Павел Лунгин.
- Павел Семёнович, каким фильмом перешли из сценаристов в режиссёры?
- Это случилось, когда мне было уже сорок лет и мне казалось, что жизнь в кино более или менее закончена, считал себя не очень успешным сценаристом. И вот появилась возможность поставить фильм «Такси-блюз». Именно в первом фильме выкладываешь всё накопленное, потому что умения ещё нет, а есть искренность и нутро.
- Это ведь благодаря вам состоялся кинодебют андеграундного рок-поэта, лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова?
- Можно так сказать, потому что Пётр до этого снялся в маленькой роли в картине Рашида Нугманова «Игла», а я пригласил его на главную роль в мелодраматической истории о том, как жизнь соединила двух совершенно не схожих людей - практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта. Пётр блестяще сыграл талантливого саксофониста Лёшу. Вообще у них с артистом Петром Зайченко (таксист) получился замечательный дуэт.
- Дружба с Мамоновым продолжилась не менее успешной картиной «Остров». Как вы представляете идею и смысл показанной истории?
- Это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. В неё вложены мои размышления о том, как же мучительно больно быть человеком. И как необходимо им быть. «Остров» в какой-то степени можно считать продолжением высказываний Тенгиза Абуладзе в «Покаянии», Карена Шахназарова в «Цареубийце». Разве что моё повествование - более камерное: это прямое обращение к отдельному человеку, а не к обществу в целом. «Остров» дал мне возможность внутреннего разговора. Я позволил себе войти в те области, к которым раньше боялся приблизиться.
- Ваши мысли совпали с чужим сценарием - молодого и не очень известного Дмитрия Соболева. Это случайность?
- С Дмитрием меня познакомил как со своим учеником Юрий Арабов, с которым мы вместе писали сценарий сериала «Дело о мёртвых душах» по произведениям моего любимого Гоголя. Когда я прочитал сценарий Дмитрия, понял: это именно то, что меня волнует, о чём я хочу говорить со зрителями. Написанное сценаристом тронуло глубиной, духовностью и оригинальностью сюжета. Дмитрий, кстати, в кинематографических кругах уже был достаточно известным: лауреат первой премии российско-американского конкурса фонда «Хартли-Меррилл США» за сценарий «Органическая химия». Лауреат второй премии этого же конкурса за сценарий «Остров», признанный лучшим. А за сценарий «Острова» он стал лауреатом премии «Золотой орёл».
- А вы стали лауреатом «Золотого орла» и «Ники» в номинации «Лучший режиссёр». На «Золотом орле» были вручены целых шесть премий, в том числе в номинации «Лучший фильм года». Картина признана лучшей на кинофестивале «Московская премьера». Успех вдохновил на новую картину с Петром Мамоновым в главной роли - «Царь»?
- Успех всегда вдохновляет. Но каждая картина - это порождение не успеха, стремления высказаться так, как до тебя этого ещё никто не сделал. Решился на эту историческую картину об Иване Грозном, его борьбе с оппозицией и его взаимоотношениях с московским митрополитом Филиппом, когда на съёмках «Острова» неожиданно для себя увидел в Петре черты Ивана Грозного, личности противоречивой и непредсказуемой - днём казнил, а ночами молился. Сценарий написал вместе с Алексеем Ивановым.
- Роль митрополита стала последней для Олега Янковского. Почему именно на этого актёра пал ваш выбор?
- Потому что это очень глубокий актёр. И я в нём не ошибся. Готовясь к роли, Олег встречался с патриархом Алексием II, получил его благословение и сыграл блестяще.
- Кто-то из священнослужитей консультировал вас?
- Безусловно. Очень помог писатель и богослов Александр Дворкин, защитивший в своё время диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип». Он, кстати, снялся в эпизодической роли архиепископа Пимена. Консультантом был также иеромонах Косьма, насельник Донского монастыря, с которым мы сотрудничали на картине «Остров».
- У фильма счастливая, по-вашему, прокатная и фестивальная судьба?
- Главное, что я доволен им и реакцией зрителей. Картина была представлена на Каннском и Варшавском фестивалях, открывала Московский международный кинофестиваль. На фестивале русского кино в Риге я получил приз, как лучший режиссёр. Картина стала призёром «Ники» в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая мужская роль».
- В Севастополь вы привезли остросюжетную детективную драму - картину «Конвой» режиссёра Алексея Мизгирёва. Какое участие приняли в ней?
- Как продюсер фильма. Добывал деньги и старался не вмешиваться в творческий процесс.
- Кино стало семейной профессией Лунгиных?
- Пожалуй. Режиссёром и сценаристом стал мой брат Евгений. Сын Александр - режиссёр, сценарист и продюсер. Сын Иван - художник-постановщик, монтажёр.
- Как вы оцениваете книгу «Подстрочник» - запись устных рассказов вашей мамы Лилианы Зиновьевны и телемонолог «Подстрочник» режиссёра Олега Дормана?
- Сначала появился фильм. Замечательный! Перед нами история страны с 20-х до 80-х годов: мама рассказывает о войне, об эвакуации, о начале диссидентства и о дружбе нашей семьи с Некрасовым, Твардовским, Солженицыным, Галичем. Это ещё и про позицию жизненную, про отношение к жизни, совершенно иное, чем сейчас. Сегодня совсем другая система ценностей и отношений, поэтому так откровенно и так остро звучит этот фильм. Книгу, в которую вошло больше материала, чем в фильме, прочитал на одном дыхании. Благодарен Олегу, который, кстати, учился во ВГИКе в мастерской моего отца Семёна Лунгина.
- Мало кто знает, что Лилиана Лунгина была блестящей переводчицей.
- Да. Именно в её переводах мы все читали «Малыша и Карлсона» и «Пеппи Длинныйчулок», романы Гамсуна, Стриндберга, Фриша, Бёлля, Энде, Колетт, Дюма, Сименона, Виана, Гари. Она переводила пьесы Шиллера, Гауптмана, Ибсена, сказки Гофмана и Андерсена.
- Над чем работаете?
- Над картиной «Дама Пик», в основе которой пушкинская повесть и опера Чайковского «Пиковая дама». В этом психологическом триллере переплелись опера и современная жизнь - страсти, азарт игры, гонка за славой, жажда удержать молодость. Будет много музыки, аллюзии, текст в тексте, событийные и смысловые слои. В главных ролях снимаются Ксения Раппопорт и внук Олега Янковского Иван. Оперные партии специально для фильма записывают солисты Большого театра. P/S. Наша встреча состоялась до «Крымской весны». А в марте 2014 года Павел Лунгин подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента России Владимира Путина на Украине и в Крыму.
ДосьеСценарист, режиссёр, народный артист Павел Семёнович Лунгин родился в 1949 году в Москве в семье сценариста Семёна Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. По его сценариям сняты картины «Всё дело в брате», «Конец императора тайги» и «Непобедимый», комедийная мелодрама «Всё наоборот», драмы «Попутчик» и «Христиане», историческая драма «Восточный роман», фильм-фантазия о композиторе Сергее Рахманинове «Ветка сирени», сериалы «Бедные родственники», «Родина». Лауреат национальной премии «Россиянин года», Командор французского ордена искусств и литературы. Президент Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Павел Лунгин. - Павел Семёнович, каким фильмом перешли из сценаристов в режиссёры? - Это случилось, когда мне было уже сорок лет и мне казалось, что жизнь в кино более или менее закончена, считал себя не очень успешным сценаристом. И вот появилась возможность поставить фильм «Такси-блюз». Именно в первом фильме выкладываешь всё накопленное, потому что умения ещё нет, а есть искренность и нутро. - Это ведь благодаря вам состоялся кинодебют андеграундного рок-поэта, лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова? - Можно так сказать, потому что Пётр до этого снялся в маленькой роли в картине Рашида Нугманова «Игла», а я пригласил его на главную роль в мелодраматической истории о том, как жизнь соединила двух совершенно не схожих людей - практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта. Пётр блестяще сыграл талантливого саксофониста Лёшу. Вообще у них с артистом Петром Зайченко (таксист) получился замечательный дуэт. - Дружба с Мамоновым продолжилась не менее успешной картиной «Остров». Как вы представляете идею и смысл показанной истории? - Это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. В неё вложены мои размышления о том, как же мучительно больно быть человеком. И как необходимо им быть. «Остров» в какой-то степени можно считать продолжением высказываний Тенгиза Абуладзе в «Покаянии», Карена Шахназарова в «Цареубийце». Разве что моё повествование - более камерное: это прямое обращение к отдельному человеку, а не к обществу в целом. «Остров» дал мне возможность внутреннего разговора. Я позволил себе войти в те области, к которым раньше боялся приблизиться. - Ваши мысли совпали с чужим сценарием - молодого и не очень известного Дмитрия Соболева. Это случайность? - С Дмитрием меня познакомил как со своим учеником Юрий Арабов, с которым мы вместе писали сценарий сериала «Дело о мёртвых душах» по произведениям моего любимого Гоголя. Когда я прочитал сценарий Дмитрия, понял: это именно то, что меня волнует, о чём я хочу говорить со зрителями. Написанное сценаристом тронуло глубиной, духовностью и оригинальностью сюжета. Дмитрий, кстати, в кинематографических кругах уже был достаточно известным: лауреат первой премии российско-американского конкурса фонда «Хартли-Меррилл США» за сценарий «Органическая химия». Лауреат второй премии этого же конкурса за сценарий «Остров», признанный лучшим. А за сценарий «Острова» он стал лауреатом премии «Золотой орёл». - А вы стали лауреатом «Золотого орла» и «Ники» в номинации «Лучший режиссёр». На «Золотом орле» были вручены целых шесть премий, в том числе в номинации «Лучший фильм года». Картина признана лучшей на кинофестивале «Московская премьера». Успех вдохновил на новую картину с Петром Мамоновым в главной роли - «Царь»? - Успех всегда вдохновляет. Но каждая картина - это порождение не успеха, стремления высказаться так, как до тебя этого ещё никто не сделал. Решился на эту историческую картину об Иване Грозном, его борьбе с оппозицией и его взаимоотношениях с московским митрополитом Филиппом, когда на съёмках «Острова» неожиданно для себя увидел в Петре черты Ивана Грозного, личности противоречивой и непредсказуемой - днём казнил, а ночами молился. Сценарий написал вместе с Алексеем Ивановым. - Роль митрополита стала последней для Олега Янковского. Почему именно на этого актёра пал ваш выбор? - Потому что это очень глубокий актёр. И я в нём не ошибся. Готовясь к роли, Олег встречался с патриархом Алексием II, получил его благословение и сыграл блестяще. - Кто-то из священнослужитей консультировал вас? - Безусловно. Очень помог писатель и богослов Александр Дворкин, защитивший в своё время диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип». Он, кстати, снялся в эпизодической роли архиепископа Пимена. Консультантом был также иеромонах Косьма, насельник Донского монастыря, с которым мы сотрудничали на картине «Остров». - У фильма счастливая, по-вашему, прокатная и фестивальная судьба? - Главное, что я доволен им и реакцией зрителей. Картина была представлена на Каннском и Варшавском фестивалях, открывала Московский международный кинофестиваль. На фестивале русского кино в Риге я получил приз, как лучший режиссёр. Картина стала призёром «Ники» в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая мужская роль». - В Севастополь вы привезли остросюжетную детективную драму - картину «Конвой» режиссёра Алексея Мизгирёва. Какое участие приняли в ней? - Как продюсер фильма. Добывал деньги и старался не вмешиваться в творческий процесс. - Кино стало семейной профессией Лунгиных? - Пожалуй. Режиссёром и сценаристом стал мой брат Евгений. Сын Александр - режиссёр, сценарист и продюсер. Сын Иван - художник-постановщик, монтажёр. - Как вы оцениваете книгу «Подстрочник» - запись устных рассказов вашей мамы Лилианы Зиновьевны и телемонолог «Подстрочник» режиссёра Олега Дормана? - Сначала появился фильм. Замечательный! Перед нами история страны с 20-х до 80-х годов: мама рассказывает о войне, об эвакуации, о начале диссидентства и о дружбе нашей семьи с Некрасовым, Твардовским, Солженицыным, Галичем. Это ещё и про позицию жизненную, про отношение к жизни, совершенно иное, чем сейчас. Сегодня совсем другая система ценностей и отношений, поэтому так откровенно и так остро звучит этот фильм. Книгу, в которую вошло больше материала, чем в фильме, прочитал на одном дыхании. Благодарен Олегу, который, кстати, учился во ВГИКе в мастерской моего отца Семёна Лунгина. - Мало кто знает, что Лилиана Лунгина была блестящей переводчицей. - Да. Именно в её переводах мы все читали «Малыша и Карлсона» и «Пеппи Длинныйчулок», романы Гамсуна, Стриндберга, Фриша, Бёлля, Энде, Колетт, Дюма, Сименона, Виана, Гари. Она переводила пьесы Шиллера, Гауптмана, Ибсена, сказки Гофмана и Андерсена. - Над чем работаете? - Над картиной «Дама Пик», в основе которой пушкинская повесть и опера Чайковского «Пиковая дама». В этом психологическом триллере переплелись опера и современная жизнь - страсти, азарт игры, гонка за славой, жажда удержать молодость. Будет много музыки, аллюзии, текст в тексте, событийные и смысловые слои. В главных ролях снимаются Ксения Раппопорт и внук Олега Янковского Иван. Оперные партии специально для фильма записывают солисты Большого театра. P/S. Наша встреча состоялась до «Крымской весны». А в марте 2014 года Павел Лунгин подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента России Владимира Путина на Украине и в Крыму. Досье Сценарист, режиссёр, народный артист Павел Семёнович Лунгин родился в 1949 году в Москве в семье сценариста Семёна Лунгина и филолога Лилианы Лунгиной. По его сценариям сняты картины «Всё дело в брате», «Конец императора тайги» и «Непобедимый», комедийная мелодрама «Всё наоборот», драмы «Попутчик» и «Христиане», историческая драма «Восточный роман», фильм-фантазия о композиторе Сергее Рахманинове «Ветка сирени», сериалы «Бедные родственники», «Родина». Лауреат национальной премии «Россиянин года», Командор французского ордена искусств и литературы. Президент Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Людмила ОБУХОВСКАЯ.