим в «сталинках», «хрущёвках», «брежневках», рано радоваться, что их дома возводились с учётом определённых норм и правил, — сегодня их можно «ненароком» нарушить, красиво обойти и, например, выстроить на придомовой территории ещё один многоквартирный дом. Собственно, об этом и наша история. Керчь, центр города, набережная. В конце улицы Айвазовского по периметру большого свободного пространства стоят восемь трёхэтажных жилых домов (№ 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31). С одной стороны совсем близко — море, рядом — залив и порт, с противоположной стороны — сама улица. Эта довоенная застройка (с послевоенной реконструкцией) проводилась таким образом, чтобы все элементы благоустройства находились внутри квартала: детская и спортивная площадки, бельевые зоны и зоны отдыха, а также принадлежащие жильцам сараи. Много лет люди здесь жили и, как говорится, беды не знали. Их жильё находилось на балансе Морского торгового порта, который занимался текущим ремонтом и благоустройством прилегающей территории. «Дирекция предприятия бдительно следила, чтобы у нас всегда было уютно и красиво: детские песочницы обеспечивали чистым песком, качели, турники каждый год красили и, если требовалось, ремонтировали, бельевые площадки были вымощены плиткой, повсюду высаживали деревья, цветы и кустарники», — рассказывает местная жительница Наталья Лукашевич. Наталья ЛукашевичИ даже когда в 1998 году порт передал свой жилой фонд городу, люди не унывали: сами взялись за кисти, краски, молотки и, как могли, поддерживали двор в приличном состоянии. Жили большой дружной семьёй, почти все возникающие проблемы решая самостоятельно. Занимаясь повсе-дневными вопросами, и не заметили, как городской совет взял да и отдал большую часть их двора (три сотки) некоему предприятию ООО «Крымоблзем» — тихонько так обе стороны заключили в 2008 году договор аренды на 49 лет. А через месяц очередная сессия горсовета утвердила проект под размещение многоквартирного жилого дома. Всё было сделано «без шума и пыли», местные жители узнали о проделанной «операции» спустя ещё десять лет. «Мы неоднократно обращались в администрацию города, чтобы отремонтировали детскую площадку, внутриквартальные дорожки, заменили металлические конструкции для сушки белья, но каждый раз слышали отказ. Поэтому делали, что могли, сами. При этом все эти годы оплачивали уборку нашей придомовой территории и покос травы. И тут вдруг в 2018 году приходит какой-то молодой человек и объявляет, что наша земля уже не наша, что здесь — посередине двора — будет строиться дом», — рассказывает Наталья, возмущаясь, как тщательно скрывали «отцы города» правду от народа, ведь даже не гнушались брать плату за землю, которую втихую уже отдали посторонним людям. Более того, в генплане развития Керчи уже отсутствуют сараи, которые согласно закону о приватизации жилого фонда должны автоматически передаваться в собственность хозяевам квартир. «Так называемая уплотнительная застройка займёт почти всё пространство нашего двора, детская площадка и бельевые зоны теперь принадлежат арендатору, который заявляет, что в построенном доме предоставит нам квартиры. Вдумайтесь, если он такое предлагает, значит, мысленно уже все наши дома снёс. Значит, построит апартаменты не на два этажа выше имеющихся строений, как всегда предполагалось по нормам застройки, а реально высотку! В то же время это предложение звучит, как насмешка: какую такую ответственность арендаторы могут нести перед собственниками? Но нас это ещё больше пугает. Раз они провернули за нашими спинами одну сделку, могут и другую», — предполагает собеседница. И опасения эти не напрасные. После того как местные жители услышали об аренде, они бросились «кадастрировать» придомовые территории своих МКД и узнали, что уже не могут оформить полноценные зоны отдыха, детские, спортивные и бельевые площадки, места для выгула животных, парковки для личного транспорта — для всего этого давно нет места. «Сейчас детская площадка составляет 700 квадратных метров, а нам предлагают на тридцати квадратах разместить и детскую, и хозяйственную, и парковочную зоны», — говорит Наталья. Все эти, по мнению местных жителей, нарушения изложены городской прокуратуре. Но и. о. заместителя прокурора Керчи А. Л. Санаров будто не замечает того, что происходит. Сначала ссылается на украинское законодательство, затем — на российское. Мол, муниципалитет отдал свою территорию в аренду согласно ст. 123 Земельного кодекса Украины. А потом, после выхода в 2014 году постановления Совмина № 313 «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки в РК», городская власть разрешила на этой внутридворовой части строить МКД. К тому же собственники квартир не подсуетились вовремя — не оформили придомовую территорию должным образом, значит, сами виноваты; за них это сделали другие. Также в его ответе написано: «Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанное право собственники помещений (перечисляет номера домов) не реализовали». Да, люди не знали, что может произойти такой подвох, и вовремя не воспользовались своим правом, однако согласно статье 123 Земельного кодекса Украины, на которую ссылается и. о. заместителя прокурора, и ст. 122 того же кодекса, письменное согласие на определённое использование участка должны были дать землепользователи. А ими, на минуточку, являются именно жители перечисленных домов. К тому же в аренду третьим лицам без согласия жильцов, как выясняется, муниципалитет не мог отдать земельный участок, поскольку на нём размещены объекты благоустройства прилегающих домов. Да и обычный здравый смысл говорит, что внутрь двора, которым пользуются восемь трёхэтажек, немыслимо «затолкать» ещё один МКД. Но кого это волнует сегодня? Президентом РФ дана команда по-стахановски увеличивать количество жилых квадратных метров, вот под этой эгидой и дерибанят землю, которую, казалось бы, трогать нельзя, если не хотим навредить местным жителям. Но в нашей истории сам глава горадминистрации считает требования людей «бесперспективными». Что тут ещё скажешь — исход эпопеи становится очевидным. Нынешний глава горадминистрации Сергей Бороздин отмечает: «Арендатор уже приступил к проектированию объекта, заключил договоры с проектными организациями». Тут же уточняет, мол, «Крымоблзем» неоднократно выносил проектные предложения на рассмотрение Градостроительного совета, а также на публичные слушания. «О которых мы и не слыхивали, во всяком случае нас туда никто ни разу не приглашал, — комментирует ответ городского головы Н. Лукашевич. — Да если бы и пригласили, толку бы не было, поскольку всем хорошо известно, как их проводят: обычно нагоняют работников организации, заинтересованной в строительстве, они, как правило, занимают 90% зала, в котором проходят слушания, им указывают, за что надо голосовать, а те и голосуют. Люди, чьи интересы реально ущемляются, остаются в меньшинстве». К сожалению, так чаще всего и происходит. Пока же жильцы домов по улице Айвазовского не собираются сдаваться, но, судя по всему, борьба предстоит долгая и, кажется, малоперспективная — разве что запрет на строительство поступит «сверху». Поэтому спешим вспомнить, что в стометровой прибрежной зоне возводить стационарные объекты запрещено. Ещё в 2014 году председатель Госкомитета по государственной регистрации и кадастру РК Александр Спиридонов отмечал — право собственности будет признано только на уже существующие объекты. «Новые объекты недвижимости, построенные без соответствующих документов в 100-метровой прибрежной зоне, регистрироваться однозначно не будут», — уточнил тогда А. Спиридонов. Может быть, хоть эта жёсткая позиция главы Госкомрегистра Крыма остановит новоявленных «хозяев жизни»? Ольга САФРОНОВА Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА.